Камеры на дорогах частный бизнес: Как работает бизнес дорожных камер в России?

Содержание

О том, как работает бизнес частных «гаишников» ⋆ ГардИнфо

Генпрокуратура России проверит законность установки частных комплексов фотофиксации нарушений правил дорожного движения (ПДД). В случае выявления нарушений частникам придется покинуть засады в кустах и распрощаться с бизнесом на штрафах. Большое количество ошибочных штрафов приходит водителям из-за неправильно установленных камер, отмечают правозащитники. О том, как работает бизнес частных «гаишников».

Улыбнитесь, вас снимают

Майские праздники начались, сотни тысяч автомобилистов устремились на природу и уже получают первые «письма счастья» со штрафами за превышение скорости. На обочинах дорог в укрытиях, словно подснежники, снова объявились гражданские автомобили неких коммерческих фирм, которые заключили с региональными и муниципальными властями концессионные контракты на фиксацию нарушений скоростного режима. Однако работа подобных коммерсантов заинтересовала правительство. В конце апреля вице-премьер Максим Акимов поручил Генпрокуратуре проверить законность установки частных камер фиксации нарушений ПДД.

Правительство намерено кардинально пересмотреть поход к этой работе и отстранить от нее частный бизнес.

Когда регионы привлекают к фотофиксации нарушений ПДД частные организации, цель в тендерах оговаривается вполне благая — снижение аварийности. Вот только методика установки подобных камер говорит о том, что частники руководствуются отнюдь не соображениями безопасности дорожного движения. Камеры ставятся не там, где может произойти ДТП (нерегулируемый перекресток, зебра и т.д.), а там, где водители чаще нарушают скоростной режим: на пустынных перегонах, перед табличкой выезда из населенного пункта, около якобы забытых дорожниками временных дорожных знаков. Да и адекватность показаний аппаратуры этих частников вызывает много вопросов, отмечают в Федерации автовладельцев России (ФАР).

Правозащитники ФАР проводят регулярные инспекции на трассах, где установлены частные камеры. Так, во время весеннего рейда в городе Иваново один из фоторадарных комплексов «КРИС-П» был установлен на бетонных блоках (вместо треноги), другой — просто на земле. В инструкции по эксплуатации аппарата «КРИС-П» оговорена необходимость регулируемого штатива, высота установки камеры должна быть не менее 0,5–2 м от дорожного полотна, а само оборудование должно быть отрегулировано по уровню в горизонтальной плоскости. Более того, прибор могут эксплуатировать только сотрудники ДПС, а в Иваново его караулили двое гражданских лиц на частных автомобилях.

Кирпичики подложили

В погоне за собственной выгодой псевдоинспекторы идут на еще большие ухищрения, что в результате ведет к ошибкам в работе комплексов и необоснованным штрафам для автовладельцев, отмечает вице-президент ФАР Дмитрий Клевцов.

— В Татарстане у нас во время рейда было такое, что эти коммерсанты установили комплекс фотофиксации в салоне собственного автомобиля под лобовое стекло. Еще были случаи, когда камера стояла на бампере машины, ставили камеры на какие-то кирпичики, ящики. Всё это — грубое нарушение требований эксплуатации этих приборов и самого ГОСТа для аппаратуры фотофиксации, — объясняет Клевцов.

Четыре года назад в Краснодарском крае разгорелся крупный скандал: сотни автомобилистов получили необоснованные штрафы за якобы имевшее место превышение скорости. Несколько граждан обратились в суды с требованием отменить постановления, но только после того, как прокуратура встала на их сторону, решение было принято в их пользу. По всей стране автомобилисты сталкиваются с подобными ошибками частных камер.

По требованию ГОСТа (57145-2016), камеры должны быть установлены в 3 м от проезжей части, не должны быть перекрыты столбами, деревьями или какими-либо предметами. Перед самими камерами должны быть установлены информационные предупреждающие о видеофотофиксации таблички 8.23 с соответствующими дорожными знаками. На дорогах с двумя и более полосами в одном направлении знаки должны быть на обеих сторонах дорог. Несоблюдение всех этих требований ГОСТа позволит отменить решение о наложении штрафа.

— Если вы уже понимаете, что попали на штраф, то не будет лишним остановиться и зафиксировать на видеокамеру смартфона, как установлен комплекс и какие знаки перед ним есть или их нет.

В случае разбирательства это видео поможет отстоять вашу позицию, оспорить штраф, — рекомендует автомобильный эксперт Сергей Ифанов.

Штраф заверните

«Злостные нарушители не могут отвечать за безопасность других»
Начальник управления ГИБДД России Роман Мишуров — о создании базы недобросовестных водителей и сроках внедрения электронных прав

По словам депутата Госдумы Вячеслава Лысакова, в некоторых регионах ситуация доходит до того, что фиксацией нарушений ПДД занимаются продавцы овощей: комплексы фотофиксации стоят рядом с их передвижными лотками на обочинах дорог. Камеры эксплуатируют неквалифицированные люди, которые к такой работе вообще не должны быть допущены, считает депутат.

— К сожалению, дело дошло до абсолютного маразма и гротеска, когда, например, в Московской области мы видим физлиц, не имеющих никакого отношения к государственной власти, которые стоят на частных машинах, а рядом тренога с камерой. По окончании дня они сдают флеш-карту с зафиксированными нарушениями. Но с информацией на этом носителе можно делать что угодно: кого-то оштрафовать, даже если не было реального превышения скорости, а кого-то — нет, потому что свой человек. В Белоруссии, например, измерительные приборы закупаются с фискальной памятью, то есть уже ничего изменить не получится, ошибки практически исключены, — говорит Лысаков.

Практика привлечения негосударственных организаций к фиксированию правонарушений началась в 2016 году в Подмосковье. Очень быстро этот пример переняли другие регионы, и потенциальные доходы от камер сейчас уже учитываются в формировании бюджета субъектов Федерации. Однако к реальной задаче по снижению аварийности такая деятельность не ведет, убежден Ифанов.

— Задача у камер фотовидеофиксации — это профилактика нарушений ПДД, а не наполнение бюджета региона и отдельных лиц, причастных к этой деятельности. Камеры должны появляться на аварийных участках, статистику которых ведет ГИБДД, поэтому и должны этой работой заниматься правоохранительные органы, а не сомнительные конторы, которые только и делают, что сидят в засадах на скоростных участках магистралей, — заключил Ифанов.

iz.ru

Поделиться ссылкой:

Похожее

Правительство намерено отстранить частный бизнес от дорожных камер фото- и видеофиксации

В ответ на многочисленные жалобы автовладельцев еще в конце апреля вице-премьер Максим Акимов поручил Генпрокуратуре проверить законность установки частных камер, предназначенных для фиксации дорожных нарушений. И судя по первым комментариям, уже появившимся в сетях, в дальнейшем правительство намерено кардинально пересмотреть подход к этой работе. Не исключено, что частный бизнес будет полностью от нее отстранен.

Недавно официальный представитель Генпрокуратуры РФ Александр Куренной, отвечая на вопросы автовладельцев и автомобильных СМИ на сайте информационно-коммуникационного сервиса ведомства, подтвердил, что прокуратуру в этом плане в первую очередь интересует корректная установка камер и адекватная их работа. Он также в качестве негативных примеров нынешнего положения дел привел ряд совершенно курьезных ситуаций. Например, когда после работы одной из таких вот «частных камер» автовладелец получил «письмо счастья» на автомобиль, который в указанное на присланном фото время вообще не мог ехать по дороге, так как его везли на эвакуаторе…

Куренной также пояснил, что представителей прокуратуры еще интересуют случаи, когда камеры установлены некорректно. У них вызвала сомнение адекватность показаний с таких приборов, установленных с нарушениями (кто-то ставит устройства видеофиксации на бетонные блоки, на кирпичи, на капоты личных автомобилей и пр.). Причем производят подобные манипуляции все, кому не лень, вплоть до придорожных продавцов овощей и фруктов. Вся работа контроля за приборами в таких случаях сводится с к ежедневному снятию показаний с камеры и передачи флэшкарты в ГИБДД (при этом существует риск ручного вмешательства в эти показания).

Отметим, что камеры подчас выставляют не в тех местах, где может произойти ДТП с пострадавшими (нерегулируемый перекресток, зебра и т.д.), а там, где водители чаще нарушают скоростной режим: на пустынных перегонах, перед табличками выезда из населенного пункта и т. п. Кроме того, «частники» по-прежнему предпочитать отсиживаться со своей аппаратурой «в кустах». Таким образом, никакой работы на профилактику ДТП не происходит (хотя, отдавая эти услуги по тендеру частникам цели и задачи им объясняются), идет простое наполнение бюджетов.

В общем, вопрос по наведению порядка в этой области, что называется, назрел. В ближайшее время следует ждать от депутатов и правительства каких-то кардинальных решений. А пока автовладельцам, которые «попали» на дорожное нарушение, с которым не согласны, корреспонденты «Известий» рекомендуют фиксировать на смартфоны, как установлен комплекс, какие знаки перед ним на дороге (если они есть). В случае разбирательства подобное видео поможет отстоять позицию и оспорить штраф.

Следует помнить, что по требованию ГОСТа (57145-2016) камеры должны быть установлены в 3 м от проезжей части, они не должны быть перекрыты столбами, деревьями или какими-либо предметами. Перед самими камерами должны быть установлены информационные предупреждающие о видео и фотофиксации таблички 8. 23 с соответствующими дорожными знаками. На дорогах с двумя и более полосами в одном направлении знаки должны быть на обеих сторонах дорог.

Какие модели можно точно ждать на российском рынке в 2019 году – смотрите в «Календаре новинок».

Как заработать на камерах видеонаблюдения

Рынок на вырост. $300

миллионов — так оценил российский рынок систем «охранного телевидения» за 2012 г. крупный российский дистрибутор электроники Merlion. Ежегодные темпы роста продаж таких систем в России составляют, по его мнению, 30-35%

В середине 1990-х гг., когда технологии поиска и распознавания цифрового контента в России только внедрялись, а такие участники этого рынка, как ABBYY и «Яндекс», делали первые шаги в бизнесе, заняться этими технологиями решила и группа выпускников МФТИ. Их привлекла ниша не столь массовая и развитая, как распознавание текстов и поиск сайтов в интернете, — а именно сохранение и поиск данных в аудиоархивах. В России в ту пору ориентироваться было не на кого — идею бизнеса подсказали западные разработки, с которыми приходилось знакомиться по долгу научной работы, говорит гендиректор разработчика умных видеокамер «Вокорд» Тимур Векилов. А еще — понимание того, что IT-системы, не востребованные в России в кризис 1998 г., могут оказаться нужными через год или три.

Так и получилось. В конце 1990-х гг. в России начала складываться система розничных банков в ее нынешнем виде, начался бум сотовой связи, одна за другой возникали розничные сети. Банки, операторы и ритейлеры не могли существовать без колл-центров, а их маркетологи, службы безопасности и т. п. — без анализа записей разговоров с клиентами. Тут-то и пригодилось решение «Вокорд».

Разработки на глазок

За 15 лет одно бизнес-направление «Вокорд» превратилось в четыре: помимо систем записи и управления аудиоархивами в его портфеле появились видеоаналитика, системы контроля трафика и распознавания лиц (Face Control). И останавливаться на этом «Вокорд» не намерен — он уже готовит к выводу на рынок ПО, позволяющее распознавать эмоции по мимике человека, рассказывает Векилов. Одновременно «Вокорд» обсуждает с операторами связи и дата-центрами перспективы внедрения в системы облачного видеонаблюдения интеллектуальных функций, ранее доступных только в специализированных системах. С помощью облачного ПО пользователь сможет не только видеть, что происходит в квартире, — система будет еще и оповещать ее владельца о том, что кто-то вошел в квартиру, распознавать своих и чужих, автоматически запускать видеозапись.

На рынок видеонаблюдения «Вокорд» вышел в начале 2000-х гг. Тогда в России, как и во всем мире, появилась мода на цифровизацию «охранного телевидения», вспоминает Векилов. Изобретенные несколько десятков лет назад аналоговые системы видеонаблюдения исправно работали, но были «государством в государстве» — требовали строительства отдельных кабельных сетей, эксплуатации отдельных видеомагнитофонов и т. п. Естественным путем развития этих систем казалось использовать для видеонаблюдения многочисленные сетевые кабели, проложенные в офисах: это удешевило бы строительство корпоративных сетей, позволило бы хранить видео на тех же серверах, где хранится другая корпоративная информация, а главное — анализировать изображение на компьютерах. Теоретически ничто не мешало подключать к IP-сетям и веб-камеры — только стоили они в разы дороже аналоговых, а качество картинки у них было значительно ниже.

Поэтому «Вокорд» начал выпускать специальные конвертеры, позволяющие перекодировать аналоговый сигнал в цифровой, а затем анализировать его. Сначала появились детекторы движения в кадре, потом — детекторы забытых предметов и запретных зон, рассказывает Векилов. А современные системы видеонаблюдения от «Вокорда» позволяют моментально распознавать лица идущих в потоке людей, причем не в самых лучших условиях: при плохом освещении, в неудобном ракурсе и т. п. Система «понимает» даже, пытается человек укрыться от камеры или нет, утверждает Векилов.

На интеллектуальных системах видеонаблюдения в России специализируется не только «Вокорд». Например, пермская Macroscop предлагает ПО для систем видеонаблюдения и сетевые видеорегистраторы с интеллектуальными функциями, рассказывает ее гендиректор Артем Разумков. Среди этих функций — распознавание лиц, номерных знаков автомобилей, оценка количества людей в скоплении, подсчет посетителей по видеоизображению и т. п. Уникальными функциями Macroscop Разумков называет поиск людей по приметам одежды (например, всех, кто был одет в красные куртки и синие джинсы), а также межкамерный трекинг, т. е. отслеживание перемещения объектов между непересекающимися зонами, контролируемыми разными видеокамерами.

Рост на десятки процентов в год

Адекватных оценок российского рынка видеонаблюдения, а тем более интеллектуального, не существует, уверен Векилов. Сам он от оценок тоже воздерживается. А Разумков оценивает рынок интеллектуального видеонаблюдения в России в несколько десятков миллионов долларов, включая продажи оборудования, ПО и услуг по внедрению систем. Но это только системы, реализующие сложные интеллектуальные функции, такие как распознавание лиц, номерных знаков автомобилей, автоматическая фиксация нарушений правил дорожного движения, подсчет людей в очередях и т. п., уточняет Разумков. Темпы роста этого рынка в России составляют «десятки процентов» в год, считает он.

Основные заказчики таких систем — госструктуры, отвечающие за безопасность и мониторинг транспортных объектов и других элементов городской инфраструктуры, но растет и доля корпоративных заказчиков — например, интеллектуальными системами все больше интересуются розничные сети, добавляет Разумков. У «Вокорда» на госзаказы сейчас приходится около 50% доходов. Но среди клиентов компании много и частных структур, и не только российских, уточняет Векилов: спрос на ее разработки есть в арабских странах, Индии, Казахстане, Туркмении.

Проверка на дорогах

Именно в Туркмении «Вокорд» впервые внедрил свой самый заметный (в прямом смысле слова) продукт — систему видеонаблюдения за дорожным движением, призванную следить за нарушителями правил дорожного движения (ПДД). Местная власть хотела превратить Ашхабад из постсоветского республиканского центра в умный город будущего и проект внедрения интеллектуального контроля за дорожным движением вполне соответствовал этим амбициям, вспоминает Векилов.

Через год с небольшим камеры «Вокорда» появились и на российских дорогах. Сейчас они следят за соблюдением ПДД в Подмосковье и других регионах Центрального, Южного, Уральского и Сибирского федеральных округов. Сколько стоят камеры, «закрывающие» один перекресток, и их установка, Векилов не говорит, добавляя, что это зависит от типа перекрестка и набора нарушений, на фиксацию которых настроена камера. Многие камеры регистрируют только проезд на красный свет и пересечение стоп-линии, а камеры «Вокорд» — до семи типов нарушений, среди которых превышение скорости, неправильная парковка, случаи, когда водитель не пропускает пешехода, поворот через несколько рядов, перечисляет Векилов. С учетом того, какого стиля вождения придерживается большинство россиян, затраты бюджета на установку этих камер окупаются за один-два месяца, утверждает он. Впрочем, сам факт наличия камер на дорогах позитивно действует на водителей, добавляет Векилов: опыт эксплуатации камер показывает, что всего за два месяца случаев проезда на красный свет и пересечения стоп-линий становится в среднем на 70-75% меньше. Таким образом достигается основная задача систем автоматического контроля за соблюдением ПДД — снижение аварийности на дорогах и уменьшение количества жертв.

Бизнес из-под колес

Макроэкономическая нестабильность в России может негативно повлиять на рынок систем безопасности, предупреждает Разумков. Некоторые инвестиционные программы могут быть отложены, что чревато снижением темпов роста или даже снижением спроса на интеллектуальное видеонаблюдение. Векилов более оптимистичен и возлагает надежды на новые ниши рынка и новых клиентов — например, к системам видеонаблюдения и видеоаналитики сейчас пристально присматриваются девелоперы.

Еще одним драйвером роста рынка, по мнению Векилова, могут стать госпрограммы строительства автодорог. Другой масштабный госпроект — создание системы оплаты за проезд по федеральным трассам грузовиков с массой 12 т и более. 12-тонники могут дать импульс развитию самых разных направлений IT-бизнеса, напрямую даже не связанных с навигацией, убежден Векилов. Ведь по замыслу разработчиков техзадания проекта взимания платы с 12-тонников выявлять их на дорогах и считывать номерные знаки должна видеотехника в автоматическом режиме.

Система мониторинга передвижения большегрузного транспорта задумывалась как государственный инструмент пополнения бюджета, но составляющие этой системы, в частности видеокамеры на постах контроля за грузовиками, могут быть востребованы и бизнесом, считает Векилов. Сигнал навигационных систем «Глонасс» и GPS, используемых для мониторинга передвижения грузовых автомобилей, легко заглушить или исказить, объясняет он, и в этом случае отследить местоположение транспорта могут дорожные камеры. В конце концов, если проезд 12-тонников по России становится платным, то владельцы транспорта, которым предстоит оплачивать счета, должны быть заинтересованы в том, чтобы увидеть, когда их фура проезжала в той или иной точке и проезжала ли вообще, рассуждает Векилов. Заодно камеры будут фиксировать и весь остальной проезжающий транспорт — эту информацию можно использовать для мониторинга транспортных потоков и розыска транспортных средств, говорит он.

Бизнес пустили в новые сферы деятельности на транспорте – Spot

С весны 2021 года предприниматели смогут устанавливать радары, камеры и пункты весового контроля, принимать экзамены по вождению.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Президент Шавкат Мирзиёев подписал постановление «О дополнительных мерах по привлечению частного сектора в сферы, регулируемые государством», сообщили в Министерстве юстиции.

Радары и камеры

С 1 марта 2021 года предприниматели могут устанавливать на дорогах камеры и радары для фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения.

Места за теми или иными компаниями будут закрепляться через аукцион — победители получат локации на неограниченный срок с правом передачи другим предпринимателям.

Планируется, что за счет этого в 2021—2022 годах в стране будет установлено 3356 видеокамер и 763 радара.

Экзамены на права

С 1 апреля 2021 года частные автошколы получают право проводить практические экзамены на получение прав по вождению. Они будут проводиться под непосредственным или онлайн-контролем представителя ГСБДД.

Размер оплаты экзаменационных услуг определяется предпринимателем самостоятельно и остается в его распоряжении в полном объеме.

Успешно сдавшим теоретические и практические экзамены выдаются специальные защищенные сертификаты, которые являются основанием для получения водительских прав.

Пункты габаритного контроля

С 1 марта 2021 года предприниматели получают право устанавливать на дорогах стационарные пункты весового и габаритного контроля, оснащенных автоматизированными измерительными средствами.

Места за теми или иными компаниями будут закрепляться через аукцион — победители получат локации на неограниченный срок с правом передачи другим предпринимателям.

Планируется, что за счет этого в 2021—2022 годах в стране будет установлено 14 стационарных пунктов весового и габаритного контроля.

Ранее Spot писал что в банках теперь можно идентифицироваться водительским удостоверением нового образца.

в ряде регионов деньги от штрафов с дорожных камер почти полностью забирает бизнес

https://www.znak.com/2019-07-02/chayka_v_ryade_regionov_dengi_ot_shtrafov_s_dorozhnyh_kamer_pochti_polnostyu_zabiraet_biznes

2019.07.02

В ряде российских регионов денежные средства от штрафов с дорожных камер видеофиксации по условиям концессионных соглашений практически полностью отчисляются частным компаниям. Об этом на коллегии во вторник, 2 июля, сообщил генпрокурор РФ Юрий Чайка.

Глава надзорного ведомства в целом раскритиковал существующую систему камер, которые в автоматическом режиме фиксируют нарушения правил дорожного движения. Он напомнил, что нет единых правил установки таких камер. Также, по словам Чайки, «установлены многочисленные факты, когда такие системы работают с неотлаженным программным обеспечением».

«Водители получают квитанции на оплату штрафов за правонарушения, которых они не совершали. А места установки камер порой свидетельствуют о стремлении скорее заработать на штрафах, чем обеспечить безопасность на дорогах», — констатировал генпрокурор.

Путин потребовал перестать «скрывать и прятать» камеры на дорогах

Ранее вице-премьер Максим Акимов дал Генпрокуратуре поручение проверить законность установки частными компаниями камер видеофиксации нарушений на дорогах. По его мнению, схема работы частных камер, когда с каждого штрафа владелец комплекса получает фиксированную премию, должна быть пересмотрена. Он заявил, что на данный момент видеокамеры на дорогах превратились в средство коммерциализации, а не фиксации нарушений.

1 июля стало известно, что в Госдуму поступил законопроект о запрете камер видеофиксации нарушений на дорогах, которые устанавливаются частными компаниями. Авторы инициативы считают, что работающие в автоматическом режиме камеры фото- и видеофиксации должны находиться в собственности властей.

В начале 2019 года в России насчитывалось 10,8 тыс. стационарных и 3,9 тыс. передвижных комплексов видеофиксации нарушений ПДД. За 12 месяцев прошлого года водителям было выписано свыше 100 млн штрафов по материалам, зафиксированным дорожными камерами.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Камеры и радары на дорогах смогут устанавливать предприниматели – Газета.uz

Фото: Шухрат Латипов / «Газета. uz»

С 1 марта предпринимателям предоставлено право устанавливать автоматизированные средства фото- и видеофиксации нарушений ПДД.

9 декабря 2020, 10:16   Общество  

С 1 марта следующего года предприниматели смогут устанавливать специальные автоматизированные программно-технические средства фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения.

Это предусмотрено постановлением президента Узбекистана «О дополнительных мерах по привлечению частного сектора в сферы, регулируемые государством» (ПП-4913, 7 декабря 2020 года), сообщил канал «Правовая информация» Министерства юстиции.

Документом намечена реализация проекта «Государственные функции — возможность для бизнеса» и определены первоначальные направления для привлечения частного сектора в сферу госуправления.

Места для установки средств фиксации нарушений будут закрепляться за предпринимателями посредством электронного аукциона. Эти места будут выделяться на неограниченный срок с правом передачи другому предпринимателю.

В рамках проекта запланировано в 2021—2022 годах установить в общей сложности 3356 интеллектуальных видеокамер и 763 стационарных радаров.

Подпишитесь на наш Telegram «Газета.uz»