Требования к водителю школьного автобуса – ➤ Какие требования предъявляют к водителю школьного автобуса?

➤ Какие требования предъявляют к водителю школьного автобуса?

Уважаемые коллеги. Наши эксперты начали отвечать на вопросы, которые в последнее время все чаще приходят от педагогов и руководителей образовательных учреждений. Мы по-прежнему не просто даем вам ответы, но и подкрепляем их ссылками на нормативные документы.

С уважением, коллектив Центра Оценки Квалификации и обучения №1

Вопрос: Какие требования предъявляют к водителю школьного автобуса?

Ответ: Требования к водителю школьного автобуса перечислены в пункте 8 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 года № 1177.

Так, к управлению школьным автобусом допускаются водители, непрерывный стаж которых в категории «D» составляет не менее одного года на дату поездки. У таких водителей не должно быть в прошлом лишения права управления транспортными средствами или административного ареста в течение последнего года. Такие работники обязаны проходить предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр, предварительный и периодический медосмотр и обязательное психиатрическое освидетельствование. С такими работниками перед каждой организованной перевозкой детей проводится предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей. Такой инструктаж проводит ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, аттестованный в комиссии Росавтонадзора.

Эксперты нашего центра окажут консалтинговую поддержку по всем актуальным вопросам в сфере медицины, образования и охраны труда.

coko1.ru

Требования к водителю школьного автобуса

Вопрос:
Какие квалификационные требования предъявляются к водителю школьного автобуса? Обязанности сопровождающего школьного автобуса? Что нужно предпринять директору школы для осуществления безопасных перевозок детей.

Квалификационные требования к водителю школьного автобуса

В соответствии с Правилами организованной перевозки группы детей автобусами (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от17.12.2013 г. № 1177), водитель школьного автобуса должен:

  • иметь непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории D не менее одного года;
  • не совершать административные правонарушения в области дорожного движения, за которые предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством либо административный арест в течение последнего года;
  • пройти предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей в соответствии с правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом;
  • пройти предрейсовый медицинский осмотр.

Работник должен быть ознакомлен с должностной инструкцией водителя школьного автобуса, а также с основной инструкцией по охране труда для водителя школьного автобуса.

Сопровождение детей при перевозке школьным автобусом

Исходя из Методических рекомендаций «Об организации перевозок обучающихся в образовательные организации» (письмо Минобрнауки РФ от 2.9.07.2014 г. № 08-988), директор школы обязан обеспечивать сопровождение перевозок школьным автобусом групп детей преподавателями или специально назначенными взрослыми. В процессе перевозки обучающихся сопровождающие лица должны находиться у каждой двери автобуса.

Перед поездкой сопровождающий проходит инструктаж по безопасности перевозки обучающихся с занесением в книгу учета инструктажей.

Во время движения сопровождающий должен находиться на передней площадке салона.
Посадка и высадка обучающихся производится после полной остановки автобуса под руководством сопровождающего.

Перед началом движения сопровождающий должен убедиться, что количество обучающихся не превышает число посадочных мест, все пассажиры пристегнуты ремнями безопасности, окна с левой стороны закрыты, и подать команду на закрытие дверей.

Во время движения сопровождающий обеспечивает порядок в салоне, не допускает подъем обучающихся с мест и хождение по салону. При высадке сопровождающий выходит первым и направляет обучающихся вправо по ходу движения за пределы проезжей части.


Если страница Вам понравилась, поделитесь ссылкой с друзьями:

ohrana-tryda.com

Правительство определило требования к водителям, осуществляющим перевозку детей школьными автобусами. Кац В.

В статье изложены основные требования, которые предъявляются к водителям, осуществляющим перевозку детей школьными автобусами.

 

Правительство определило требования к водителям, осуществляющим перевозку детей школьными автобусами

 

Документ:

постановление Совета Министров РБ от 22.11.2014 № 1087 «О внесении дополнений и изменений в Правила автомобильных перевозок пассажиров» (далее – постановление № 1087).

 

Справочно:

внесены изменения в Правила автомобильных перевозок пассажиров, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 972 (далее – Правила).

 

Изменения, внесенные постановлением № 1087, касаются порядка организации и выполнения автомобильных перевозок детей. Введен новый термин «школьный автобус» – это автобус, предназначенный для перевозки детей, соответствующий требованиям технических нормативных правовых актов.

 

Требования, предъявляемые к водителям

 

Постановлением № 1087 уточнены требования, предъявляемые к водителям, осуществляющим перевозки детей:

– водители должны знать требования нормативных правовых актов, регламентирующих выполняемые ими автомобильные перевозки пассажиров;

– не реже одного 1 раза в 5 лет обязаны повышать квалификацию по единым программам повышения квалификации водителей механических транспортных средств соответствующей категории.

Водители, выполняющие автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси и международные перевозки пассажиров, должны пройти аттестацию по соответствующим программам профессиональной подготовки, утверждаемым Минтрансом РБ.

Определено также, что к перевозке детей школьными автобусами допускаются водители:

имеющие водительское удостоверение на право управления механическими транспортными средствами категории «D», водительский стаж управления механическим транспортным средством категорий «B», «С» или «D» не менее 3 лет;

не привлекавшиеся на протяжении последнего года к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных в ч. 1, 3, 4 и 9 ст. 18.12, ст. 18.13–18.19, 18.21, 18.22, 18.26 Кодекса РБ об административных правонарушениях;

– прошедшие стажировки, определенные законодательством.

 

Автомобильные перевозки детей школьными автобусами

 

Правила дополнены гл. 111 «Автомобильные перевозки детей школьными автобусами». Установлено, что положения этой главы распространяются на автомобильные перевозки детей, обучающихся в учреждениях дошкольного, общего среднего и специального образования, школьными автобусами от места жительства (места пребывания) к месту учебы и обратно (далее – перевозки детей школьными автобусами).

Перевозки детей школьными автобусами организуют местные исполнительные и распорядительные органы. Обеспечение безопасности дорожного движения при перевозках детей школьными автобусами возлагается на автомобильных перевозчиков, выполняющих перевозки детей школьными автобусами.

Учреждения образования либо автомобильные перевозчики, выполняющие перевозки детей школьными автобусами, обязаны заблаговременно, но не позднее 10 дней до начала осуществления перевозок в учебном году, представить в подразделение Государственной автомобильной инспекции по месту нахождения учреждения образования или автомобильного перевозчика

официальное уведомление о планируемых перевозках детей школьными автобусами. В уведомлении должны быть указаны:

– период времени выполнения перевозок и маршрут;

– марка и регистрационный знак школьного автобуса;

– фамилии и инициалы водителей, которые будут выполнять перевозки, с приложением копий списков детей и лиц, их сопровождающих.

Маршрут перевозки должен быть утвержден комиссией

по обеспечению безопасности дорожного движения при городском или районном исполкоме. После получения указанного выше уведомления сотрудники соответствующего подразделения Государственной автомобильной инспекции обязаны инструктировать с периодичностью 1 раз в квартал водителей школьных автобусов об особенностях требований Правил дорожного движения при перевозках детей, а также мерах предосторожности, обеспечивающих безопасность таких перевозок по маршруту.

Учреждение образования, к которому осуществляется перевозка детей школьными автобусами, на каждый школьный автобус назначает совершеннолетнего сопровождающего, а если число перевозимых детей более 20 – 2 совершеннолетних сопровождающих.

 

Важно!

Сопровождающие обязаны принимать меры, обеспечивающие безопасное поведение детей при посадке в школьный автобус, перевозке, а также высадке из школьного автобуса.

 

Меры предосторожности

 

При возникновении в пути следования технических неисправностей школьного автобуса, угрожающих безопасности движения, а также при ухудшении состояния здоровья водителя запрещается дальнейшее движение школьного автобуса до устранения обстоятельств, препятствующих безопасному движению.

Перевозка детей школьными автобусами допускается с 06:00 до 21:00. В условиях недостаточной видимости и при неудовлетворительных дорожных условиях (туман, снегопад, гололедица) перевозка должна осуществляться со скоростью, обеспечивающей безопасные условия дорожного движения.

Запрещается в случаях выявления нарушений требований Правил автомобильных перевозок пассажиров или Правил дорожного движения дальнейшая перевозка детей школьными автобусами до устранения нарушений и обстоятельств, препятствующих дальнейшему безопасному движению.

 

Справочно:

постановление № 1087 вступает в силу с 27 февраля 2015 г.

 

Виктор Кац, инженер по охране труда

 

 

 

 

 

www.espot.by

Требования к маршруту школьного автобуса

Вопрос:
Какие требования предъявляются к выбору маршрута школьного автобуса? Какие приказы должны быть в школе на перевозку детей школьным автобусом? Какие нужно разработать приказы для организации перевозки детей в школе и необходим ли акт обследования маршрута школьного автобуса?


Ответ:
Маршруты для перевозки обучающихся определяются распоряжениями администраций муниципальных образований, при соблюдении условий, обеспечивающих их безопасность.

При разработке маршрута для подвоза обучающихся к школе необходимо учитывать, что транспортному обслуживанию подлежат обучающиеся сельских образовательных организаций, проживающие на расстоянии свыше 1 км от школы. При этом предельный пешеходный подход к месту сбора на остановке должен быть не более 500 метров. (СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»)

Комиссионное обследование дорожных условий на маршруте следования школьного автобуса должно проводиться не реже двух раз в год (весенне-летнее и осенне-зимнее обследование).

По результатам обследования дорожных условий производится составление акта маршрута школьного автобуса, в котором перечисляются выявленные недостатки, угрожающие безопасности движения. Акты подлежат передаче в органы, уполномоченные исправлять выявленные недостатки и контролировать результаты этой работы.

При подготовке к осуществлению перевозок обучающихся определяются рациональные места сбора, посадки и высадки обучающихся. Пространство, отведенное под остановочные пункты для детей, ожидающих автобус, должно быть достаточно большим, чтобы вместить их, не допустив выхода на проезжую часть, очищено от грязи, льда и снега. (Методические рекомендации «Об организации перевозок обучающихся в образовательные организации» письмо Минобрнауки РФ от 29.07.20014 г. №08-988)

Остановочные пункты по маршруту следования школьного автобуса оборудуются указателями, определяющими место остановки автобуса для посадки (высадки) детей. На указателях размещается условное обозначение автобуса и опознавательного знака «Перевозка детей», надпись «Школьный маршрут» с указанием времени прохождения автобуса, осуществляющего перевозку детей.

Запрещается открытие маршрутов для перевозки обучающихся, проходящих через:

  • нерегулируемые железнодорожные переезды;
  • ледовые переправы (приказ Минтранса России от 15 января 2014 года N 7).

При организации перевозки детей школьным автобусом в школе необходимо издать следующие приказы:

  • О назначении ответственного за безопасность дорожного движения при перевозке обучающихся школьным автобусом;
  • О назначении сопровождающих при перевозке детей школьным автобусом;
  • О режиме работы и отдыха водителя школьного автобуса;
  • Об утверждении списка детей, подлежащих подвозу;
  • О мерах по предупреждению дорожно- транспортных происшествий;
  • О назначении лиц, ответственных за техническое состояние, эксплуатацию и выпуск на линию автотранспортных средств.

Рекомендуем посетить раздел:
Положения в школе

Если страница Вам понравилась, поделитесь ссылкой с друзьями:

ohrana-tryda.com

Требования к школьным автобусам для перевозки детей

Все видели, как по городу ездят автобусы яркого желтого цвета с надписью: «Школьный автобус» или «Дети». Казалось, что ничего особенного в нем нет, обычное раскрашенное транспортное средство.

Но если углубиться в нормативную базу, то такая мысль будет опровергнута, потому что к автотранспорту, на котором перевозятся группы школьников, существует множество требований.

Они касаются его технического состояния, регистрации, а также водителя, который будет им руководить.

Перевозка организованных групп детей автобусом осуществляется лишь после тщательной подготовки и заверения множества документов разными уполномоченными инстанциями.

Если планируется организация экскурсии, то можно воспользоваться фрахтованным транспортным средством или собственным школьным имуществом. Но на школьном автобусе далеко не получится уехать, потому что он рассчитан на городские и пригородные перевозки.

Прежде чем организовывать и проводить детскую транспортировку, нужно ознакомиться с нормативными документами и проверить – соответствует ли им определенный автобус, рассчитан ли он для транспортировки детей на определенную дистанцию.

Нормативная база

Сейчас есть действующий стандарт под номером 51160-98, который предназначен для нормативного регулирования автобусов, перевозящих детей от шестилетнего до шестнадцатилетнего возраста.

Такое транспортное средство принято называть школьным автобусом. ГОСТ был введен в действие Минтрансом РФ еще в 1999 году и распространяется на «детские» автобусы.

Он предназначен для установки специальных требований к данным транспортным средствам, чтобы обеспечить безопасность и сохранность жизни и здоровья школьников. Его полное название: Автобусы для перевозки детей. Технические требования.

На основе анализированного ГОСТа были разработаны некоторые пункты «Методических рекомендаций» для организованной перевозки детей.

В данном нормативном документе также выдвинут список требований, но не только автотранспорту, но и к водителю, и к нужной документации.

Требования, предоставляемые к школьным автобусам для перевозки детей

Организаторы детской поездки – родительский комитет – часто задает вопрос по поводу огромного списка требований к транспортному средству.

Действительно, их не мало, но они всесторонне пытаются сделать перевозки школьников безопасными и качественными, а для этого нужно придерживаться ряда правил и выполнять все рекомендации.

Первоначально требования выносятся для технического состояния транспортного средства, потом к исполнителю поездки, а также к пакету документов, без полного наличия которых экскурсия не состоится.

Выполнение всех требований – это залог безопасной и успешной поездки, которая не повлечет за собой последствия.

К техническому состоянию транспорта

Мы писали ранее, что существует специальный государственный стандарт, который распространяет требования на автобусы для детских перевозок. Его суть состоит в том, что таким транспортным средством может стать автомобиль с высокой проходимостью.

В последние года обязательным считается наличие средств радиосвязи и спутникового навигатора. Это позволяет руководству учебного заведения контролировать местонахождения группы детей, а также их состояния.

В салоне должно быть специальное место для ручной клади (рюкзаков и прочего) и теплых предметов гардероба.

На всех сидениях должны иметься ремни безопасности, а сами кресла располагаться в направлении движения. Для сопровождения предназначены отдельные места возле выходов.

Первая ступень располагается на высоте до 25 см от поверхности дороги. А на входе монтируются дополнительные поручни. Автобус должен иметь исправную сигнализацию, чтобы была постоянная связь между водителем и маленькими пассажирами.

Кроме стандартного автобуса в качестве школьного транспорта используют газели. Но снизу боковой сдвижной двери монтируется подножка и дополнительные поручни, чтобы детям было удобно входить и выходить из транспортного средства.

Также требуется дополнительная подсветка снаружи при входе. На сиденья устанавливаются ремни безопасности, а каждый ряд имеет кнопу спец-сигнала для связи с водителем.

И газель, и обычный автобус должны иметь систему сигналов, например, для информирования других участников движения о том, что ТС идет задним ходом. Они оборудуются также ограничителем скорости до 60 км/час.

Перечисленные выше требования предназначены для того, чтобы ТС соответствовало ПДД и осуществляло безопасную транспортировку детей. Кроме этого, школьный автобус регулярно проходит технический осмотр, чтобы предотвратить неисправности.

Если водитель обнаруживает какую-то (хоть и незначительную поломку), то поездка отменяется до полного устранения проблемы.

К квалификации водителя

К перевозчикам выдвигаются как профессиональные требования, так и нормы физического и психологического здоровья, ведь при непростом процессе перевозки группы детей, нужно уметь хорошо концентрироваться и моментально принимать правильные решения.

От водителей требуется:

  • наличие удостоверения категории Д и прилагаемые к нему талоны;
  • как минимум – трехлетний опыт поездок;
  • осуществление беспрерывных поездок на протяжении последнего года;
  • регулярный медицинский осмотр;
  • отсутствие нарушений ПДД и лишение права вождения транспортным средством;
  • соблюдение установленных стандартом режимов труда и отдыха.

От водителя также зависит успешность проведения перевозки. Именно он должен руководствоваться ПДД и обеспечивать безопасность маленьким пассажирам во время движения.

Опытные перевозчик быстро ориентируется в ситуации и предотвращает негативные последствия, он может проследить какие-либо поломки и прекратить движение, поэтому особое внимание уделяется его опыту работы.

К документации

Пакет документов, а особенно процесс его заверения, считается самым серьезным при организации групповой поездки детей. Если сама экскурсия длится несколько часов, то формальная подготовка к ней – несколько дней.

Во время проведения такого процесса понадобятся такие документы:

  1. Список группы школьников, где указаны их персональные данные.
  2. ФИО сопровождающих, а также их координаты.
  3. Информация о перевозчике (стаж, наличие категории), если его нанимали, то нужно иметь дополнительные данные о компании.
  4. Документ с информацией о медицинском работнике.
  5. Схема рассадки детей в автобусе.
  6. Точный график и маршрут экскурсии, с указанием мест и времени остановок.
  7. Разрешение на сопровождение Госавтоинспекцией.
  8. Список провизии (сюда входит сухой паек и необходимое количество питьевой воды).

Вся документация сберегается в архивах учебного заведения три года. Если случится непредвиденная ситуация или возникнут негативные последствия после поездки, которые отразятся на состоянии ребенка, то документация всегда учитывается во время расследования.

Основные правила

К организации и проведению междугородней организованной детской перевозки законы и стандарты выдвигают не меньше требований.

Они предназначены для поддержки высокого уровня безопасности, чтобы процесс поездки был точным и с минимальным риском возникновения непредвиденных ситуаций.

Организаторы должны руководствоваться следующими железными правилами:

  • ученики, которым еще не исполнилось семь лет, могут путешествовать, если график движения не будет превышать 4-часовой интервал времени;
  • движение транспортного средства с детьми в ночное время (с 23 вечера до 6 утра) разрешается лишь в отдельных случаях, когда случилась незапланированная задержка в пути, когда нужно добраться к вокзалу, но если расстояние к нему не превышает 50 километров;
  • поездку длительностью более 3 часов сопровождает медицинский сотрудник, у которого есть опыт и лицензия;
  • сопровождающие (персонал учебного заведения или родители) во время передвижения автобуса должны находиться возле выходов, их количество рассчитывается так: один человек – у одной двери;
  • поездка длительностью более 4 часов предусматривает наличие необходимого объема питьевой воды и продуктов питания;
  • если едут вместе несколько автобусов, то руководитель за несколько дней до поездки устанавливает их нумерацию со списками детей.

Такая памятка с основными правилами всегда поможет организовать успешную поездку группы детей. Организатору нужно лишь придерживаться названного алгоритма и тщательно выполнять каждый пункт, иначе поездку тогда будет сложно назвать организованной.

Для любой перевозки организованной группы детей понадобится специальное транспортное средство. Оно является важным аспектом в обеспечении безопасности транспортируемых школьников.

Для этого процесса предназначены «специальные» автобусы. Их особенность состоит в том, что они имеют специальные приспособления и системы для повышенной безопасности маленьких пассажиров внутри.

Снаружи имеются распознавательные знаки, которые свидетельствуют, что в салоне находятся дети.

Главными требованиями к ТС являются стандарты технического состояния, правильная эксплуатация, выполняемая опытным профессионалом, а также документация в должном состоянии.

Если автобус принадлежит школе, то ответственность за его исправное состояние несет руководство учебного учреждения, а если это зафрахтованное транспортное средство, то отвечает за техническую исправность компания-перевозчик.

Видео: Все школьные автобусы должны быть оснащены системой спутниковой навигации

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

provodim24.ru

Школьный автобус |

Школьный автобус.

1. Школьный автобус на основании Постановления Правительства РФ от 02.11.2015 N 1184 – это специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащее на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации.

2. Школьный автобус предназначен для организованной перевозки детей к учебным заведениям, а также к местам проведения экскурсий, различных учебных и развлекательных мероприятий.

3. Поставляется в сельские школы в рамках национального проекта «Образование».

4. Школьный автобус изготавливается заводами в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» ТС 018/2011 и в частности, его раздела «Требования к транспортным средствам для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет».

Транспортные средства (автобусы) для перевозки детей должны соответствовать общим требованиям безопасности к транспортным средствам категорий M2 и M3 с учетом требований настоящего пункта.

Ниже приводятся эти требования (основная их часть).

4.1. Автобус, максимальная конструктивная скорость которого превышает 60 км/ч, должен быть оборудован устройством ограничения скорости.

4.2. Спереди и сзади автобуса должны быть установлены опознавательные знаки «Перевозка детей» в соответствии с действующими в государствах — членах Таможенного союза Правилами дорожного движения.

На наружных боковых сторонах кузова, а также спереди и сзади по оси симметрии автобуса должны быть нанесены контрастные надписи «ДЕТИ» прямыми прописными буквами высотой не менее 25 см и толщиной, не менее 1/10 ее высоты. Надписи выполняются на русском языке и могут дублироваться на государственном языке государства — члена Таможенного союза.

4.3. Кузов автобуса должен иметь окраску желтого цвета.

4.4. Автобус должен быть оснащен устройством, обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом.

4.5. Элементы всех наружных устройств непрямого обзора, установленных на автобусе, должны иметь электрообогрев.

4.6. В автобусе должны быть предусмотрены только места для сиденья.

Сиденья, предназначенные для детей, должны быть обращены вперед по ходу автобуса.

В каждом поперечном ряду сидений, предназначенных для детей, должна быть предусмотрена сигнальная кнопка «Просьба об остановке».

4.7. Рабочее место водителя не должно иметь каких-либо глухих перегородок, отделяющих его от пассажирского помещения. Рабочее место водителя должно быть оборудовано:

— звуковым и световым сигналами о необходимости остановки, включаемыми с мест размещения детей;

— внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой.

4.8. В автобусе должны быть предусмотрены отсек в задней части и (или) полки над окнами или другие места для размещения ручной клади и (или) багажа, рассчитанные по норме не менее 0,1 м2 и не менее 20 дм3 на каждое место пассажира.

4.9. Для варианта конструкции автобуса, предназначенного, в том числе, для перевозки детей, имеющих нарушения опорно-двигательных функций, в автобусе должно быть предусмотрено специальное место для размещения не менее двух кресел-колясок в сложенном состоянии. Это место может быть совмещено с отсеком для размещения багажа.

5. Школьным автобусом должен управлять водитель с категорией «D». О водительских категориях написано в этой статье.

Требования к водителю по стажу и дисциплине:

— стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» должен быть не менее одного года из последних 3 календарных лет;

— управлять автобусом могут водители, не совершавшие в течение последнего года административных правонарушений в области дорожного движения, за которые предусмотрены административные наказания в виде лишения права управления транспортным средством либо административный арест.

6. Школьный автобус должен проходить техосмотр каждые 6 месяцев. Документом, подтверждающим прохождение техосмотра, является диагностическая карта. О правилах прохождения техосмотра автотранспорта (кто, где, когда) написано в статье техосмотр автомобилей. Автобус должен быть укомплектован двумя медицинскими аптечками, двумя противооткатными упорами, знаком аварийной остановки и двумя огнетушителями.

7. Путевая документация, медосмотр водителя и проверка технического состояния автобуса.

На автобус должен быть выписан путевой лист формы 6 спец. Перед выездом в рейс водитель автобуса должен пройти предрейсовый медицинский осмотр, отметка о котором в виде штампа ставится в определенной графе путевого листа. Медосмотр проводится на основании Приказа Минздрава России от 15.12.2014 N 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров».

Сам автобус должен пройти предрейсовый контроль технического состояния, отметка о котором также вносится в путевой лист. Предрейсовый контроль технического состояния автобуса проводится в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 15 января 2014г. N 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом…».

8. Школьный автобус может быть использован для перевозки детей не только своей школы, но и других детей при разовых заказах, то есть при несистематических перевозках. В этом случае перевозка детей должна производиться на основании договора фрахтования в виде заказа – наряда. Фрахтователем будет выступать или другая общеобразовательная школа, или спортивная школа или учреждение культуры. Фрахтовщик – школа, на балансе которой находится автобус.

Тема заказа автобуса для перевозки пассажиров, в том числе и детей, подробно изложена в этой статье.

9. Школьный автобус выпускается заводами промышленной группы ГАЗ.

Павловский автобусный завод выпускает школьную модель ПАЗ 32053 – 70 на 20 посадочных детских мест и 2 места для сопровождающих. Головной завод выпускает модель Вектор Next на 26 мест, включая одного сопровождающего. Курганский автобусный завод выпускает модель школьного автобуса КАВЗ 4238 — 45 на 32 посадочных места для детей и двух мест для сопровождающих. АО НЕФАЗ выпускает модель Бравис — 3297 на 22 посадочных места.

avtotrans-consultant.ru

Какие требования предъявляются в школьным автобусам в России

Первые специализированные школьные автобусы в России появились в 1999 году после принятия ГОСТа Р51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования». В ходе действия федеральной программы «Школьный автобус», а также в рамках национального проекта «Образование» в школы в основном поставлялись КАвЗы и МАЗы, которые и стали самыми массовыми школьными автобусами в стране.

Нa самом деле «гамма» школьных автобусов намного шире. Для экскурсионных поездок целыми классами изготавливаются большие 12-метровые автобусы, которые задействованы в крупных городах. А для перевозки небольших групп детей, например на спортивные соревнования или смотр самодеятельности в соседнюю область, сегодня все чаще используются экономичные школьные микроавтобусы на базе «ГАЗели».

Однако вне зависимости от размера школьного автобуса, ходовой части и механизмов управления, к нему всегда предъявляются очень строгие требования, прежде всего касающиеся безопасности. Перевозка групп детей должна осуществляться в автобусах, имеющих спереди и сзади крупные опознавательные знаки «Перевозка детей» в виде квадрата желтого цвета с красной каймой (сторона не менее 25 сантиметров) и контрастной надписью «Дети».

Скорость движения автобусов с маленькими пассажирами на борту ограничена специальными устройствами до 60 км/ч. Кроме того, автобусы должны быть оборудованы современными тормозами с антиблокировочной системой (АБС) — она позволяет в экстремальных ситуациях сократить тормозной путь автомобиля и исключает его занос при экстренном торможении.

Пассивную безопасность учеников в автобусе обеспечивает прочный каркас кузова самого автобуса, который в идеале должен иметь пространственную трубчатую ферму, способную при опрокидывании принять всю нагрузку на себя и свести деформацию салона к минимуму.

Большое внимание уделено в детском автобусе сиденьям. Кстати, законодательно школьные автобусы рассчитаны на перевозку детей в возрасте от 6 до 16 лет. Так что сиденья должны иметь несколько меньшие габариты, чем полноценное взрослое, высокую спинку с подголовником (для предохранения шейных позвонков при наезде на машину сзади), устанавливаться только по ходу движения и в обязательном порядке оснащаться ремнем безопасности и подлокотниками со стороны прохода.

Кроме того, в автобусе должно быть не менее двух мест для сопровождают их, а в каждом поперечном ряду должна быть предусмотрена сигнальная кнопка «Просьба об остановке».

Вышеназванный ГОСТ четко оговаривает расположение в школьном автобусе поручней и величину прохода между сиденьями, ширина которого составляет не менее 40 сантиметров, а также высоту подножек при входе в салон. Высота первой ступеньки от уровня дороги должна быть не более 25 сантиметров, а высота последующих — не больше 20.

Именно поэтому многие школьные автобусы, переделанные из «взрослых», при входе имеют целый каскад из небольших ступеней, забираться по которым ребятам не очень-то удобно. Автобусы с высокой посадкой кузова, например полноприводные ПАЗы, в обязательном порядке оборудуются дополнительными подножками (выдвигающимися на остановках при открытых дверях), что, во-первых, сокращает геометрическую проходимость самого автобуса, а во-вторых, становится источником дополнительной «головной боли» для водителей.

Ведь сломавшаяся в открытом положении подножка не даст автобусу тронуться в путь — автоматика просто заблокирует движение, так как любой школьный автобус должен быть оборудован устройством, препятствующим началу движения при открытых или не полностью закрытых пассажирских дверях.

К дополнительному оборудованию салона следует отнести специальные места для школьных ранцев (в автобусе обычно делают огромный стеллаж). Они не должны находиться на коленях во время движения — портфель ученика, как правило, столь увесист, что при резком торможении автобуса может стать причиной травмы.

При этом практика показывает, что дети предпочитают хранить свои вещи в пределах личного пространства, а не складировать в «общую кучу», но правила есть правила.

ГОСТ предлагает предусматривать, впрочем, с некоторыми оговорками, и каждом школьном автобусе место для размещения в сложенном виде инвалидных кресел (не менее двух) для детей с нарушениями опорно-двигательных функций. А в случае регулярных перевозок детей с ограниченными двигательными возможностями, передвигающихся в колясках, в боковой или задней части автобуса должна быть предусмотрена дверь с подъемником.

С сожалением нужно отметить, что эти требования практически никогда не выполняются, так как для коляски нужно дополнительное место, а это не всегда возможно в силу небольших габаритов самих автобусов. По требованиям все той же безопасности школьные автобусы должны быть оборудованы звуковой сиреной и громкоговорящими устройствами и укомплектованы двумя медицинскими аптечками.

При посадке и высадке детей водитель школьного автобуса обязан включить аварийную сигнализацию. Приближаясь к остановившемуся школьному автобусу с включенной аварийной сигнализацией, водители других транспортных средств обязаны снизить скорость и, при необходимости, остановиться, чтобы пропустить детей. Для того чтобы водитель мог контролировать посадку и высадку, а дети во время посадки или высадки находились в поле его зрения, автобусы оснащают дополнительными зеркалами.

В заключение еще раз отметим, что перевозка детей в школьных автобусах — не просто благо цивилизации, а очень ответственное и непростое «занятие», что явно следует даже из далеко не полного перечня оборудования, предусмотренного действующим ГОСТом, и далеко не всех должностных обязанностей водителей, нами упомянутых. А по-другому и быть не может, ведь цена пренебрежения данными требованиями — жизнь ребенка!

 

carakoom.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *