Коробка передач на мотоцикле – Как переключать передачи (скорости) на мотоцикле?

Содержание

Как переключать передачи (скорости) на мотоцикле?

Даже людям очень далеким от авто и мототехники известно, что для движения любого транспортного средства необходимо «переключать передачи». Иногда этот процесс еще называют «переключением скоростей», что не совсем корректно, но в целом отражает содержание взаимодействия двигателя внутреннего сгорания с колесами.

Знание о том, как переключать передачи, является базовым для любого человека, который только приступает к осваиванию мотоцикла. В самом переключении нет ничего сложного. Но для начала следует понять ту принципиальную роль, которую играет передача крутящего момента в движении мотоцикла.

Зачем нужно переключать передачи

Трансмиссия или механизм передачи крутящего момента от двигателя к колесам – необходимый элемент всех двигателей внутреннего сгорания. Это связано с особенностями работы двигателя, с его тяговой характеристикой.

Физические основы движения транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания таковы:

  • большой крутящий момент обладает большим импульсом – он идеален для преодоления сопротивления при старте;
  • при прямолинейном равномерном движении на скорости большой крутящий момент на мотоцикле не эффективен.

И наоборот: выигрывая в скорости и снижая крутящий момент, мы начинаем проигрывать в силе. Если, например, после равномерного скоростного движения мы начнем подъем в гору, то сопротивление движению усилится. Как следствие – обороты двигателя начнут падать, небольшой крутящий момент уменьшится, и двигатель заглохнет. Чтобы этого не произошло, нужно увеличить крутящий момент.

Максимальный крутящий момент обеспечивает 1 скорость. С возрастанием порядкового номера передачи крутящий момент уменьшается. Но все равно скорости с 1 по 3 считаются низшими и позволяют ехать небыстро, но преодолевать большее сопротивление. Передачи с 4 по 6 считаются высокими.

На высоких передачах можно двигаться с максимальной скоростью, но абсолютно невозможно тронуться с места, т.к. на колеса не будет передаваться необходимая для этого сила.

Таким образом, потребность в дифференцированной передаче крутящего момента от двигателя к колесам приводит к необходимости специального передаточного механизма – трансмиссии или коробки передач.

Как переключаются передачи на мотоцикле

Как правило, у мотоцикла 6 передач. Плюс 1 нейтральная. Скорости переключаются педалью с левой стороны. Для этого в зависимости от модели мотоцикла, а также от того, нужно ли нам поднять или снизить скорость, ее приподнимают или на нее нажимают.

На большинстве мотоциклов переключение скоростей производится по такой схеме:

  1. Из нейтральной передачи в первую осуществляется нажатием на педаль.
  2. Повышение до всех последующих скоростей осуществляется приподниманием педали.
  3. Понижение передач с высшей до 1 совершается путем нажатия на педаль.

Переключение скоростей осуществляется при выжатом сцеплении и сбавлении (или сбросе) газа.

Как переключать передачи вверх:

  1. Ослабляем газ.
  2. Выжиманием сцепление.
  3. Повышаем передачу (+1).
  4. Отпускаем сцепление.
  5. Газуем.

Схема переключения скоростей вниз:

  1. Ослабляем газ.
  2. Выжиманием сцепление.
  3. Понижаем передачу (-1).
  4. Отпускаем сцепление.
  5. Газуем для дальнейшего движения или тормозим для остановки.
  6. После остановки устанавливаем передачу в нейтральное положение.

Как переключаются передачи вниз в случаях, когда необходимо перескочить на более чем 1 скорость (напр., в случае торможения):

  1. Ослабляем газ.
  2. Выжиманием сцепление.
  3. Резко перегазовываем.
  4. Понижаем передачу (-2/-3) на падающих оборотах двигателя.
  5. Отпускаем сцепление.
  6. Газуем или тормозим в зависимости от конкретной ситуации.

Советы

Все действия, выполняемые при переключении скорости, необходимо проводить быстро, но плавно. Сбрасывание газа и выжимание сцепления должно производиться одновременно. Если пауза будет долгой, то мотоцикл заглохнет.

Если, наоборот, выжимание сцепления будет предшествовать сбросу газа, байк заревет и при последующем переключении скорости начнет дергаться.

Переключать передачи нужно в ходе прямолинейного движения. Прежде чем входить в поворот, следует разобраться со скоростью.

Когда вы освоите базовое переключение скоростей на мотоцикле, вы увидите, что в некоторых случаях сцепление может не использоваться. Например, при значительных оборотах двигателя достаточно просто нажимать педаль переключения передач вверх.

Похожие статьи

zextrem.com

Переключение передач на мотоцикле, правила и способы правильного переключения

  • Facebook
  • Twitter
  • Мой мир
  • Вконтакте
  • Одноклассники
  • Google+
  • LiveJournal
  • Новички, только осваивающие азы вождения и управления мотоциклом, с восхищением смотрят на то, как мотоспортсмены умело и бесшумно переключают передачи на мотоцикле. И у них возникает непреодолимое желание научиться такой же безупречной технике управления своим транспортом. Но зря они думают, что это настолько сложно. Научиться этому просто.

    Как переключать передачи на мотоцикле

    Большинство мотоциклов оборудованы последовательной коробкой передач. Поэтому основные принципы всех действий схожи.

    Переключение передач на мотоцикле различается «вверх» и «вниз».
    Первое из них означает, что вам нужно включить более высокую передачу. Для этого вы включаете первую передачу, и таким образом повышаете скорость мотоцикла, а после этого постепенно переключаетесь на следующую передачу в такой последовательности:

    •  Быстро сбрасываете газ, обороты двигателя понижаются. Одновременно выжимаете рычаг сцепления.
    •  Включаете следующую передачу.
    • Сцепление нужно отпустить; Одновременно с этим добавляете газу и повышаете обороты.

    Любое переключение передачи на более высокую происходит в этой последовательности.

    Для включения низкой передачи используется переключение «вниз». Это делается при необходимости повышения мощности заднего колеса, например, поднимаясь в гору. Какова последовательность действий в этом случае?

    • Сбрасываете газ.
    •  Нажимаете рычаг сцепления.
    •  Теперь нужно включить низкую передачу.
    •  Отпускаете сцепление.
    •  И в это же время быстро добавляете газу.

    Если вы хотите замедлить ход мотоцикла или остановить его, газ необходимо сбрасывать до того, как начнете выжимать сцепление. Тормозите до переключения с первой на вторую передачи.

    Последовательность действий при троганье с места:

    1. занять правильную посадку; 
    2. выжать сцепление; 
    3. включить 1-ю передачу;
    4. немного прибавить «газ»;
    5. медленно отпустить сцепление;
    6. регулировать скорость только ручкой «газа».

    Как правильно переключать передачи на мотоцикле

    Все движения, которые вы проводите с педалями, должны быть плавными, чтобы не вывести из строя трансмиссию.

    Переключая передачи, переключайте за один раз одну скорость. Перескакивать не желательно.

    Чтобы понять, как переключать передачи на мотоцикле, нужно внимательно изучить органы управления. Существуют мотоциклы с механической трансмиссией и полуавтоматической.

    Способы переключения передач

    Способ первый

    Мотоциклы с механической трансмиссией. Все действия в этом случае происходят в следующей последовательности. Набираете скорость. Убираете газ. Включаете сцепление. Нажимаете педаль переключения передач. Отпускаете сцепление, затем педаль переключения и добавляете газу.

    Чтобы завести мотоцикл, ставите его на нейтральную скорость. После этого убираете газ и выжимаете сцепление, одновременно включая первую скорость. Убрав ногу с педали передач, поддаете газу и отпускаете сцепление. Теперь добавляете газу.

    Чтобы повысить передачи, нужно убрать газ, включить сцепление и нажать педаль переключения передач. После этого отпускаете сцепление, отпускаете педаль переключения и добавляете газу.

    Чтобы понизить передачи, нужно убрать газ и включить сцепление. После этого резко добавить газу, и когда обороты начинают падать, нажимаете на педаль переключения передач. Отпускаете сцепление и педаль переключения и добавляете газу. После того, как мотоцикл остановится, не забудьте поставить его на нейтральную скорость.

    Способ второй

    Мотоциклы с полуавтоматической трансмиссией. На этих мотоциклах переключение скоростей происходит проще. Убираете газ и переключаете скорость. Сцепление и коробка передач здесь соединены.

    Перед тем, как завести двигатель, поставьте свой байк на нейтральную передачу. Для того, чтобы включить первую скорость, нужно убрать газ и нажать рычаг переключения передач вниз. Для повышения передачи нужно убрать газ, а рычаг переключения передач поднять вверх. Для понижения передачи газ, наоборот, нужно поддать и сразу убрать руку с газа. Когда обороты начнут падать, переключить скорость и добавить газу. Теперь вы знаете, как на мотоцикле переключать скорости.

    Все скорости мотоцикла и его максимальная скорость

    Максимальная скорость мотоцикла зависит от того, какова мощность байка и передаточные числа привода. Мотоциклы разных кубатур могут достигать скорости от ста сорока километров до трехсот сорока километров в час.

    Не нужно превращать максимальную скорость вашего байка в самоцель. Гораздо важнее то, насколько ваш мотоцикл динамичен в рамках всех возможных для него скоростей. Для улучшения возможностей мотоцикла можно увеличить или уменьшить передаточные числа. Например, для городских улиц максимальная скорость не выше 220 км/час. В этом случае подбирают так передаточные числа, чтобы на этой скорости шестая передача выкручивалась в отсечку. Мотоцикл получит столь важную для него динамику.

    Для гонок по трассе передаточные числа подбираются немного иначе, чтобы использовались все шесть передач, до достижения максимальной скорости до 280 километров в час.

    Замена передаточных чисел считается наиболее дешевым тюнингом, и на износ мотоцикла не влияет.

    motoking.ru

    Как правильно переключать передачи на мотоцикле

    Особо не покатаешься на мотоцикле, если не выполнять переключение передач. При первом столкновении с таким вопросом многие посчитают, что это очень проблематично. Но данное заблуждение очень легко развеять приведенными ниже фактами.

    Когда нужно переключать

    Присутствуют особенности, как, и когда выполнить переключение передач на разной КПП («механика» или «автомат»). В любом случае предварительно стоит изучить основные азы, как например расположение ручки сцепления, правила набора и сброса скорости, рычага переключения передач. Именно они используются в последующем для выполнения указанных действий.

    МКПП

    Новички всегда испытывают проблемы со стартом на мотоцикле, а также последующим переключением передач. Ведь основной вопрос заключается в том, когда следует включать 1, 2, 3 и последующие скорости при движении.
    Для первой передачи оптимальным старт будет установлен на уровне 3 тысяч оборотов.(Плавно отпускаете сцепление) Они должны увеличиваться равномерно при одновременном стравливании сцепления.
    При повышении или понижении скорости надо следить за тем, чтобы обороты быстро не взвинчивались вверх. По этой причине следует выполнять все максимально слажено. Рост будет оптимальным до 1-1,5 тысячи оборотов. Если переключение будет осуществляться на низких оборотах, возникнет необходимость в перегазовке. Лучше всего все действия выполнять на высоких оборотах, в районе -3 000 от максимальной отсечки.
    Действия выглядят следующим образом:

    Выжимается рычаг сцепления и в один момент нажимается рычаг переключения передач левой ногой. После включения первой передачи, планомерно добавляется газ путем прокручивания ручки, а сцепление медленно отпускается.

    При помощи носка левой ноги рычаг приподнимается вверх до характерного щелчка на 2-ю и последующие скорости. Некоторые «асы» производят переключение более простым способом: слегка приподнимают носком рычаг и сбрасывают газ. Но для этого нужен определенный опыт для плавности. В противном случае срок службы сцепления из-за повышенного износа значительно сократится.

    Может возникнуть необходимость включения пониженной передачи. После сброса газа примерно на 2 000 – 3 000 оборотов путем торможения, следует выжать сцепление и выполнить переключение скорости вниз. Так можно продолжать до тех пор, пока не будет включена нейтраль. Плавные действия будут только в том случае, когда действующие обороты будут меньше примерно на 500 – 1 000 оборотов пониженной передачи.

    Иначе будет ощущаться рывок.

    ВАЖНО: На передачах с 4 по 6 можно передвигаться довольно быстро и на максимальных скоростях. Но тронуться с них с места будет невозможно. Причина заключается в отсутствии необходимой силы передаваемой на колеса.

    АКПП

    Если брать во внимание коробку «автомат», здесь включения сцепления не требуется, так как оно взаимосвязано с КПП. По этой причине переключение может выполняться на любых оборотах при движении.
    При сброшенном газе нажимается рычаг переключения передач вниз. Должен состояться только один щелчок для первой передачи. Аналогичным образом включаются повышенные скорости, но только рычаг поднимается вверх при отпущенной рукоятке газа (на один щелчок). Для сброса передач рычаг опускается вниз нажатием. При этом лучше выполнить именно так: поддается газ и сразу же убирается рука с ручки, а после падения оборотов производиться переключение скорости и вновь добавляется газ в нужном количестве.

    За счет чего происходит переключение скорости

    Когда происходит движения рычага выбора скорости байка, специальный привод позволяет привести в движение вилки. Они предназначены для перемещения муфт продольного включения. Одновременно две передачи включенными быть не могут, так как для этого используется замок (механизм для блокировки). Если рассматривать на примере трехходовой коробки, во время движения одного ползуна, остальные просто фиксируются замком.

    В тот момент, когда муфта, отвечающая за включение, направляется к шестерне конкретной передачи, происходит встреча их зубчатых венцов. Они между собой соединяются, и происходит их единовременное вращение. Таким образом КПП передает вращательные движения от мотора посредством карданного вала главной передаче.

    Рекомендации

    Во время поездок на мотоцикле следует довести все действия до автоматизма. Начинающим водителям лучше откатать все моменты на площадке, где отсутствуют посторонние люди. Это позволит избежать травм, как самого ездока, так и окружающих. При этом стоит обратить внимание на некоторые другие советы.

    • Чтобы не поддать лишнего газа, руки должны держаться за рулевые ручки костяшками вверх. Это особенно важно при включении первой передачи.
    • Двигатель всегда должен в течение определенного времени прогреться. Никогда не стоит запускать полные обороты, чтобы избежать быстрого выхода из строя мотора.
    • Всегда лучше действовать на опережение и просчитывать каждый шаг во время поездки. Такая мелочь позволит избежать дорожно-транспортных происшествий и других проблем на дороге.
    • Практически все современные модели мотоциклов на приборной панели имеют специальный индикатор, указывающий на передачу, на которой происходит движение.
    • При необходимости затормозить при большой скорости, следует начинать с переднего тормоза, который выжимается постепенно. Именно он является основным. Задний тормоз используется для корректировки положения мотоцикла.
    • Каждое нажатие (щелчок) на рычаг переключения передач соответствует одной скорости. При этом надо слушать мотор. Если слышится низкое звучание, следует включить пониженную скорость от имеющейся и, наоборот, при сильном урчании двигателя.
    • ВАЖНО: Если первоначально выжать сцепление, а потом отпустить газ, мотор начнет «реветь», а при дальнейшем переключении передач он будет дергаться.

    Видео


    В данном видео представлено простое переключение передач на спортивном байке (на примере Honda CBR1000RR 2008), а также, которые будут понятны даже начинающим водителям. Кроме этого рассмотрен вариант работы со спортрежимом на ходу.

    bestmoto.pro

    Трансмисии мотоциклов — механическая коробка передач(часть 2)

    Продолжение статьи о трансмисии мотоциклов, в которой рассмотрим конкретно сами коробки передач двухколесных.

     

    1. «Suzuki RK67» 1957 г. : 14 передач не предел
    2. Обобщенная кинематическая схема КПП

    Прежде чем углубляться в чертежи, бросим беглый взгляд на принципиальную схему устройства для трансформации момента. Она перед вами. Два вала — входной и выходной, на которые насажены несколько пар зубчатых колес, входящих в контакт друг с другом. Зачем так много? Дело в том, что каждая пара имеет собственное, отличное от других, передаточное отношение. Следовательно, если мы будем включать их в работу последовательно, то добьемся выполнения поставленной перед нами задачи — наиболее эффективно использовать потенциал двигателя в зависимости от условий движения.

    Во все времена мотоциклы наиболее прогрессивных конструкций предназначались прежде всего для спортивных состязаний. А так как мотоцикл — штука легкая, то и приемистость у него должна быть на уровне. В спорте, как известно, имеет значение каждый килограмм веса, и при этом существует жесткая классификация по рабочему объему двигателя. Значит, единственный способ повышения энерговооруженности спортсмена заключается в значительной форсировке силового агрегата.
    Независимо от того, какой двигатель установлен на мотоцикле, двухтактный или четырехтактный, при форсировке сужается приемлемый рабочий диапазон оборотов коленчатого вала, который (диапазон) к тому же еще и смещается в зону высоких оборотов. Для того чтобы тяговая характеристика такого мотоцикла имела приемлемый вид, необходима многоступенчатая коробка передач, позволяющая использовать все возможности мотоцикла.
    А так как на нем лишнего места, мягко говоря, нет, то перед конструкторами, в числе прочих, стоит задача сделать коробку передач еще и как можно компактнее. А это не так просто, если вспомнить, что для достижения наилучших характеристик мотоциклетного гоночного мотора в классе до 50 куб.см было необходимо иметь 10-12 передач, а то и больше.
    В итоге теперь мы можем сформулировать требования, предъявляемые к мотоциклетным коробкам передач: соответствие диапазона передаточных отношений характеру эксплуатации, возможность переключать передачи, что называется «не задумываясь», высокая надежность узла и, конечно же, компактность. А если еще добавим удобство обслуживания и ремонта, то наш длинный список в первом приближении завершится.

    Вот перед нами пара колес (зубчатых или каких еще — это пока не важно) — как же нам передать вращение от одного к другому? В технике существует множество таких способов. Первый и самый простой напрашивается сам собой. А что если ввести колеса в соприкосновение, да еще сжать их посильнее? Получится фрикционная передача. Но, как вы могли увидеть из предыдущей статьи, в таком случае необходима значительная площадь контактирующих поверхностей, что сразу же входит в противоречие с поставленными условиями. К тому же проскальзывание вызовет выделение большого количества тепла, что не способствует увеличению к.п.д. системы. Следовательно, такой способ для нас не подойдет.
    Следующим возможным вариантом передачи крутящего момента является цепная передача. Подобное решение было успешно применено в коробках передач мотоциклов «Цюндапп».

     

    Цепная коробка передач мотоцикла «Цюндапп»

    Бесспорно, немецкие конструкторы не использовали бы техническое решение, будь оно плохим. Ведь всем известны достоинства цепной передачи, повышающей плавность работы. Но, опять-таки из-за значительных размеров, повсеместного распространения она не получила. К тому же не лишним будет вспомнить, что при работе любая, даже трехрядная цепь будет вытягиваться и неприятно шуметь — а это ни к чему.
    Третьим, и единственно используемым в наши дни на мотоциклах решением, можно с полным правом назвать зубчатую передачу с эвольвентными зубьями. Уж технология изготовления зубчатых колес отработана в совершенстве! Но существует один тонкий момент. Дело в том, что для нормальной работы зубчатой передачи необходима очень высокая точность изготовления и монтажа, которая может быть легко нарушена при сборке-разборке неквалифицированным человеком. Впрочем, это преодолимо.

    Раздельная установка кпп и двигателя на мотоцикле
    Теперь коснемся монтажных схем установки коробок передач. В раме они могут располагаться либо в едином картере с двигателем, либо отдельно от него. В последнем случае крепления коробки с двигателем может и не быть, то есть они могут просто устанавливаться в раме мотоцикла. На заре развития мотоциклостроения такое решение было распространено. И действительно, подумайте, как удобно — вышла из строя коробка передач — весь двигатель снимать не надо. Но шло время, надежность росла, а затем и габаритные ограничения вспомнились. И стала установка коробки в одном блоке с двигателем постепенно вытеснять раздельную. Но, тем не менее, традиционно некоторые фирмы до сих пор применяют такое решение.
    Слова словами, а как все-таки обстоит дело с ремонтопригодностью? Положим, на серьезном мотоцикле поломка коробки — дело крайне редкое.
    Однако, если такое произошло, то собирать КПП после ремонта в любом случае придется, пусть и в условиях современного производства. И тут есть свои правила, знать которые полезно каждому. Но об этом немного позже.  Сначала теория.
    Порассуждаем немного об опорах валов коробки передач. Из машиностроения известно, что они могут быть двух типов: опоры качения и скольжения. С первыми понятно: это шариковые или роликовые подшипники.

    Подшипники скольжения, в свою очередь, принципиально могут быть двух типов: со смазкой под давлением и со смазкой масляным туманом. Для подшипников скольжения материалы контактирующих поверхностей всегда подбираются тщательным образом исходя из многих факторов: коэффициентов трения, расширения и т.д. В случае смазки под давлением материалы подбираются не менее тщательно, но условия работы такого подшипника намного лучше, так как контакта между трущимися поверхностями не происходит по причине образования так называемого «масляного клина». Правда, в этом случае необходим масляный насос со всеми вытекающими отсюда последствиями.
    Подшипники качения к смазке менее требовательны, что и обусловило их повсеместное использование в коробках передач. Существует их великое множество, но мы пока не будем рассматривать конкретно их все виды. Тонкостью при применении таких подшипников является как раз то, что при монтаже они предъявляют повышенные требования к соосности монтажных отверстий.
    Итак, «половиним» двигатель традиционной компоновки, с вертикальным разъемом. В процессе сборки придется напрячься для соблюдения соосности тех самых посадочных мест под подшипники, о которых мы упоминали. И даже при наличии центровочных штифтов «того, чего надо» можно и не добиться. Последствия? Срок службы подшипников сократится ощутимо. А если в двигателе не два цилиндра, а четыре, да еще расположены они в ряд? С такой схемой вертикальный разъем картера никто делать не будет, отдав предпочтение горизонтальному, как более подходящему. При этом разговор о соосности валов при сборке можно и не вести — это вам не вертикальный разъем,
    Наконец то,  после теоретических и практических отступлений, настало время подробнее рассмотреть конструкцию самого узла. Для этого имеет смысл попытаться провести классификацию всего многообразия имеющихся конструкций по определенным признакам. Но любая классификация предусматривает определенные правила, а из правил, как известно, бывают исключения, которые мы попытаемся не обделить вниманием.


    Для начала все коробки разделим по принципиальной кинематической схеме, в данном случае число ступеней для нас не важно. Получится, по крайней мере, два варианта: двухвальная коробка передач и трехвальная коробка с прямой передачей. Кстати, внешне обычно такие коробки почти не различимы.

    Трехвальная четырехступенчатая конструкция в положении различных передач: а — первая; б- вторая; в — третья; г — четвертая.
    А теперь прикинем, что лучше — коробка с прямой передачей или без нее. При этом условимся, что прямой считается такая передача, при которой происходит непосредственное соединение соосных входного и выходного валов и крутящий момент через зубчатые зацепления не передается. Отсутствие износа в таком положении, бесспорно, факт положительный. Но в промежуточных положениях момент идет по усложненной цепочке через два-три и больше зацеплений. Потери, естественно, больше.
    При двухвальной схеме все намного проще — каждой передаче соответствует своя пара шестерен (как в начале статьи), по которой крутящий момент и передается.
    Посмотрим теперь на сферу применения таких на первый взгляд похожих, но в то же время разных схем. Все зависит от характера эксплуатации мотоцикла. Если он предназначен для дорог и его максимальная скорость невелика — есть смысл использовать схему с прямой передачей (вспомните «Явы» и «ИЖи»). Но мотоцикл с таким портретом отчетливо напоминает аппараты сорокалетней давности, и в мире подобные варианты встретить не просто. Практически все производители в наши дни используют двухвальные коробки передач, более простые и надежные.
    Теперь мы подошли к теме переключения ступеней коробок передач. Сначала рассмотрим альтернативные схемы. Первая, использующая в качестве исполнительного элемента перемещаемый шток со шлицами, хорошо знакома всем, кто был когда-либо владельцем «Вятки».

    Устроена она следующим образом: первичный вал выполнен полым, а внутри него перемещается шток со шлицами. На вал насажены шестерни, входящие в зацепление с шестернями вторичного вала, выполненными с ним (валом) как единое целое (в технике существует термин — блок шестерен). Выбор соответствующей передачи осуществляется как раз штоком — шлицы его соединяют шестерню определенной передачи с первичным валом. Конструкция простая, надежная и, что не менее важно, компактная — ведь между соседними шестернями можно практически не делать зазора. Однако, поскольку крутящий момент в такой конструкции передается через шлицы, расположенные на малом радиусе, при больших величинах момента такая схема неприемлема.

    Схема кпп со штоковым включением: а — нейтралка; б — первая передача; в — четвертая передача.
    Близки по принципу действия к вышеописанным шариковые коробки передач. Их безраздельное царство — легкие мопеды, так как отсутствие каких-либо зубьев в механизме переключения обусловило высочайшую надежность. Был даже опыт электрического привода такого механизма на мотоцикле «Виктория В-35». Штоком переключения управлял электромагнит, а электромагнитом — кнопки, расположенные на левой рукоятке руля.
    Но самый распространенный способ переключения передач — конечно же, путем перемещения некоторых элементов (муфт переключения или самих шестерен) в осевом направлении на валах. Муфты переключения могут быть зубчатыми или кулачковыми, причем последним отдается предпочтение. Перемещение муфт по валу происходит на шлицах — то есть они связаны с валом и через них может передаваться крутящий момент. В движение они приводятся либо вилками, либо поводками, входящими в кольцевую канавку на муфте.
    Для наглядной иллюстрации принципа действия коробки передач с переключением муфтами познакомимся с простейшими конструкциями — двухступенчатыми. Схемы их представлены на рисунках. В обоих случаях коробка состоит из двух валов, причем внимания заслуживает именно первичный вал. В первом случае на него насажены два зубчатых колеса, вращающихся в нейтральном положении свободно. Связь с валом осуществляется в случае перемещения муфты вправо или влево, до зацепления с шестерней. Во втором случае по первичному валу перемещается блок шестерен, вызывая включение первой или второй передач.
    Принципы работы многоступенчатых коробок передач понятны из рисунков, а нам настало самое время поговорить о приводе механизма переключения, то есть о том органе, который вызывает сложное движение различных муфт, штоков и т.д., то есть исполнительных элементов коробок передач.
    В довоенное время очень распространенным было ручное переключение передач ручкой на баке, а на некоторых мотоциклах (например, на «БМВ») рычаг был даже двухходовой, как на автомобиле.
    Ножное переключение впервые было применено фирмой «Вело-сетт» в 1928 году. И к середине тридцатых годов такая схема вытеснила остальные. Как ни странно, в этой схеме самое трудное — это одним движением небольшой педали заставить вилки переключения перемещаться с высокой точностью. Эту задачу выполняет элемент, связанный с вилками и приводящий их в движение. Как правило, таким элементом является так называемый вал переключения, или, иначе, копирный вал, либо копирная пластина, выполняющая такие же функции. В обоих случаях поводки вилок перемещаются по пазам строго определенной формы. Сам же копирный элемент поворачивается на некоторый угол с помощью механизма с селектором (он показан на рисунке).

    а — исходное положение педали: 1- зубчатый сектор; 2 — собачки; 3 — держалка собачек; 4 — педаль. б — педаль нажата вниз- первая передача; в — педаль в исходном положении при включеной передаче.
    А после этого представьте себе сложность всего устройства в целом: после нажатия на педаль включается в работу селектор, поворачивающий копирный элемент, а затем, следуя по фигурным пазам, перемещаются муфты переключения.
    Для полноты классификации упомянем, что в мировой практике применялся еще один способ привода механизма переключения — поворотной ручкой на руле, сблокированной с рычагом выключения сцепления. Как правило, такое решение использовалось при переключении ступеней коробки передач штоком со шлицами (на мотороллере «Вятка», например). От ручки шли два тросика непосредственно к механизму переключения. В эксплуатации такой способ удобным не был — процедура регулировки тросов была крайне утомительна. На тяжелых мотоциклах, чаще с коляской, в коробке передач предусмотрен задний ход. Конструкция его упрощена. Включение заднего хода осуществляется отдельным рычагом, который вводит в зацепление промежуточную шестерню с отдельно стоящими в стороне от остальных двумя шестеренками. Как правило, предусмотрена блокировка от включения в неподходящий момент.
    Особняком стоят коробки передач мотоциклов повышенной проходимости. В наше время, правда, такие встречаются все реже по причине отсутствия бездорожья в развитых странах. А тем, кто все-таки его находит, предлагаются различные ATV, выходящие за рамки нашего повествования. Исключением являются так называемые «мотоциклы для лесничих», выпускаемые малыми партиями.


    Ярким примером мотоцикла -повышенной проходимости является «БМВ R75» . Основной секрет, помимо привода на колесо коляски, был как раз в его коробке передач. А включала она в себя, помимо обычной четырехступенчатой, еще одну двухступенчатую «коробку в коробке», иначе называемую демультипликатором. В результате конструкция получилась трехвальная с тремя параллельными валами, позволившая включать восемь передач вперед и две назад.

    КПП мотоцикла БМВ R75
    Понятно, что в наше время все быстро меняется и прогресс не стоит на месте, уже существуют и автоматические КП на мотоциклах (полуавтомат был давно) — но это все уже другая тема для разговора, которую начнем позже.

    mmoto.tk

    Мотоциклы с автоматической коробкой передач

    Ищем двух авторов для нашего сайта, которые ОЧЕНЬ хорошо разбираются в устройстве современных автомобилей.
    Обращаться на почту [email protected].

    Появление автоматических коробок передач на мотоциклах обусловлено желанием повысить комфорт от вождения, путем избавления байкера от необходимости постоянно переключать скорости. Особенно это актуально при движении по городу, когда требуется постоянно менять темп движения. С АКПП не требуется щелкать передачи перед светофором или во время выполнения обгона. Умная электроника сама выбирает требуемое передаточное число для улучшения динамических характеристик и максимально оптимальной работы двигателя.

    Развитие АКПП в мотоциклах

    Первым байком с автоматической коробкой стала серийно выпускаемая Honda CB-750. Для отличия от механической версии, к названию мотоцикла было добавлено «authomatic». Популярности модель не получила из-за следующих недостатков АКПП, перечисленных в нижеприведенном списке:

    • отсутствие плавной смены передаточного числа;
    • увеличение веса байка;
    • низкая надежность, особенно при динамическом стиле езды или неправильном техническом обслуживании;
    • малая ремонтопригодность;
    • недостаток специалистов, способных выполнить ремонт и обслуживание АКПП;
    • наличие провалов во время переключения передач ставило под угрозу жизнь байкера выполняющего маневр, например, обгон;
    • рывки при движении провоцировали ускоренный износ силовой установки и трансмиссии.

    Мешали продвижению АКПП и взгляды мотоциклистов того времени. Большинство отказывалось ездить на мототехнике, которая не предполагает переключение скоростей. Данные факторы не позволили закрепится автоматической коробке на рынке и другие производители не стали выпускать authomatic-модели байков.

    Первый байк с автоматом

    Первый байк с автоматом

    Не смотря на отсутствие успеха, Honda продолжила развивать идею автоматической коробки передач. В 2005 году в продажу была выпущена DN-01, достойно конкурировавшая с механическими собратьями. АКПП на данный байк перекочевала с квадрациклов. В КПП присутствует шесть ступеней, обеспечивающих три режима работы:

    • authomatic, предназначенный для максимально плавного движения;
    • sport, раскрывающий все динамические качества аппарата, делая его резким, быстрым и с характерным звуком, исходящим из глушителя;
    • triptronic, позволяющий самостоятельно переключать передачи.

    Успех Honda DN-01 заставил других мотопроизводителей задуматься об выпуске байков с АКПП. Aprilia сумела достичь того же уровня, что и дебютант. Параллельно с автоматами, устанавливаемых на мощных байках, активно стала продаваться и мелкокубаторная техника с вариаторами.

    Принцип работы автомата на байках

    В основе классической мотоциклетной автоматической коробки передач лежит барабан. К нему одной стороной прикрепляются колодки, чем-то схожие с тормозными. Второй их конец закрепляется при помощи пружин.

    При вращении барабана возникает центробежная сила. Она заставляет колодки расходится. Происходит их прижатие к внешнему барабану. Таким образом удается максимально эффективно передать крутящий момент.

    Мотоциклетная АКПП

    Мотоциклетная АКПП

    Преимущества мото с автоматом

    Главными плюсами, которые имеют мотоциклы с автоматической коробкой передач, являются:

    • улучшенная обтекаемость кузова;
    • комфорт при вождении, особенно на участках с интенсивным движением;
    • щадящий режим работы двигателя;
    • новичкам стало проще держаться в плотном потоке;
    • современные АКПП имеют более компактный размер;
    • улучшение развесовки.

    Развитие автоматов привело к уменьшению времени задержек во время переключения между передачами. Это способствует повышению динамики. Время разгона некоторых байков с АКПП теперь сравнялось с механикой, а в некоторых случаях даже  улучшилось.

    Недостатки байка с автоматической коробкой передач

    Мотоцикл с автоматической КПП имеет и ряд недостатков, не позволяющих вытеснить механику с рынка:

    • сложность конструкции;
    • более низкая надежность, чем у механических аналогов;
    • большой расход бензина, постоянно возрастающий в результате износа АКПП;
    • хуже маневренность, так как присутствуют паузы, необходимые для правильной работы электроники и выполнения действий самим автоматом;
    • более низкий КПД трансмиссии;
    • тяжелый вес, негативно влияющий на динамику.

    Немаловажным является широкое распространение классической КПП. Это привело к значительно меньшей цене на детали для механики. Специалисты, работающий с автоматической, мотоциклетной коробкой есть не в каждом городе, что вносит в жизнь байкера определенные трудности. Гаражному ремонту АКПП также не подлежит, так как является высокоточным устройством, чувствительным к любым неточностям сборки.

    Aprilia Shiver 850

    Данная модель байка является «стритом» классического исполнения. Мотоцикл отлично подходит для неспешных прогулок, но при необходимости выдает достаточно приличные динамические показатели. Это позволяет отнести его к нейкедам среднего класса. В аппарате использована технология Ride by Wire, благодаря чему все электронное управление отлично оптимизировано.

    Двигатель и автоматическая трансмиссия выдают максимальное ускорение, но при этом электроника стремится максимально снизить потребление бензина. Управляющие сигналы, исходящие с ЭБУ, контролируют полноту и правильность отдачи крутящего момента во всем диапазоне оборотов. Это позволяет Aprilia Shiver 850 уверенно чувствовать себя как на высокой скорости находясь на трассе, так и на дорогах со смешанным покрытием.

    Aprilia Shiver 850

    Aprilia Shiver 850

    Honda VFR1200F Auto

    Honda VFR1200F Auto  относится к семейству спорт-туреров VFR, и также является мото с автоматической коробкой передач. Модели с механикой и автоматом не особо отличаются. Изготавливаются они на одинаковых рамах и с схожими двигателями. На тестах динамические характеристики близки друг к другу.

    Еще одной особенностью, помимо автомата, становится наличие кардана. Он позволяет передать всю мощь крутящего момента. Автоматическая коробка передач отлично вписалась в такой вид трансмиссии и благодаря электронике полностью нивелирует инерционность карданной передачи.

    Honda VFR1200F Auto   с автоматической коробкой и карданной передачей

    Honda VFR1200F Auto   с автоматической коробкой и карданной передачей

    Honda NC700XD

    После небольших доработок мотоцикла Honda NC700XD мир увидела версия с буквой «D» в конце, обозначающей, что байк оборудован автоматической коробкой передач. Так как аппарат отнесен к классу «турист», мотовладельцы двигаться на нем будут преимущественно по прямым, хорошим дорогам. Съезжать на нем на бездорожье не рекомендуется.

    Honda NC700XD сконструирована для длительных поездок на большие расстояния. Это нашло отражение в конструкции АКПП, которая передает большой крутящий момент, преимущественно на средних и высоких оборотах. Становиться на козла и ездить в стиле вилли на данном аппарате не получится.

    Honda NC700XD

    Honda NC700XD

    Honda DN-01

    После удачного выпуска Хондой модели СВ750 Automatic,  мир увидел Honda DN-01. Произошло это в 2005 году, когда про возможность установки мотоциклетной, автоматической коробки передач знали лишь некоторые байкеры, преимущественно являющиеся приверженцами японского мотогиганта. Успех предыдущей модели добиться DN-01 не удалось, из-за чего после 5 лет выпуска компания решила завершить выпуск аппарата.

    Причина низких продаж лежала не только в автоматической коробке передач. Проектируя обтекаемость байка, инженеры допустили ошибку с ветрозащитой. Это нанесло существенный удар по комфорту, что особо актуально для мотоциклов туристического класса, предназначенный для быстрых поездок на длительные расстояния. Работа АКПП также не была оптимальной, поэтому многие отмечали ощутимые толчки при смене передаточного числа.

    Honda DN-01

    Honda DN-01

    Развитие автоматических передач происходит большими темпами, поэтому в ближайшем будущем они вполне возможно полностью вытеснят механику. Чтобы удовлетворить любителей механики, в АКПП существуют специальные ее режимы, например, triptronic. Он позволяет вручную выбирать требуемое передаточное число. При этом байкер, уставший переключать скорости при интенсивном режиме, сможет в любой момент перевести коробку в полностью автоматический режим.

    Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

    swapmotor.ru

    Как переключать скорости на мотоцикле

     

     

    В этой статье мы рассмотрим вопросы переключения скоростей на последовательной коробкой передач, которой оборудованы большинство мотоциклов.

    1. Подготовка

    Важным параметром успеха в переключении передач является скорость и точность с которой вы переключаетесь, поэтому нужно внимательно отнестись к вопросу удобства расположения рычага сцепления и высоты подъема лапки коробки передач. Оба параметра целиком зависят от вашей посадки на мотоцикле и могут меняться с ростом опыта управления мотоциклом. Пальцы левой кисти не должны лежать на рычаге сцепления, вы должны касаться рычага только в момент переключения передачи, всё остальное время ваша кисть должна обхватывать клипон руля. Вы должны подобрать угол наклона рычага сцепления и его подъем таким образом, чтобы в любое время вы могли бы дотянуться до рычага и ничего бы вам не мешало. Тянуть рычаг сцепления нужно четырьмя пальцами руки. Обратите на это внимание. Не рекомендуется устанавливать укороченные ручки велосипедного типа под два пальца руки.

    Типичные проблемы:

    * подъем рычага слишком большой, есть моменты когда нужно перехватывать руль чтобы дотянуться до рычага и это получается сделать   только  кончиками пальцев
    * угол наклона рычага таков, что не во всех ситуациях возможно дотянутся до рычага

    2. Старт

    Наиболее сложный элемент для начинающего мотоциклиста. Переключите КПП на нейтраль. Убедитесь, что ваши руки согнуты в локтях, центр тяжести перенесен вперед. Выжмите сцепление. Включите первую передачу. С оборотов холостого хода плавно отпускайте ручку сцепления одновременно поднимая обороты. Если ваш мотоцикл оборудован датчиком позиции рычага сцепления (например, инжекторные мотоциклы Сузуки) то вы можете заметить как при старте с нейтрали мотоцикл сам добавляет оборотов — упрощая старт. Не бросайте рычаг сцепления. После того как вы отработаете плавный старт вы можете научиться стартовать быстрее. Принцип быстрого старта тот же самый что и для медленного — вы загружаете перед, руки согнуты, но старт начинается не с оборотов холостого хода, а с оборотов от 4000 до 8000. Оптимальным для начинающего в городе является старт с 3000 оборотов. При старте мы рекомендуем держать ступню правой ноги на заднем тормозе — если вы не рассчитали обороты — и мотоцикл начал подниматься на заднее колесо — воспользуйтесь задним тормозом. Часто, мы начинаем с того чем заканчиваем. Контроль тяги при старте мотоцикла, с помощью заднего тормоза, широко используется гонщиками при старте мотоцикла в чемпионатах мира.

    Каков же ориентир — какой самый быстрый старт. Самый быстрый старт это когда вы лежите на баке при этом на всей прямой разгона ваше колесо оторвано на 0.5 — 1 см от уровня  земли. С учетом кочек — этот элемент довольно сложен и, часто, для его практической реализации в мотоциклах устанавливается электроника, контролирующая разгрузку переднего колеса. На мотоциклах, оборудованных быстрым стартом можно стартовать с полностью открытой ручкой газа, электроника анализирует нагрузку на передней вилке и автоматически отключает зажигание по мере чрезмерной разгрузки вилки. С точки зрения пилота это выглядит следующим образом: вы загружаете перед, ложитесь на бак, полностью откручиваете ручку газа и практически бросаете сцепление — всё остальное делает электроника. 99% процентов мотоциклов не оборудованы быстрым стартом и работу электроники приходится выполнять пилоту.

    Основным критерием удачного старта в городе являются постоянные обороты мотора по мере стравливания сцепления. В то время когда вы опускаете сцепление, обороты начинают опускаться и вы должны стараться открывая ручку газа одновременно с стравливанием сцепления удерживать обороты мотора постоянными. Если вам это сделать удалось вы можете перейти к следующему шагу — уменьшению времени стравливания сцепления. После того как и это упражнение стало получаться — попробуйте стартовать с больших оборотов, загрузив перед.

    3. Переключение передач вверх со сцеплением

    Для того чтобы понять технику переключения вверх проведите следующий эксперимент. Двигайтесь на второй передаче со слегка открученной ручкой газа. Теперь не закрывая ручку газа — выжмите сцепление — вы увидите как моментально обороты поднимутся. Закройте ручку газа. Когда пропадает нагрузка в виде заднего колеса — ничто не мешает мотору раскручиваться и обороты стремительно возрастают. Именно поэтому скорость в переключении передач играет важную роль. Если вы переключаетесь быстро, то вы можете не закрывать ручку газа, в момент когда сцепление выжато, обороты поднимаются и тут же происходит переключение передачи вверх и возвращение сцепления. Если вы это делаете быстро, то обороты поднимаются всего лишь на 1000-1500 чтоб обеспечивает оптимальные условия для переключения вверх со сцеплением.

    Для переключение передач вверх со сцеплением необходимо быстро выжать сцепление переключиться вверх и отпустить сцепление таким образом чтобы обороты на которых включается следующая передача не превышали обороты передачи с которой вы переключаетесь более чем на 1500. Если вы делаете это медленно — вам необходимо закрывать ручку газа в момент когда выжато сцепление, если быстро — можно удерживать ручку в прежнем положении или едва закрывать ручку. Важным критерием являются обороты на которых вы начали переключаться вверх и разницу между оборотами с которых вы выжали сцепления и на которых отпустили сцепление — разница не должна превышать 1000 — 1500 оборотов. С практикой, переключение передач станет получаться автоматически и не будет требовать внимания.

    4. Обороты на которых вы переключаетесь

    Вы должны переключаться вверх в зоне высоких оборотов (обороты отсечки минус 4000). Если вы переключаетесь на низких оборотах, то вам может потребоваться большая перегазовка — 2000/3000. Техника переключения на высоких оборотах одинакова для всех мотоциклов и объемов. Техника переключения на низких оборотах разнится в зависимости от объема двигателя перегазовкой. На малых объемах, при переключении на низких оборотах необходима большая перегазовка, чем на больших объемах. Переключение на низких оборотах не правильна.

    5. Переключения без сцепления

    Коробка мотоцикла устроена таким образом, что позволяет переключаться вверх без сцепления на любых оборотах. Одним из способов переключения передач вверх без сцепления является кратковременное снижение тяги с помощью ручки газа. Вам необходимо быстро закрыть и открыть ручку газа и одновременно толкнуть лапку переключения передач вверх. Если вы сделали это одновременно и быстро то коробка переключится вверх без использования сцепления. Другим способом является использование устройства быстрого переключения, в разрыв тяги лапки переключения устанавливается датчик, подключенный к блоку управления зажиганием. Во время переключения вверх тяга давит на датчик, датчик передает команду блоку управления зажиганием, а блок отключает зажигание на запрограммированное заранее время, зависящее от оборотов мотора (обычно, не больше чем на 50 миллисекунд), тяга мотоцикла падает и коробка перещелкивается вверх.

    6. Переключения вниз

    Для того чтобы понять чего стоит опасаться при переключении вниз — проделайте простое упражнение — разгонитесь на второй передаче и полностью закройте ручку газа, во время торможения двигателем выжмите сцепление и катитесь с выжатым сцеплением, вы увидите что обороты мотора опустятся до холостого хода, теперь, если вы отпустите сцепление произойдет резкий толчок, вплоть до временной блокировки заднего колеса — мотоцикл попытается раскрутить мотор с оборотов холостого хода до оборотов на которых сейчас движется мотоцикл. Если вы поднимите обороты в момент когда отпускаете сцепление то толчок будет менее ощутим, а если обороты мотора совпадут со скоростью на которой движется мотоцикл на второй передаче — рывка и вовсе не будет.

    Когда вы переключаетесь вниз необходимо либо делать это быстро на закрытой ручке газа, чтобы не дать оборотам мотора опуститься, либо использовать перегазовку — т.е. в момент переключения вниз добавлять газ.

    Итак — быстро выжмите сцепление, быстро щелкните передачей вниз —  быстро отпустите сцепление. Если вы делаете это медленно, то мы рекомендуем использовать перегазовку — т.е. в момент когда сцепление выжато и обороты начинают опускаться до оборотов холостого хода — кратковременно, резко поднимите обороты и переключившись вниз отпустите сцепление. Цель — обороты на которых включается передача ниже должны быть либо такими же либо на 1500 выше чем обороты с которых вы переключаетесь.

    7. Ограничитель момента

    Новичкам вниз переключаться довольно тяжело и не совсем понятно. Вероятность того что заднее колесо неожиданно заблокируется — велика. Поэтому производители мотоциклов уже около 10 лет устанавливают в сцепления большинства мотоциклов так называемый ограничитель момента. Ограничитель момента не стоит путать с проскальзывающим сцеплением, используемом на гоночных мотоциклах. Основное отличие в том, что ограничитель срабатывает на недовыжатом сцеплении, а именно — в момент времени когда вы отпускаете сцепление. Так если вы разгонитесь на второй передаче, выжмите сцепление, опустите обороты мотора и теперь отпустите сцепление то за доли секунд до того как рычаг опустится сработает ограничитель момента. Ограничитель предназначен для борьбы со «прыганием» заднего колеса если вы ошиблись с оборотами на которых вы переключаетесь вниз или вверх.  Запомните — ограничитель не работает с полностью отпущенным сцеплением и не является панацеей против блокировки заднего колеса.

    8. Дедушкин ограничитель момента

    Задолго до того как в мотоциклы стали встраивать ограничители момента, многие пилоты уже умели это делать с помощью сцепления. Если вы во время переключения вниз промедлите с отжатием сцепления (т.е. отпустите его почти до конца но не до самого конца) то даже при самом резком толчке (например при уходе на 3 передачи вниз сразу) диски в коробке передач начнут проскальзывать и заднее колесо не будет прыгать.

    9. Загрузки

    Во время торможения и переключения передач нужно ВСЕГДА стараться сидеть как можно дальше от бака упираясь коленями в бак. Посадка помогает загрузить заднее колесо, разгруженное торможением передом и помогает в работе ограничителю момента. Если вы сидите сзади — вероятность того что заднее колесо начнет прыгать на переключении вниз существенно снижается.

    10. Мифы

    Существует масса мифов относительно переключения передач. Простые правила:

    * чем быстрее переключаетесь тем меньше вы изнашиваете сцепление
    * чем выше обороты тем быстрее вы переключаетесь
    * можно и нужно тормозить передачами
    * можно уходить с 5 ой на первую передачу (понимая зачем это нужно и что за этим последует)
    * можно и нужно переключаться на высоких оборотах 
    * переключение передач без сцепления незначительно изнашивает вилку и копирный вал

    11. Поиск нейтрали

    Если вы остановились и ищете нейтраль с выжатым сцеплением с первой или второй передачи — одновременно с переключением верх или вниз, на выжатом сцепление кратковременно поднимите обороты вверх (сделайте перегазовку) на большинстве мотоциклов это существенно облегчает переключение в нейтраль на остановившемся мотоцикле. То же самое справедливо для переключения передач на стоящем неподвижно мотоцикле.

    www.healtech.ru

    Правильное переключение передач на мотоцикле

    Начинающим мотоциклистам особо сложной задачей кажется переключение скоростей. Эта статья на сайте «БутовоТим» предназначена развеять их страхи, но вполне возможно пригодится и более опытным коллегам. Прежде все следует ознакомиться с частями мотоцикла — участниками процесса. В случае механической трансмиссии их трое. Ручка газа расположена справа на руле и регулирует обороты вала двигателя. Слева на руле рычаг сцепления, который отключает или подключает соединение двигателя с коробкой передач, влияющей на скорость вращения заднего колеса. Управляется коробка педалью, расположенной рядом с левой ногой ездока. Выбор передачи производится последовательно при перемещении переключателя вверх для увеличения скорости, вниз для уменьшения.

    После ознакомления с оборудованием можно перейти к другому важному аспекту. Прежде, чем переключать скорости в пути, необходимо сдвинуть мотоцикл с места. Заводить мотоцикл следует на нейтральной передаче. Находится она между первой и второй. Чтобы её достигнуть опустите педаль коробки вниз и по достижению первой передачи слега поднимите вверх. О том, что вы достигли нужного, просигнализирует загорание зеленой лампочки на тахометре. После этого включайте зажигание. Для начала движения следует:

    1. Убрать газ;
    2. Выжать сцепление;
    3. Перейти на первую скорость. При этом, как только вы коснетесь переключателя коробки передач, зеленая лампочка погаснет;
    4. Отпустить сцепление;
    5. Убрать ногу с педали коробки передач, добавить газа и в дорогу.

    Ну а когда вы мчитесь по шоссе наперегонки с ветром, принцип переключения скорости мало чем отличается от действий при старте. Для повышения скорости нужно:

    • одновременно сбросить газ для снижения оборотов двигателя и выжать рычаг сцепления;
    • перейти на более высокую передачу;
    • отпустить сцепление и одновременно добавить газа.

    Для переключения передачи вниз:

    • уменьшить обороты двигателя;
    • отключить его сцепление с коробкой передач;
    • надавить на педаль коробки для перехода на меньшую скорость;
    • снова включить сцепление и добавить газа.

    Отличие при переключении скорости у мотоциклов с полуавтоматической трансмиссией заключается лишь в отсутствие рычага сцепления. Оно совмещено с коробкой передач и работает в автоматическом режиме. Просто сбавляете газ и можно менять скорость. Все действия необходимо производить максимально быстро, но при этом манипуляции с педалями должны быть плавными во избежание поломки трансмиссии. Переключать передачи следует в дискретном режиме, повторяя все описанные действия для каждого раза. Перескакивать сразу через несколько позиций не рекомендуется.

    Переключение рычага передач вверх рекомендуют выполнять при высоких оборотах мотора. При переключении на низких оборотах надо использовать «перегазировку» — небольшое убирание/добавления газа. Сцепление выжато, передача переключена, но оборотов двигателя не хватает для работы в унисон с колесом. Поскольку трансмиссия отключена «перегазировка» его легко раскрутит до нужного значения. В противном случае во время включения сцепления возможен не только выход из строя двигателя или коробки передач, но и блокировка колеса, что может привести к непредвиденному падению мотоциклиста.

    Никогда не отпускайте сцепление максимально быстро и полностью, если хотите начать движение на поворот. В этом случае изменение положения ручки газа ведет к сильному рывку мотоцикла вперед, и вместо поворота вы помчитесь прямиком к неприятностям. Лучше чуть придерживать сцепление до полного выхода из поворота, а газ до этого момента прибавлять потихоньку. Такой режим езды очень полезен в пробках и на забитых машинами парковках супермаркетов. Резкое включение сцепление вообще является одной из основных ошибок начинающих мотоциклистов. К другим следует отнести:

    • Расслабленную позу водителя. Не стоит сидеть с геройски выпрямленными руками и прямой или даже откинутой назад спиной. Можно задуматься о чем-то не менее прекрасном, чем любимый мотоцикл, выпустить из рук рычаг сцепления, случайно крутануть газ и вмиг оказаться на асфальте.
    • Не уменьшение газа до выключения сцепления. В этом случае двигатель проявит слишком большую активность, раздастся страшный рев и от испуга за сохранность мотоцикла можно полностью выкрутить газ. Произойдет непредвиденное торможение и остановка, а ведь неизвестно что там движется за вами.
    • Промедление с выжиманием сцепления, после сброса газа. Скорость за несколько секунд так упадет, что придется снова разгоняться, чтобы получить возможность перейти на нужную передачу.

    Ну как, статья позволила избавиться от страха перед переключением передач на мотоцикле или нагнала его еще больше? Не стоит опасаться. Научиться можно чему угодно. Все приходит с опытом. Несколько поездок — и будете справляться с задачей на уровне подсознания. Главное, не забывайте во время обучения о средствах безопасности, а в принципе вообще никогда о них не забывайте, садясь на своего железного коня, и мчитесь на нем навстречу горизонту. Если возникнут вопросы — команда «БутовоТим» всегда рада помочь.

    www.butovoteam.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *