Чайка кабриолет фото – ГАЗ-13 «Чайка» характеристики фотографии

Содержание

ГАЗ-13 «Чайка» характеристики фотографии

ГАЗ-13закрытый четырехдверный кузов
ГАЗ-13Амодификация с установленной внутренней перегородкой
ГАЗ-13Боткрытый кузов типа «фаэтон» или «кабриолет»
ГАЗ-13Ссанитарный вариант с кузовом универсал

ГАЗ-13 фотографии характеристики
1959—1978 гг.

Для НАМИ были закуплены в Америке Packard Executive Patrician и Packard Caribien и конструкторы предприятий ГАЗ, ЗИЛ и НАМИ, взялись изучать эти образцы. Видимо, изучение именно этих машин повлекло за собой большое сходство позднее выпущенных ЗИЛ-111 и ГАЗ-13 «Чайка» с «Паккардами». Именно Паккарду «Чайки» обязаны характерными утопленными под козырьки фарами, повторителями повторов и «зубастой» решеткой радиатора. Эмблемы на этих решетках, впрочем, несут разный смысл: у Чайки это стилизованное изображение птицы, у американского автомобиля – буква V, аллегория к мототору

V8. Вместе с тем, говорить о том, что Чайка являлась полной копией Паккард, было бы не верно. При очевидных стилистических заимствованиях у «изучаемых» образцов, она обладала иным по типу кузовом, совершенно другой схемой остекления, формой боковин и задка.

«Packard Caribbean» 1955 г.

Оригинальными являлись и так называемые «сложенные крылья», образованные хромированной накладкой и вытянутой формой заднего крыла. Чайку можно считать квинтэссенцией «аэро» стиля в советском автомобилестроении, первым и ярчайшим его представителем. Наталья Колесникова (директор музея истории Горьковского Автозавода) рассказывала, что как-то на одной из экскурсий спросили Лебедева (дизайнер ГАЗа Б.Б.Лебедев – прим. автора): — А почему автомобиль назвали «

Чайка«? На что Лебедев ответил: — Решение так назвать автомобиль родилось очень быстро, будущий автомобиль должен был стать классом выше до сих пор выпускавшихся на заводе, поэтому, если есть Волга, то над ней должна парить Чайка.

фото проектирование ГАЗ-13 «Чайка»

Над созданием «Чайки» работал большой творческий коллектив конструкторов и инженеров, дизайнеров и испытателей завода ГАЗ: В.С. Соловьёв, Н.А. Юшманов, Г.А. Пономарёв, В.В. Гнетнев, П.Э. Сыркин, О.И. Пелюшенко, М. Мокеев, Б. Греков, Л.Д. Кальмансон, Б.С. Поспелов, Б.Б. Лебедев, Л.Э. Дуарте и другие.

Исходно проект разрабатывался под двумя названиями — «Чайка» и «Стрела». В 1956-м году было изготовлено два натурных макета «Чайки». Эти два макета существенно отличались по дизайну от последующих опытных образцов.

фото ГАЗ-13 «Чайка»

В 1957-м году было изготовлено два ходовых опытных образца, которые отличались не только внешне (молдингами вокруг арок колес, рамкой лобового стекла, задними фонарями, передними подфарниками), но и двигателями (объем 4,9л против 5,5л). В то же время они были представлены на закрытой выставке НАМИ. Был выбран один из опытных образецов и начато его мелкосерийное производство для испытательного пробега. Судя по номерам автомобилей с испытаний — было изготовлено не менеее 9-ти автомобилей. Они отличались внешне — все имели комбинированную двухцветную окраску в различных сочетаниях.

фото ГАЗ-13 «Чайка» опытные образцы

Протяженность испытательного пробега составила приблизительно 21.000 км по дорогам России, Украины и горам Кавказа. У автомобилей была позолоченная решетка (это видно на цветных фото опытных образцов) и накапотное украшение в виде стилизованной птицы чайки.

Выставочный ГАЗ-13 «Чайка»

фото ГАЗ-13 «Чайка» выставочный

В январе 1958-го года был отправлен на Всемирную выставку ЭКСПО-58, которая проходила с апреля по октябрь в Брюсселе, «Э-2» — экспериментальный образец бирюзово-молочного окраса с позолоченной решеткой и позолоченными буквами «ЧАЙКА» на капоте. На «брюссельском» экземпляре также имелось накапотное украшение в виде чайки.
     Официально автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» стал выходить из ворот автозавода 16 Января 1959-го года, однако еще осенью 1958 года на конвеере стояли первые «Чайка» черного и двуцветного окраса. Машины отличались от последующей серии расположением надписи ЧАЙКА на задней части машины, дополнительной контрольной лампой на торпедо.

    В несколько последующих лет ГАЗ-13 «Чайка» неоднократно экспонировался на различных международных автомобильных и промышленных выставках: Женева, Нью-Йорк, Брно, Будапешт. На Нью-Йоркской выставке, проходившей в 1959-м году, была представлена одноцветная «Чайка» (вероятнее всего черная), но с характерным салоном от двухцветной «Чайка» (с «шахматной» фактурой узора алой ткани обивки). На протяжении нескольких лет двухцветная бордово-бежевая «Чайка» экспонировалась на ВСХВ (сейчас ВДНХ) в павильоне «Машиностроение».

фото ГАЗ-13 «Чайка» кабриолет

В 1961-м году на Горьковском Автомобильном Заводе на базе ГАЗ-13 «Чайка» был изготовлен вариант с кузовом кабриолет ГАЗ-13Б. У него имелся складной тент с электрогидравлическим приводом, рамками стекол дверей отсутствовали — вместо них на самих боковых стеклах были легкие металические окантовки, убирающиеся вместе с ними. В сложенном состоянии тент укладывался в ниши по бокам от заднего сидения, поэтому на нем помещалось только два человека, а общее число посадочных мест снизилось до шести. Автомобиль выпускался с 1961-й по 1962-й год. По разным данным выпущено от 10 до 20 экземпляров. На сегодня сохранилось только четыре кабриолета заводского изготовления. Паралельно с кабриолетом ГАЗ-13Б выпускалась модификация

ГАЗ-13А с кузовом типа «лимузин» (отличия заключались в наличии перегородки в салоне). На сегодня сохранился один лимузин с перегородкой.

фото вариант ГАЗ-13 «Чайка»

В 1961-м году предприняли попытку рестайлинга ГАЗ-13 «Чайка». Судя по фотографии изменения коснулись в основном передка — появилась четырехфарная система освещения и решетка видоизменилась на полосную, также изменился передний бампер. Передняя часть приобрела более современные очертания, но при этом без изменений остались боковины кузова. По крайней мере был построен один ходовой образец. Но в серию данные изменения не внесли и «Чайка» в прежнем дизайне выпускалась количеством порядка 150-ти штук в год до самого окончания производства. Всего было изготовлено примерно 3179 автомобилей ГАЗ-13 «Чайка». На единственной известной фотографии четырехфарной «Чайки» имеется следующая надпись: «15 октября 1961 года Москва: показанный здесь 14 октября автомобиль — это новый пассажирский автомобиль «Чайка». Автомобиль — одна из двух модернизированных версий советской «Волги» и «Чайки», которые Горьковский завод произвел в этом году. Задняя часть реконструирована и количество передач повышено до 4. Крылья и капот также изменили свой дизайн. Новый автомобиль — подарок завода к 22-му Съезду Коммунистической Партии, который начнется 17 октября.» В советской прессе эта фотография была опубликованна в журнале «Автомобильный транспорт» в июле 1962-го года.

    В 1962-м году базовая модификация ГАЗ-13 несколько обновилась технически: появился новый карбюратор К-114 вместо К-113, новый приемник с дополнительным регулятором громкости в левом подлокотнике заднего дивана, новые колесные диски на авто с другими колпаками. Изменили и материал обивки салона на более «шинельный» серо-зеленый цвет.
    В начале 70-х годов на левой двери «Чайки» появилось стационарное боковое зеркало (на передней стойке рамки двери). У него свой собственный дизайн — форма и ножка. До этого из зеркал было только салонное заднего вида.
    В конце 70-х годов, когда уже параллельно начался выпуск ГАЗ-14 «Чайка», на ГАЗ-13-й модели произошли изменения в салоне: с торпедо исчезла латунная сетка, вместо нее появилась обивка «под дерево», а материалы диванов и карт дверей заменили на велюр, который применялся в оформлении ГАЗ-14 — горчичного цвета. Также уже стоял третий вариант радиоприемника — транзисторный с коротковолновым диапазоном (соответствено исчез трансформатрный блок из под торпеды с правой стороны). Именно такая, одна из последних, «Чаек» стоит в музее Горьковского Автомобильного Завода.

фото ГАЗ-13 «Чайка» киносъемочный

Кроме известных модификаций ГАЗ-13Б и ГАЗ-13С, на базе ГАЗ-13 «Чайка» выпускались различные киносъемочные автомобили. Известно о еще нескольких полуфаэтонах, где передняя часть крыши (над первым рядом сидений) была жесткой, а задняя имела кабриолетный верх при сохраненных рамках дверей от стандартного седана — не исключено, что это также были варианты автомобилей для киносъемок. Известно даже о существовании железнодорожной дрезины на безе ГАЗ-13 «Чайка». Можно также вспомнить забавный вариант, представлявший собой объединенные части машин ГАЗ-13 «Чайка» и ГАЗ-12 «ЗИМ»а, получивший в народе название «ослобык». Причины его появления заключались в том, у партийно-советской номенклатуры существовал строгий «табель о рангах». И если по должности чиновнику был положен «ЗИМ», то ездить на «Чайке» было очень неосмотрительно. Но очень хотелось!!! Выход нашли сообразительные военные. На одном из военных заводов по заказу генералитета была изготовлена партия «Чаек» с элементами кузова от «ЗИМ»а. Машина совмещала комфорт и динамику представительской машины и внешний демократизм автомобиля руководителей среднего звена. Известен факт, так сказать, «нецелевого» использования «Чайки», вопреки номенклатурным правилам, «Чайка» находилась в распоряжении Начальника пожарной охраны Москвы, она была окрашенна в красный цвет и снабжена спецсвязью.

    Одна из необычных переделок находится в Прибалтике в коллекции Кирсса — это открытый «катафалк» на базе седана ГАЗ-13 «Чайка».

фото ГАЗ-13 «Чайка» киносъемочный


фото ГАЗ-13 «Чайка» катафалк


фото ГАЗ-13 «Чайка» кабриолет

На ГАЗ-13 «Чайка» ездили главы министерств и ведомств, первые секретари республиканских компартий, послы СССР в зарубежных странах. Очень много машин ГАЗ-13 «Чайка» обслуживало московский дипломатический корпус: послов ГДР, Индонезии, Эфиопии, Финляндии, Болгарии, Венгрии, Монголии, КНДР. Одна «Чайка» даже эксплуатировалась в посольстве США. Случай, когда новый автомобиль попадал в частные руки, можно пересчитать по пальцам: к примеру, «Чайку» получили писатель Михаил Шолохов и балерина Галина Уланова. Отслужившие свой век в министерствах и прошедшие по два капремонта автомобили передавали в «Интурист», а также в дворцы бракосочетаний и ЗАГСы, где служили в качестве свадебных автомобилей — такие автомобили часто перекрашивали в белый цвет, но иногда оставляли в своем традиционном черном. Официально известно о двух случаях попадания «Чайки» в ДТП во времена СССР.

Двигатель ГАЗ-13 «Чайка»
(ЗМЗ-13)(ЗМЗ-13Д).

фото двигатель ГАЗ-13 «Чайка»

Двигатель ГАЗ-13 «Чайка» — V-образный восьмицилиндровый с верхним расположением клапанов . Блок цилиндров, головки цилиндров и поршни изготовлены из алюминиевого сплава. Гильзы цилиндров двигателя чугунные, сменные, «мокрые». В верхней части цилиндров запрессованы износостойкие вставки. Коленчатый вал установлен на пяти коренных подшипниках. Коленчатый вал сбалансированный, с противовесами, изготовленными заодно со щеками вала. Коренные подшипники вала имеют тонкостенные вкладыши. На каждую шатунную шейку коленчатого вала надето по два шатуна. Шатуны правого ряда цилиндров установлены цифрами на стержне вперед по ходу автомобиля. Левого ряда — назад. В нижние головки шатунов поставлены также тонкостенные вкладыши. Поршни — из алюминиевого сплава, установлены меткой вперед по ходу автомобиля.

Система смазки двигателя ГАЗ-13 «Чайка». Комбинированная — под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, втулки валика распределителя и оси коромысел. Остальные узлы смазываются разбрызгиванием. Масляный насос—шестеренчатый, двухсекционный. Из верхней основной секции насоса масло поступает в главную магистраль двигателя, из нижней дополнительной секции—в центробежный фильтр и водо-масляный радиатор, где масло охлаждается водой из системы охлаждения двигателя. Двигатель имеет открытую систему вентиляции картера, которая осуществляет отсасывание из картера паров бензина и отработанных газов, разжижающих и загрязняющих масло.

Система зажигания ГАЗ-13 «Чайка». Распределитель зажигания типа Р-13 с центробежным и вакуумным регуляторами и октан-корректором установлен на корпусе привода, к которому он крепится одним болтом. Автомобиль «Чайка» не имеет пусковой рукоятки.

Карбюратор ГАЗ-13 «Чайка» типа К-114. Вертикальный, четырехкамерный, действующий как два двухкамерных карбюратора. Две смесительные камеры подают горючую смесь при работе двигателя на всех режимах, а две другие (вторичные) только при движении на высоких скоростях и больших нагрузках после 50—60% хода дроссельных заслонок первичных камер. Каждая пара смесительных камер имеет самостоятельную поплавковую камеру с верхним подводом топлива к клапану подачи,, с поплавками, подвешенными в корпусе поплавковой камеры карбюратора. Поплавковые камеры — cсбалансированы, имеют для наблюдения за уровнем топлива смотровое стеклянное окно.

Автоматическая коробка ГАЗ-13 «Чайка» состоит из планетарного ряда шестерен, дающего три передачи вперед и задний ход. Передачи включаются с помощью двух многодисковых сцеплений и двух ленточных тормозов. Давление масла для включения тормозов и сцеплений, подпитки гидротрансформатора и смазки коробки создается с помощью двух масляных насосов. Моменты автоматического переключения и плавность включения передач определяются системой гидравлического управления, которая имеет воздействие от скорости автомобиля (центробежный регулятор) и нагрузки двигателя (силовой регулятор). Выбор передач водителем производится с помощью кнопочного механизма, имеющего четыре кнопки: Н — нейтральное положение — для запуска двигателя и работы на стоянке, Д — для движения вперед и при кратковременных остановках, ЗХ — для движения назад и Г — для торможения двигателем.

фото кнопочный механизм переключения передач ГАЗ-13 «Чайка»

В просторном и комфортабельном салоне ГАЗ-13 свободно размещались семь человек. Эффективная система отопления равномерно обогревала все пассажирское помещение. «Бардачок» рядом с щитком приборов, пепельницы и электроприкуриватели, пяти-диапазонный приемник с автоматический настройкой и дополнительным динамиком для задних пассажиров, кнопочное управление подъемом антенны и оконными стеклами обеспечивали дополнительные удобства для пассажиров.

dar-web.ru

“Чайка” Газ-13Б — кабриолет который встречал Гагарина.. Авто, мото и транспорт. Добавил Nedostupnuy — VilingStore.net

Серийный автомобиль ГАЗ-13Б «Чайка» (1961-1962).


“Чайка” Газ-13Б — кабриолет который встречал Гагарина.


Фаэтон ГАЗ-13Б был выпущен небольшим тиражом — эти машины имели открытый четырехдверный кузов, мягкий верх которого поднимался и опускался электрогидравлической системой, управляемой с водительского места.


Таких автомобилей не то чтобы не хватало… Но многие ведомственные ремзаводы, автобазы и мастерские (в основном принадлежащие Министерству обороны) переделывали подобным образом для нужд своего руководства обычные седаны ГАЗ-13. Основным их предназначением было участие в военных парадах в военных округах. Считается, что все из сохранившихся на сегодняшний день фаэтонов на самом деле являются как раз такими переделками серийных седанов. Следует отметить, что ввиду крайней сложности повторения кинематики подъемного механизма тента, ремзаводы НЕ делали его подъем автоматическим. Тент на таких автомобилях поднимался и опускался вручную. Впрочем, снимали его, как правило, на один день парада, поскольку переделывались автомобили именно для этого. Следует при этом отметить, что не всегда «Чайки» переделывались точно по образцу ГАЗ-13Б — существовали и варианты с частично обрезанной крышей.

Формально годами выпуска партии фаэтонов являются 1961-1962 года («творчество» ремзаводов не учитываем), однако, по некоторым сведениям, в конце 70-х годов на ГАЗе выполнили уникальный заказ – изготовили 2 парадных автомобиля ГАЗ-13Б для миинистра обороны ГДР маршала Гофмана. При этом, поскольку складной тент с электрогидравлическим приводом было просто негде взять, для воспроизводства этих экземпляров использовали старые «Чайки» ГАЗ-13Б, обнаруженные в одном из правительственных гаражей в Крыму. Взяв их как основу, специалисты, по сути дела, собрали новые и самые последние ГАЗ-13Б в истории завода. Несколько лет эти машины появлялись на экранах телевизоров в репортажах об очередных торжествах на берлинской Александерплатц.

ГАЗ-13Б по сравнению с обычными ГАЗ-13 эксплуатировались на порядок-два меньше. Некоторые из уцелевших фаэтонов даже обслуживали Олимпиаду-80.

vilingstore.net

1961 ГАЗ 13 «Чайка» — состояние нового авто

ГАЗ-13 «Чайка» — советский представительский легковой автомобиль большого класса, выпускавшийся малой серией на Горьковском автомобильном заводе c 1959 по 1981 год.

Первый экземпляр автомобиля выпущен в 1955 году; всего было изготовлено 3 189 автомобилей этой модели.

ХРОНОЛОГИЯ ВЫПУСКА

В 1961 году в дополнение к базовому седану был разработан и вариант с кузовом «кабриолет» (в других источниках — «фаэтон»), получивший обозначение ГАЗ-13Б. У него имелся складной тент с электрогидравлическим приводом, рамки стёкол дверей отсутствовали — вместо них на самих боковых стёклах были лёгкие металлические окантовки, убиравшиеся вместе с ними. В сложенном состоянии тент укладывался в ниши по бокам от заднего сидения, поэтому на нём помещалось только два человека, а общее число посадочных мест снизилось до шести. До настоящего времени сохранилось всего около 10 экземпляров.

Кроме того, с 1961 года в производственной программе значился и вариант с кузовом «лимузин», имевший перегородку в салоне — ГАЗ-13А. Сохранился только один экземпляр.

Выпуск автомобиля к этому времени достиг 150 штук в год, и впоследствии оставался примерно на этом же уровне.

В 1962 году базовая модификация ГАЗ-13 получила незначительное техническое и внешнее обновление, в частности появился карбюратор К-114 (вместо К-113), новый приёмник с дополнительным регулятором громкости в левом подлокотнике заднего дивана, новые колёса с более простыми колпаками. Салоны автомобилей стали обшивать сукном парадных офицерских шинелей серого цвета.

В начале 1970-х годов «Чайка» получила боковое зеркало заднего вида на левой двери.

В конце 1970-х годов, параллельно с выпуском «Чайки» ГАЗ-14 и по её образцу, на ГАЗ-13 был модернизирован салон. Вместо латунной сетки на панели приборов появилась плёнка с текстурой «под дерево», диваны и обивочные панели дверей стали обтягивать велюром горчичного или зелёного цвета. Появился новый радиоприёмник — транзисторный, с коротковолновым диапазоном. Именно такой автомобиль — один из последних выпущенных экземпляров — выставлен в музее ОАО «ГАЗ».

Автомобили семейства ГАЗ-13 «Чайка» были сняты с производства в апреле 1981 года.

МОДИФИКАЦИИ, ПРОИЗВОДИВШИЕСЯ НА ГАЗЕ: 

Сам ГАЗ выпускал «Чайку» в следующих модификациях:

  • ГАЗ-13 — абсолютное большинство «Чаек» имело закрытые четырёхдверные кузова с тремя рядами сидений без внутренней перегородки;
  • ГАЗ-13А — по спецзаказам, в основном Министерства обороны, выпускались автомобили с установленной внутренней перегородкой между водительским и пассажирским отделениями;
  • ГАЗ-13Б — эти машины имели открытый кузов типа «фаэтон», или в других источниках — «кабриолет»; мягкий верх поднимался и опускался электрогидравлической системой, управляемой с места водителя; количество изготовленных фаэтонов, по разным оценкам, составляет не более 20 штук.

СТОРОННИЕ МОДИФИКАЦИИ

ГАЗ-13С

Санитарный вариант — ГАЗ-13С с кузовом универсал выпускался на заводе РАФ в 1973—1982 годах, было выпущено примерно 20 штук, из которых сохранилось порядка 12. Автомобили предназначались для обслуживания высшей номенклатуры; чтобы не выделяться и не обращать на себя внимание, они были окрашены в «протокольный» чёрный цвет и не имели снаружи никаких надписей и крестов. В салоне, рядом с носилками, было отведено два места для персонала  — одно в изголовье, другое сбоку, с правой стороны (по ходу движения). Запасное колесо помещалось в нишу за левой задней фальшдверью. Универсалы собирались вручную из готовых седанов и поэтому все имели некоторые отличия. Довольно серьёзная переделка базовой модели позволяла заводчанам с полным правом установить на задней двери рядом с надписью «Чайка» собственный логотип.

КИНОСЪЁМОЧНАЯ «ЧАЙКА»

Было изготовлено несколько «Чаек», переделанных в киносъёмочные машины. Крыша за сидением водителя срезалась, и устанавливались площадки для кинотехники в салоне и перед передним бампером. Две таких машины эксплуатировались на Мосфильме. Вероятно, вариантами киносъёмочных машин были и полуфаэтоны, один из которых был изготовлен в Черниговском АТП. Они имели мягкую откидную крышу над задними сидениями при сохранявшихся рамках задних дверей.

ПРОЧИЕ МОДИФИКАЦИИ

Известны и несколько «передельных» парадных фаэтонов на базе «Чайки». Например, лидеры ГДР — Вальтер Ульбрихт, позднее Эрих Хонеккер использовали парадную «Чайку» с высоким поручнем вокруг салона.

В начале выпуска модели, когда в эксплуатации ещё сохранялись автомобили предыдущего поколения, существовали переделки «Чайки» с кузовными панелями от ЗИМа — так называемый «овцебык» или «ослобык». Их сооружали на военных ремзаводах по желанию некоторых номенклатурных работников, которым «Чайка» по рангу положена не была.

Есть неподтверждённая информация о двух спецмодификациях седана — машина связи и сопровождения, имевшая оборудование спецсвязи марки «Роса», и машина-толкатель («таран» с усиленным передком, идущий впереди правительственной колонны).

Из списанных «Чаек» была изготовлена как минимум одна железнодорожная мотодрезина.

 

 

 

ГАЗ-13 ЧАЙКА 1961 год выпуска , состояние нового автомобиля , новый двигатель , АКПП , задний мост .
Машина после полной профессиональной реставрации , Кузов полностью отпескоструен , обработан и покрашен дорогими высококачественными лакокрасочными материалами , с дальнейшей полной полировкой .
Новый оригинальный хром , нов

xn--80aafe9bhdrpm.com

1973 ГАЗ 13 Чайка — АвтоГурман

ГАЗ-13 «Чайка» — советский представительский легковой автомобиль большого класса, выпускавшийся малой серией на Горьковском автомобильном заводе c 1959 по 1981 год.

Первый экземпляр автомобиля выпущен в 1955 году; всего было изготовлено 3 189 автомобилей этой модели.

Хронология выпуска

В 1961 году в дополнение к базовому седану был разработан и вариант с кузовом «кабриолет» (в других источниках — «фаэтон»), получивший обозначение ГАЗ-13Б. У него имелся складной тент с электрогидравлическим приводом, рамки стёкол дверей отсутствовали — вместо них на самих боковых стёклах были лёгкие металлические окантовки, убиравшиеся вместе с ними. В сложенном состоянии тент укладывался в ниши по бокам от заднего сидения, поэтому на нём помещалось только два человека, а общее число посадочных мест снизилось до шести. До настоящего времени сохранилось всего около 10 экземпляров.

Кроме того, с 1961 года в производственной программе значился и вариант с кузовом «лимузин», имевший перегородку в салоне — ГАЗ-13А. Сохранился только один экземпляр.

Выпуск автомобиля к этому времени достиг 150 штук в год, и впоследствии оставался примерно на этом же уровне.

В 1962 году базовая модификация ГАЗ-13 получила незначительное техническое и внешнее обновление, в частности появился карбюратор К-114 (вместо К-113), новый приёмник с дополнительным регулятором громкости в левом подлокотнике заднего дивана, новые колёса с более простыми колпаками. Салоны автомобилей стали обшивать сукном парадных офицерских шинелей серого цвета.

В начале 1970-х годов «Чайка» получила боковое зеркало заднего вида на левой двери.

В конце 1970-х годов, параллельно с выпуском «Чайки» ГАЗ-14 и по её образцу, на ГАЗ-13 был модернизирован салон. Вместо латунной сетки на панели приборов появилась плёнка с текстурой «под дерево», диваны и обивочные панели дверей стали обтягивать велюром горчичного или зелёного цвета. Появился новый радиоприёмник — транзисторный, с коротковолновым диапазоном. Именно такой автомобиль — один из последних выпущенных экземпляров — выставлен в музее ОАО «ГАЗ».

Автомобили семейства ГАЗ-13 «Чайка» были сняты с производства в апреле 1981 года.

Модификации, производившиеся на ГАЗе: 

Сам ГАЗ выпускал «Чайку» в следующих модификациях:

  • ГАЗ-13 — абсолютное большинство «Чаек» имело закрытые четырёхдверные кузова с тремя рядами сидений без внутренней перегородки;
  • ГАЗ-13А — по спецзаказам, в основном Министерства обороны, выпускались автомобили с установленной внутренней перегородкой между водительским и пассажирским отделениями;
  • ГАЗ-13Б — эти машины имели открытый кузов типа «фаэтон», или в других источниках — «кабриолет»; мягкий верх поднимался и опускался электрогидравлической системой, управляемой с места водителя; количество изготовленных фаэтонов, по разным оценкам, составляет не более 20 штук.

Сторонние модификации

ГАЗ-13С

Санитарный вариант — ГАЗ-13С с кузовом универсал выпускался на заводе РАФ в 1973—1982 годах, было выпущено примерно 20 штук, из которых сохранилось порядка 12. Автомобили предназначались для обслуживания высшей номенклатуры; чтобы не выделяться и не обращать на себя внимание, они были окрашены в «протокольный» чёрный цвет и не имели снаружи никаких надписей и крестов. В салоне, рядом с носилками, было отведено два места для персонала  — одно в изголовье, другое сбоку, с правой стороны (по ходу движения). Запасное колесо помещалось в нишу за левой задней фальшдверью. Универсалы собирались вручную из готовых седанов и поэтому все имели некоторые отличия. Довольно серьёзная переделка базовой модели позволяла заводчанам с полным правом установить на задней двери рядом с надписью «Чайка» собственный логотип.

Киносъёмочная «Чайка»

Было изготовлено несколько «Чаек», переделанных в киносъёмочные машины. Крыша за сидением водителя срезалась, и устанавливались площадки для кинотехники в салоне и перед передним бампером. Две таких машины эксплуатировались на Мосфильме. Вероятно, вариантами киносъёмочных машин были и полуфаэтоны, один из которых был изготовлен в Черниговском АТП. Они имели мягкую откидную крышу над задними сидениями при сохранявшихся рамках задних дверей.

Прочие модификации

Известны и несколько «передельных» парадных фаэтонов на базе «Чайки». Например, лидеры ГДР — Вальтер Ульбрихт, позднее Эрих Хонеккер использовали парадную «Чайку» с высоким поручнем вокруг салона.

В начале выпуска модели, когда в эксплуатации ещё сохранялись автомобили предыдущего поколения, существовали переделки «Чайки» с кузовными панелями от ЗИМа — так называемый «овцебык» или «ослобык». Их сооружали на военных ремзаводах по желанию некоторых номенклатурных работников, которым «Чайка» по рангу положена не была.

Есть неподтверждённая информация о двух спецмодификациях седана — машина связи и сопровождения, имевшая оборудование спецсвязи марки «Роса», и машина-толкатель («таран» с усиленным передком, идущий впереди правительственной колонны).

Из списанных «Чаек» была изготовлена как минимум одна железнодорожная мотодрезина.

 

 

xn--80aafe9bhdrpm.com

технические характеристики и фото :: SYL.ru

ГАЗ-13 «Чайка» – одна из самых известных репрезентативных (представительских) советских машин высокого класса, которая выпускалась с 1959 по 1981 год на Горьковском автозаводе. Всего изготовили около 3200 авто этой марки.

История

Руководство страны приняло решение о том, что легковые автомобили ГАЗ-13 не будут доступны широкой общественности. Рядовые граждане могли позволить себе максимум «Волгу». Поэтому «Чайка», которую выпускал Горьковский автозавод, предназначалась только для служебного использования. ГАЗ-13 был у министров, руководителей крупнейших предприятий и первых секретарей обкомов. Единичные экземпляры советские чиновники дарили известным людям. Все остальные могли лишь мечтать об этой машине, так как купить её рядовому гражданину было просто нереально.

Если сравнить по дизайну все автомобили в Советском Союзе, то «Чайка», пожалуй, будет самой красивой машиной того периода. Недаром в крупных городах ГАЗ-13 использовали во Дворцах бракосочетаний. Основные достоинства «Чайки» – возможность опускать и поднимать стёкла и антенну нажатием кнопки, а также автоматическая коробка передач.

Первый прототип ГАЗ-13 существенно отличался от машин, запущенных после в серийное производство. Над задним колесом отсутствовал второй молдинг, а задние фонари и стоп-сигналы были очень похожи на «паккардовские». Машина была окрашена в два цвета – светло-бежевый и тёмно-вишнёвый. И, самое главное, – капот украшал летящий истребитель, а решётку радиатора – изображение чайки.

В начале 1958 года на ЭКСПО (Всемирная выставка) в Брюссель был отправлен бирюзово-молочный экспериментальный образец Э-2 с позолоченной решёткой и надписью на капоте «Чайка». Также имелось украшение на капоте в виде этой птицы. Первые образцы ГАЗ-13 очень напоминали «Паккард», поэтому дизайн был немного видоизменён.

Но советские новшества лишь пошли машине на пользу. Над созданием ГАЗ-13 работал огромный творческий коллектив испытателей, конструкторов, инженеров завода: Б. Греков, М. Мокеев, О. Пелюшенко, П. Сыркин, В. Гнетнев, Г. Пономарев, Н. Юшманов, В. Соловьёв. Многие конструктивные решения этого «железного коня» были новшеством в отечественном автомобилестроении. Двухрядный верхнеклапанный двигатель имел мощность 195 л. с. и объём 5,5 литров. Рабочая смесь готовилась четырёхкамерным карбюратором. Даже полностью нагруженный автомобиль мог легко разогнаться до 160 км/ч. Расход бензина на 100 километров составлял примерно 20 литров горючего. Инженеры применили абсолютно новые агрегаты – усилитель тормозов, гидроусилитель руля, автоматическую коробку передач. Ни одна отечественная машина до «Чайки» не содержала столько технических новинок.

Несущий элемент ГАЗ-13 – Х-образная рама, к которой в шестнадцати местах крепился кузов. Использовать торсионную подвеску инженеры не решились, поэтому задняя ходовая часть имела полуэллиптические продольные рессоры, а спереди стоялая обычная независимая пружинная подвеска. У большинства экземпляров ГАЗ-13 был четырёхдверный кузов с тремя рядами сидений. Внутренняя перегородка отсутствовала. В комфортабельном и просторном салоне «Чайки» свободно помещалось семь человек. Система отопления прекрасно обогревала весь салон. Дополнительные удобства обеспечивали электроприкуриватели и пепельницы, кнопочное управление подъёмом стёкол и антенны, бардачок рядом с приборной панелью, а также приёмник с автонастройкой и парой динамиков для пассажиров, сидящих сзади.

Также выпускались «Чайки» ГАЗ-13С, переоборудованные Рижским автобусным заводом в медицинские машины. Заказчиком выступал, естественно, «Минздрав». Медучреждения, имеющие в автопарке такие «Чайки» назывались в народе «кремлёвскими».

ГАЗ-13: характеристики

Первый автомобиль этой марки появился в 1959 году. Выпустил его известный Горьковский автозавод. Дизайн был разработан по образцам американских производителей, которые являлись в то время законодателями моды на машины. «Чайка» имела следующие технические характеристики:

  • Типы кузова – четырёхдверный седан на семь пассажиров, четырёхдверный фаэтон на шесть пассажиров и четырёхдверный лимузин на семь мест.
  • Компоновка – заднеприводная, переднемоторная.
  • Трансмиссия – гидромеханическая автоматическая, трёхступенчатая.
  • Клиренс – 180 мм.
  • Высота – 1,6 метра.
  • Ширина – 2 метра.
  • Расход горючего – около 14-21 л /100 км.
  • Длина – 5,6 метров.
  • Передняя колея – 1,5 метра.
  • Задняя колея – 1,5 метра.
  • Масса – 2 тонны.
  • Колёсная база – 3,2 метра.
  • Максимальная скорость – 160 км/ч.
  • Разгон до 100 км/ч – 20 секунд.
  • Объём бака – 80 литров.

Двигатель

На все легковые автомобили ГАЗ-13 ставили восьмицилиндровый V-образный мотор. Поршни, головки цилиндров и блок цилиндров изготавливались из сплава алюминия. Гильзы цилиндров мотора – «мокрые», сменные, чугунные. Верхние части цилиндров оснащены износостойкими вставками. А коленчатый вал инженеры установили на пяти коренных подшипниках, которые имели тонкостенные вкладыши. У каждой шатунной шейки коленчатого вала было по два шатуна.

Система зажигания

Распределитель зажигания с октан-корректором, а также вакуумным и центробежным регуляторами крепился к корпусу привода одним болтом. Автомобиль «Чайка», цена которого сейчас довольно высока и доходит до 100 000 долларов, не имеет пусковой рукоятки.

Система смазки мотора

Она является комбинированной. То есть под давлением смазываются шатунные и коренные подшипники, втулки оси коромысел, валика распределителя и подшипники распределительного вала. Смазка остальных узлов происходит путём разбрызгивания. Масляный насос – двухсекционный, шестеренчатый. Из основной секции смазывается главная магистраль мотора, а из дополнительной – водно-масляный радиатор и центробежный фильтр.

Карбюратор

Все автомобили ГАЗ-13 оснащены вертикальным четырёхкамерным карбюратором типа К-114. Горючая смесь подаётся только из двух смесительных камер. Остальные являются вторичными и используются исключительно при высоких нагрузках и больших скоростях.

У каждой пары смесительных ёмкостей есть своя поплавковая камера, подводящая бензин к клапану подачи. В этой камере находятся подвешенные и сбалансированные поплавки, по которым можно увидеть уровень топлива через смотровое окошко.

Автоматическая коробка

Содержит планетарный ряд шестерён, который даёт три передачи вперёд и задний ход. Включение передач осуществляют два многодисковых сцепления и два ленточных тормоза. Давление масла для смазки коробки, подпитки гидротрансформатора, включения сцеплений и тормозов создаётся с помощью двух насосов. За плавность включения передач отвечает система гидравлического управления, влияющая на нагрузки двигателя и скорость автомобиля.

Карданная передача

Включает два комплекта валов: заднего – карданного и переднего – промежуточного. Вилки шарниров находятся в одной плоскости. В инструкции сказано, что карданные шарниры необходимо смазывать исключительно трансмиссионным маслом до тех пор, пока оно не появится из предохранительного клапана крестовины. Различные консистентные смазки (солидол и др.) не подходят для шарниров, так как не проникают во время работы к иголкам. Для шлицевого соединения также необходима жёсткая смазка.

Эксплуатация

Автомобиль «Чайка» никогда не относился к категории товаров народного потребления. ГАЗ-13 использовали в качестве персонального транспорта для руководства страны (преимущественно первых секретарей и министров). Так что «Чайка» выдавалась как часть положенных привилегий для высшей номенклатуры. Именно на этом автомобиле в 1980 году погиб белорусский коммунист П. М. Машеров, занимавший должность секретаря ЦК. Также кабриолеты ГАЗ-13 использовали на парадах, применяли в качестве сопровождающих машин и подавали при встрече зарубежных политиков высшего ранга. Ну и, конечно, несколько «Чаек» было в распоряжении «Интуриста» для сдачи в аренду в качестве свадебных лимузинов.

Проект модернизации

Так как модельный ряд машин в США обновлялся на ежегодной основе, автомобиль «Чайка» к концу 50-х попросту утратил визуальную свежесть дизайна. Поэтому советские инженеры в 1961 году предприняли попытку обновления внешности легендарной машины. На фотографиях прототипа тех лет заметен ряд новшеств в оформлении: более квадратная форма бампера, четыре уменьшенные фары под широкими козырьками, установка горизонтально-полосной решётки радиатора на всю ширину машины. Боковина «Чайки» не изменилась. Немного другой стала задняя часть. Это предложение не приняли к серийному производству, и в последующие годы внешний вид автомобиля ГАЗ-13 «Чайка» практически не менялся.

Главная причина – внешнее сходство этого автомобиля с ЗИЛом. Руководство страны восприняло это как нарушение типажа стандартных представительских машин. Действительно, по своим параметрам и характеристикам «Чайка» была очень похожа на ЗИЛ-111. Поэтому ЗИЛ после начала выпуска был внешне видоизменён. Это позволило «развести» его с «Чайкой» в визуальном плане.

Модификации

Практически все автомобили ГАЗ-13 имели четырёхдверные закрытые кузова. На моделях этой марки было три ряда сидений без перегородки.

  • ГАЗ-13А – производился по спецзаказам Министерства обороны. Между пассажирским и водительским отделением присутствовала перегородка.
  • ГАЗ-13Б – эта модификация отличалась открытым кузовом типа «кабриолет», а в некоторых случаях – «фаэтон». Мягкий верх опускался и поднимался с помощью гидравлической системы, которой управлял водитель.
  • ГАЗ-13С – санитарный вариант с универсальным кузовом выпускался на заводе РАФ. Всего выпустили 20 штук, из которых сохранилось только 12. В них имелись носилки и кузовная перегородка. У всех универсалов были небольшие отличия по причине ручной сборки. Несколько «Чаек» специально переделали в киносъёмочные машины. За сиденьем водителя срезалась крыша, устанавливались площадки для кинотехники перед передним бампером и в салоне. Известно, что Черниговский АТП на заказ изготовил такой полуфаэтон. У «Мосфильма» было два подобных автомобиля.

На базе «Чайки» сделали несколько парадных фаэтонов. Например, у лидеров Германии (Ульбрихта и Хонеккера) был парадный ГАЗ-13 с высоким поручнем в салоне.

«Чайка» в сувенирной и игровой продукции

Масштабные модели советских автомобилей этой марки стали выпускаться в 90-х годах фирмой «Агат». Поначалу салон игрушечных машин был белый, а потом его сделали чёрным. В 2007 году пластмассовое днище «Чаек» поменяли на металлическое. Модели «Тантала» и «Агата» различаются цветом и формой колпаков на колёсах. На «агатовских» моделях стояли полностью металлизированные колпаки. Также у них была более светлая фурнитура в сравнении с «танталовскими». На базе «агатовских» моделей мастера-одиночки выпускали киносъёмочные «Чайки».

Медицинский универсальный автомобиль ГАЗ-13С выпускался также на базе «агатовского» прототипа компанией «Скейл» и В. Сальниковым. Фаэтон ГАЗ-13Б делали как мастера-одиночки, так и «Агат». В 2006 году компания «Автотайм» выпустила модель автомобиля «Чайка» с перегородкой в салоне. В основном игрушечные машины окрашивали в три цвета – чёрный, чёрно-белый и красно-белый. Помимо этого было и очень много модификаций («Скорая помощь», ГАИ, такси), которые никогда не существовали в реальности. В 2009 году в рамках программы «Машины-легенды СССР» от компании «ДеАгостини» появилась масштабная модель ГАЗ-13 чёрного цвета.

Интересные факты

Автомобиль «Чайка» является машиной первого класса, которая собиралась исключительно вручную. По разным данным, было изготовлено от 1900 до 3200 единиц, включая 7-8 кабриолетов и 20 универсалов. Все авто были чёрного цвета. И только для одной модели сделали исключение. Эту белую «Чайку» подарили Валентине Терешковой. Существовал и красный ГАЗ-13. Он принадлежал начальнику пожарной охраны Москвы. В 1958 году на выставке в Брюсселе дизайн и конструкцию «Чайки» отметили Гран-при.

По указанию Л. И. Брежнева автомобиль «Чайка» специально изготовили для патриарха Пимена. До этого он ездил на «Ниссане», подаренном правительством Японии. Всё дело в том, что Пимен уже давно оформил заказ на ГАЗ-13, так как ЗиС-110 (машина бывшего патриарха) морально устарела. Но советские чиновники задерживали решение данного вопроса. Брежнев же сказал, что езда русского патриарха на японской машине является политической диверсией. После этого автомобиль для Пимена изготовили в кратчайшие сроки.

www.syl.ru

Фотосессия 1979 ГАЗ-13С «Чайки» (редкая санитарная версия)

В 50-х годах американский автопром, оживший после мировой войны, задал быстрый и стильный темп. Дизайнеры и инженеры ведущих автомобильных компаний США экспериментировали с формами и технологиями. СССР не хотел отставать, и автомобильные заводы принялись за свои эксперименты. В конце 1955 года НАМИ были приобретены два американских автомобиля производства Packard. Конструкторы ГАЗ и ЗИЛ совместно с инженерами НАМИ принялись за доскональное изучение автомобилей. В итоге Горьковский Автомобильный Завод в 1957 году разработал люксовую модель с индексом ГАЗ-13 и названием «Чайка». Автомобиль, созданный с применением множества новейших на тот момент технологических решений, пришёл на смену устаревшему ГАЗ-12 «ЗИМ». Изучение американского Packard Caribbean не прошло не замеченным, и внешне «Чайка» очень похожа на американского прародителя.

«Чайка» была нестандартной как по дизайну, так и по обилию технических новшеств. Большинство конструктивных решений этой машины были новинками в отечественном автомобилестроении. Двигатель автомобиля объемом 5.5 литра и мощностью 195 л.с. был верхнеклапанный двухрядный и имел V-образное расположение цилиндров. Даже полностью нагруженная машина легко разгонялась до 160 км/ч и расходовала на сто километров пути всего 21 литр горючего. Силовой агрегат ГАЗ-13 продемонстрировал немалые возможности отечественного моторостроения — в несколько изменённом виде эти моторы устанавливались впоследствии даже на бронетранспортеры.

Конструкторы применили множество новых технологий в процессе создания «Чайки»: автоматическая коробка передач (расположенная на рулевом колесе), гидроусилитель рулевого управления, а также вакуумный усилитель тормозов. По количеству технических новинок автомобиль превзошел все предыдущие отечественные модели. Несущим элементом «Чайки» стала Х-образная рама без боковых лонжеронов. На ней, через резиновые подушки, в шестнадцати точках крепился кузов. Дизайн и конструкция автомобиля ГАЗ-13 «Чайка» были отмечены в 1958 г. Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе.

Всего за период с 1959 года по 1981 было произведено чуть менее 3200 автомобилей ГАЗ-13 «Чайка» из которых всего несколько десятков были особых модификаций, а остальные стандартные четырёхдверные седаны. Индексами «А» и «Б» маркировались «Чайки» в кузовах лимузин и кабриолет соответственно. ГАЗ-13С именовался санитарный универсал, один из которых сейчас и обитает в городе Волжском. Санитарные версии «Чайки» производились мелкосерийно по следующей схеме: готовые автомобили из Горького отправляли под Ригу, в Елгаву на завод РАФ. Там «Чайкам» удлиняли крышу (она состояла из трёх частей), устанавливали с боку по одному дополнительному окну, дверь в задней части машины, перегородку за водительским сиденьем, а за левой задней дверью размещали запасное колесо. Также устанавливали ложемент для носилок, сами носилки и необходимое медицинское оборудование. Плюс ко всему этому усиливали на два листа задние рессоры. Из-за того, что ГАЗ-13С производились мелкосерийно, все машины имели некоторые отличия между собой. По разным данным всего было изготовлено от 11 до 20 таких автомобилей (данные разнятся). Сейчас известно местонахождение лишь 6 подобных машин. Модификаций 13С было несколько, отличающихся друг от друга крышами, боковыми окнами и некоторым оснащением. Естественно санитарные ГАЗ-13С были не для «простых смертных», так как изготавливали машины по заказу 4-го Главного управления Минздрава, обслуживавшего высоких партийных и государственных чиновников.

Универсал 13С обитающий у нас в Волжском был куплен местным коллекционером Геннадием в 2004 году в Санкт-Петербурге. Изначально данная «Чайка» числилась за министром обороны СССР в 1987-1991 гг. Дмитрием Язовым, но позже её закрепили за Спортивной Школой при МВД. Там машина долгие годы использовалась в хозяйственных целях и люди не подозревали о ценности данного экземпляра. Но к моменту продажи автомобиля волжскому коллекционеру, 13С интересовались разные реставраторы, в том числе из Прибалтики. Продавцы уже понимали, что машина, которая стоит у них под навесом — не просто старый универсал.

У Геннадия уже была отреставрированная стандартная «Чайка» в коллекции, но версию 13С упускать не хотелось. В итоге, опередив иностранных конкурентов, наш коллекционер заполучил желаемый автомобиль и привёз его в Волжский. Машина была в хорошем состоянии: оригинальная краска, большая часть хромированных деталей была на своём месте, родной мотор и функционирующая АКПП. У машины не хватало некоторых молдингов, занавесок и носилок в салоне, было потёрто переднее сидение и не хватало некоторых мелких деталей. Сейчас машина почти в оригинале за исключением разве что покрышек. Волжская «Чайка» 13С не стоит постоянно в гараже — периодически машину обкатывают. Благодаря Геннадию и автору этих строк, волгоградцы могли наблюдать ГАЗ-13С на шоу «Автоэкзотика» летом 2008 года и на Ретро-параде 15 мая этого года у Дворца Спорта.





Технические характеристики:

Производитель: ГАЗ
Год пр-ва: 1979
Тип кузова: 5-дверный универсал
КПП: 3-ступенчатая автоматическая
Двигатель: ЗМЗ-13, 5.5 литра, V8
Мощность: 195 л.с.
Макс. скорость: 160 км/ч
Масса: 3000 кг
Дизайнер: Лев Еремеев
Выпущено экземпляров: 11 или 20 санитарных

г.Волжский, Волгоградская обл.
Автор статьи: Михаил Дий,
специально для сайта ak34.RU
Фотографы: Антон Завирохин и Александр Горбань

Заметили ошибку на нашем сайте? Пожалуйста, сообщите нам об этом. Выделите неправильное слово или словосочетание мышкой и нажмите Ctrl+Enter

steer.ru

Чайка, автомобиль про который ходят легенды (фото/видео) — АВТОПОРТАЛ76.РУ

24 августа 2012

Рейтинг: +1
Голосов: 1
Просмотров: 38483

24 августа 2012

Рейтинг: +1
Голосов: 1
Просмотров: 38483

Серийный автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» (1959-1981).

Наконец удалость подготовить материал по истории легендарного автомобиля «Чайка» с фото и видео

 

Серийный автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» (1959-1981).

История легендарного автомобиля «Чайка» начинается во второй половине 1955 года, когда на базе «ЗИМа» был создан автомобиль ГАЗ-12 «Чайка», и внешне имел много общего.

 

Спустя некоторое время, примерно, в конце 1955 — начале 1956 годов для НАМИ, из США, были закуплены американские Packard Executive Patrician и Packard Caribien и наши конструкторы ГАЗа и ЗИЛа, не без участия с НАМИ, начали зучать данные заморские образцы. Судя по всему именно тщательное изучение заморских автомобилей, повлекло за собой большое сходство выпущенных позднее ЗИЛ-111 и ГАЗ-13 «Чайка» с «Паккардами».

 

Наступил 1956 год, это год был ознаменован изготовление двух натуральных макетов «Чайки». Эти два макета имели массу отличий по дизайну от последующих опытных образцов.

В следующем 1957 году было изготовлено два ходовых опытных образца — они отличались не только внешне (молдингами вокруг арок колес, рамкой лобового стекла, задними фонарями, передними подфарниками), но и моторами (объем 4,9л против 5,5л). В это же время они были представлены на закрытой выставке в НАМИ. Был выбран один опытный образец и начато их мелкосерийное производство для испытательного пробега. Судя по номерам автомобилей с испытаний — было изготовлено не менеее 9 автомобилей. Они отличались внешне — все имели комбинированную двухцветную окраску в различных сочетаниях.

Испытательный пробег. 21 000 км автомобили пробежали по дорогам России, Украины и горам Кавказа. Машины имели позолоченную решетку и отличительный знак на капоте, украшение в виде стилизованной птицы чайки.

 

В январе 1958 года экспериментальный образец «Э-2» бирюзово-молочного окраса с позолоченной решеткой и позолоченными буквами «ЧАЙКА» на капоте был отправлен на Всемирную выставку ЭКСПО-58 в Брюссель, которая проходила с апреля по октябрь. На «брюссельском» экземпляре также имелось накапотное украшение в виде чайки.

 

Официально ГАЗ-13 «Чайка» стали выходить из ворот автозавода с 16 Января 1959 года, но еще осенью 1958 на стапелях стояли первые Чайки черного и двуцветного окраса одновременно. Первые машины отличались от массовой последующей серии расположением надписи ЧАЙКА на задней части машины, дополнительной контрольной лампой на торпедо, и еще несколькими мелочами.

 

В последующие несколько лет ГАЗ-13 неоднократно экспонировался на различных международных автомобильных и промышленных выставках — Брно, Будапешт, Женева, Нью-Йорк. В Нью-Йорке на выставке в 1959 году была представлена одноцветная Чайка (скорее всего черная), но с характерным салоном от двухцветной Чайки (с «шахматной» фактурой узора алой ткани обивки). На протяжении нескольких лет двухцветная бордово-бежевая Чайка экспонировалась на ВСХВ (ныне ВДНХ) в павильоне Машиностроение.

В 1961 году на Горьковском автозаводе на базе ГАЗ-13 был изготовлен вариант с кузовом кабриолет ГАЗ-13Б. Наряду с кабриолетом ГАЗ-13Б выпускалась модификация ГАЗ-13А с кузовом лимузин (отличия заключались в наличии перегородки в салоне). На сегодня известно порядка 10 сохранившихся кабриолетов и один лимузин с перегородкой.

 

В 1961 году была предпринята попытка рестайлинга ГАЗ-13. Изменения коснулись передка — появилась четырехфарная система освещения и решетка видоизменилась на полосную, передний бампер также изменился. Передняя часть приобрела более современные очертания, но при этом боковины кузова остались без изменений. По крайней мере был построен один ходовой образец. Но в серию данные изменения не пошли и «Чайка» в прежнем дизайне выпускалась в количестве около 150 штук в год до самого окончания производства. Всего было изготовлено примерно 3179 автомобилей. На единственной известной фотографии четырехфарной «Чайки» имеется следующая надпись: «15 октября 1961 года Москва: показанный здесь 14 октября автомобиль — это новый пассажирский автомобиль «Чайка». Автомобиль — одна из двух модернизированных версий советской «Волги» и «Чайки», которые Горьковский завод произвел в этом году. Задняя часть реконструирована и количество передач повышено до 4. Крылья и капот также изменили свой дизайн. Новый автомобиль — подарок завода к 22-му Съезду Коммунистической Партии, который начнется 17 октября.» В советской прессе эта фотография появилась в журнале «Автомобильный транспорт» в июле 1962 года.

 

В 1962 году базовая модификация ГАЗ-13 несколько обновилась технически — появился новый карбюратор К-114 вместо К-113, новый приемник с дополнительным регулятором громкости в левом подлокотнике заднего дивана, новые колесные диски с другими колпаками. Изменился материал обивки салона на более «шинельный» серо-зеленый цвет.

 

В начале 70-х годов на левой двери Чайки появилось стационарное боковое зеркало (на передней стойке рамки двери). Оно имело свой собственный дизайн — форму и ножку. До этого из зеркал было только салонное заднего вида.

 

В конце 70-х годов, когда уже параллельно начался выпуск ГАЗ-14 «Чайка», на 13-й модели произошли изменения в салоне — с торпедо исчезла латунная сетка, вместо нее появилась обивка «под дерево», а материалы диванов и карт дверей заменили на велюр, который применялся в оформлении ГАЗ-14 — горчичного цвета. Также уже стоял третий вариант радиоприемника — транзисторный с коротковолновым диапазоном (соответствено исчез трансформатрный блок из под торпедо с правой стороны). Именно такая, одна из последних, «Чаек» стоит в музее Горьковского Автозавода.

 

Помимо известных модификаций ГАЗ-13Б и ГАЗ-13С, на базе ГАЗ-13 выпускались различные киносъемочные автомобили. Известно о еще нескольких полуфаэтонах, где передняя часть крыши (над первым рядом сидений) была жесткой, а задняя имела кабриолетный верх при сохраненных рамках дверей от стандартного седана — не исключено, что это также были варианты киносъемочных машин. Известно даже о существовании железнодорожной дрезины на безе ГАЗ-13. Можно также вспомнить забавный вариант, представлявший собой объединенные части машин ГАЗ-13 и «ЗИМа», получивший в народе название «ослобык». Причины его появления заключались в том, у партийно-советской номенклатуры существовал строгий «табель о рангах». И если по должности чиновнику был положен ЗИМ, то ездить на «Чайке» было очень неосмотрительно. Но хотелось! Выход нашли смекалистые военные — на одном из военных заводов по заказу генералитета была изготовлена партия «Чаек» с кузовным железом от ЗИМов. Машина совмещала комфорт и динамику представительской машины и внешний демократизм автомобиля руководителей среднего звена. Точное количество таких автомобилей неизвестно.

 

Известен факт, так сказать, «нецелевого» использования «Чайки» — вопреки номенклатурным правилам, «Чайка» находилась в распоряжении Начальника пожарной охраны Москвы. При этом она была окрашенна в красный цвет и снабжена спецсвязью.

 

Отдельного внимания заслуживает «полупикап» на базе ГАЗ-13. Таких машин было построено всего четыре. Все они были отправлены на экспорт: две — в КНР, а две другие Н.С.Хрущев подарил тогдашнему шефу ГДР Вальтеру Ульбрихту. Автомобиль воспринимается как странный гибрид американского дорожного крейсера 50-х годов с пикапом, однако использовали его только в самых торжественных случаях — во время государственных визитов, первомайских визитов и октябрьских праздников. В беспроводной микрофон, вмонтированный в поручень, можно передавать необходимые команды на трибуны.

 

Одна из необычных переделок находится в Прибалтике в коллекции Кирсса — это открытый катафалк на базе седана Чайка.

Своеобразной переделкой (а точнее прообразом) можно назвать первый ходовой экземпляр ГАЗ-14 «Чайка» в 1974 году, который базировался на агрегатах 13-ой модели.

 

На ГАЗ-13 ездили главы министерств и ведомств, первые секретари республиканских компартий, послы СССР в зарубежных странах. Очень много машин ГАЗ-13 обслуживало московский дипкорпус: послов ГДР, Болгарии, Венгрии, Монголии, КНДР, Индонезии, Эфиопии, Финляндии. Одна «Чайка» даже эксплуатировалась в посольстве США. Случай, когда новый автомобиль попадал в частные руки, можно пересчитать по пальцам: к примеру, «Чайку» получили писатель Михаил Шолохов и балерина Галина Уланова. Отслужившие свой век в министерствах и прошедшие по два капремонта автомобили передавались в «Интурист», а также в дворцы бракосочетаний и ЗАГСы, где служили в качестве свадебных автомобилей — такие автомобили могли перекрашиваться в белый цвет, а могли оставаться в своем традиционном черном.

Примечания:

Разновидности седана ГАЗ-13 «Чайка». Известно о двух модификациях седана, отличных от базовой заводской версии — машина связи и сопровождения (отличалась дополнительной антенной на крыше и оборудованием спецсвязи типа «Роса», установленному в багажнике на специальных кронштейнах), и машина-толкатель (в кортеже сопровождения шла впереди колонны, имела усиленный передок, предназначалась в экстренном случае с ходу сталкивать возможные машины на пути). По второй модификации информация документально не подтверждена.

Аварии. Официально известно о двух случаях попадания «Чайки» в ДТП во времена СССР. Оба случились в 70-х годах. Оба ДТП закончились смертельным исходом. В одной аварии погиб член Политбюро ЦК КПСС Мошеров, в другой — один из министров ГДР.


 

По материала Авто.ру

Если вы стали очевидцем интересного события, происшествия, ДТП пришлите фото или видео на нашу почту [email protected]

Внимание! Все комментарии с матом будут удалены!!!

Новости по теме:
Лоси в Ярославле (видео)
Прогулка лося по Московскому проспекту…
Skoda решила побить четырехдверные купе пятидверным
Чешская марка сообщила миру, что привезет на мартовский автосалон в Женеве свой новый концепт-кар. О машине пока известно крайне мало — лишь название, тип кузова и количество дверей, но составить представление о ее внешнем виде уже можно благодаря опубликованным…
В Суринском установят светофор (видео)
Больше двух лет жители Суринского взывали о помощи к областным властям. Посёлок с населением в шесть десятков жителей, многие годы был отрезан от цивилизации опасным участком Юго-западной окружной дороги.  …
23.03.13 ДТП на трассе Ярославль-Тутаев (видео)
ДТП произошло на выезде из г. Тутаев в сторону Ярославля. Момент ДТП зафиксировала камера видеорегистратора. …
Lada XRay могут начать выпускать уже в октябре 2015 года (фото)
Ранее сообщалось, что новая Lada XRay встанет на конвейер в январе 2016 года, однако, как следует из заявления главы «АвтоВАЗа» Бу Андерссона, сделанного в рамках тольяттинского автосалона, новинка пойдет в серию сразу вслед за седаном Vesta – уже в октябре 2015 года. …

avtoportal76.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *