Обрусевший американец – трактор СХТЗ-15/30
СХТЗ-15/30 – одна из важнейших вех в истории отечественного машиностроения. Производившие его Сталинградский и Харьковский тракторные заводы были первыми специализированными предприятиями такого рода в СССР. Раньше автомобильная промышленность ограничивалась мелко- или в лучшем случае крупносерийным выпуском машин.
На CXT3-15/30 отрабатывались технологии массового производства тракторов. Несмотря на множество препятствии, этот первый опыт завершился успешно и продвинул отечественное машиностроение далеко вперед.
Этот трактор повлиял и на развитие инженерной мысли. Машины, производившиеся в СССР до того, были точными копиями зарубежных моделей. В основу конструкции СХТЗ-15/30 также лег западный образец – американский International 15/30. Этот трактор отличался высокой надежностью и универсальностью: он мог работать с самыми разнообразными видами плугов навесных и стационарных орудий.
Однако зарубежная модель была предназначена для американских ферм. Для адаптации трактора к отечественным условиям инженеры, проектировавшие СХТЗ-15/30, внесли в его конструкцию ряд усовершенствований. Пришедший ему на смену СХТЗ-НАТИ был уже полностью советской разработкой.
Первый тракторный завод
В начале XX века тракторы в России были сравнительно редки. Дешевая рабочая сила в сельском хозяйстве была в избытке, а техническая база для обслуживания и ремонта машин отсутствовала вовсе. Первые тракторы начали завозить из-за рубежа в 1908 году, а о собственном производстве речь зашла только в начале 1920-х.
Тогда на нескольких заводах был налажен мелкосерийный выпуск, а на Путиловском – крупносерийный. Однако это были предприятия общего машиностроения. Ни средств, ни тем более квалифицированных кадров для массового производства тракторов у них не было.
Впервые речь о том, что стране необходим специализированный завод, зашла в 1925 году. Изначально планировали производство 10 тыс. машин в год, однако проект дважды переделывали. В СССР ударными темпами шла коллективизация, а с ростом числа колхозов росла и потребность в сельскохозяйственной технике, поэтому требования к производительности будущего завода увеличивались дважды: сначала до 20 тыс., а затем и до 40 тыс. тракторов в год.
Это в свою очередь требовало пересмотра проекта и не давало строительству начаться. Только в 1929 году был утвержден общий план заводских цехов. В апреле 1930-го начало поступать оборудование, а в июне рабочие наконец приступили к сборке первого трактора. К этому времени завод был укомплектован еще не полностью, поэтому некоторые детали пришлось изготовлять вручную. Однако, несмотря на все трудности, 17 июня первый трактор СТЗ-15/30 сошел с конвейера.
Опыт организации массового производства на Сталинградском заводе в скором времени переняли в других городах: Харькове, Челябинске, Москве. Так состоялось рождение советской тракторной промышленности. Собственное массовое производство позволило отказаться от зарубежных закупок. Всего за шесть лет, к 1936 году, СССР вышел на первое место в Европе по выпуску тракторов.
Выборы предка
Важнейшим вопросом, который предстояло решить при проектировании будущего завода, было то, какой именно трактор производить. Поскольку собственных разработок в этой области СССР на тот момент не имел, речь могла идти только о копировании одной из зарубежных моделей.
Однако какой именно? Комиссия при Главметалле, которой поручили создание проекта, подошла к решению этого вопроса довольно оригинальным образом. Пяти молодым инженерам предложили рассмотреть какую-либо из зарубежных моделей и защитить ее перед специалистами тракторного дела.
Из представленных проектов наибольший интерес вызвали американский «Интернационал» и шведский «Аванс». Однако и тот и другой имели как достоинства, так и недостатки. «Аванс» был прост в сборке и работал на дешевой нефти. Он лучше справлялся с работой на целинных землях, но при больших нагрузках мог потерять управление и опрокинуться.
«Интернационал» оказался более надежным и, несмотря на более дорогое топливо – керосин, более экономичным. Выбор в конечном итоге остановили именно на нем. Важным достоинством «Интернационала» было и то, что все узлы трактора были унифицированы и легко заменялись. Именно это позволило производству быстро принять массовый характер.
Обрусевший американец
Перенос американской технологии на российскую почву сопровождался множеством трудностей. Производитель «Интернационала», фирма «Маккормик», опасаясь возможной конкуренции в будущем, отказала советским специалистам в консультациях и даже запретила посещение своих заводов.
В отсутствие какой-либо документации параметры производства зачастую приходилось рассчитывать опытным путем. Иногда это требовало оригинальных решений. Например, инженеры разрабатывали проект сборки трактора, наблюдая за водителями, которые делали это вручную. Полученные данные адаптировались под заводские условия и становились основой технологического процесса.
«Интернационал» не был первым трактором, скопированным в СССР. Несколькими годами ранее на «Красном Путиловце» был налажен выпуск «Фордзонов». Однако если при разработке последнего была сохранена американская дюймовая система мер, для СТЗ все расчеты были переведены в метрическую систему – впервые в стране.
Учиться, учиться и еще раз учиться
Проблемы сопровождали свежепостроенный завод и в первые месяцы его работы. Немудрено, ведь такого масштабного тракторного производства страна еще не знала. Так, руководители СТЗ не наладили достаточных связей с поставщиками и не позаботились о запасах металла, в результате чего производство регулярно простаивало из-за нехватки материалов. Отсутствие опыта и неразвитая инфраструктура привели к тому, что к концу 1930 года из запланированных 20 тысяч тракторов выпустили всего 1002.
Однако главной проблемой оставался недостаток квалифицированных кадров. Чтобы ее решить, были организованы многочисленные курсы и школы фабрично-заводского ученичества. Буквально все сотрудники завода, от рабочих до инженеров, с невиданным рвением взялись за освоение новых производственных технологий. Около года потребовалось заводу на то, чтобы выйти на проектную мощность, однако в апреле 1929 года он уже выпускал порядка 150 машин в сутки.
На опыте СТЗ в свою очередь учились другие предприятия. Так, вслед за Сталинградом тракторный завод был создан и в Харькове. Производство на нем было налажено гораздо более быстро и безболезненно: строительство началось в январе 1930 года, а первый трактор сошел с конвейера уже в августе 1931-го. По конструкции он был аналогичен сталинградскому и получил индекс СХТЗ-15/30.
На все колеса мастер
Одним из главных достоинств «Интернационала», унаследованным СТЗ и СХТЗ, была его универсальность. Трактор отличала большая мощность: тяговое усилие на крюке могло достигать 15 л. с. Это позволяло использовать его не только для работы с двухкорпусными и трехкорпусными плугами, но практически со всеми видами навесных орудий.
Кроме того, трактор был оснащен валом отбора мощности и мог служить двигателем для стационарных машин, например насоса или механической пилы.
Другая особенность трактора – его приспособленность к грунтовым проселочным дорогам и пашням. Колеса у CXT3-15/30 не имели шин, но были оснащены так называемыми почвозацепами – специальными треугольными шипами. Они делали машину непригодной для езды по дорогам с твердым покрытием, но зато помогали лучше распахивать поля.
СХТЗ-15/30 – классический трактор с рамным остовом и четырехтактным карбюраторным двигателем. В конструкции самого двигателя, впрочем, был ряд новшеств, увеличивавших его надежность: магнето высокого напряжения, масляный воздухоочиститель, а также фильтр и насос для смазки. Главная передача была конической, а конечные – цилиндрическими и одноступенчатыми. Это в значительной мере повышало КПД трансмиссии. Двигатель работал на керосине и позволял развивать скорость до 7,4 км/ч.
Туда и обратно
Тракторостроение в СССР развивалось стремительными темпами. Если в начале 1930-х СХТЗ-15/30 был одной из передовых моделей, уже к концу десятилетия его вытеснили более совершенные разработки. Спроектированный Научным автотракторным институтом гусеничный трактор СТЗ-НАТИ мощностью вдвое превосходил своего предшественника. Кроме того, это была не копия зарубежной модели, а полностью отечественная разработка,
использовавшая, впрочем, многие передовые достижения западного машиностроения.
К середине 1940-х СХТЗ-15/30 считался полностью устаревшим, и его уже не только не выпускали, но и практически не использовали. Однако Великая Отечественная война нанесла значительный урон экономике, и в частности сельскому хозяйству СССР, поэтому производство сравнительно дешевого СХТЗ-15/30 было ненадолго возобновлено.
В 1947 году московские власти начали подготовку к выпуску тракторов этого типа на предприятиях города и области. Масштабы производства были, конечно, значительно меньше, чем на Сталинградском заводе, однако к 1950 году 92% тракторного парка Московской области составляли СХТЗ-15/30, всего 7577 машин.
CXT3-15/30, производившиеся после войны, имели марку ВАРЗ – Второй авторемонтный завод. В действительности они изготовлялись совсем не там. ВАРЗ просто не имел достаточных мощностей для полноценного производства. Предприятия, участвовавшие в выпуске тракторов, были оборонными. Поскольку с окончанием войны потребность в их продукции сильно сократилась, их начали перепрофилировать для нужд мирного времени, но это были режимные учреждения, и их участие в производстве тракторов хранилось в секрете.
Параллельно центральная власть принимала меры для быстрейшего внедрения новых типов сельскохозяйственных машин. Новые гусеничные тракторы «Сталинец-80», «Кировец», Д-35 и ДТ-54 отличались как большей мощностью, так и меньшим расходом дизельного топлива и со временем полностью вытеснили СХТЗ-15/30.
carakoom.com
Трактор СХТЗ-15/30
Назначение — для выполнения работы с двух- трехкорпусными плугами и другими сельскохозяйственными машинами общего назначения,
в т.ч. с приводом от вала отбора мощности, а также для привода стационарных машин.
Изготовители (годы выпуска) — Сталинградский тракторный завод (1930-37), Харьковский тракторный завод (1931-37),
Второй авторемонтный завод, Москва (1948-50)
Год выпуска | 1930-1950 |
Мощность двигателя, л.с. (кВт) | 31,5(23) |
Число передач вперед/назад | 3/1 |
Скорость движения, км/ч | 3,5 -7,4 |
Масса трактора, кг | 3000 |
Общее количество выпущенных тракторов | 390500 |
Трактор создавался как основное мобильное энергетическое средство для механизации сельского хозяйства в 30-е годы. В качестве прототипа был выбран один из лучших в мире тракторов «Интернешнл-15/30» производства американской фирмы. В процессе создания трактора СХТЗ 15/30 конструкция зарубежного прототипа была, изменена применительно к отечественным условиям, стандартам и материалам. Для производства тракторов в короткие сроки были построены два крупнейших в мире тракторостроительных завода — Сталинградский и Харьковский, с общей производственной мощностью 100 000 тракторов в год. На этих тракторных заводах впервые в отечественном не только тракторостроении, но и машиностроении в целом, была освоена технология поточно-массового производства.
Трактор CXT3-15/30 имел классическую компоновку с рамным остовом. Литая чугунная рама трактора с масляной ванной для трансмиссии. Для повышения надежности карбюраторного четырехтактного четырехцилиндрового двигателя были применены следующие новшества: в системе смазки — фильтр и насос, в системе зажигания — магнето высокого напряжения, в системе питания — масляный воздухоочиститель. Надежность и КПД трансмиссии были повышены в результате установки конической главной передачи и одноступенчатых конечных цилиндрических передач. Впервые в отечественном тракторостроении на СХТЗ-15/30 был установлен зависимый вал отбора мощности.
Трактор был самым распространенным в отечественном сельском хозяйстве в 30- 40-е годы.
catterbet.com
СХТЗ 15/30 — Howling Pixel
СХТЗ 15/30 — марка колёсного трактора, выпускавшегося с 1930 года Сталинградским тракторным заводом и с 1931 года Харьковским тракторным заводом[1].
Всего было выпущено 390 500 тракторов, на тракторостроительных заводах производство тракторов было свёрнуто в 1937 году (оба завода были переориентированы на производство пахотных гусеничных тракторов СХТЗ-НАТИ)[2], позднее, в послевоенные годы трактор производился на Московском авторемонтном заводе[1].
Трактор предназначался для работы на вспашке почвы с двух- или трёхкорпусным плугом, работы с навесными сельскохозяйственными орудиями, привода стационарных машин[1].
Трактор был разработан на основе конструкции одного из лучших тракторов того времени «Интернешнл Мак-Кормик Диринг 15/30» выпускавшегося американской компанией «International Harvester».
Трактор имел классическую для тракторов компоновку: задние ведущие колёса увеличенного диаметра и передние направляющие уменьшенного диаметра, рамную конструкцию. Керосиновый карбюраторный двигатель мощностью 31,5 л.с. позволял трактору работать с нагрузкой в диапазоне рабочих скоростей от 3,5 до 7,4 км/ч[1].
Факты
- Силуэт трактора, похожего на СХТЗ 15/30 изображён на гербе Старобешевского района Донецкой области
- Именно на таком тракторе работала Паша Ангелина
- В 1930-е и 1940-е годы этот трактор был самым распространённым в СССР[1].
- 1948—1950 годах трактор выпускался ещё и на Втором авторемонтном заводе в Москве[1].
- Первый трактор СТЗ 15/30, сошедший с конвейера Сталинградского тракторного завода, экспонируется в Музее современной истории России (смотри иллюстрацию →).
- В 2004 году на территории МСХА имени К. А. Тимирязева был установлен монумент «Слава труженикам села» в виде трактора СХТЗ 15/30 на постаменте.
- СХТЗ 15/30 установлен в качестве памятника в селе Старое Сандово Тверской области, на территории Угличского кремля (Ярославская область), в селе Александровка Республики Мордовия.
- Трактор СХТЗ 15/30, работавший в леспромхозах Вяземского района Хабаровского края — экспонат Хабаровского краевого музея имени Н. И. Гродекова.
- Экземпляр СХТЗ 15/30 в хорошем состоянии стоит в фойе Липецкого областного краеведческого музея.
- Экземпляр трактора находится в Белоруссии, городском посёлке Богушевск, Сенненского района Витебской области на пересечении улиц имени Пушкина и Колхозной, на территории бывшего совхоза «Богушевский».
- Частично восстановленный трактор СТХЗ 15/30 установлен на постаменте около краеведческого музея в городе Бикин.
Трактор СХТЗ установлен около краеведческого музея в городе Славгород Алтайского края
- Частично восстановленный трактор СТХЗ 15/30 установлен на постаменте в центре посёлка Магнитный Агаповского района Челябинской области, год выпуска 1936.
- Модель трактора СХТЗ 15/30 в масштабе 1:43 07.08.2015 под номером 14 вышла в журнальной серии «Тракторы: история люди машины».
- Трактор СХТЗ 15/30 появляется в игре «В тылу врага 2: Братья по оружию» под именем «Ultra-1».
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Музей отечественного тракторостроения. Трактор СХТЗ — 15/30
- ↑ Музей отечественного тракторостроения. Пахотный трактор СХТЗ — НАТИ
ДВСШ-16 — универсальное самоходное шасси, разновидность колёсного трактора.
ДСШ-14ДСШ-14 — дизельное самоходное шасси с двигателем мощностью 14 л.с., колёсный трактор оригинальной компоновки.
ДТ-24ДТ-24 — марка колесного трактора, выпускавшегося с 1955 по 1958 год на Владимирском тракторном заводе. Хлопководческие модификации этих тракторов совместно с Узбекским тракторосборочным заводом выпускались в 1956—1970 годах. Трактор оснащался дизельным двигателем мощностью 24 л.с. Впоследствии их сменили тракторы Т-28.
Запорожец (трактор)«Запоро́жец» — один из первых советских тракторов. Выпускался с 1923 года на заводе «Красный Прогресс» (впоследствии Дизелестроительный завод имени С. М. Кирова) в городе Большой Токмак Запорожской области УССР.
Трактор был построен на базе 12-сильного двухтактного одноцилиндрового нефтяного двигателя калоризаторного типа. Впоследствии мощность двигателя увеличили до 16 л. с.
КД-35КД-35 — гусеничный трактор, выпускавшийся с 1947 по 1960 год Липецким тракторным заводом, с 1950 года Минским тракторным заводом и с 1951 года Брашовским тракторным заводом (Брашов, Румыния).
Трактор предназначен для работы с плугом и другими навесными орудиями.
Всего на Липецком заводе было выпущено 113 600 тракторов, в том числе модификация КДП-35.
С 1950 по 1958 год выпускалась модификация трактора — КДП-35. Этот трактор имел увеличенный дорожный просвет и более широкую колею, меньшую ширину гусениц.
Аббревиатура КД расшифровывается как «Кировец» дизельный, а КДП — «Кировец» дизельный пропашной.
Карбюраторный двигательКарбюраторный двигатель — один из многих типов двигателей внутреннего сгорания с внешним смесеобразованием и автономным зажиганием.
В карбюраторном двигателе в цилиндры двигателя поступает готовая топливовоздушная смесь, приготавливаемая чаще всего в карбюраторе, давшем название типу двигателя, либо в газовоздушном смесителе, либо образующаяся при впрыске топлива, распыленного специальной форсункой, в поток всасывающегося воздуха — такие двигатели называются впрысковыми или инжекторными.
Независимо от способа смесеобразования и количества тактов в рабочем цикле карбюраторные двигатели имеют одинаковый принцип работы, а именно: сжатая в камере сгорания горючая смесь в определенный момент поджигается системой зажигания, чаще всего электроискровой. Может также использоваться зажигание смеси от калильной трубки, в настоящее время в основном в дешевых малогабаритных двигателях, например, на авиамоделях; плазменное, лазерное зажигание — в настоящее время в состоянии, скорее, экспериментальных разработок.
Карбюраторные двигатели по количеству тактов в рабочем цикле делятся на четырехтактные, или двигатели Отто, у которых рабочий цикл состоит из четырех тактов и включает четыре полуоборота коленвала, и двухтактные, рабочий цикл которых включает два полуоборота коленвала с одновременным протеканием разных тактов. Последние, благодаря относительной простоте конструкции, получили широкое распространение как двигатели для мотоциклов и разнообразных агрегатов, требующих простоты и дешевизны конструкции — бензопилах, мотокультиваторах, как пусковые двигатели для более мощных дизелей и т. д.
Карбюраторные двигатели разделяются на атмосферные, у которых впуск воздуха или горючей смеси осуществляется только за счет разрежения в цилиндре при всасывающем ходе поршня и двигатели с наддувом, у которых впуск воздуха или горючей смеси в цилиндр происходит под давлением, создаваемым специальным компрессором, с целью увеличения рабочего заряда в том же рабочем объеме и получения повышенной мощности двигателя.
В качестве топлива для карбюраторного двигателя в разное время применялись спирты, светильный газ, пропан-бутановая смесь, керосин, лигроин, бензин и их смеси. Наибольшее распространение получили бензиновые и газовые карбюраторные двигатели.
Коммунар (комбайн)«Коммунар» — первый советский прицепной зерноуборочный комбайн. Впервые был выпущен в 1930 году на запорожском заводе «Коммунар». Прототипом являлся американский комбайн фирмы Холт-Катерпиллер. Производство этих комбайнов позволило уже в 1932 году прекратить импорт комбайнов в СССР. Аналогичный комбайн «Саркомбайн» выпускался Саратовским комбайновым заводом.
ЛТЗ Т-30Эта статья о советском тракторе Липецкого тракторного завода. Статья о тракторе Владимирского тракторного завода здесь.
Т-30 — марка колесного трактора, выпускавшегося на Липецком тракторном заводе с 1960 г. Трактор предназначен, главным образом, для междурядной обработки пропашных культур.
В 1958 г. был создан колесный трактор Т-25, который после государственных испытаний и доводки с 1960 г. пошел в серийное производство под маркой Т-30. У него открытая кабина. На базе трактора Т-30 был создан трактор Т-35.
Существовала модификация трактора Т-35 — трактор Т-35А с полным приводом.
В настоящее время существует трактор Т-30 производства Владимирского тракторного завода, который является модернизацией трактора Т-25.
МагнетоМагне́то — магнитоэлектрическая машина, преобразующая механическую энергию в электрическую. В настоящее время иногда применяется в системах зажигания двигателей внутреннего сгорания. В телефонии машину аналогичного назначения принято называть индуктором.
Далеко не любой генератор называется «магнето». Это название применяется только для генераторов в двигателях внутреннего сгорания:
возбуждаемых постоянным магнитом и
совмещённых в одном изделии с катушкой зажигания.Магнитная система магнето может быть общей для генератора ЭДС и катушки зажигания.
Нередко свеча зажигания является единственной нагрузкой магнето.
СХТЗ-НАТИСХТЗ-НАТИ (СТЗ-3) — марка гусеничного трактора, выпускавшегося с 1937 года по 1952 год на тракторостроительных заводах СССР.
Северные комбайны Анвельта и ГригорьеваСеверные комбайны Анвельта и Григорьева (СКАГ) — марка прицепных безмоторных зерноуборочных комбайнов, создававшихся в СССР изобретателями колхоза «Новая победа» (позже «Октябрь», Кингисеппский район Ленинградской области) Юрием Яновичем Анвельтом и Михаилом Ивановичем Григорьевым. Известно, что в колхозе они занимали должности счетовода и председателя, некоторое время работали в Северо-западном НИИ механизации и электрификации сельского хозяйства (Ленинград).
Северные комбайны Анвельта и Григорьева производились в 1929—1941 года на заводах НИИ механизации сельского хозяйства, «Красная вагранка» (ныне Ленпродмаш), Литейно-механическом заводе им. Котлякова и на Люберецком заводе сельскохозяйственных машин им. Ухтомского. Некоторые модели изобретатели конструировали вместе, некоторые отдельно. Из всех моделей крупносерийно выпускался только комбайн СКАГ-5А.
СКАГ предназначались для однофазной уборки зерна в северо-западных районах СССР, где выпадает в 2-3 раза больше осадков, ниже температура и выше влажность зерна во время уборки, убираемые участки характеризуются чаще всего небольшими размерами.
Т-125Т-125 — советский колёсный трактор общего назначения, выпускавшийся Харьковским тракторным заводом с 1962 по 1969 год. Предназначен для выполнения сельскохозяйственных, транспортных, дорожно-строительных и других работ.
Т-16 (трактор)Т-16 — дизельное самоходное шасси. Модель выпускал Харьковский завод тракторных самоходных шасси.
Т-180Т-180 — марка промышленного гусеничного трактора, выпускавшегося Брянским автомобильным заводом с 1965 г. Первый в СССР серийный трактор тягового класса 15 т.с.
С 1966 г. начат выпуск трактора Т-180Г, отличающегося от трактора Т-180 наличием гидравлической системы для управления бульдозерным отвалом, а также навесными и прицепными машинами. В 1970-х годах ему на смену пришла более совершенная модификация Т-180Г2, которая выпускалась официально до 1987 года, когда Минавтопромом СССР было принято решение о прекращении выпуска гусеничных тракторов на Брянском автозаводе, однако в реальности промышленные трактора Т-180Г2 продолжали собирать по заключенным с потребителями «прямым» договорам вплоть до 1992 года, а выпуск запчастей для них продолжался до середины 90-х.
Трактор предназначен для работы с навесным и прицепным оборудованием на строительных объектах, в дорожном строительстве, а также в газовой, горнодобывающей, лесной и других отраслях промышленности. На тракторе установлен четырехтактный, дизельный, шестицилиндровый двигатель Д-180 с вертикальным расположением цилиндров, предкамерным смесеобразованием, нераздельной камерой сгорания в поршне, жидкостной закрытой системой охлаждения, запуском от пускового двигателя П-23. Для облегчения запуска основного двигателя при низких температурах имеется 2-хступенчатый декомпрессор (декомпрессия возможна в 3-х или 6-ти цилиндрах). Органы управления для запуска двигателя (педаль электростартера, рычаги муфты и бендикса, рычаг декомпрессора, кнопка глушения пускового двигателя) находятся в кабине.
Муфта сцепления сухая, постоянно замкнутая, с двумя ведущими и двумя ведомыми дисками, с пневматическим сервомеханизмом. Педаль сцепления, как и в большинстве гусеничных тракторов, расположена справа.
Коробка перемены передач механическая, четырехходовая, с шестернями постоянного зацепления. Имеет 5 передач вперед и 2 назад. Механизм поворота планетарный, одноступенчатый. Для управления механизмами поворота используются пневматические сервомеханизмы, что существенно облегчает управление трактором. Планетарный механизм обеспечивает плавное изменение скорости каждой гусеницы (по отношению к другой гусенице), что позволяет поворачивать трактор по кривым различного радиуса. Главная передача коническая, со спиральными зубьями.
Конечные передачи одноступенчатые, с прямозубыми шестернями. Тормоза ленточные, двустороннего действия, работают в масляной ванне, снабжены пневматическими сервомеханизмами. При нажатии на педаль тормоза (расположена слева) оба рычага управления механизмами поворота переходят в крайнее заднее положение. Стояночный тормоз реализован в виде механического фиксатора, фиксирующего педаль тормоза в нажатом положении.
Подвеска трактора торсионная с балансирными каретками. Обеспечивает плавный ход на повышенных скоростях. Ведущая шестерня движителя — двухрядная.
Топливный бак расположен в кабине вдоль задней стенки, горловина выведена наружу. На тракторах Т-180Г снаружи на задней стенке кабины расположен масляный бак.
Прототип трактора Т-180 носил обозначение Т-140.
Недостатки:
1. Широкое использование пневмоприводов требует тщательного ухода за пневмосистемой. В случае замерзания конденсата в системе при отрицательных температурах трактор становится неработоспособен.
2. Известны частые случаи поломки коленвала двигателя пополам (коренная шейка между 3-м и 4-м цилиндрами) после капитального ремонта с расточкой коренных и шатунных шеек.
ТрактористТрактори́ст — рабочая специальность, сферой деятельности которой является управление, обслуживание и ремонт различных видов колёсных тракторов с мощностью двигателя до 110,3 кВт и гусеничных с мощностью двигателя до 25,7 кВт.
Тракторист, управляющий (работающий) на технике с гусеничным движителем, в том числе на гусеничных тракторах, с мощностью двигателя свыше 25,7 кВт и на колёсных тракторах с мощностью двигателя 110,3 кВт и более, называется трактористом-машинистом.
Универсал (трактор)Универса́л — сельскохозяйственный трактор, выпускавшийся на Ленинградском заводе «Красный Путиловец» с 1934 по 1940 гг. и на Владимирском тракторном заводе с 1944 по 1955 гг. Прототипом трактора «Универсал», послужил американский трактор Фармолл (Farmall F-20). Выпускавшийся компанией International Harvester с 1932 по 1939 год.
Трактор «Универсал У-2» был первым трактором, выпущенным на Владимирском тракторном заводе.
Также, трактор «Универсал» был первым советским трактором, поставляемым из СССР на экспорт.
Трактор «Универсал» предназначался для междурядной обработки пропашных сельскохозяйственных культур с прицепными и навесными машинами.
Оснащался керосиновым двигателем мощностью в 22 л.с. По тяговому классу тракторов считался меньшим, чем колёсный трактор СХТЗ 15/30.
Фордзон-Путиловец«Фордзо́н-Пути́ловец», «ФП» (в обиходе «Фёдор Петрович») — колёсный трактор, выпускавшийся в 1924–1932 гг. на заводе «Красный Путиловец» в Ленинграде по лицензии компании Форд. Для копирования была избрана Fordson-F.
ХТЗ-Т2ГХТЗ-Т2Г — советский газогенераторный гусеничный трактор, производившийся с 1938 по 1941 года на Харьковском тракторном заводе. Всего было выпущено около 16000 тракторов.
Харьковский тракторный завод«Харьковский тракторный завод» (укр. Харківський тракторний завод, ПФТС: XTZ) — советское именное (ранее — имени Серго Орджоникидзе), а затем украинское предприятие по производству гусеничных и колёсных тракторов.
Входит в перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины.
Владельцем контрольного пакета акций предприятия является Александр Владиленович Ярославский.
На других языках
This page is based on a Wikipedia article written by authors
(here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.
howlingpixel.com
СХТЗ 15/30 (трактор) — это… Что такое СХТЗ 15/30 (трактор)?
- СХТЗ 15/30 (трактор)
СХТЗ 15/30 Выпускался, гг. 1930 Экземпляры 390500 Тип движителя колёсный Полная масса, т 3 Расположение Кабина: сзади Двигатель: спереди Основные размеры Двигатель Марка двигателя Мощность, л.с. 31,5 Трансмиссия Тип трансмиссии механическая Подвеска и управление Тип подвески жёсткая Способ управления поворотом передними колёсами Оборудование Пневмооборудование нет СХТЗ 15/30 — марка колёсного трактора, выпускавшегося с 1930 года Сталинградским тракторным заводом и с 1931 года Харьковским тракторным заводом[1].
Всего было выпущено 390500 тракторов, на тракторостроительных заводах производство тракторов было свёрнуто в 1937 году (оба завода были переориентированы на производство пахотных гусеничных тракторов СХТЗ-НАТИ)[2], позднее, в послевоенные годы трактор производился на Московском авторемонтном заводе[1].
Трактор предназначался для работы на вспашке почвы с двух- или трёхкорпусным плугом, работы с навесными сельскохозяйственными орудиями, привода стационарных машин[1].
Трактор Интернешнл 15/30
Трактор был разработан на основе конструкции одного из лучших тракторов того времени «Интернешнл 15/30» выпускавшегося американской компанией «International Harvester».
Трактор имел классическую для тракторов компоновку: задние ведущие колёса увеличенного диаметра и передние направляющие уменьшеного диаметра, рамную кострукцию. Керосиновый карбюраторный двигатель мощностью 31,5 л.с. позволял трактору работать с нагрузкой в диапазоне рабочих скоростей от 3,5 до 7,4 км/ч[1].
Факты
Монумент «Слава труженикам села» в МосквеПримечания
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
- СХТЗ-НАТИ (трактор)
- США и Канада: экономика, политика, культура
Смотреть что такое «СХТЗ 15/30 (трактор)» в других словарях:
СХТЗ-НАТИ (трактор) — СХТЗ НАТИ … Википедия
СХТЗ-НАТИ — СХТЗ НАТИ … Википедия
СХТЗ-НАТИ 2ТВ — СТЗ 5 НАТИ (СТЗ НАТИ 2ТВ) Выпускался, гг. опытные серии 1935 1936, серийное производство 1937 1942 Экземпляры 9944 Назначение транспортный, артиллерийский тягач Ти … Википедия
АТЗ-НАТИ (трактор) — СХТЗ НАТИ Выпускался, гг. 1937 1952 Экземпляры 191000 Тип движителя гусеничный Полная масса, т 5,1 … Википедия
Т-100 (трактор) — У этого термина существуют и другие значения, см. Т 100. Т 100 … Википедия
Т-40 (трактор) — У этого термина существуют и другие значения, см. Т 40 (значения). Т 40 … Википедия
МТЗ-82 (трактор) — МТЗ 80, МТЗ 82 Проект, г. 1972 Выпускался, гг. 1974 н.в. Производитель Минский тракторный завод Экземпляры 1 496 200 (по состоянию … Википедия
Т-150 (трактор) — Колёсный трактор Т 150К … Википедия
Кировец (трактор) — К 700 «Кировец» Проект, г. 1961 Выпускался, гг. 1962 н.в. Экземпляры 401300 (по состоянию на 1995 год[1]) … Википедия
Запорожец (трактор) — У этого термина существуют и другие значения, см. Запорожец. Запорожец Проект, г. 1923 Конструктор Л. А. Унгер Выпускался, гг. 1923 27 Производитель завод «Краснай Прогресс» … Википедия
dic.academic.ru
Сделано в СССР — СХТЗ 15/30 : honzales — LiveJournal
Подруги, на трактор! (с)
Этот замечательный пример советского стимпанка — трактор СХТЗ 15/30 — я обнаружил в пос. Усть-Кинельский перед одним из корпусов СГСХА (бывш. СХИ, старейший ВУЗ Самарской губернии, между прочим).
Постамент из профлиста, конечно, выглядит не ахти — но сам экспонат просто шикарен!
Слово Википедии:
СХТЗ 15/30 — марка колёсного трактора, выпускавшегося с 1930 года Сталинградским тракторным заводом и с 1931 года Харьковским тракторным заводом.
Всего было выпущено 390500 тракторов, на тракторостроительных заводах производство тракторов было свёрнуто в 1937 году (оба завода были переориентированы на производство пахотных гусеничных тракторов СХТЗ-НАТИ), позднее, в послевоенные годы трактор производился на Московском авторемонтном заводе.
Трактор предназначался для работы на вспашке почвы с двух- или трёхкорпусным плугом, работы с навесными сельскохозяйственными орудиями, привода стационарных машин.
«Одноглазость» трактора поначалу удивила — но, оказывается, это в стоке так было, а не прижизненная утрата 😉
Этот экземпляр был, судя по шильдику. произведен в Харькове.
Говорят, именно на таком железном коне, пришедшем на смену крестьянской лошадке (с), пахала сама Паша Ангелина (кто ее сейчас помнит?).
Красота и мощь — ничего лишнего.
В четырехцилиндровой карбюраторной «керосинке» этого железного монстра скрывается не много ни мало — табун из 32 с половиною лошадиных сил!
Керосиновый карбюраторный двигатель мощностью 32,5 л.с. позволял трактору работать с нагрузкой в диапазоне рабочих скоростей от 3,5 до 7,4 км/ч.
Броня крепка, и танки наши быстры! — ой, это я не из той оперы.
Хотя…
Грунтозацепы знатные — такой вряд ли забуксует…
Шикарный агрегат — в 1930-х-40-х был самым массовым и распространенным трактором в СССР, хотя ноги, конечно, растут из американской машины Мак-Кормик Диринг. Копировать — так лучшее и самое передовое, в этом в СССР толк знали.
Трактор был разработан на основе конструкции одного из лучших тракторов того времени «Интернационал Мак-Кормик Диринг 15/30» выпускавшегося американской компанией «International Harvester».
Трактор имел классическую для тракторов компоновку: задние ведущие колёса увеличенного диаметра и передние направляющие уменьшеного диаметра, рамную конструкцию.
Страна должна знать своих героев — этот шедевр советского тракторостроения восстановили эти замечательные люди
К слову. Вики об этом экземпляре ХТЗ 15/30 ничего не известно.
honzales.livejournal.com
Трактор СТЗ-15/30. Труженик эпохи индустриализации: mexanizm — LiveJournal
По значимости этого трактора для страны в своё время, его можно было сравнить разве что со значимостью «полуторки» ГАЗ-АА, среди грузовиков, то есть переоценить важность этой простенькой и примитивной машины невозможно.
Колёсный трактор СТЗ-15/30 был самым массовым сельскохозяйственным трактором в СССР первой половины 20 века. Первый трактор покинул ворота заводского цеха 17 июня 1930 года, известно даже точное время — в 15 часов. К апрелю 1932 года недавно построенный Сталинградский тракторный завод вышел на свою проектную мощность, ежесуточно с конвейера завода сходило 144 трактора СТЗ-15/30, еще именовавшегося как СТЗ-1. Помимо Сталинграда, трактор выпускался еще и в Харькове, а впоследствии и на нескольких авторемонтных заводах, выпускались они до 1950 года, суммарное количество произведенных тракторов составило 390500 экземпляров.
В основе трактора, традиционного для советской автотракторной промышленности тех лет, лежала американская конструкция, трактор Mc Cormic International 15/30, производившейся компанией International Harvester с 1921 по 1934 год. Советский трактор представлял собой практически точную копию американского, сохранился даже американский индекс, через дробь.
Mc Cormic International 15/30
Чугунная литая рама трактора одновременно была и картером трансмиссии, весь трактор целиком был металлическим, даже сидение было металлическим, а на колёсах вместо привычных ныне резиновых шин были железные грунтозацепы. Предполагалось, что трактор по автомобильным дорогам передвигаться не будет, его удел – пашня.
Двигатель трактора развивал смехотворную по нынешним временам мощность в 31.5 лошадиную силу, был четырёхцилиндровым карбюраторным, но топливом для него служил не бензин, а керосин. Зажигание было от магнето, как и у многих автомобилей того времени, но в отличии от своих современников, мотор этого трактора обладал полноценным масляным насосом, масляным и воздушным фильтрами, что значительно продляло срок его службы.
Работал трактор с двух и трёхкорпусными плугами, а так же другим сельхозоборудованием, в том числе механизированным, для привода которого имелся вал отбора мощности, мог работать и как стационарная силовая установка для привода различного стационарного сельхозоборудования.
Это была очень простая по своему техническому устройству машина, активно входившая с жизнь советского села в 30-х годах, причем управляли ней не только мужчины, но и женщины, а во время войны – в основном только женщины.
Именно на таком тракторе работала легендарная советская активистка Стахановского движения Прасковья (Паша) Ангелина, в 1933 году на Старобешевской машинно-тракторной станции (Донецкая область) она организовала женскую тракторную бригаду, одна из первых женщин-трактористов. «Сто тысяч подруг — на трактор!» — этот её лозунг, провозглашенный в 1938 году долгое время приводился в пример советской агитацией.
Трудно переоценить вклад этого трактора в сельское хозяйство страны, это машина эпохи, эпохи индустриализации, самоотверженного труда и веры человека в светлое будущее.
mexanizm.livejournal.com
Трактор СХТЗ 15/30 (Глинищево): myauu — LiveJournal
Старый советский колёсный трактор СХТЗ 15/30 установлен в селе Глинищево Брянского района Брянской области.Памятник находится в самом центре села у автобусной остановки на главной улице, являющейся частью дороги Р-120 (Орёл — Брянск — Смоленск).
Рядом расположена бесплатная парковка.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника — очень крашенное.
Дата съёмки — 29 апреля 2018 года.
01.
02. Надпись на табличке:
Памятник трудовой славы — трактор, проложивший в 1930 году первую борозду на колхозном поле в Брянском районе, установлен в 1967 году.
«Слава механизаторам, проложившим первую борозду на колхозных полях. Пусть вечно живёт в памяти народной Ваш бессмертный подвиг.»
03. Наблюдается некоторое несоответствие действительности и текста таблички.
Трактора данного типа действительно выпускались советской промышленностью на Сталинградском Тракторном заводе (СТЗ) с 1930 года.
Однако, в Харькове (а на капоте стоит логотип ХТЗ) первую машину выпустили только в октябре 1931 года.
То есть, или здесь стоит «не тот» трактор про который написано или «тому» трактору поменяли облицовку двигателя на Харьковскую.
04. СХТЗ 15/30 — марка колёсного трактора, выпускавшегося в СССР с 1930 по 1937 и с 1948 по 1950 годы.
05. В основе конструкции лежит адаптированный под возможности советской промышленности американский трактор McCormick-Deering 15-30, производившийся компанией International Harvester в 1923-1929 годах.
Индекс модели 15-30 указывал на её номинальную мощность: 15 л.с. тяги для плуга (мощность на крюке) и 30 л.с. для ременного привода оборудования стоящим трактором (или как там переводится 15 HP drawbar and 30 HP belt power?).
Всего было выпущено 157 366 экземпляров McCormick-Deering 15-30.
06. В Советском Союзе никто не скрывал происхождение конструкции машины.
Например, в журнале «За рулём» №9 за 1930 год реклама трактора «Интернационал Мак-Кормик Диринг» идёт на второй стороне обложки.
А на самой обложке фотография «Первомайская демонстрация на тракторах в колхозе».
Шильдики не различимы так что это может быть, как импортный трактор, так и уже советский СТЗ.
В той же рекламе упоминается о младшем тракторе линейки International Harvester — Farmall, который в 1934 году станет советским трактором «Универсал-2».
07. Советская версия получила имя СХТЗ 15/30 (по именам заводов СТЗ+ХТЗ и мощности).
Всего двумя заводами с 1930 по 1937 годы было выпущено почти 400 тысяч тракторов.
Ещё некоторое количество сделал Второй авторемонтный завод в Москве в 1948-1950 годах.
Общий объём выпуска за всё время оценивается в 390 500 экземпляров — в два с половиной раза больше, чем оригинальных американских машин.
08. СХТЗ 15/30 стал основой массовой механизации советского сельского хозяйства и в 1930-1940-х годах был самым распространённым в СССР.
До него в 1920-х самым массовым был «Фордзон-Путиловец» (36 100 штук), а после него место самого массового трактора занял гусеничный ДТ-54 (957 900 штук), который в 1960-х уступил пальму первенства семейству ДТ-75 (2 520 000 штук).
09. Трактор имел классическую для тракторов компоновку: задние ведущие колёса увеличенного диаметра и передние направляющие уменьшеного диаметра, рамную конструкцию.
Керосиновый карбюраторный двигатель мощностью 31,5 л.с. позволял трактору работать с нагрузкой в диапазоне рабочих скоростей от 3,5 до 7,4 км/ч.
10. Брутальные задние колёса с характерными для конструкций 1920-х годов металлическими ободами, спицами и ярковыраженными грунтозацепами.
В сети есть современные фото американской версии на резиновых колёсах — трактор и трактор — ничего примечательного.
11. Рулевой привод реализован в виде набора тяг.
Любопытно, что на таком же тракторе в посёлке Усть-Кинельский, который снял камрад honzales, рулевая тяга согнута почти под 90 градусов.
Торчащий из двигателя большой цилиндр, закрытый крышкой на трёх болтах, это кожух ременного привода для стационарных механизмов.
Вместо крышки должен быть большой шкив, но его нет.
Ниже кожуха видна тонкая тяга переключения передачи мощности двигателя между ременным приводом и колёсами.
12. Сам двигатель.
Топливо керосин, объём 6.3 литра, карбюраторный, верхнеклапанный, жидкостного охлаждения, с пусковой рукояткой (кривой стартёр).
Четыре овальных отверстия — тоннели каналов свечей.
13. Левая сторона.
Впускная система, выпускная система.
Вертикальная труба — воздухозаборник.
Такая длинная, потому что работающий трактор всегда в пыли, поэтому воздух стоит брать повыше.
Через бочонок фильтра воздух идёт к карбюратору, где смешивается с керосином и попадает в цилиндры.
Отработанныце газы (выхлоп) собираются выпускным коллектором и выбрасываются в атмосферу.
Отверстие выхлопа видно прямо под горизонтальной частью воздушной трубы.
Между двигателем и трактористом большой топливный бак на 70 литров керосина.
14. За трактором прицеплен трёхкорпусный плуг, похожий на П-3-30.
15. Три лемеха с правосторонними отвалами.
Два колеса с рулём в передней части.
16. Заднее колесо плуга.
Нужно для транспортировки по дороге, чтобы не перепахивать её.
В рабочем режиме поднималось.
Координаты:
53°18’14.99″С
34° 3’59.05″В
myauu.livejournal.com