Сколько в россии тракторных заводов: Тракторные заводы России — список крупнейших предприятий

Содержание

Все тракторные заводы России ликвидировали (продолжение) | Теперь вы знаете это

И снова здравствуйте! Первая часть этой темы, на мое удивление, вызвала бурное обсуждение как сторонников того, что всё развалили, так и тех, кто считает, что закрылись только избыточные предприятия, продукцию которых никто не покупал. У каждой стороны свои аргументы, у первых, главный аргумент состоит в том, что при СССР выпускалось огромное количество тракторов, сотни тысяч в год. Но при СССР все эти трактора выпускались для нужд 16 республик и импорт техники был закрыт. Колхозы были государственными, какой трактор купить для нужд колхоза, выбирало государство, а не колхозники.

И тем не менее, продолжим перечислять успешно работающие российские тракторные заводы.

По глазам вижу, что вам уже интересно))
Не забывайте, что с вас Лайк, подписка на канал и один комментарий под статьей или репост ссылки в любой социальной сети, а лучше всё вместе.
И огромное вам за это спасибо! 🙂

Алтайский Тракторный Завод «Гранд»

© леснойресурс.рф

© леснойресурс.рф

Это производственный комплекс с современными станками и квалифицированными специалистами. Завод успешно работает на протяжении 10 лет и поставляет надежное оборудование для лесопромышленного, строительного, нефтяного и газового комплекса. Как видите, выпускают не только тракторы.

Чебоксарский тракторный завод

© http://superdem.ru

© http://superdem.ru

Единственный в России и странах СНГ завод, входящий в четверку мировых предприятий-лидеров по производству тяжелой бульдозерно-рыхлительной и трубоукладочной техники. Машины, выпускаемые предприятием, используются в нефтегазовой, горнорудной и строительной отраслях.

Ежегодно предприятием ставится на производство 1-2 новые модели тракторной техники.

Онежский тракторный завод

© http://old.rk.karelia.ru

© http://old.rk.karelia.ru

Одно из старейших промышленных предприятий России, основанное в 1703 году, согласно Указу царя Петра I и давшее рождение нынешней столице Республики Карелия — городу Петрозаводск.

С 2007 года ООО «Онежский тракторный завод» входил в состав мощнейшей машиностроительно-индустриальной группы «Концерн «Тракторные заводы», объединяющей более 20 предприятий в 10 субъектах РФ и являющейся одним из крупнейших российских интеграторов научно-технических и производственно-технологических ресурсов в машиностроении, как в России, так и за рубежом.

14 февраля 2019 года Белорусский Холдинг «Амкодор» выиграл аукцион на покупку завода. Завод будет функционировать под новым названием — ООО «Амкодор-Онего».

Орский завод тракторных прицепов (ПО «САРМАТ»)

© gruzovikpress.ru

© gruzovikpress.ru

Передовое предприятие по производству прицепов и полуприцепов грузоподъёмностью от 2 до 24 тонн к колесным тракторам с объемом выпуска до 10 тыс. штук в год. Пройдя через череду реорганизаций и ликвидаций, производство прицепов «Сармат» сегодня известно как ООО «Орские прицепы» (до этого ООО МО «Сармат»). Здесь выпускают широкую линейку тракторных прицепов (как самосвальных, так и шасси), продолжают выпуск прицепов ГКБ-872М для нужд Министерства обороны России, прицепов-цистерн, легковых прицепов, а также разрабатывают новые модели. Одной из свежих новинок лета 2016 года является автомобильный прицеп-самосвал «Сармат-8589А» грузоподъёмностью 14 т для работы с КАМАЗом.

Так что, заводы есть и они успешно работают.

Кто-то , обязательно, снова начнет сравнивать с количеством заводов и объёмом производства тракторов и другой сельхозтехники выпускаемых во времена СССР. А я снова скажу, что СССР был совершенно другой страной, где государство диктовало какую продукцию выпускать и в каком объеме это делать. Импортной техники и оборудования не было. У Колхозов и Совхозов не было выбора производителя техники, какую дадут, на том и работали. Вы бы хотели, чтобы так было и сейчас?

Спасибо, что дочитали до конца!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, комментируйте, делитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.

Все тракторные заводы России закрыли | Теперь вы знаете это

Когда начинаешь обсуждать открытие/закрытие каких-либо российских предприятий, обязательно найдется кто-то, кто с пеной у рта будет доказывать, что все тракторные заводы в России загубили и закрыли. Мол раньше столько тракторов делали, а сейчас…

Но давайте посмотрим сами так ли это

Уже стало интересно? В любом случае, с вас Лайк, подписка на канал и один комментарий под статьей или репост ссылки в любой социальной сети, а лучше всё вместе. И огромное вам за это спасибо! 🙂

Группа компаний «Кировский завод»

© http://rarus.ru

© http://rarus.ru

Является одной из крупнейших в России промышленных компаний машиностроительного профиля. С 2009 года он включен в Перечень системообразующих предприятий Российской Федерации.

Число работников: 5900 человек.

Основная продукция: сельскохозяйственные тракторы «Кировец» и дорожно-строительные и специальные машины на базе тракторов «Кировец».

Экспорт продукции: более 30 стран мира — Германия, Франция, Австралия, Канада, США, Чехия, Венгрия, Болгария, Казахстан, Беларусь, Монголия и др.

Производственное предприятие «СпецАвтоПрицеп»

© http://спецавтоприцеп.рф

© http://спецавтоприцеп.рф

Образована в августе 2011 года. В период с сентября 2011 по март 2012 года предприятие провело освоение и запуск производства тректорных прицепов (прицепов-шасси) под собственной торговой маркой «САП». Производит и продает двухосные и трехосные тракторные и автомобильные прицепы, прицепы-шасси и машинокомплекты к ним.

Экспорт продукции: Казахстан, Армения

Челябинский тракторный завод

© http://tonnametr.ru

© http://tonnametr.ru

Машиностроительное предприятие по разработке и производству колесной и гусеничной дорожно-строительной техники (бульдозеров, трубоукладчиков, фронтальных погрузчиков, минитракторов), двигателей внутреннего сгорания, запасных частей и прочей высокотехнологичной машиностроительной продукции. В народе был известен под расхожим названием «Танкоград».

Численность работников: более 6 000 человек

Наличие большого числа контрактов позволило ЧТЗ впервые за последние годы возобновить прием работников

Челябинский завод тракторной техники

© chztt.ru

© chztt.ru

Все в том же Челябинске ООО «Челябинский Завод Тракторной Техники» предлагает продукцию собственного производства — тракторы и бульдозеры тягового класса 10 (аналогичных по своим показателям продукции ЧТЗ), а также трубоукладчики грузоподъемностью 12 и 20 т.

Петербургский тракторный завод

© http://kirovets-ptz.com

© http://kirovets-ptz.com

АО «Петербургский тракторный завод» — одно из старейших машиностроительных предприятий России, является родоначальником отечественного тракторостроения. Компания полного производственного цикла, оснащено современным высокотехнологичным оборудованием, автоматизированными поточными линиями, средствами механизации, конвейерами. Мощности завода, цеха и складские помещения которого занимают площадь около 150 000 кв. м, позволяют изготавливать примерно 2 500 тракторов ежегодно.

И ведь это еще не всё. Позже я опубликую дополнение к этой статье. А чтобы не пропустить, подпишитесь на канал и поставьте Лайк.

часть 1 — Всё о сельхозтехнике glavpahar.ru

Волгоградский тракторный завод сегодня

В преддверии своего распада СССР занимал лидирующие позиции по производству тракторной техники, а пик ее выпуска пришелся на 1980-1990 гг. В то время страна производила более 500 тыс. тракторов ежегодно, в том числе примерно половину из этого количества (свыше 250 тыс. ед.) на заводах, расположенных на территории РСФСР. Несмотря на широкий ассортимент выпускаемой продукции, включающий промышленную и трелевочную технику, основной удельный вес составляли машины сельскохозяйственного назначения.

В наследство от Советского Союза современная Россия получила более 10 индустриальных гигантов, однако за время активных реформ производство тракторов снизилось более чем в 30 раз, и сегодня в физическом исчислении объемы выпуска соответствуют послевоенному периоду.

«ГлавПахарь» предлагает ознакомиться, как создавались мощнейшие предприятия и как сложилась их судьба в рыночных реалиях…

В настоящем обзоре мы рассмотрим не все, а наиболее известные и значимые тракторные заводы, расположенные на территории России:

Волгоградский, Челябинский, Алтайский, Владимирский, Липецкий и Кировский заводы.

Временем зарождения отечественного тракторостроения можно считать 30-е годы прошлого века, поскольку до этого момента серийного промышленного производства просто не существовало, а вся применяемая техника экспортировалась из-за рубежа.

Волгоградский тракторный завод

В середине 1926 года на окраине Сталинграда был заложен первый камень будущего тракторного завода, на котором была высечена надпись: «

Здесь будет мощный индустриальный центр, здесь мы начнем догонять заграницу».

В честь Ф.Э. Дзержинского, скончавшегося в июле того же года, еще не существующий завод был назван его именем.

Предполагалось, что строительство предприятия будет осуществляться при поддержке американской компании Ford, однако ее представители после обсуждения планов такого масштабного проекта ответили отказом. Поиск подрядчиков продолжился и, в итоге согласие было получено от архитектурного бюро Альберта Кана. Это был 1929 год — год начала индустриализации СССР и год начала Великой депрессии в США.

Контракт на проектирование подразумевал строительство трех основных производственных цехов Сталинградского тракторного завода. Сумма контракта составила $30 млн и включала также стоимость зданий и оборудования. В современных деньгах это эквивалентно практически $500 млн. Поставкой материалов и оборудования для завода занимались более 100 американских компаний, а само предприятие стало практически полной копией тракторного завода International Harvester в Милуоки. Процессом постройки завода также руководили американские инженеры.

Уже в середине июня 1930 года с конвейера сошел первый колесный трактор СТЗ-1, аналог американского McCormick Deering 15/30 мощностью 30 л.с. В 1932 году завод вышел на проектную мощность — 144 трактора в сутки. На то время это был небывалый успех, тем более что многие сомневались в возможности организации поточного производства.

В дальнейшем на заводе было освоено производство гусеничных тракторов СТЗ-НАТИ, которые на Всемирной промышленной выставке 1938 года в Париже были удостоены высшей награды. К моменту завершения индустриализации СССР более половины тракторов страны выпускалось Сталинградским тракторным заводом.

Однако изначально завод проектировался как предприятие двойного назначения, на что обращали внимание и американские инженеры. Альберт Кан отмечал в разговоре с коллегами, что «…русские хотят, чтобы под прикрытием мирного производства мы построили им мощнейшие военные заводы, даже не догадываясь об этом». 

Его слова подтвердились: параллельно с производством мирной техники в специальных цехах завода в 1932 году была проведена подготовка к выпуску танков, а первой моделью стал легкий танк Т-26. В это же время были расторгнуты контракты с американскими специалистами, то есть завод становился военным режимным объектом. В 1940 году началась постановка на производство главного танка Второй мировой войны — знаменитой «тридцатьчетверки».

Сталинградский тракторный завод являлся главным поставщиком этого танка в военные годы, а работа предприятия продолжалась вплоть до октября 1942 года и была остановлена лишь после того, как на территории завода начались бои.

Попытки захватить Сталинградский тракторный продолжались более 20 недель, но завод не был сдан. За время ожесточенных боев на каждый квадратный километр территории завода обрушилось 2000 бомб и десятки тысяч снарядов и мин.

После освобождения Сталинграда иностранные журналисты, побывавшие на заводе, отмечали, что восстановить предприятие уже невозможно и оказались неправы — второе рождение завод отметил уже в июне 1944 года, когда с главного конвейера сошел первый трактор.

В послевоенные годы завод продолжил выпуск новых тракторов и боевой техники. Самыми известными машинами, несомненно, являются «покоритель» целины ДТ-54 и знаменитый трактор ДТ-75, высокое качество и возможность модернизации которого послужили основой для разработки целого семейства гусеничных тракторов. 

В 1961 году предприятие переименовано в Волгоградский тракторный завод. Эпохой настоящего расцвета завода стали 70-80-е годы. В 1970 году был выпущен миллионный трактор, а уже в 1983 общий объем производства превысил 2 млн машин. Каждый второй трактор в колхозах и совхозах СССР имел марку «ВгТЗ», кроме того, продукция завода поставлялась в десятки стран мира.

Не оставалось без внимания и производство продукции военного назначения. Это ветеран вьетнамской войны и конфликтов на Востоке плавающий танк ПТ-76, участники афганской кампании БМД-1, БТР-Д, «Спрут-СД», новые модели боевых машин БМД-2, БМД-3, БМД-4.

После развала СССР для завода, можно сказать, наступила «черная полоса». В 1992 году предприятие было приватизировано и переименовано в

ОАО «Волгоградский тракторный завод».

Уже год спустя были остановлены пять сборочных цехов и в конце 90-х завод выпускал менее 3000 тракторов в год, что в шесть раз меньше, чем в начале его славной карьеры. Единственной попыткой остаться на плаву стало освоение серийного производства нового гусеничного трактора ВТ-100 мощностью 120 л.с. и различных модификаций на его базе.

Гусеничный трактор ВТ-100 производства Волгоградского тракторного завода

В 2002 году завод был разделен на четыре самостоятельных подразделения, затем последовала череда преобразований и банкротств, а в ноябре 2015 года на заводе собрали последний трактор. 

Имущество знаменитого тракторного завода сейчас распродается, однако вряд ли найдется много желающих приобрести себе даже самый дорогой актив предприятия — станочное оборудование, ведь дата выпуска некоторых — 1947 год, а большинство моделей — 1960-70 гг.

Аграрная катастрофа

Тем не менее, на сайте предприятия отмечается о выпуске тракторов в 2020 г., например, Агромаш 90ТГ, ДТ-75, ВТГ-100, ВЗГМ-90, но насколько эта информация является объективной, сказать сложно. Фактически, оставшиеся мощности нацелены на выполнение гособоронзаказа (задание получено Волгоградским тракторным заводом в 2020 году). Наиболее вероятно, что определенные модели тракторной техники предприятие может изготовить в индивидуальном порядке. 

Сегодня на той части предприятия, которая занимается сборкой военных машин, в частности, боевой машины десанта БМД-4М и модернизированной самоходной противотанковой пушки «Спрут-СДМ1», работает 1700 человек. Оставшаяся часть завода просто разрушена и, как отмечают многие волгоградцы, выглядит так, как будто накануне завершилась Сталинградская битва.

Существует много идей, как можно будет использовать огромную территорию бывшего гиганта советской индустрии: от жилой застройки до современного кластера для инновационных компаний. Не исключается и возможность возрождения производства сельскохозяйственной техники.

Ведь территория завода это уникальная, удобно расположенная площадка с необходимой логистикой, инженерными сетями и коммуникациями.

Насколько и как эти планы будут реализованы, покажет только время…

Продолжение следует…

Владимирский тракторный завод

Владимирский тракторный завод (ВТЗ), с 2003 года Владимирский моторо-тракторный завод (ВМТЗ) — предприятие, выпускающее колесные трактора и другую технику, а также дизельные двигатели. В советское время — крупнейший завод города Владимира и один из ведущих тракторных заводов СССР. Значение его для Владимира и всей области настолько велико, что власти в течение всего постсоветского времени пытаются поддержать и спасти ВТЗ.

Строительство завода началось во время войны, в связи с постановлением Центрального Комитета ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР от 28 февраля 1943 года. Местом для нового завода была выбрана северная окраина Владимира, район за старой Юрьевской заставой.

В строительстве участвовали 500 специально мобилизованных комсомольцев, специалисты с действующих предприятий, военнопленные. Из действующей армии были отозваны опытные инженеры. К июлю 1944-го под открытым небом были собраны первые 5 машин «Универсал» по документации Кировского завода Ленинграда. Они не имели шин и были очень просты в изготовлении и эксплуатации.

Днем рождения завода считается 24 апреля 1945 года,когда были выпущены первые 500 тракторов.

В 1955 году на ВТЗ разработали новый трактор ДТ. За год были выпущены 10 тысяч тракторов ДТ-24 универсально-пропашной и хлопковой модификаций. Новый трактор оснащался дизельным двигателем и колесами с резиновыми шинами.

С 50‑х годов при ВТЗ существовала главная футбольная команда области «Торпедо» (имевшая также названия «Трактор» и «Мотор»).

В первой половине 1958 года началось массовое производство новой машины Т‑28 «Владимирец». Модель получила награду Всемирной выставки в Брюсселе. Всего во Владимире выпустили более 250 тысяч таких тракторов. Их производство в 1970 году передано Ташкентскому тракторному заводу, а Владимирский тракторный завод перешел на изготовление тракторов типа Т‑25, садово-огородного трактора, переданного во Владимир с Харьковского завода. Этот трактор позже послужил основой для выпуска большого числа моделей и модификаций.

В 60‑е годы ВТЗ становится одним из крупнейших в мире производителем дизельных двигателей с воздушным охлаждением. Они устанавливались и на тракторах, выпускаемых в Липецке и Ташкенте.

В 1966 году завод награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в 1976 году – орденом Октябрьской Революции.

В 1977 году за создание конструкции и организацию поточно-массового производства дизелей с воздушным охлаждением группа специалистов предприятия удостоена Государственной премии СССР . Государственный комитет по науке и технике присудил трактору Т‑25А первую премию и признал лучшей машиной 1977 года.

40% выпускаемой продукции завод отправляет на экспорт, более чем в 60 стран.

В 1980 году ВТЗ был награжден премией «Золотой Меркурий» за развитие национальной экономики и международных отношений.

В 1983 году каждый пятый трактор, выпускаемый в стране, оборудуется дизелем ВТЗ.

В 1984 году разработан и изготовлен трактор Т‑30К, предназначенный для работ в плодопитомниках.

В1985 году разработан двигатель малой мощности МД‑3 (3 л.с.),для мотоблока, мотокультиватора, насоса или бетономешалки.

В1988 году на ВТЗ выпущен миллионный трактор и четырехмиллионный двигатель.

Расцвету завода способствовало и военное производство.

В 90‑е годы многие тракторные заводы России терпят крах. Но ВТЗ, снижая объемы и штаты работников, держится на плаву и выпускает новые модели. С середины 90‑х годов была попытка американской компании Access Industries с подачи Всемирного банка сделать на ВТЗ «правильный» западный бизнес. История рыночных преобразований на ВТЗ вошла в учебники по менеджменту. 

Завод работал с убытком, задолженности по зарплате были хроническими, штаты сокращались ежегодно.

В 1996 году выпущены первые тракторы серии ВТЗ-2000, а также трактор Т‑45, специально приспособленный для работы в теплицах.

В декабре 1998 года состоялась презентация самоходного шасси ВТЗ-30СШ (когда мотор сзади, а кузов или другое оборудование перед кабиной).

В 90‑е годы завод теряет или продает объекты социальной инфраструктуры и пустующие корпуса. Дом культуры ВТЗ превращается в городской Дом культуры. Трудно сегодня узнать заводской корпус ВТЗ в торговом центре «Мегаторг». Было продано и здание спортклуба ВТЗ «Мотор».

Тем не менее ВТЗ начал осваивать современный модельный ряд в конце 1990‑х годов. На смену модели Т‑25 был подготовлен Т‑2027. Трактор Т‑30А и его модификации сменило семейство Т‑2032, а семейство Т‑45 с 2001 г. сменили тракторы Т‑2048А. Завод освоил производство моделей Т‑2427, Т‑2432, а также мощного полноприводного Т‑2063АС «Турбо-99».

В 2001 году экспериментальным цехом собран первый вильчатый погрузчик ВТЗ-30СШ-ПВ.

Однако экономические проблемы на заводе продолжались. Областная администрация прилагала усилия, чтобы спасти завод: от выпуска облигаций в пользу ВТЗ до влияния на ситуацию через пакет акций, принадлежавший областной администрации.

Дошло до того, что завод лишился исторического названия- в июле 2003 года в связи с изменением состава акционеров ОАО «Владимирский тракторный завод» было реорганизовано в ОАО «Владимирский моторо-тракторный завод».

В 2004 году собраны новые тракторы Т‑50, Т‑85 и коммунальная машина ВТЗ-30СШ-КО, отличающиеся более современным дизайном. В январе 2005 года с конвейера сходит тысячное самоходное шасси производства ВМТЗ.

С 2005 года входит в концерн «Тракторные заводы».

Продукция завода представляется на международных выставках и ярмарках

Но наступает кризисный 2008 год и в журнале «Огонек» появляется статься с характерным заголовком: «Трактор над пропастью»: «Мировой экономический кризис добрался до Центрального федерального округа». Именно так объясняют во Владимире остановку конвейера на местном моторо-тракторном заводе».

Так ВТЗ, ныне ВМТЗ, и существует, если судить по сообщениям СМИ, чередуя новые разработки и виды продукции с проблемными периодами на грани остановки производства.

Основным видом продукции в последние годы являются коммунальные и сельскохозяйственные тракторы различных модификаций, погрузчики, дизельные двигатели мощностью от 25 до 75 л.с., самоходные шасси, навесное оборудование и т.д.

Мне нравится4Не нравится

Волгоградский тракторный завод: разрушен, но не сдан

12 июня 1943 г. Первая колонна отремонтированных танков отправляется на фронт

Волгоград – город-миллионник, город-герой, на протяжении всей своей истории связанный с обороной России. Основанный в XVI веке как военная крепость Царицын, сначала он защищал юго-восточные рубежи Русского царства. Затем в период Гражданской войны город стал местом ожесточенных сражений. В Великую Отечественную войну победа Красной армии в Сталинградской битве прогремела на весь мир беспримерным мужеством и небывалой стойкостью солдат и простых жителей города.

Сражение за Сталинград переломило ход войны и воодушевило все народы на разгром фашизма. Ключевую роль в одной из самых кровопролитных битв XX века сыграли рабочие Сталинградского (ныне Волгоградского) тракторного завода.


Танки вместо тракторов

Сталинградский завод стал первым тракторным заводом советской России. Построен он был в 1930 году при участии американских специалистов и в первую очередь известного архитектора Альберта Кана. Параллельно с производством тракторной техники на заводе был налажен выпуск танков. Первой моделью стал легкий Т-26 – наиболее массовый довоенный танк, к началу Великой Отечественной войны, однако, сильно устаревший по своим броневым и скоростным характеристикам.

К серийному изготовлению танков следующего поколения, модели Т-34, на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ) приступили летом 1941 года. За короткое время коллектив завода смог выйти на показатель в 300 единиц бронетехники в месяц. Столько же техники в то время выпускала вся остальная танковая промышленность СССР. По мере продвижения гитлеровцев на восток завод терял поставщиков. В спешном порядке приходилось решать вопросы по производству комплектующих в своем городе.

Август 1942 года. Танки и артиллерийские тягачи СТЗ готовы к бою. До вступления немцев в Сталинград осталось несколько дней

12 августа 1942 года Военный совет фронта поставил заводу нелегкую задачу: в ближайшие 8-10 дней удвоить выпуск танков. Был разработан ежедневный график, предусматривающий использование всего ремонтного фонда танков фронтовых частей. К вечеру 20 августа с конвейера сошли последние машины в счет месячного задания. Было выпущено 390 танков, 80 из них – сверх плана.

Сталинградский тракторный производил и ремонтировал танки вплоть до того момента, когда линия фронта подошла к заводским цехам. О том, в каких условиях протекала эта работа, можно судить по отчету заводского корпуса № 5 за период с 23 августа по 12 сентября 1942 года: 

«С момента подхода фашистских банд к заводу, бомбежек и обстрелов заводской территории корпусом № 5 проделана следующая работа:

  • выпущено новых танков – 68 штук,

  • отремонтировано танков – 23.

Кроме того, оказана помощь Красной Армии в ремонте путем посылки высококвалифицированных рабочих в ремонтные бригады, а также выдачи запасных частей и различного оборудования.

За промежуток указанного времени в корпус попало шесть фугасных бомб, около 154 зажигательных и один снаряд. Сгорело газойльхранилище, разрушена в двух местах крыша».


В едином строю

В первые дни войны на СТЗ началось формирование народного ополчения. Запись проводили на собраниях и митингах, проходивших в цехах и отделах завода. В течение двух дней в ряды народного ополчения вступили 6000 добровольцев. В их числе – командиры производства, передовики труда, рационализаторы. Одновременно заводчане начали создавать истребительный батальон для борьбы с вражескими диверсантами и десантниками, а также для охраны важнейших промышленных объектов, транспортных узлов и населенных пунктов.


1942 год. В пятом танковом корпусе завода завершается сборка очередной партии танков для фронта

Был сформирован и танковый батальон. Его командиром назначен начальник тракторного цеха капитан запаса А. Лебедев, комиссаром – А. Степанов, заведующий военным отделом Тракторозаводского райкома партии, капитан запаса. В 1942 году подразделение было реорганизовано в танковую бригаду имени сталинградского пролетариата. В бригаду вступили 1500 заводчан. Были созданы штабы МПВО, организованы медико-санитарные отряды. Более 3000 рабочих завода оказывали помощь в строительстве оборонительных рубежей.


«Тракторного первенца пятилетки – врагу не сдадим»

23 августа 1942 года стал самым мрачным днем для сталинградцев. Фашистская авиация непрерывно бомбила город. Зажигательные бомбы сыпались в неисчислимом количестве. Горело все – земля, дома, даже вода. В руины превращались здания, а с потемневшего неба продолжали сыпаться бомбы.

В ночь на 24 августа 1942 года тракторозаводцы выставили для защиты подступов к заводу дополнительно к истребительному батальону сводный отряд двух учебных танковых батальонов. Из числа добровольцев был собран отряд танкистов, автоматчиков, минометчиков, пулеметчиков и стрелков численностью в 300 человек. Он полностью состоял из рабочих завода. Главная задача – удержать немецкие части, прорвавшиеся со стороны села Орловка.


Май 1943 года. На фото ученик первого ремесленного училища Сталинграда: пока цеха завода не восстановлены после бомбежек, ремонт танков ведется прямо на улице

«Три отряда, сформированных за ночь в литейных цехах в количестве 600 человек, получив оружие, заняли оборону в районе поселка Спартановка. Настроение у всех боевое. Единодушно решено драться до последнего, но тракторного первенца пятилетки – врагу не сдать» – такую записку отправил в штаб фронта Д.В. Приходько, в то время секретарь Тракторозаводского райкома партии.

Из воспоминаний маршала Александра Василевского:
«В эти тяжелые для города дни мне пришлось побывать на тракторном заводе. Вот та незабываемая обстановка, которую мне довелось наблюдать там. Противник находился от завода в полутора километрах, подвергая его ожесточенному артиллерийскому и минометному обстрелу. В этих условиях завод продолжал усиленно производить новые и ремонтировать выбывшие из строя танки. Многие рабочие завода, собиравшие танки, на этих же машинах следовали в район боев и там пополняли ряды наших защитников, героически сражавшихся за город».


Из цеха – прямо в бой

Завод-солдат был на переднем крае фронта, уничтожая фашистские танки на подступах к родной земле, и продолжал безостановочно ковать оружие. Люди сутками не покидали производство. Кругом пылал пожар. Одни рабочие его тушили, другие – продолжали ремонтировать танки. Для ремонта искалеченных машин был организован ремонтно-восстановительный батальон, который отремонтировал 91 танк и 60 моторов.


Март 1943 года. Разрушенный заводской поселок. На переднем плане — разбитая пушка. Скоро она будет переплавлена на металл, который станет частью боевой брони танка

Ремонтники становились танкистами. В военную историю завода вписано имя Петра Корчагина. В цех М-15 был доставлен до неузнаваемости изуродованный Т-34. Казалось – только на переплавку. Но Петр трое суток не отходил от танка и по существу вновь его создал. Он полностью обеспечил боевую машину вооружением, боеприпасами, организовал экипаж. А когда немцы приблизились к территории завода, сам повел танк в бой. И это не единичный факт. Из цехов СТЗ шли в бой грозные Т-34. Их вели экипажи ополченцев, вели те, кто их строил. За танками шли вооруженные рабочие.

Истребительный батальон и танковая бригада СТЗ вместе с воинскими частями не позволили противнику ворваться в район тракторного завода. Наступление гитлеровцев было остановлено. И это дало возможность организовать и 5 октября 1942 года закончить эвакуацию наиболее ценного оборудования за Волгу вместе с рабочими и их семьями. К отправке в Барнаул и Челябинск были подготовлены восемнадцать эшелонов, чтобы вывезти 23 тысячи рабочих, ИТР и их семьи, станки и оборудование. А приготовленную для взрыва завода взрывчатку использовали в борьбе с захватчиками.


57 бессмертных

Немецкий генерал Дёрр в своей книге «Поход на Сталинград» так описывал наступление на Сталинградский тракторный завод: 
«В середине октября началась самая большая в то время операция: наступление нескольких дивизий, в том числе танковых, на Сталинградский тракторный завод. Со всех концов фронта к нам в Сталинград стягивались подкрепления. Пять саперных батальонов по воздуху были переброшены в район боев из Германии. Наступление поддерживал в полном составе 8-й авиакорпусНаступавшие войска продвинулись на два километра, однако не смогли полностью преодолеть сопротивления трех дивизий русских, оборонявших завод, и овладеть отвесным берегом Волги. Если нашим войскам удавалось днем на некоторых участках фронта выйти к берегу, ночью они вынуждены были снова отходить, так как засевшие в оврагах русские отрезали их от тыла». 

Следует уточнить, что Сталинградский тракторный завод обороняли не три дивизии, как считает генерал Дёрр, а одна – 37-я гвардейская. Под конец здесь осталось 57 советских солдат. 

Среди них был Алексей Очкин, командир группы «57 бессмертных». Он рассказывал:
«Фашисты пошли в решающее наступление на тракторный, и командарм нас перебросил туда. 14 октября началось самое памятное сражение великой битвы. Мы обороняли площадь Дзержинского. Сто танков устремились на нас, истребителей. Орудие Коли Смородина было разбито, сам он уцелел чудом и вел огонь из бронебойки. Горели развалины, асфальт, земля… Погибло больше половины наших, враг потерял два десятка танков и не смог сломить сопротивление горстки наших бойцов, обогнул завод с тыла…

Мы прорвались в горящие цеха и снова вели бой с танками. И вот тогда 57 раненых, обгоревших, объединились и заняли оборону по самой кромке волжской кручи. Под обрывом, у Волги, весь запас боеприпасов, здесь и был последний смертный рубеж. Николай Смородин и три бойца с автоматами брали с собой мешок гранат и устраивали переполох в расположении фашистских частей. Те в панике отходили, а мы ночью минировали свой последний край у кромки обрыва. …Когда нас стало шестеро, Смородин подбил три танка, целился в четвертый, но тут его оглушило снарядом… Коля цеплялся за край обрыва, ослабевшее тело сползало… Это последнее, что я увидел, потому что и меня тяжело ранило».

Артиллерийский тягач «Комсомолец». На эти машины устанавливались знаменитые «Катюши». На заводе их было выпущено около 9 тысяч единиц

Тракторный не был сдан. В него ворвались захватчики, но он сражался. В нем еще были бойцы. И как потом выяснилось, в цехах завода гитлеровцев подстерегали дерзкие ночные вылазки мелких штурмовых групп и одиночных гранатометчиков. В подвалах и туннелях, под станками и в люках у них были надежные укрытия.


Восставший из пепла

За 21 неделю ожесточенных боев, бушевавших на территории завода, на каждый квадратный километр территории СТЗ обрушилось 2000 авиабомб, десятки тысяч снарядов и мин. Иностранные корреспонденты, побывавшие после освобождения города в Сталинграде, писали, что восстановить красавец завод невозможно. Однако тракторозаводцы решили иначе. 17 июня 1944 года принято считать вторым рождением завода – с восстановленного конвейера сошел первый трактор.

 

1943 год. Расчищенный от завалов и мусора жилой квартал Тракторозаводского района Сталинграда. Работники завода по 12 часов ремонтировали танки, а после трудовой смены шли на уборку города, восстанавливали разрушенные здания

В феврале 1945 года руководство завода, района отправило рапорт на имя председателя Государственного комитета обороны: «…Сегодня мы рады доложить, что Сталинградский тракторный завод снова вступил в строй действующих предприятий страны… Уже восстановлено 176 тысяч квадратных метров производственных площадей, ТЭЦ. Вместе с заводом восстанавливается и наш заводской поселок. Всего восстановлено 67 тыс. кв. метров жилой площади». «…Уже в 1943 году коллектив завода отремонтировал и передал фронту танков на 4 танковые бригады и дизелей на 5 танковых бригад». «С июля 1944 года началось серийное производство гусеничных тракторов, … изготовлено свыше 500 единиц».

В послевоенные годы завод успешно производил гражданскую и военную технику. Самым массовым трактором в СССР стал гусеничный сельскохозяйственный ДТ-75. За 50 лет на Сталинградском, а с 1961 года – на Волгоградском тракторном заводе было выпущено более 2,5 миллионов машин. 


Самоходная противотанковая пушка «Спрут-СДМ1» 

Сегодня Волгоградский тракторный завод остается стратегически важным оборонным предприятием. В 2017 году для финансового оздоровления военная составляющая завода, Волгоградская машиностроительная компания «ВгТЗ», была включена в состав Госкорпорации Ростех. И хотя гражданская часть тракторного завода сегодня расформирована, традиция продолжается – на предприятии производится бронетехника, которая применяется в Воздушно-десантных войсках РФ. Это боевая десантная машина БМД-4М, обеспечивающая необходимое прикрытие и дополнительные боевые возможности подразделениям ВДВ. Разработаны и готовы к государственным испытаниям опытные образцы модернизированной самоходной противотанковой пушки «Спрут-СДМ1», которая способна оказывать мощную огневую поддержку десанту и разведке в любое время суток на суше и на воде. Вся эта техника может десантироваться с помощью парашютных систем.

Новости

Владимир Путин Президент Российской Федерации