технические характеристики (ТТХ), правительственный лимузин, история создания, конструкция
В СССР практически каждый руководитель страны использовал для передвижения свою модель лимузина, созданную конструкторами завода имени Лихачева. Для Н.С. Хрущева был создан ЗиЛ-111, в дизайне которого использовались «аэрокосмические» обводы, широко применявшиеся в мировом автомобилестроении в конце 50-х годов.
Приход нового генсека Л.И. Брежнева подтолкнул завод к созданию лимузина ЗиЛ-114, дизайн которого не имел аналогов среди американского автопрома. Машина содержала массу новых компоновочных и конструкторских решений, ранее не применявшихся заводом ЗиЛ.
История создания
Созданный в конце 50-х годов правительственный лимузин ЗиЛ-111 быстро устарел, несмотря на проведенную в 1962 году косметическую модернизацию. Для разработки нового автомобиля была создана отдельная конструкторская группа под руководством В.Ф. Родионова.
Первые шаги по созданию лимузина были сделаны уже в 1962 году, когда началась разработка двигателя с алюминиевым блоком цилиндров, способного работать с 2-скоростной автоматической трансмиссией от ЗиЛ-111. Выросший крутящий момент приводил к быстрому выходу из строя гидравлического трансформатора и планетарных передач, поэтому в 1966 году начались работы над новой 3-ступенчатой коробкой.
В серию агрегат попал только в 1975 году, устанавливался на автомобили ЗиЛ-114 всего 3 года.
В 1966 году собрали 3 прототипа лимузина ЗиЛ-Э114, причем на первом автомобиле использовались 4 прямоугольные фары. Остальные имели круглую оптику, которая и пошла в серию. Уже осенью обкатанные прототипы были показаны Л.И. Брежневу, который одобрил конструкцию автомобиля, а с 1967 года началась сборка серийных образцов.
Ранние серийные машины ЗиЛ-114 оснащались декоративными крышками в задних арках, позднее от этого элемента отказались. На лимузинах впервые появился фирменный логотип завода ЗиЛ в виде стилизованной надписи, вписанной в прямоугольник.
Описание конструкции
В основе автомобиля ЗиЛ-114 находится рамное шасси, сваренное из элементов коробчатого сечения. Передние колеса оснащены поперечными торсионами, на которых закреплены нижние рычаги. Дополнительно установлены гидравлические телескопические амортизаторы и стабилизатор. Расположение осей качания нижних и верхних рычагов обеспечивает снижение клевков кузова при резком замедлении.
Сзади используются несимметричные 4-листовые рессоры полуэллиптического типа с дополнительными реактивными штангами и телескопическими амортизаторами.
В конструкции предусмотрены резиновые отбойники, ограничивающие ход подвески. Все колеса оснащены стальными штампованными дисками 7,0L-15 и бескамерными покрышками ИЛ-126 размера 9,35*15. В зимнее время использовались специальные шипованные покрышки ИЛ-137.
Рулевой редуктор автомобиля ЗиЛ-114 построен по схеме «винт-гайка-зубчатый сектор», в конструкцию интегрирован гидравлический усилитель поршневой схемы. В кинематическую схему рулевого управления входят маятниковый рычаг и трапеция. Для предотвращения обратного удара колес используется гидравлический демпфер. Рулевая колонка оснащена механизмом откидывания, который облегчает посадку и выход из автомобиля водителя. Дополнительно имеется регулятор высоты положения рулевого колеса.
Автомобиль ЗиЛ-114 оснащен цельнометаллическим закрытым кузовом, рассчитанным на перевозку 7 человек. Средний ряд состоит из 2-х индивидуальных сидений упрощенной конструкции, которые складываются в ниши, выполненные в полу кузова. За спинкой передних кресел, имевших в отличие от задних рядов кожаную обивку, установлена перегородка с гнутым 3-слойным опускающимся при помощи электропривода стеклом.
На базе лимузина выпускался упрощенный седан ЗиЛ-117, предназначенный для размещения 5 человек.
Перегородка на таком автомобиле не применялась. Для установки кузова на шасси используются 35 болтов с резиновыми шайбами.
Лобовое стекло имело затемненную полосу, расположенную сверху. Остальные стекла безосколочного типа, покрыты слоем специальной краски, обеспечивающей теплоизоляцию салона.
В стандартное оснащение автомобилей ЗиЛ-114 входила вакуумная система привода дверных замков с управлением с места водителя. Воздуховоды обеспечивают подачу теплого воздуха на лобовое стекло, а также на стекла, размещенные в задней части боковин кузова.
Кондиционер оборудован 2-мя теплообменниками, которые отдельно обслуживают отделение водителя и основной салон лимузина. Для дополнительной вентиляции используются поворотные форточки, размещенные в передних дверях лимузина. Задние стекла в боковине кузова могут перемещаться в горизонтальном направлении.
Автомобиль ЗиЛ-114 оснащен электрическими приводами стеклоподъемников и передних кресел, внешние зеркала заднего вида получили дистанционное управление. По умолчанию устанавливались ремни безопасности безынерционного типа для сидений переднего и заднего рядов.
В левом подлокотнике заднего дивана, обшитого велюром, автомобиля ЗиЛ-114 размещены приводы управления системой отопления салона, рычаги воздухораспределителей и регулятор частоты вращения вентилятора. Внутри правого подлокотника находится пульт регулировки параметров радиоприемника. Регуляторы обдува заднего стекла и воздухозаборники располагаются на полке позади спинки заднего ряда сидений.
Все построенные ЗиЛ-114 комплектовались транзисторным приемником АВ-68 с автоматом настройки.
Приемник оборудован 2-мя пультами управления, для трансляции музыки установлены 3 громкоговорителя. Антенна с ручным приводом из салона, размещается над лобовым стеклом.
Автомобиль ЗиЛ-114 оснащен бензиновым V-образным 8-цилиндровым двигателем с углом развала блоков 90⁰. Для повышения мощности и снижения расхода топлива используется камера сгорания клиновой формы. При рабочем объеме 6,96 л агрегат развивает мощность 300 л.с. при 4400 об/мин. Блок изготовлен из алюминиевого сплава, рабочие поверхности цилиндров образованы быстросъемными чугунными гильзами. Головки цилиндров выполнены из алюминиевого сплава, на каждый цилиндр установлен 1 впускной и 1 выпускной клапан.
Привод механизма газораспределения осуществляется единым валом, размещенным в развале блоков. Для привода распределительного вала применена бесшумная цепь Морзе. В приводе клапанов использованы гидравлические компенсаторы зазора, снизившие трудоемкость обслуживания и шум при работе.
Двигатель автомобиля ЗиЛ-114 оснащен транзисторной системой зажигания. На части лимузинов устанавливалась дополнительная система на основе вибратора, используемая в аварийных ситуациях.
Степень сжатия составляет 10,5, в качестве топлива используется бензин сорта «Экстра», имеющий октановое число 95 ед. Запас горючего хранится в топливном баке вместимостью 120 л, размещенном под полом багажника. Двигатель оснащался 4-камерным карбюратором К-254 с падающим потоком смеси и ускорителем холостого хода.
Отвод отработавших газов ведется через 2 индивидуальных коллектора с 3-мя глушителями в каждом.
Система охлаждения жидкостного типа, оснащена расширительным бачком. Перед радиатором установлена тканевая шторка с ручной регулировкой положения. В систему охлаждения входит масляный радиатор, размещенный непосредственно в водяной рубашке блока цилиндров.
В нижнем бачке основного радиатора установлен теплообменник гидравлической трансмиссии. Для подачи воздуха через соты радиатора используется 6-лопасный вентилятор с постоянным клиноременным приводом от коленчатого вала. Вокруг вентилятора размещен диффузор, обеспечивающий улучшение характеристик охлаждения. В конструкцию радиатора введены дополнительные теплообменные пластины из красной меди.
Передача крутящего момента от двигателя осуществляется гидравлической трансмиссией, состоящей из трансформатора и планетарной коробки скоростей. Коробка передач имеет пониженную и прямую скорости, а также обеспечивает возможность движения автомобиля ЗиЛ-114 назад. Водитель может управлять коробкой принудительно при помощи набора кнопок, расположенных на панели приборов, позднее стал использоваться селектор. Между коробкой и задним мостом размещены два карданных вала полой конструкции с дополнительной подшипниковой опорой.
Балка заднего моста автомобиля ЗиЛ-114 построена по схеме «банджо», содержит в себе гипоидный главный редуктор, дифференциал и 2-е полуоси частично разгруженного типа.
Для остановки автомобиля ЗиЛ-114 используются дисковые вентилируемые тормозные механизмы с автоматической компенсацией зазоров. В привод включен усилитель вакуумного типа, в каждом из 2-х контуров размещены дополнительные гидровакуумные усилители. Каждый из независимых контуров обеспечивает передачу тормозного усилия на все колеса лимузина.
Внутри тормозных дисков задних колес размещены барабанные механизмы стояночного тормоза, имеющего механический привод от отдельной педали.
При включении передачи происходит автоматическое отключение привода, обеспечиваемое вакуумной диафрагмой. При необходимости стояночный тормоз отключается специальным сбрасывателем, размещенным под панелью приборов.
Применение
Всего завод ЗиЛ собрал 113 автомобилей ЗиЛ-114, которые поступали в Гараж Особого Назначения для обслуживания высших партийных чиновников СССР. Упрощенный 5-местный седан ЗиЛ-117 предназначался для перевозки менее важных персон, а также для сопровождения кортежей.
Уменьшенные габариты и вес сделали автомобиль динамичнее, хотя максимальная скорость выросла всего на 10 км/ч. После ухудшения здоровья Л.И. Брежнева была создана специальная версия ЗиЛ-114А с кузовом типа универсал. Внутри имелись места для бригады врачей и направляющие для установки носилок. Завод ЗиЛ изготовил 2 автомобиля в 1974 году.
Для проведения парадов на Красной площади использовались 2-дверные кабриолеты ЗиЛ-117В, которые оснащались звукопередающей аппаратурой и возвышением на полу, расположенным за спинкой сидения водителя. Всего было собрано 3 таких автомобиля, которые имели окраску серо-голубого цвета. Дополнительно завод изготовил 5 стандартных 5-местных кабриолетов черного цвета.
В начале 80-х годов началось списание автомобилей ЗиЛ-114, некоторые из которых поступали в различные госучреждения.
На базе одного лимузина силами «Мосфильма» была построена киносъемочная машина, у которой демонтирована задняя часть салона. Спереди имеется дополнительная платформа для установки камеры и размещения оператора. Автомобиль используется компанией и в настоящее время.
Сравнительные характеристики
Ближайшими конкурентами автомобиля ЗиЛ-114 являются западногерманский Mercedes-Benz 600 в кузове W100 и американские лимузины на базе шасси Lincoln и Cadillac. Немецкая машина оснащалась 8-цилиндровым V-образным мотором мощностью 245 л.с. В конструкции двигателя использовался механический впрыск топлива, запас масла размещался в отдельной емкости. Все построенные машины оснащались 3-скоростной автоматической коробкой передач.
Лимузин являлся удлиненной версией обычного седана, причем покупателям предлагались 4 и 6-дверные модификации.
ЗиЛ-114 | Mercedes-Benz 600 | Cadillac Fleetwood 75 | |
---|---|---|---|
Длина, мм | 6305 | 6240 | 5999 |
Ширина, мм | 2068 | 1950 | 2032 |
Высота, мм | 1540 | 1500 | 1618 |
База, мм | 3880 | 3900 | 3802 |
Масса, кг | 3085 | 3350 | 2455 |
Максимальная скорость, км/ч | 190 | 205 | 187 |
Американский автомобиль Fleetwood 75 являлся серийной гражданской машиной, оснащенной бензиновыми моторами мощностью до 400 л.с. при рабочем объеме 8,4 литра. В салоне установлен средний складной ряд сидений.
Разработка ЗиЛ-114 показала, что конструкторы завода имени Лихачева способны создавать оригинальные конструкции, пусть и опираясь на решения иностранных коллег. До наших дней сохранилось некоторое количество лимузинов ЗиЛ-114 и седанов ЗиЛ-117, которые являются ценными приобретениями для коллекционеров автомобильной техники.
В середине 70-х годов завод ЗиЛ начал разработку нового поколения лимузинов, которое отчасти базировалось на основе автомобилей ЗиЛ-114.
При этом существовала переходная модификация машины ЗиЛ-114Н, дизайн которой соответствовал перспективной модели, но задняя стойка крыши сохранялась от предыдущей версии.
Видео
warbook.club
ЗИЛ-114 история советского лимузина характеристики фотографии
ЗИЛ-114 1967-1976 гг.
История, характеристики, фотографии.
ЗИЛ-114 — советский легковой автомобиль высшего класса с кузовом лимузин. Создан для государственных учреждений, посольств, для первых лиц государства. Гармония и строгость линий, сочетались с солидностью этого автомобиля. Он заменил ЗИЛ — 111, представляя собой более совершенную модель представительского класса.
Фотография ЗИЛ-114
Опытный образец собрали в 1965 году, он отправился на прохождение испытаний. Через год организовали поштучную сборку, а в 1968 году транспорт занял линейку машин премиум-класса СССР. В 1971 году произошёл небольшой рестайлинг. В большей степени он коснулся передней части автомобиля.
макет ЗИЛ-114
Конструкция ЗИЛ-114
Комфортное передвижение обеспечивала полностью гидравлическая
подвеска, не позволяющая выбоинам на дорогах тревожить важного
пассажира. Основой безопасности пассажира считалась Х — образная
конструкция рамы автомобиля, имеющая лонжероны с объёмным сечением.
Такая архитектура обеспечивала большую сопротивляемость возможным
деформациям и повреждениям.
Салон ЗИЛ-114
Воздух салона охлаждал кондиционер. Пассажирский салон мог быть
отделён от первого ряда сидений, где обычно располагались водитель
и представитель личной охраны, звуконепроницаемым стеклом, которое
также имело электрический привод. Это позволяло пассажирам во время
движения обсуждать важные государственные дела или вести телефонные
разговоры по правительственной связи.
Фотография салон ЗИЛ-114
Фотография салон ЗИЛ-114
Двигатель ЗИЛ-114
Двигатель ЗиЛ-114 относительно легкий и компактный,
карбюраторный двигатель с алюминиевым блоком цилиндров имел объём
7000 см3, способный развивать до 300 л.с. Автомобиль
разгонялся до максимальной скорости в 190 км/ч. Карбюратор лимузина
состоит из четырёх камер, включающихся последовательн. Система
зажигания транзисторного вида и гидравлического толкателя клапанов.
Работа силовой установки дополнялась автоматической коробкой передач.
Несмотря на это, водитель мог сам выбирать нужную скорость.
Транзисторная система зажигания и гидравлические толкатели. Это
устройство, впервые примененное на ЗИС-110 в 1946 году, делает
ненужным регулировку зазора в клапанном механизме в течение всего
срока службы двигателя.
фотография двигатель ЗИЛ-114
Конструктивные особенности ЗИЛ-117
Подвеска обеспечивает плавную работу без толчков при резком
разгоне или торможении. При вхождении в поворот на высокой скорости
не возникает крен. Передняя подвеска бесшкворневого вида оснащается
продольными торсионными стержнями, которые работают на скручивание.
Их поместили вдоль лонжеронов рамы. Их основное назначение — оси
нижних рычагов подвески. Задняя подвеска зависимого типа получила
стандартную конструкцию: работает на базе продольных листовых
рессоров. Тормозной механизм состоит из каскадной системы усилителей
и раздельных контуров.
фотография киносъёмочный ЗИЛ-114
Медицинский ЗИЛ-114 ЕА
Первый инфаркт Брежнева Л.И. в 1972 году стал главной причиной выпуска
нового типа автомобилей сопровождения. Это была практически скорая
помощь, только с рядом специфических требований. Правительственная скорая помощь
не должна выделяться в кортеже и поэтому за основу взяли ЗИЛ-114.
Так же требовалось сохранить комфорт лимузина. Но основным приоритетом
оставалась быстрая и безопасная доставка Первого лица до больницы.
Разработчикам требовалось создать из лимузина универсал, чтобы входила вся медицинская техника. Длина рамы автомобиля позволяла это сделать с минимальными изменениями в конструкции, но на деле всё оказалось сложнее. Рама брала на себя часть силовых нагрузок. Простое изменение положения некоторых технических узлов привело бы к нарушению характеристик жёсткости. Инженерам пришлось пересмотреть строение кузова и переработать компоновку. Внутри салона от спинок передних сидений до крышки багажника поместили основание для носилок, три сиденья для врачей и ящики для хранения медицинских принадлежностей.
фотография медицинский ЗИЛ-114
ЗИЛ-117 — советский легковой автомобиль высшего класса с кузовом седан и кабриолет ЗИЛ-117В. Преемник — ЗИЛ-41041 (1986—2000).
Фотография ЗИЛ-117
Фотографии ЗИЛ-114
фотография ЗИЛ-114
фотография ЗИЛ-114
фотография ЗИЛ-114
фотография ЗИЛ-114
фотография ЗИЛ-114
фотография медицинский ЗИЛ-114
фотография медицинский ЗИЛ-114
взять авто в аренду в краснодаре
dar-web.ru
Автомобиль ЗиЛ-114 — описание и основные технические характеристики
29.04.2019
ЗиЛ-114 — советский автомобиль высшего класса, имевший кузов «лимузин». Выпущен малой серией, имел несколько модификаций, предназначался для высшего руководства страны. Использовался в составе правительственного кортежа, на парадах, торжествах и т.п.
Общая информация
Отечественные дизайнеры смотрели в сторону американских автомобилей премиум-класса, так как их дизайн считался эталоном в автомобильном мире. В начале 60-х годов их стиль резко поменялся: стал преобладать строгий стиль с угловатыми основаниями.
В связи с этим актуальность начала терять 111-я модель, которая использовалась для транспортировки первых лиц страны. В это время стартовало проектирование 114-го авто. В основе легли лучшие дизайнерские тенденции того времени.
Опытный образец собрали в 1965 году, он отправился на прохождение испытаний. Через год организовали поштучную сборку, а в 1968 году транспорт занял линейку машин премиум-класса СССР. В 1971 году произошёл небольшой рестайлинг. В большей степени он коснулся передней части автомобиля.
Конструкция
Критиков транспорт порадовал наличием инновационных на то время решений. К ним относят дисковые тормоза на всех колёсах, возможность регулирования руля по высоте и подвеска на торсионных стержнях бесшкворненного вида. Пассажирские задние места от водительской секции отделяла перегородка из стекла, открываемая электроприводом. Впервые реализована система центрального замка. Все стеклоподъёмники работали на электроприводе. Для обеспечения комфортных температурных условий в салоне в устройстве присутствовал кондиционер. Детермальные стёкла не позволяли солнечным лучам нагревать салон.
Двигатель ЗиЛ-114 имеет объём в 7 литров, развивает до 300 лошадиных сил. Мощности хватает для разгона до 190 км/ч. Силовой агрегат состоит из алюминиевых блоков цилиндра, карбюратора (состоит из четырёх камер, включающихся последовательно), системы зажигания транзисторного вида и гидравлического толкателя клапанов. Работа силовой установки дополнялась автоматической коробкой передач. Несмотря на это, водитель мог сам выбирать нужную скорость. Рулевой механизм оснащён гидроусилителем.
В основе шасси лежит крепка периферийная рама. Подвеска обеспечивает плавную работу без толчков при резком разгоне или торможении. При вхождении в поворот на высокой скорости не возникает крен. Передняя подвеска бесшкворневого вида оснащается продольными торсионными стержнями, которые работают на скручивание. Их поместили вдоль лонжеронов рамы. Их основное назначение — оси нижних рычагов подвески. Задняя подвеска зависимого типа получила стандартную конструкцию: работает на базе продольных листовых рессоров. Тормозной механизм состоит из каскадной системы усилителей и раздельных контуров.
Заметно изменение дизайна: он стал соответствовать строгому стилю, имея в своей основе угловатые очертания. Кузов крепится к раме формы X с лонжеронами объёмного сечения. Такое устройство обеспечивает раме повышенную прочность. Завод имени Лихачёва выпустил около 150 экземпляров различных модификаций. Одним из самых популярных стал вариант с большим люком над пассажирскими местами. Его использовали для приветствия публики на парадах и праздниках. На базе стандартной модели разработали пикап для использования в киноиндустрии.
Двигатель
Силовой агрегат является единственным элементом, который разрабатывался не с нуля в рамках проекта 114-й модели. Его начали конструировать в 1962 году. Основное отличие от предыдущих разработок — блок цилиндров сделан из алюминия. На такой шаг конструкторы пошли для снижения массы мотора. Гидравлические толкатели клапанов внедрены в устройство для устранения надобности регулировки зазоров в ГРМ. Он работал вместе с четырёхкамерным карбюратором и транзисторной системой зажигания. На выходе инженеры получили 300 лошадиных сил, что на 100 больше, чем у предыдущего поколения.
Технические характеристики автомобиля ЗиЛ-114:
- Длина — 6,3 метров;
- Ширина — 2 метра;
- Высота — 1,5 метра;
- Колёсная база — 3,9 метра;
- Клиренс — 17 сантиметров;
- Объём силового агрегата — 7 литров;
- Мощность силовой установки — 300 лошадиных сил при 4,4 тысячах оборотов;
- Максимальный крутящий момент — 559 Нм при 2,8 тысячах оборотов;
- Коробка передач — автоматическая;
- Разгон до 100 км/ч — 13,5 секунд;
- Средний расход топлива — 19 литров на 100 километров;
- Максимальная скорость — 190 км/ч.
Когда велись работы над силовой установкой, её сразу не планировали использовать в другом гражданском или военном транспорте. Это связано с питанием от качественного высокооктанового бензина и адаптации к работе с уникальной автоматической коробкой передач. АКПП перешла в 114-ю модель от 111-го семейства, но практическое использование с мощным мотором выявило ряд недостатков. Для их устранения пришлось разрабатывать новый агрегат с совершенно новым устройством. Экземпляры с новой КПП встали на конвейер в 1975 году.
История медицинского варианта
В 1972 году Леонид Ильич Брежнев перенёс первый инсульт. Для безопасности его здоровья требовался транспорт, который бы нёс «на борту» медицинское оборудование для оказания первой помощи. Главным требованием стало сохранение внешнего вида, который вписывался в правительственный кортеж. За основу разработку взяли ЗиЛ-114. Основной задачей такого авто стала комфортная и быстрая доставка генерального секретаря в больницу в случае необходимости.
Оснащённость находилась на уровне базовой скорой помощи. В составе экипажа всегда присутствовали несколько врачей. Состояние здоровья Брежнева тщательно скрывали. Именно поэтому государственная «неотложка» не имела отличительные черты от общей стилистика правительственного транспорта. Врачам из экипажа запрещалось надевать традиционные белые халаты, чтобы не раскрыть назначение машины.
В то же время государственный заказ сделали на создание медицинской скорой помощи на базе Чайки. Такие автомобили предназначались для доставки в стационар простых чиновников. Основная разница между двумя «скорыми» в количестве выпущенных экземплярах. ЗиЛ-114Е выпущен только один, а Чаек собрали порядка 15 штук.
Разработчикам требовалось создать из лимузина универсал, чтобы входила вся медицинская техника. Длина рамы автомобиля позволяла это сделать с минимальными изменениями в конструкции, но на деле всё оказалось сложнее. Рама брала на себя часть силовых нагрузок. Простое изменение положения некоторых технических узлов привело бы к нарушению характеристик жёсткости. Инженерам пришлось пересмотреть строение кузова и переработать компоновку. Внутри салона от спинок передних сидений до крышки багажника поместили основание для носилок, три сиденья для врачей и ящики для хранения медицинских принадлежностей.
Ещё одной проблемой стала небольшая деталь — хранение запасного колеса. Ранее оно помещалось в багажном отделении, но в медицинской машине его упразднили. Отказываться от запаски в авто такого класса недопустимо. Решение нашли оригинальное — запасное колесо и инструменты поместили в вертикальной нише, которая находилась за левой дверью. В салоне камера хранения никак не выделялась, она сливалась с медицинскими шкафчиками.
Врачи попадали в салоне через правую дверь. Два сиденья установили вплотную к перегородке с водительской частью против движения. Третье сиденье поместили у правого борта в районе двери, оно располагалось по ходу движения. Основание для носилок сместили в сторону левого борта.
Опытный образец собрали в 1974 году. Главным отличием от стандартного варианта (кроме переработки в универсал) стало наличие металлического выступа на крыше. Он сделан для увеличения свободного пространства салона. В полный рост врачи вставать не могли, но зато упрощалось взаимодействием с необходимым медицинским оборудованием. Также надстройка упрощала внос и вынос носилок из кузова.
Для отделки салона использовали дорогую кожу серого цвета. Такой же материал применялся в классическом лимузине. Медицинская модификация вмещала шестерых пассажиров: водитель, охранник, три медработника и лежачий пациент. Основание носилок сделано из кожи. Для экипировки транспорта использовали инновационное реанимационное и кардиологическое оборудование. Масса снаряжённой машины составляла 4 800 килограмм, пустой — 3 900 килограмм. Опыт эксплуатации считается успешным, так как после разработки последующих правительственных лимузинов, руководство страны делало заказ на их адаптацию под медицинский вариант.
Какой можно сделать вывод?
ЗиЛ-114 — автолегенда СССР. Это не только красивый и представительский автомобиль, но также надёжный и прочный. Запас рабочего ресурса составлял несколько сотен тысяч километров без капитального ремонта. Каждый экземпляр серии оснащался уникальными деталями, которые делались вручную на заводе имени Лихачёва.
Купить такую машину в наше время, практически, невозможно. Оставшиеся экземпляры находятся в музеях и частных коллекциях. Многие автолюбители отчаянно ищут по всей стране сохранившиеся авто, чтобы приобрести их в своё владение и провести полную реставрацию к первоначальному виду.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
С друзьями поделились:
militaryarms.ru
ЗИЛ-114 – первый советский лимузин, сделанный по проекту советских дизайнеров
Советский лимузин ЗИЛ-114 выпускался с 1967 года. До 1978 года Завод имени Лихачёва успел выпустить 113 экземпляров. Лимузин отличался оригинальным дизайном, который уже не копировал изделия американского автопрома. Кроме ЗИЛ-114, на заводе в 1971 году был создан седан ЗИЛ-117, который разрабатывался в качестве автомобиля сопровождения, и по своему дизайну копировал правительственный лимузин.
История создания автомобиля ЗИЛ-114
Лимузины завода имени Лихачёва, ещё с того времени, как он назывался ЗИС, всегда поражали советских людей своей изысканностью и роскошью. Первые опытные образцы были созданы в 1966 году, в количестве трёх экземпляров. Уже первые модели отличались наличием нового карбюраторного двигателя, который имел алюминиевый блок цилиндров.
ЗИЛ-114 был высокотехнологичным автомобилем для своего времени, и отличался применением новейших разработок в сфере автомобилестроения:
- Все колёса получили дисковые тормоза;
- Рулевая колонка стала регулируемой по высоте;
- Передняя подвеска была бесшкворневой на торсионных стержнях;
- Все стёкла в машине были оснащены электроподъёмниками;
- Водительское место от пассажирского отсека отделили стеклянной перегородкой, которая тоже была снабжена электроприводом;
- Стёкла на лимузин устанавливались атермальные. Летом они не пропускали жару, а зимой не запотевали.
Особенностью лимузина было максимальное акцентирование на комфорте пассажиров. Водителю оставалось очень мало места, поэтому рулевая колонка откидывалась для более удобной посадки. Отсек для пассажиров имел следующие опции:
- Микроклимат;
- Задний диван, имеющий два сиденья, регулируется в нескольких положения, причём регулировки отдельные для каждого из мест;
- Практически 100% звукоизоляция.
Технические характеристики ЗИЛ-114 имели следующие параметры:
- Тип кузова – семиместный лимузин;
- Длина – 6 305 мм;
- Ширина – 2 068 мм;
- Высота – 1 540 мм;
- Двигатель ЗИЛ-114 шестилитровый, мощностью в 300 л.с;
- Коробка передач двухступенчатая автоматическая;
- Максимальная скорость – 190 км/ч.
Данные технические параметры сделали из ЗИЛ-114 настоящую автолегенду СССР, которая была доступна только для нескольких десятков избранных.
Технические особенности советского лимузина
Лимузин имеет мощную раму. Это было сделано для повышения уровня безопасности. Рама имеет высокую жёсткость на скручивание и весьма устойчива даже к сильным ударам. Подвеска для автомобиля тех годов была выполнена безукоризненно. Даже при резком старте и торможении машина не «приседает» и не «клюёт» носом. Во время скоростного прохождения поворотов ЗИЛ-114 практически не кренился. Передняя подвеска машины на продольных торсионных стержнях. Задняя – зависимая, на обычных рессорах. Тормозная система имеет каскадную систему усилителей. За счёт установки дисковых тормозов на все колёса, машина тормозила даже по сегодняшним меркам отлично.
За все годы производства, кроме стандартных лимузинов, было выпущено ещё несколько машин с огромным люком над пассажирским рядом сидений. Это давало возможность партийным руководителям приветствовать людей, не выходя из машины. Кроме того, один из лимузинов ЗИЛ-114 стал «донором» для производства пикапа для киносъёмок.
Особенности двигателя ЗИЛ-114
Разработка двигателя для нового правительственного лимузина была начата ещё в 1962 году. Новый мотор был революционной конструкции: впервые на Заводе имени Лихачёва использовали блок цилиндров из алюминиевого сплава. Этим данный двигатель и отличался от всех своих предшественников. Новый мотор для правительственного лимузина должен был значительно превосходить все предыдущие разработки, поэтому инженеры ЗИЛ оборудовали его четырёхкамерным карбюратором и транзисторной системой зажигания. В результате этого семилитровый мотор развивал 300 л.с, что на 30% и более превышало мощность двигателя его предшественника.
Самым интересным моментом в истории разработки нового мотора является тот факт, что его разрабатывали исключительно для использования в лимузинах для правительства Советского Союза. Его никогда не планировали использовать для установки на военную или сельскохозяйственную технику. Новый мотор предполагалось использовать в связке с автоматической коробкой передач, которая устанавливалась на ЗИЛ-111. Несмотря на высокую надёжность данного агрегата, он совершенно не предназначался для работы с более мощным мотором, поэтому автоматическая коробка всё время дорабатывалась и модернизировалась.
В 1966 году начались работы по проектированию новой автоматической коробки передач, которая предназначалась исключительно для работы в связке с двигателем ЗИЛ-114. Данные работы продолжались в течение 9 лет, поэтому только с 1975 года машины начали комплектоваться новым агрегатом.
История появления фирменной эмблемы «ЗИЛ»
Мало кто знает, что фирменная эмблема Завода имени Лихачёва появилась только благодаря лимузину ЗИЛ-114. До этого все эмблемы автомобилей ЗИС-ЗИЛ были различными, а на бланках завода имелись только изображения медалей, которые присваивались заводу в разные годы. Эмблему «ЗИЛ», которая стала официальной на долгие годы, создал талантливый конструктор-кузовщик И. Сухоруков. Он придумал её для лимузина ЗИЛ-114.
Скорее всего, она так бы и осталась только на ЗИЛ-114, но заместителю начальника экспериментального цеха завода Матерову она очень понравилась. Он приложил все усилия, чтобы данную эмблему выбрали в качестве официального логотипа завода. Для этого он подговорил рабочих изготовить небольшую партию нагрудных значков с эмблемой, и позвал директора завода Бородина на своеобразную презентацию. Директору эмблема понравилась, и он подписал приказ о присвоении её официального статуса.
Утверждение эмблемы произошло 15 января 1972 года. Именно эта дата считается днём рождения официального логотипа Завода имени Лихачёва.
Модификации ЗИЛ-114 и история появления медицинского варианта
За все годы производства советских лимузинов ЗИЛ-114 было выпущено несколько модификаций данного автомобиля:
- ЗИЛ-114Е – лимузин оборудованный средствами специальной связи и оснащённый экранированной системой зажигания;
- ЗИЛ-114К – автомобиль с бронированным кузовом;
- ЗИЛ-117 – седан сопровождения, сделанный на укороченной базе ЗИЛ-114;
- ЗИЛ-114ЕА – медицинская модификация правительственного лимузина. Постоянно включалась в кортеж Генерального секретаря ЦК КПСС Брежнева, начиная с 1974 года.
Что касается медицинского варианта лимузина, то история его появления очень интересная. В 1972 году Леонид Ильич Брежнев перенёс свой первый инсульт. В результате этого происшествия было принято решение включить в кортеж медицинский транспорт, оснащённый всем необходимым оборудованием для оказания первой медицинской помощи. Главным требованием по созданию медицинского автомобиля было то, чтобы он органично вписывался в кортеж правительства.
В результате медицинский автомобиль был создан на базе ЗИЛ-114. Эта машина должна была обеспечить оказание первой помощи и доставку генерального секретаря в больницу с максимальным комфортом. Так как состояние здоровья Брежнева тщательно скрывалось, врачам из медицинского автомобиля было запрещено носить белые халаты.
Одновременно с медицинским автомобилем на базе ЗИЛ-114, был дан государственный заказ на создание автомобилей скорой помощи на базе автомобиля «Чайка». Они предназначались для оказания первой помощи и транспортировки высших партийных чинов в госпитали и больницы. Медицинский ЗИЛ-114 был собран в единственном экземпляре, а «Чайки» для чиновников были собраны в количестве 15 экземпляров.
Для инженеров Завода имени Лихачёва создание универсала на базе правительственного лимузина оказалось нелёгкой задачей. Основная проблема была в том, что в машину должна была поместиться специальная медицинская техника. Хотя конструкция рамы лимузина позволяла сделать на её базе универсал с минимальными переделками, из-за установки медицинского оборудования нарушалась развесовка автомобиля.
Инженерам пришлось переделывать всю компоновку кузова. Внутри салона поместили носилки, а по бокам находились сиденья для трёх врачей и специальные ящики для медицинского оборудования и специализированных инструментов.
ЗИЛ-114 оказался первым советским лимузином, который показал всему миру, что инженеры-конструкторы Завода имени Лихачёва способны не только копировать американские автомобили, но и разрабатывать свои модели с нуля.
warways.ru
Санитарный лимузин ЗИЛ 114ЕА / 41042
После Октябрьской революции 1917 года «придворная медицина» перестала существовать. И когда 30 августа 1918 года на заводе Михельсона было совершено покушение на Владимира Ильича Ленина, раненного вождя мирового пролетариата повезли не в больницу, а в Кремль, и не на скорой помощи, а на его служебном «Рено». Днем рождения советской «медицины для первых лиц» можно считать 18 февраля 1919 года, когда нарком здравоохранения Н. А. Семашко подписал «План организации санитарного надзора Кремля». 22 февраля того же года начальником Управления саннадзора Кремля (с 1928 года — Лечсанупра Кремля) был назначен Я.Б. Левинсон. Именно в период Лечебно-санитарного управления Кремля создавались основы той организации, которая затем развилась в единую целостную систему «кремлевской медицины».
24 апреля 1953 года Лечсанупр был реорганизован в 4-е (впоследствии 4-е Главное) управление Министерства здравоохранения СССР. С 1953 по 1967 год его возглавлял Александр Михайлович Марков, с 1967 по 1987 год — академик РАН и РАМН Евгений Иванович Чазов. Именно при Чазове сформировалась система, известная как Кремлевская больница и ассоциирующаяся исключительно с борьбой за здоровье Брежнева, а на самом деле стоявшая в авангарде всей советской медицины. Чазов вспоминает об этом так: «Когда Брежнев уговаривал меня возглавить 4-е Главное управление Минздрава СССР, он сказал: «Займитесь там не только членами ЦК, а всеми знаменитыми людьми страны».
Сейчас я уже могу назвать официальные цифры: в итоге к Кремлевке прикрепили 68 тысяч человек. Из них партийных деятелей было всего 2200. Из правительства — 1500. В общем, всего набирается 4 тысячи чиновников. А остальные — кумиры страны, все народные артисты СССР, все известные писатели, все главные конструкторы, все ученые из президиумов академий. Короче, передо мной поставили задачу: создать передовую медицину (вначале в ограниченном масштабе), которая стала бы эталоном для всеобщего здравоохранения. Так и случилось».
В 70-80-е годы поликлиническая помощь, оказываемая медучреждениями 4-го Главного управления, составляла свыше 15 миллионов посещений в год, коечный фонд стационаров — более 1,5 тысяч коек. Только в Центральной клинической больнице в год лечилось более 20 тысяч человек. Помимо обширной сети поликлиник и больниц, управление располагало 24 санаторно-курортными учреждениями на 5373 койко-места.
ЗиС 110А
Такая масштабная структура, как Кремлевская больница, нуждалась в обширном автопарке. Причем не только в автомобилях скорой помощи, но и в других машинах — от обычных легковушек для выездов врачей по вызову на дом до автобусов, грузовиков, фургонов, тракторов и т.д. Соответственно, 4-е Главное управление при Министерстве здравоохранения СССР имело свою автобазу — Центральную автобазу (ЦАБ) на улице Башиловская, 24. Она существует и при нынешней власти и, как все бывшие «кремлевские» гаражи, подчиняется Управлению делами Президента РФ.
На протяжении всей истории существования системы из десятков тысяч потенциальных пациентов Кремлевки 99% (члены семей руководства страны, чиновники среднего звена, артисты, ученые и т.д.) не претендовали на какие-то особые, статусные привилегии, и потому в форсмажорных ситуациях их обслуживали (и обслуживают ныне) приписанные к ЦАБ обычные автомобили скорой помощи. Это лучшие, самые современные, но серийные машины.
ЗиС 110А
Какое-то время эта практика распространялась и на оставшийся 1% — государственную и партийную элиту: если требовалась госпитализация, высокопоставленного пациента доставляли в больницу на обычной скорой. Разумеется, предпочтение отдавалось медицинским модификациям ЗИС-110 и ЗИМ. О включении медицинских машин в состав правительственных кортежей до середины 70-х годов никто и не помышлял. Санитарные автомобили, прикрепленные к ЦАБ, работали исключительно как скорая помощь.
ЗиЛ 118А Юность
Первой ласточкой, предвосхитившей появление спецмашин, предназначенных только для обслуживания первых лиц государства, стал экспериментальный автобус «Юность».
Создавшие этот автомобиль в обход Госплана молодые конструкторы Завода имени Лихачева, отстаивая его право на существование, рисовали широкие перспективы использования малого автобуса в народном хозяйстве. И Совет министров СССР постановил: в тесном взаимодействии с учреждениями Министерства здравоохранения и предприятиями Министерства медицинской промышленности построить на базе «Юности» машину специализированной скорой медицинской помощи.
Трудно сказать, чем руководствовались правительственные чиновники — только интересами 4-го управления или речь шла о создании принципиально нового вида санитарного автомобиля,предназначенного не только для оперативной доставки больных в стационары, но и для оказания неотложной лечебной помощи прямо в машине. В первой половине 1964 года такая специализированная скорая была построена на шасси №3. В заводском рекламном буклете эта машина описывается так: «Применяется для доставки медицинского персонала, диагностической аппаратуры и лечебных средств к месту происшествия, для оказания пострадавшему или заболевшему помощи на месте и в пути следования, для транспортирования больных или пострадавших, находящихся в особо тяжелом состоянии и нуждающихся в максимальном удобстве и покое».
ЗиЛ 118А Юность
Салон медицинской «Юности» оборудовался переносным и стационарным наркозными аппаратами, дефибриллятором, аппаратом искусственного дыхания, сфиг-моманометрами (приборами для измерения артериального давления), электрокардиографом, ингалятором,аппаратом «Амбу» для искусственной вентиляции легких, электроотсосом, установкой для внутривенного вливания и прочими медицинскими приспособлениями, необходимыми для оказания неотложной помощи.
Бригады врачей, работавшие на медицинской «Юности» в ходе профильных испытаний, от нового автомобиля пришли в полный восторг, отметив его несомненное превосходство над всеми отечественными аналогами.
Вердикт был многообещающим: «…дана рекомендация об изготовлении опытной серии автомобилей ЗИЛ-118А». Однако помимо упомянутого опытного образца, свет увидели всего два автобуса с красными крестами на кремовых бортах — на шасси №13 и №14. Обе эти «Юности» поступили в распоряжение ЦАБ 4-го Главного управления Минздрава, где до середины 70-х годов использовались по своему прямому назначению, то есть в качестве спецскорой. Однако здесь важен прецедент: в распоряжении Кремлевки впервые появились автомобили, недоступные простым смертным.
ЗиЛ 114ЕА
Возможно, уникальные штучные скорые помощи так и продолжали бы строить, но в начале 70-х годов пришлось решать проблему немедицинского характера, и это повлияло на дальнейшее развитие событий. Свой первый инсульт генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев перенес в ноябре 1972 года. Стало ясно, что в любых поездках главу государства должна сопровождать машина, оборудованная для оказания экстренной медицинской помощи, но при этом внешне не выбивающаяся из стилистики правительственного кортежа.
По решению 4-го Главного управления Минздрава и Гаража особого назначения (ГОН) такой автомобиль решили создать на базе ЗИЛ-114. Речь шла вовсе не о «реанимобиле» наподобие «Юности», а о машине представительского класса, главная задача которой — с максимальным комфортом доставить больного в стационар.
По оснащенности такая машина немногим превосходила обычную скорую и позволяла оказывать лишь первую неотложную помощь. Обычные санитарные «рафики» во многих отношениях были куда удобнее, однако речь и не шла об использовании автомобиля в качестве «разъездной» скорой 4-го управления. Куда важнее было дополнить кортеж «неотложкой», которая практически не отличалась бы от прочих больших черных машин — дабы не афишировать состояние здоровья генсека. Чтобы не демаскировать назначение машины, прикрепленным к ней врачам даже было запрещено надевать белые халаты.
ЗиЛ 114ЕА
Именно в этот период кому-то из чиновников пришло в голову следующее: если первомулицу государства по статусу положен служебный ЗИЛ-114, а в качестве скорой его обслуживает тоже ЗИЛ, то тем, кому положено по рангу ездить на «Чайках», надлежит и в больницу передвигаться на спецмашинах аналогичного уровня.
В результате в 1973 году два автозавода — ЗИЛ и РАФ — практически одновременно получили задание разработать медицинские универсалы. И если созданный в 1975 году ЗИЛ-114ЕА (на базе автомобиля ЗИЛ-114Е) попал в ЦАБ в единственном экземпляре (второй из двух построенных образцов остался обслуживать заводскую медсанчасть ЗИЛа) — главным образом для движения в составе кортежей, то созданных на базе «Чайки» медицинских универсалов ГА343С в общей сложности было построено около полутора десятков.
Поскольку чиновникам, передвигавшимся на служебных «Чайках», в большинстве случаев никакой кортеж вообще не был положен, то речь шла именно об использовании этих машин в качестве обычной скорой помощи.
ЗиЛ 114ЕА
На первый взгляд перед конструкторами стояла несложная задача: сделать из лимузина универсал, удлинив салон за счет багажника. Рамная конструкция базовых представительских машин, по идее, позволяла свести переделки к минимуму. Однако в действительности все оказалось гораздо сложнее.
И у «Чаек», и у правительственных ЗИЛов кузова, хотя и не считались несущими, но, тем не менее, «в содружестве» с рамой несли часть силовых нагрузок. Как следствие, расположение и конфигурация их несущих элементов, в том числе удерживающих крышу стоек, тщательно рассчитывались. Просто взять и превратить трехобъемный кузов в универсал означало нарушить все жесткостные
характеристики. Не случайно горьковские конструкторы всеми правдами и неправдами от работы над медицинскими «Чайками» уклонялись, и непростой заказ достался Рижской автобусной фабрике (РАФ).
Не обремененные текущими разработками конструкторы «легкового» КБ Завода имени Лихачева за дело взялись охотно. «Пересчитали» кузов, продумали компоновку. В медицинском отсеке, в который превратилось все пространство от спинок передних сидений до почти вертикальной задней стенки кузова, следовало «упаковать» основание для носилок, три сиденья для врачей и закрытые стеллажи для медицинского оборудования.
Пришлось решать и задачу размещения запасного колеса. У базовых лимузинов оно покоилось в багажнике, занимая немалую часть его объема. Медицинский универсал в силу понятных причин багажного отсека не имел, а пренебречь запаской на автомобилях такого уровня было бы верхом легкомыслия. Решение нашли довольно оригинальное. Запасное колесо и прочие шоферские принадлежности разместили в вертикальной нише, доступ к которой обеспечивала «фальшивая» задняя левая дверь. Со стороны салона эта ниша была глухой и попросту сливалась с расположенными по левому борту шкафчиками с медицинскими приборами.
Через заднюю правую дверь в салон попадали врачи, двое из которых могли сидеть на двух складных сиденьях, расположенных против хода движения спинками вплотную к перегородке, отделявшей водительский отсек от медицинского, а еще один — на складном сиденье, сориентированном по ходу движения и расположенном у правой задней двери между медицинскими шкафами правого борта и носилками. Сами носилки устанавливались на платформу, расположенную вплотную к шкафам левого борта.
ЗиЛ 114НА
Уже в 1974 году было изготовлено два опытных экземпляра. Внешне они представляли собой универсалы с надстройкой над крышей, увеличивающей высоту салона, причем машины отличались друг от друга: у одной стальная надстройка начиналась прямо от лобового стекла, как бы продолжая его линию, а у другой возвышалась ступенькой,которая шла от центральных стоек кузова. Увеличение высоты салона стало своеобразной полумерой: встать в полный рост было невозможно, зато появлялось пространство для манипуляции с оборудованием и упрощался процесс погрузки и выгрузки носилок.
Салон, отделанный мягкой серой кожей с такой же роскошью, как и лимузин, был рассчитан на пятерых человек (водитель, охранник и бригада из трех врачей) и одного лежачего пациента, для транспортировки которого машина комплектовалась кожаными носилками. Медицинский отсек оснащался самой современной реанимационной и кардиологической аппаратурой. Эти автомобили имели полную массу 4,8 т, сухую — 3,9 т.
Стоит подчеркнуть, что проведение хирургических операций в этих автомобилях, равно как и в аналогах, построенных на базе более поздних поколений правительственных лимузинов, не предусматривалось. Оборудование,которым оснащались спецмашины, позволяло проводить экстренные манипуляции, направленные на поддержание жизни, но главной задачей была скорейшая доставка пациента в стационар.
ЗиЛ 41042 в Одесском порту
По всей вероятности, опыт эксплуатации ЗИЛ-114ЕА был признан успешным, поскольку с появлением новых правительственных лимузинов ЗИЛ-114Н (новый кузов на старой агрегатной базе) и ЗИЛ-115 (новый кузов на новой агрегатной базе) завод получил задание строить медицинские универсалы на их базе. Созданные в 1979 году универсалы, получившие наименование ЗИЛ-114НА, по сути, представляли собой «перелицованные» варианты ЗИЛ-114ЕА.
В 1986 году было построено три универсала уже на базе ЗИЛ-4104 с оформлением передней части в духе ЗИЛ-41045, получивших наименование ЗИЛ-41042. И наконец, во второй половине 80-х годов построили еще четыре «скорых» на базе ЗИЛ-41047, сохранивших прежний индекс — ЗИЛ-41042. Спецмашины всех поколений практически не отличались друг от друга компоновкой и комплектацией медицинского отсека.
По сравнению с ЗИЛ-114ЕА и ЗИЛ-114НА, единственная инновация ЗИЛ-41042 заключалась в возможности трансформировать медицинский отсек в грузовой. Для этого носилки убирались, кресло врача складывалось, и поверх него устанавливалась специальная платформа. Какой груз (кроме, разве что, гроба с бывшим пациентом) можно было перевозить на «фургоне» такого класса, остается только догадываться.
ЗиЛ 41042
Кроме того, автомобили на базе «сто пятнадцатых» получили 16-дюймовые диски и еще более широкую (245 мм) «резину». Шины особой марки «Гранит» имели конструкцию, позволявшую двигаться при пробитом колесе, что достигалось за счет очень жестких боковин покрышки. Медицинские универсалы ЗИЛ-41042 1986 года щеголяли полным пакетом обновлений, отличавших «ноль сорок пятый» от предшественника. Монументальная облицовка радиатора получила хромированное обрамление. Чтобы «архитектурный центр» передней панели не смотрелся излишне массивно, горизонтальные прутья декоративной решетки расположили группами, отделенными друг от друга акцентированными интервалами. Переднюю «оптику» скомпоновали по-новому, придав этому элементу более строгий и функциональный вид. Небольшие вертикальные габаритные огни заняли место с внешней стороны хромированного оклада фар, под которыми на всю их ширину разместились поворотники.
На боковинах передних крыльев, перед колесными арками, появились довольно крупные оранжевые катафоты. Бамперы стали чуть массивнее, но проходящие на всю их длину черные накладки удачно скрывали «лишний вес». Колесные арки лишились хромированных накладок. Тонкие боковые молдинги на уровне нижнего края бамперов стали значительно шире и тоже получили продольную черную вставку. Корпуса бортовых зеркал заднего вида сменили хром на чернение.
ЗиЛ 41042
Однако в оформлении были и некоторые «индивидуальные особенности». В отличие от базового лимузина, у универсала не исчезли хромированные молдинги на порогах, хромированными остались стойки передних форточек(впрочем, иных в универсале и не было). Поскольку задний бампер имел оригинальную конструкцию без заходящих на крылья боковин, катафоты за арками задних колес сочли неуместными.
Известно, что универсалы ЗИЛ-41042, выпущенные в 1986 году, строились на шасси №183 и №184. Медицинский отсек ЗИЛ-41042 с шасси №183 был отделан бежево-коричневой кожей, салон его «брата-близнеца» с шасси №184 — кремовой. Аналогичным образом — по внешним признакам базового лимузина — можно было распознать и медицинский универсал третьего поколения на шасси ЗИЛ-41047. Изменения вновь коснулись главным образом оформления передка. Был акцентирован ритм декоративных планок облицовки радиатора. На этот раз они распределились равномерно, но каждый третий из прутьев покрывался так называемым «черным хромом». Передняя оптика интегрирована в единый блок: круглые фары уступили место прямоугольным, а поворотники вновь вернулись на углы передних крыльев. Этот светотехнический блок обрамляла тонкая хромированная рамка.
Санитарный отсек ЗиЛ 41042
В широкой черной вставке переднего бампера под фарами появились едва заметные решетки. Хромированная часть переднего бампера видимых изменений не претерпела, но под бампером появился выкрашенный в цвет кузова элемент,
представлявший собой нечто среднее между низкой «юбкой» и высоким спойлером. Оранжевые катафоты на передних крыльях переехали за колесные арки. С передних боковых стекол исчезли форточки. Зеркала заднего вида получили новый пластиковый корпус и стали устанавливаться не на дверь, а в угол окна.
Капот, навешенный на задние петли, вернулся к «аллигаторному» стилю. Эволюция оригинальной части универсала — задка — была такова. На машинах первых поколений пятая дверь состояла из двух секций: нижняя половина откидывалась вниз, верхняя поднималась. У ЗИЛ-41042 последней серии эта дверь была цельной и поднималась вверх. Изменилась и форма заднего окна — его углы заметно скругли-лись. Подштамповка под номерной знак переехала с нижней половины бампера на пятую дверь, а с задней части надстройки на крыше исчезли вентиляционные решетки. Известно, что салон одного из медицинских универсалов последней серии был отделан кожей цвета кофе с молоком, а двух — белой кожей.
ЗиЛ 41042
Передняя часть салона, рассчитанная на водителя и одного пассажира, почти ничем не отличалась от салона стандартных лимузинов. Назначение автомобиля выдавала панель управления спецсигналами (сиренами и проблесковыми маячками) немецкой фирмы AEG-Telefunken, расположенная между передними сиденьями.
Конструктивно универсалы практически не отличались от лимузинов. Основу шасси составляла сварная периферийная рама с лонжеронами замкнутого коробчатого сечения. Эталонная плавность хода обеспечивалась независимой торсионной подвеской на поперечных рычагах спереди и зависимой на продольных несимметричных полуэллиптических рессорах с реактивными штангами сзади. Обе подвески комплектовались стабилизаторами поперечной устойчивости. Рулевой механизм оснащался гидроусилителем с питанием от лопастного насоса, установленного на носке коленчатого вала двигателя.
Прекрасно зарекомендовавшая себя на ЗИЛ-114 система двух автономных тормозных контуров, каждый из которых приводил в действие по одной из двух пар колодок на каждом колесе, осталась без изменений. Эффективность торможения обеспечивали вакуумный усилитель, объединенный с главным тормозным цилиндром, и два гидровакуумных, встроенных в контуры. Закупался этот образчик надежности у английской фирмы Girling, а позже, после ее банкротства, у фирмы Lucas. Однако тормоза универсалов имели свои особенности.
ЗиЛ 41042
Евгений Сергеевич Копылов, заместитель начальника шестого цеха, где выпускали все правительственные ЗИЛы и «Юности», рассказывал об этом следующее. Масса ЗИЛа «амбуланс» существенно превышала массу аналога с кузовом лимузин. Поэтому на ЗИЛ-41042 передние тормозные диски имели большую, чем у базовой модификации, толщину: 32 мм вместо 26. Произвести такую замену позволяли скобы со специальными проставками. Данное изменение в конструкции было сделано по «записке главного конструктора», оно не вносилось в каталог. Такие же диски передних тормозных механизмов использовались на «тяжелых» версиях — ЗИЛ-4105/41051/41052. Машины семейства ЗИЛ-41042 оснащались двигателем модели ЗИЛ-4104. V-образный блок цилиндров с прямым углом развала между рядами цилиндров и головки блока отливались из алюминиевого сплава. Привод распредвалов осуществлялся двухрядной втулочно-роликовой цепью. В блок цилиндров были запрессованы «мокрые» чугунные гильзы с нижним упорным буртиком. Камеры сгорания имели полу-клиновидную форму, а днище поршня — выступ-вытеснитель (это предохраняло мотор от детонации). Охлаждение масла обеспечивали сразу два радиатора. Один, жидкостной, был инсталлирован в блок цилиндров и последовательно с фильтром включен в систему смазки. Параллельно с ним работал автономный масляный радиатор, охлаждаемый воздухом.
Система зажигания имела две электрические цепи — основную и аварийную. Контактно-транзисторное зажигание двигателя ЗИЛ-4104 с середины 80-х годов уступило место бесконтактной электронике. Инновация была воплощена на автомобилях третьего поколения — ЗИЛ-41047 и его модификациях.
Главным узлом трансмиссии была гидромеханическая передача (ГМП), состоящая из комплексного гидротрансформатора и планетарной трехступенчатой коробки передач с автоматическим переключением.
ЗиЛ 41042 на базе последнего поколения ЗиЛ 41047
Выбор режима работы ГМП осуществлялся селекторной рукояткой. Гидромеханическая передача ЗИЛ-114Д, доставшаяся в наследство семейству ЗИЛ-115, модернизировалась дважды — в 1978 и 1982 годах, то есть при подготовке производства базовых лимузинов каждого из поколений. Конструкция гидромеханической передачи, унаследованная последним поколением лимузинов и их модификаций от своих предшественников, имела обозначение «4105».
Принципиальные отличия последней версии ГМП заключались в введении дополнительного режима движения. Прежде для движения вперед водитель мог выбрать или положение рычага «Д», при котором осуществлялся переход по передачам I—II—III, или положение «2», при котором в зависимости от скорости автомобиля и положения дроссельной заслонки двигателя была включена I или II передача. При переходе к ГМП «4105» в систему управления был добавлен диапазон «1», позволявший использовать только первую передачу, что упрощало движение в нештатных дорожных условиях или в горах.
В 1988 году ГМП подверглась очередной модернизации: была существенно изменена конструкция муфты свободного хода и ряда прилегающих деталей, что увеличило надежность узла. Обновленный агрегат получил индекс «4105-01».
По сведениям Вальтера Тоотса, один медицинский универсал первого поколения отправился в Тулу, где новые хозяева отрезали у него выступающую часть крыши, покрасили в серебристый металлик, а внутри установили столик. В 1998-1999 годах обе спецмашины с экстерьером ЗИЛ-41045 у ЦАБ выкупили некие эстонские предприниматели с намерением использовать в качестве элитных автокатафалков.
Еще один медицинский универсал на базе ЗИЛ-4104 и два универсала на базе ЗИЛ-41047 были выкуплены одним человеком: с какой целью и где сейчас находятся автомобили — неизвестно.
carakoom.com
114 — это… Что такое ЗИЛ-114?
ЗиЛ-114
Общие данные
ЗИЛ-114 | |
---|---|
Производитель: | ЗиЛ |
Марка: | ЗИЛ-114 |
Тип: | Бензиновый |
Объём: | 6 959 см3 |
Максимальная мощность: | 300 л.с., при 4 400 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 559 Н·м, при 2 800 об/мин |
Конфигурация: | V8 |
Цилиндров: | 8 |
Клапанов: | 16 |
Диаметр цилиндра: | 108 мм |
Ход поршня: | 95 мм |
Cтепень сжатия: | 9,5 |
Система питания: | Карбюратор |
Охлаждение: | жидкостное |
Клапанной механизм: | OHV |
Материал блока цилиндров: | алюминий |
Материал ГБЦ (англ.)русск.: | алюминий |
Тактность (число тактов): | 4 |
А3
Характеристики
Массово-габаритные
Динамические
Макс. скорость: | 190 км/ч |
На рынке
Предшественник Предшественник | Преемник ПреемникЗиЛ-4104 (ЗиЛ-115) |
ЗиЛ-114— советский малосерийный представительский легковой автомобиль высшего класса с кузовом «лимузин».
Всего было собрано 113 экземпляров[1]. Автомобиль имел строгие и гармоничные формы. Большие габариты по длине и малая высота делали машину вытянутой, стремительной. Именно с серии «114» — «117» (дизайнеры Б. Кузнецов, Э. Сабо, Л. Самохин) начался отход ЗиЛ-а от прямого копирования американского стиля, элементы которого можно было увидеть в предшествовавших моделях.
Стеклоподъёмники всех дверей имели электроприводы, а замки дверей централизованную блокировку. Машина комплектовалась также кондиционером. Благодаря атермальным стёклам, в солнечную погоду не повышалась температура в салоне. Для удобства входа и выхода рулевое колесо было выполнено откидным.
На машину устанавливался 7-литровый V-образный восьмицилиндровый двигатель мощностью 300 л.с., что на конец 1970-х годов, в условиях бензинового кризиса, превосходило мощность большинства зарубежных аналогов. У мотора ЗиЛ-114 — алюминиевый блок цилиндров, четырёхкамерный карбюратор, транзисторная система зажигания и гидравлические толкатели клапанов. Это устройство, впервые применённое ещё на ЗиС-110 в 1946 году, делает ненужным регулировку зазора в клапанном механизме в течение всего срока службы двигателя и резко снижает шум ГРМ.
Автомобиль оснащался автоматической гидромеханической трансмиссией. Управление переключением передач — автоматическое, но допускает вмешательство водителя для выбора нужной передачи. Привод рулевого управления — с гидроусилителем.
Шасси ЗиЛ-114 имело мощную раму периферийного типа, очень жёсткую на кручение и хорошо защищающую при столкновении (так как в центральной её части лонжероны были «разведены» к бокам и располагались практически за порогами кузова). Подвеска колёс выполнена так, что при торможении и разгоне автомобиль не совершает «клевков» и «приседаний», и почти не кренится при прохождении поворотов.
Независимая передняя подвеска — бесшкворневая, на продольных торсионных стержнях, работающих на скручивание. Они расположены вдоль лонжеронов рамы и служат осями нижних рычагов подвески. Аналогичная конструкция к тому времени в течение многих лет применялась на автомобилях «Крайслер».
Задняя подвеска — зависимая на продольных листовых рессорах, обычного типа.
Тормоза — дисковые на всех колёсах, с каскадной системой усилителей и раздельными контурами.
Модификации
- ЗиЛ-114Е — автомобиль со средствами спецсвязи и экранированной системой зажигания
- ЗиЛ-114ЕА — медицинский универсал (5 мест + 1 больной), 1974 г. (построено 2 экземпляра), автомобиль включался в кортеж Генерального секретаря ЦК КПСС
- ЗиЛ-114К — автомобиль с защищенным кузовом
- ЗиЛ-117 — укороченный автомобиль с кузовом седан (база 3300 мм)
ЗиЛ-114 в кино
- Золото партии
Иллюстрации
-
ЗиЛ-117 — укороченная версия модели ЗиЛ-114
Примечания
Шаблон:Автомобили ЗиЛ
dic.academic.ru
ЗИЛ-114 — Википедия. Что такое ЗИЛ-114
ЗИЛ-114
Общие данные
ЗИЛ-114
Производитель: | ЗИЛ |
Марка: | ЗИЛ-114 |
Тип: | Бензиновый |
Объём: | 6 959 см3 |
Максимальная мощность: | 300 лс кВт , при 4 400 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 559 Н·м, при 2 800 об/мин |
Конфигурация: | V8 |
Цилиндров: | 8 |
Клапанов: | 16 |
Макс. скорость: | 190 км/ч |
Диаметр цилиндра: | 108 мм |
Ход поршня: | 95 мм |
Степень сжатия: | 9,5 |
Система питания: | Карбюратор |
Охлаждение: | жидкостное |
Клапанной механизм: | OHV |
Материал блока цилиндров: | алюминий |
Материал ГБЦ: | алюминий |
Тактность (число тактов): | 4 |
А3
Характеристики
Массово-габаритные
На рынке
Предшественник Предшественник | Преемник Преемник |
ЗИЛ-114 — советский малосерийный представительский легковой автомобиль высшего класса с кузовом «лимузин». Выпускался Заводом имени Лихачёва с 1967 по 1978 годы. Всего было собрано 113 экземпляров[1]
В начале 1960-х годов автомобильный дизайн, прежде всего американский, считавшийся одним из ведущих дизайнов, стал стремительно меняться. В моду начал входить строгий стиль, автомобильные кузова стали более угловатыми. Выпускавшийся для первых лиц страны лимузин ЗИЛ-111Г начал морально устаревать. Поэтому в это время началась работа над новой моделью лимузина, получившего обозначение ЗИЛ-114. Во внимание были взяты лучшие тенденции дизайна среди автомобилей высшего класса того времени. Первый опытный образец был построен в 1966 году. Со следующего года началась сборка новых автомобилей на заводе, а в 1968 году ЗИЛ-114 полностью занял производство легковых представительских автомобилей ЗИЛа. В 1971 году автомобиль был несколько модернизирован. Внешние изменения коснулись в основном оформления передней части кузова, дизайн был унифицирован с дизайном седана ЗИЛ-117.
Стеклоподъёмники всех дверей имели электроприводы, а замки дверей централизованную блокировку. Машина комплектовалась также кондиционером. Благодаря атермальным стёклам, в солнечную погоду не повышалась температура в салоне. Для удобства входа и выхода рулевое колесо было выполнено откидным.
На машину устанавливался 7-литровый двигатель мощностью 300 лошадиных сил. У мотора ЗИЛ-114 — алюминиевый блок цилиндров, четырёхкамерный карбюратор, транзисторная система зажигания и гидравлические толкатели клапанов. Это устройство, впервые применённое ещё на ЗИС-110 в 1946 году, делает ненужным регулировку зазора в клапанном механизме в течение всего срока службы двигателя и резко снижает шум ГРМ.
Автомобиль оснащался автоматической гидромеханической трансмиссией. Управление переключением передач — автоматическое, но допускает вмешательство водителя для выбора нужной передачи. Привод рулевого управления — с гидроусилителем. Шасси ЗИЛ-114 имело мощную раму периферийного типа, очень жёсткую на кручение и хорошо защищающую при столкновении (так как в центральной её части лонжероны были «разведены» к бокам и располагались практически за порогами кузова).
Независимая передняя подвеска — бесшкворневая, на продольных торсионных стержнях, работающих на скручивание. Они расположены вдоль лонжеронов. Задняя подвеска — зависимая на продольных листовых рессорах, обычного типа. Тормоза — дисковые на всех колёсах, с каскадной системой усилителей и раздельными контурами.
Производство автомобиля ЗИЛ-114 продолжалось до 1978 года, пока его не сменила новая модель ЗИЛ-4104.
Иллюстрации
-
ЗИЛ-117 — укороченная версия модели ЗИЛ-114
Модификации
- ЗИЛ-114Е — автомобиль со средствами спецсвязи и экранированной системой зажигания
- ЗИЛ-114ЕА — медицинский универсал (5 мест + 1 больной), 1974 г. (построено 2 экземпляра), автомобиль включался в кортеж Генерального секретаря ЦК КПСС
- ЗИЛ-114К — автомобиль с защищённым кузовом
- ЗИЛ-114Н — переходный вариант, его внешность была идентична модели ЗИЛ-4104, но задняя стойка соответствовала стандартной ЗИЛ-114, 1975 г.
- ЗИЛ-117 — укороченный автомобиль с кузовом седан (база 3300 мм) выпускался с 1971 по 1978 гг.
Примечания
wiki.sc