Мотороллер «Электрон» – раритет советского производства
Мотороллер «Электрон» был разработан в 1973 году конструкторским бюро машиностроительного завода в городе Вятке. Задача была поставлена по созданию легкого двухколесного транспортного средства для двух человек, экономичного и недорогого. Предшественницей и основой для разработки стала модель «Вятка-150», которая выпускалась с 1957 года и была скопирована в свое время с итальянского аналога под названием «Веспа». Данный прототип использовался во многих странах, мотороллер был простейшей конструкции и очень технологичен.
Немного истории
Лицензионные, модернизированные и даже пиратские варианты, выпускаемые по всему миру, сделали итальянский мотороллер очень популярным. Не устояли перед соблазном использовать «Веспу» как базовую модель для первого советского мотороллера и вятские производители. Полного копирования делать не стали из опасения претензий со стороны Италии, а основные параметры использовали.
Так в 1957 году появилась «Вятка-150», а в 1964-м была создана модификация «Вятка-150ВП», которая отличалась от прежней версии удлиненной базой, новым кузовом, модернизированной передней вилкой. Задняя подвеска получила цепной привод вместо прежнего прямого соединения двигателя с ведущим колесом.
Развитие производства
Усовершенствованная трансмиссия стала главным аргументом в пользу эксклюзивности «Вятки-150ВП». Модифицированная модель уже могла отправляться на экспорт без опасений получить претензии от итальянцев по поводу нарушения авторских прав. В серию новую модель запустили в 1967 году, к юбилею пятидесятилетия Октябрьской революции, а прежнюю «Вятку» тогда же сняли с производства.
Новая модель
В 1973 году, как уже говорилось, Вятско-Полянский завод стал выпускать мотороллер «Вятка-Электрон», законного преемника «Вятки-150». Кузов был кардинально переработан, исчезли округлые обводы, экстерьер стал более стремительным и современным. Двигатель прибавил в мощности, теперь тяга составляла 7 л. с., а система зажигания полностью была переделана. Вместо прежней контактной на мотороллер «Электрон» установили новинку того времени — устройство для бесконтактной подачи искры.
Сложности обслуживания
Из-за этого новшества мотороллер и был назван именем «Электрон». Бесконтактное зажигание считалось прорывом в мотоциклетной промышленности, однако новая, недостаточно отработанная система нередко давала сбои, а то и попросту отказывала. Мастерских по наладке прибора еще не было, и владельцам «Электрона» приходилось искать специалистов частным порядком, иногда безуспешно. В остальном мотороллер получился достаточно удачным. На ходу он был устойчивым, двигатель работал тихо, маневренность находилась на высоком уровне. Экономичность также радовала владельцев — расход бензина не превышал трех с половиной литров на 100 километров в смешанном режиме. А при хорошей регулировке мотороллер «Электрон» потреблял 3,1 литра на сотню километров.
Падение спроса
Однако в целом неплохую машину в недалеком будущем ждала несчастливая судьба. К концу семидесятых годов популярность мотороллера стала снижаться. Это объясняется в первую очередь возросшими возможностями приобретения автомобилей населением. К тому же многие предпочитали покупать мотоциклы как более приспособленный к передвижению вид транспорта, а мотороллеры не отличались проходимостью, на размытой дороге застревали. Не могли пройти там, где легко проезжал мотоцикл. Скоростные характеристики «Электрона» также не выдерживали сравнения.
Кроме всего прочего, в СССР начались поставки чехословацких мотоциклов «Ява»: одноцилиндровой модели «Ява-250» и двухцилиндровой «Ява-350» с коляской. Красивая, вишневого цвета машина сразу завоевала рынок на всей территории Советского Союза. Молодежь мечтала о приобретении престижного мотоцикла, а про мотороллер «Электрон» попросту забыли.
Все базы «Спортторга» в короткое время оказались затоваренными нереализованными мотороллерами, магазины один за другим отказывались от поставок. И, как следствие этого, руководство Вятско-Полянского завода вынуждено было прекратить производство «Электрона», так что история мотороллеров «Вятка» на этом закончилась. Только спустя много лет, уже после развала СССР, на заводе удалось наладить выпуск скутера под названием «Стриж» — копии немецкого «Зимзона».
Мотороллер «Электрон»: технические характеристики
- Число мест — 2.
- Двигатель карбюраторный, бензиновый, одноцилиндровый, двухтактный.
- Объем цилиндра — 148 кубических сантиметров.
- Мощность — 7 л. с.
- Вес мотороллера — 120 кг.
- Предельная скорость — 80 км/ч.
- Расход бензина — 3,1 литра.
- Вместимость бензобака — 12 литров.
Ремонт
Мотороллер «Электрон», запчасти для которого еще можно найти на специализированных рынках, подлежит восстановлению. Отремонтировать раритет непросто, но тем интереснее будет работа.
fb.ru
Восстановление мотороллера Вятка Электрон (18 фото)
Полная реставрация мотороллера Вятка Электрон: фото пошаговых работ по восстановлению мотороллера 1973 года выпуска.
Мотороллеры Вятка производились на Вятско-Полянском машиностроительном заводе с 1957 года. Модель Вятка-3 (Вятка-Электрон) в 1973 году пришла на смену предыдущей модели Вятка ВП-150М.
В отличии от предыдущей версии, кузов мотороллера был модернизирован, двигатель форсирован до 7 лошадиных сил. Но основным отличием новой модели стала первая в стране серийная система электронного бесконтактного зажигания, благодаря ей мотороллер получил название Вятка-Электрон.
Технические характеристики мотороллера Вятка Электрон.
Число мест | 2 |
Габаритные размеры | длина — 1 850 мм, ширина — 800 мм, высота — 1 150 мм |
Колесная база | 1300 мм |
Двигатель | Бензиновый, карбюраторный, одноцилиндровый, двухтактный |
Рабочий объем | 148 см3 |
Мощность | 7 л.с. при 5000 об/мин |
Масса | 120 кг |
Максимальная скорость | 80 км/ч |
Расход топлива | 3,1 л/100 км |
Восстановление.
Один из таких мотороллеров был восстановлен народными умельцами, предлагаем посмотреть фото реставрационных работ Вятки Электрон.
Вот в таком состоянии была Вятка.
Полная разборка.
Детали рамы и облицовки обработали пескоструем.
Кузов выровняли шпатлёвкой и зачистили.
Нанесли грунтовку и покрасили.
Детали хромировали.
Результат кропотливой работы.
Загрузка…Восстановление мотороллера Вятка «Электрон», 70 годов.
Хочется поделиться результатом работы и рассказать про очередной, нетривиальный проект за который мы взялись по настойчивой просьбе хозяина этого «гадкого мото-утёнка». По сути, нам нужно оживить то, что давно покрыто тленом и начинает уходить в небытие. И этот «тлен» имеет название мотороллер » Вятка-электрон «, легендарная мототехника советского периода.
Позволю себе краткий экскурс в историю.
В 60е годы мотороллеры были довольно популярны во всем мире. Не обошла эта мода и СССР, который лихо скопировал свои первые модели мотороллеров с зарубежных моделей. В нашей стране существовало всего два производителя подобной техники и один из них Вятско-Полянский Машиностроительный Завод «Молот», на котором был налажен выпуск более легких мотороллеров «Вятка», слизанных с итальянских Vespa.
В 1974 году, завод стал выпускать мотороллеры Вятка «Электрон», но с двигателем мощностью 7 л.с. и электронным зажиганием. Теперь все предпочитают китайские или японские скутеры с вариаторами, а советских мотороллеров на дорогах практически не видно. А ведь эта техника обладает своей исторической ценностью, и водить ее не менее приятно, чем классические автомобили.
Но судьба «Электрона» оказалась несчастливой. В середине 70-х он еще пользовался спросом, но к концу десятилетия популярность мотороллеров в СССР начала обвально снижаться. Жителям крупных городов стали доступны автомобили, в том числе недорогие подержанные. Обитатели деревень и маленьких городов предпочитали отечественные мотоциклы, а молодежь окончательно сделала выбор в пользу чехословацких мотоциклов «Ява» (Jawa). В конце 70-х базы «Спортторга», через которые реализовывалась вся мототехника, оказались затоварены непроданными мотороллерами. В результате, в августе 1979 года завод в Вятских Полянах был вынужден снять с производства «Электрон», и история мотороллеров «Вятка» оборвалась.
Хорошо, что есть коллекционеры и энтузиасты с помощью которых детища советской мотоиндустрии обретают новую жизнь, а нам в свою очередь приятно осознавать, что мы имеем непосредственное отношение к этому процессу. Ведь реставрация авто и мототехники задача мега сложная и не всегда благодарная.
Собственно в таком виде он к нам и поступил, как видно на фото, мотороллер имел оригинальный окрас в бело-голубых тонах
Естественно. что перед началом работ мотороллер нужно полностью разобрать и провести дефектовку
После разбора определяем неисправность узлов, которые в последствии будут подлежать замене и ремонту.
После осмотра, нужно понять на сколько коррозия повредила поверхность детали и если металл сохранил свою толщину, приступать к кварцевому пескострую.
Между делом, демонтируем все хромированные детали и везём их на гальваническое покрытие хромом.
Свежеотпескоструенные детали, ждут своей очереди на подготовку к грунтованию и окрасу
выравниваем поверхность корпуса, без шпаклёвки в этом случае не обойтись)
Грунтуем, вышкуриваем и ждём очереди на покраску. Как я упоминал ранее, оригинальную окрас решили не сохранять. Владелец решил полностью изменить цвет и концепцию нанесения декоративных элементов окраса.
Пока занимались черновыми работами, подоспели хромированные детали
Весь цикл окраса и сборки я описывать не буду, ибо это долго. Поэтому опишу основные этапы, а это.частичная сборка отремонтированных или приобретённых узлов. Покраска, включающая все циклы подготовки деталей. Окончательная сборка аппарата, регулировка и подгонка всех узлов, проверка работоспособности всех механизмов и электрооборудования.
Ну и в заключении, представляю вашему вниманию итог работы над этим «гадким мотоутёнком» !))
Реставрация это серьёзное мероприятие требующее не только денежного финансирования, но и упорства и терпения.
И зачастую бывает, такой марафон выдерживают не все желающие.
Сидение было перешито красную кожу
После полного перешива сохранили оригинальную анатомию и мелкие элементы.
Замене подверглись только ручки руля, так как в процессе их долгой эксплуатации они не выдержали испытание временем.
Все переключатели и одометр оригинальные
Многие сходят с дистанции столкнувшись с проблемами описанными выше. Однако наше терпение и усердие в реализации этого проекта, было вознаграждено восхищением заказчика и его отличной оценкой нашей работы !)
Не забываем подписываться на наш страницу в инстаграм, там вы найдёте много интересного !;)
yaustal.com
Мотороллер «Вятка». Советские мотороллеры :: SYL.ru
Мотороллер «Вятка 150-ВП» – советский транспорт, разработанный в 1957 году и выпускавшийся Вятско-Полянским машиностроительным заводом. Прототипом является итальянский мотороллер «Веспа 150GS» выпуска 1955 года. В то время лицензионное соглашение было необязательным, и мотороллер «Вятка» был просто скопирован с «Веспы» по соглашению сторон. Однако советский производитель в процессе производства обязан был ссылаться на итальянский аналог.
Мотороллер «Вятка»: характеристики
- Дорожный просвет – 150 мм.
- Колесная база – 1200 мм.
- Высота – 1150 мм.
- Длина – 1850 мм.
- Ширина – 800 мм.
- Передняя подвеска – короткорычажная, пружинная с гидравлическим амортизатором.
- Задняя подвеска – вилка рычажная с гидравлическим амортизатором.
- Сухой вес – 108 кг.
- Скорость – 70 км/час.
- Емкость бензобака – 12 литров.
Силовая установка
Двигатель мотороллера «Вятка» одноцилиндровый, двухтактный обладает следующими характеристиками:
- Рабочий объем – 148 куб./см.
- Степень сжатия – 6,7.
- Диаметр цилиндра – 57 мм.
- Мощность – 5,5 л. с.
- Ход поршня – 58 мм.
- Крутящий момент – 3800 оборотов в минуту.
Зажигание мотороллера «Вятка» – контактное магнето с ручной регулировкой зазора и опережения подачи искры. Свечи использовались стандартные, мотоциклетные А16. У такой системы зажигания был один существенный недостаток: от постоянного высокого напряжения контакты пригорали. В одной вольфрамовой пластинке вырабатывалось углубление, так называемая «каверна», а у другой контактной пластины в процессе работы двигателя образовывался бугорок, который приходилось периодически счищать.
Карбюратор мотороллера «Вятка» – диффузорный с одним жиклером ограниченного диапазона действия. Заслонка приводилась в движение тросиком от правой вращающейся ручки руля. Топливо в карбюратор поступало самотеком из бензобака, расположенного под сиденьем. Краник, размещенный в нижней части емкости, соединялся с карбюратором гибким шлангом из бензостойкой резины. Диаметр просвета шланга достаточный для беспрепятственной подачи горючего. Поступление топлива можно было перекрыть, повернув ручку краника. Карбюратор оснащался специальным штоком на крышке поплавковой камеры, предназначенным для подтопления поплавка перед запуском двигателя в холодную погоду. При нажатии на шток открывался свободный ток бензина, смесь обогащалась, и мотор запускался.
Конструкция ходовой части представляет собой сварную раму, объединенную с несущим штампованным кузовом. Корпус удобной компоновки позволял водителю с достаточным комфортом расположиться за рулем. Мотороллер «Вятка» идеально подходил для любителей не быстрой езды. На двухместном сидении легко размещались и водитель, и пассажир. Сзади сиденья находился небольшой кронштейн-багажник, на котором можно было расположить сумку с вещами или какой-либо небольшой груз. Ниже багажника был смонтирован плафон стоп-сигнала, а еще ниже – кронштейн с номерным знаком. И завершал весь этот «ансамбль» резиновый брызговик с рельефной надписью «ВПМЗ», аббревиатурой завода-производителя.
Владельцы мотороллера отмечали такой существенный недостаток, как перегрев мотора. Расположение двигателя не позволяло воздуху циркулировать в той степени, которая необходима для эффективного охлаждения. К тому же моторная ниша плотно закрывалась кожухами с обеих сторон. С левой стороны – это стационарный багажник округлой формы, а с правой – съемный кожух, прикрывающий все механизмы двигателя. В этом колпаке были прорезаны продольные пазы, призванные обеспечивать доступ воздушных масс, но их было недостаточно. Многие водители мотороллера снимали правый кожух, чтобы открыть доступ встречному потоку воздуха, но такие действия пресекались автоинспекцией.
Уровень комфорта
На ходу мотороллер был достаточно комфортным средством передвижения, хотя проходимость его оставляла желать лучшего. Колеса небольшого диаметра нередко вязли в размытом грунте, где обычный мотоцикл легко проходил сложный участок, «Вятка» застревала. В остальном машина нареканий не вызывала. Двигатель работал тихо, включение передач и трогание с места было плавным.
Трехколесные модификации
Осенью 1959 года, на выставке «Мотороллеры и мотоциклы», проходившей в Политехническом музее Москвы, были представлены различные трехколесные версии «Вятки». Двигатель на всех моделях размещался посередине, вращение передавалось на задние колеса через конический дифференциал, а затем на задние ведущие колеса.
Мотороллер «Вятка» в таком варианте широко использовался в сфере доставки продуктов по городу. Всего выпускалось три варианта: модель МГ-150Ф, с закрытым кузовом, МГ-150 с открытой платформой и МГ-150С с кузовом самосвальным. Все модификации имели грузоподъемность 250 килограммов. Скорость передвижения не превышала 35 км/час.
«Вятка» как транспорт обслуживания
По заявке ВДНХ на заводе разработали модель мототакси ВП-150Т, где ведущие два колеса располагались впереди и были управляемыми. Кроме водителя, находившегося сзади, на переднем сидении размещалось два человека. Миниатюрное транспортное средство вызывало живой интерес у публики и пользовалось спросом у посетителей Выставки народного хозяйства.
Чтобы прокатиться на мототакси от одного павильона до другого, многие даже согласны были отстоять небольшую очередь. Стоимость проезда была символической. Мототакси особенно радовало детей, которые просили родителей прокатиться еще и еще. Да, собственно, мама с папой тоже были не прочь проехаться на столь необычном транспорте.
Мототакси было изготовлено в количестве 50 экземпляров.
«Вятка-Электрон»
В 1965 году была разработана новая модель на базе «Вятка 150». Мотороллер назвали «Вятка-Электрон». От предшественницы он отличался новым корпусом с менее округлыми обводами, удлиненной базой, передней длиннорычажной вилкой и более компактными амортизаторами. При этом мотороллер «Вятка-Электрон» сохранил двигатель в прежнем виде, но форсированном до мощности в 6 л. с. По причине удлиненной базы пришлось сделать промежуточную цепную передачу, которая стала частью задней рычажной подвески. Цепная передача закрывалась герметически, чтобы в нее не попадали ни пыль, ни грязь в дождливую погоду.
Серийный выпуск новой модели начался в 1967 году, а устаревший мотороллер «Вятка 150» в том же году был снят с производства. Новая модель сразу завоевала популярность у молодежи. Быть владельцем красивой сверкающей машины считалось престижным. Экономичный двигатель мотороллера работал бесшумно, а полная заправка бензобака обходилась в сумму, не превышающую один рубль.
В 1973 году мотороллер «Вятка-Электрон» модернизировали, мощность двигателя увеличилась и составила 7 л. с., при этом расход топлива остался прежним – 3,1 литра на 100 километров пробега. Изменился дизайн корпуса. Но главным и самым эффектным результатом рестайлинга мотороллера стала установка электронного бесконтактного зажигания. В СССР это был первый случай использования перспективного устройства. Однако у всякой новинки есть свои положительные и отрицательные стороны. В случае отказа электроники владелец мотороллера не мог самостоятельно разобраться с проблемой и вынужден был искать специальные службы или частного специалиста для устранения неполадок. Таким образом, предполагаемое преимущество часто оборачивалось нареканиями. Но в целом мотороллер «Вятка-Электрон» был востребованным средством передвижения.
Снижение популярности
Несмотря на новаторские характеристики, мотороллер «Вятка-Электрон» стал постепенно терять спрос. И к концу 70-х годов его продажи сократились почти до нуля. Началось затоваривание на складах, магазины массово отказывались от новых поставок. Падение спроса объясняется тем, что для населения появилась возможность приобретать автомобили в более широком масштабе. Многие предпочитали покупать отечественные мотоциклы, к тому же в конце 60-х годов в СССР начались поставки чехословацкой «Явы», которая произвела настоящий фурор среди молодежи.
В результате всех этих изменений Вятско-Полянский завод в августе 1979 года прекратил производство мотороллера «Вятка-Электрон». История такого средства передвижения на этом закончилась. А в начале 90-х, после развала Советского Союза, на заводе был налажен выпуск малого скутера «Стриж», скопированного с немецкого «Симсона».
Параметры мотороллера «Вятка-Электрон»
- База колесная – 1300 мм.
- Мотор – одноцилиндровый, двухтактный, карбюраторный.
- Объем цилиндра – 148 куб./см.
- Мощность – 7 л. с.
- Диаметр цилиндра – 58 мм.
- Мощность – 7 л. с.
- Масса – 120 кг.
- Скорость максимальная – 80 км/час.
Ремонтное обеспечение мотороллеров
Со времени производства прошло более тридцати пяти лет. Практически все мотороллеры обеих модификаций — и «Вятка», и «Вятка-Электрон» — давно ушли в металлолом. Однако какое-то количество машин до сих пор находится на руках у ценителей старины и коллекционеров. Раритетным экземплярам необходим ремонт, а значит, нужны запчасти. Мотороллер «Вятка-Электрон» сохранился лучше своей предшественницы, но и он нуждается в восстановлении. Запасные части еще можно найти на свалках б/у техники или даже в магазинах, продающих ремонтные комплекты для мотоциклов и мотороллеров.
www.syl.ru
Из «гадкого мото-утёнка» в отличный мотороллер
Хочется поделиться результатом работы и рассказать про очередной, нетривиальный проект, за который мы взялись по настойчивой просьбе хозяина этого «гадкого мото-утёнка». По сути, нам нужно оживить то, что давно покрыто тленом и начинает уходить в небытие. И этот «тлен» имеет название мотороллер » Вятка-электрон «, легендарная мототехника советского периода.
Позволю себе краткий экскурс в историю.
В 60е годы мотороллеры были довольно популярны во всем мире. Не обошла эта мода и СССР, который лихо скопировал свои первые модели мотороллеров с зарубежных моделей. В нашей стране существовало всего два производителя подобной техники и один из них Вятско-Полянский Машиностроительный Завод «Молот», на котором был налажен выпуск более легких мотороллеров «Вятка», слизанных с итальянских Vespa.
В 1974 году, завод стал выпускать мотороллеры Вятка «Электрон», но с двигателем мощностью 7 л.с. и электронным зажиганием. Теперь все предпочитают китайские или японские скутеры с вариаторами, а советских мотороллеров на дорогах практически не видно. А ведь эта техника обладает своей исторической ценностью, и водить ее не менее приятно, чем классические автомобили.
Но судьба «Электрона» оказалась несчастливой. В середине 70-х он еще пользовался спросом, но к концу десятилетия популярность мотороллеров в СССР начала обвально снижаться. Жителям крупных городов стали доступны автомобили, в том числе недорогие подержанные. Обитатели деревень и маленьких городов предпочитали отечественные мотоциклы, а молодежь окончательно сделала выбор в пользу чехословацких мотоциклов «Ява» (Jawa). В конце 70-х базы «Спортторга», через которые реализовывалась вся мототехника, оказались затоварены непроданными мотороллерами. В результате, в августе 1979 года завод в Вятских Полянах был вынужден снять с производства «Электрон», и история мотороллеров «Вятка» оборвалась.
Хорошо, что есть коллекционеры и энтузиасты с помощью которых детища советской мотоиндустрии обретают новую жизнь, а нам в свою очередь приятно осознавать, что мы имеем непосредственное отношение к этому процессу. Ведь реставрация авто и мототехники задача мега сложная и не всегда благодарная.
Собственно в таком виде он к нам и поступил, как видно на фото, мотороллер имел оригинальный окрас в бело-голубых тонах
Естественно. что перед началом работ мотороллер нужно полностью разобрать и провести дефектовку. После разбора определяем неисправность узлов, которые в последствии будут подлежать замене и ремонту.
После осмотра, нужно понять на сколько коррозия повредила поверхность детали и если металл сохранил свою толщину, приступать к кварцевому пескострую.
Между делом, демонтируем все хромированные детали и везём их на гальваническое покрытие хромом.
Свежеотпескоструенные детали, ждут своей очереди на подготовку к грунтованию и окрасу
выравниваем поверхность корпуса, без шпаклёвки в этом случае не обойтись)
Грунтуем, вышкуриваем и ждём очереди на покраску. Как я упоминал ранее, оригинальную окрас решили не сохранять. Владелец решил полностью изменить цвет и концепцию нанесения декоративных элементов окраса.
Пока занимались черновыми работами, подоспели хромированные детали
Весь цикл окраса и сборки я описывать не буду, ибо это долго. Поэтому опишу основные этапы, а это частичная сборка отремонтированных или приобретённых узлов. Покраска, включающая все циклы подготовки деталей. Окончательная сборка аппарата, регулировка и подгонка всех узлов, проверка работоспособности всех механизмов и электрооборудования.
Ну и в заключении, представляю вашему вниманию итог работы над этим «гадким мотоутёнком» !))
Реставрация это серьёзное мероприятие требующее не только денежного финансирования, но и упорства и терпения.
И зачастую бывает, такой марафон выдерживают не все желающие.
Сидение было перешито красную кожу. После полного перешива сохранили оригинальную анатомию и мелкие элементы.
Замене подверглись только ручки руля, так как в процессе их долгой эксплуатации они не выдержали испытание временем.
Все переключатели и одометр оригинальные
Многие сходят с дистанции столкнувшись с проблемами описанными выше. Однако наше терпение и усердие в реализации этого проекта, было вознаграждено восхищением заказчика и его отличной оценкой нашей работы !)
Источник
ribalych.ru
Годы выпуска | с 1957 по 1966 год | ||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тип | мотороллер | ||||||||||||||||||||||||||||||
Составляющие | |||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||
Система смазки | бензин А-72 совместно с маслом | ||||||||||||||||||||||||||||||
КПП |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Привод | шестерёнчатая передача | ||||||||||||||||||||||||||||||
Подача топлива | самотёком | ||||||||||||||||||||||||||||||
Передняя шина | 4,00-10 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Задняя шина | 4,00-10 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Технические характеристики | |||||||||||||||||||||||||||||||
Ёмкость бака | 12 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Максимальная скорость, км/ч | 70 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Габариты | |||||||||||||||||||||||||||||||
Длина, мм | 1 850 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина, мм | 800 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Высота, мм | 1 150 | ||||||||||||||||||||||||||||||
База мотоцикла, мм | 1 200 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Дорожный просвет, мм | 150 |
www.turkaramamotoru.com
История мотороллера «Вятка» имеет итальянские корни, ведь все начиналось в 1946-м году с массового производства на заводе «Пьяджо» первого в мире мотороллера Vespa GS 150 («Оса»). Это было конструктивно новое решение в мотостроении: отсутствие задней передачи, непривычно маленькие колеса с разборными дисками и двигатель с горизонтальным цилиндром, сблокированный с коробкой передач и качающийся на маятниковой вилке. Мотор на скутере «Веспа» разработчики расположили справа под штампованным кожухом, слева поместили «запаску», глушитель установили под цилиндр двигателя, а функцию рамы возложили на несущий кузов. Нестандартные решения фирмы «Пьяджо» привлекли внимание специалистов других стран, и многие европейские заводы приобрели лицензию на производство скутера Vespa. Наша страна тоже не осталась в стороне от мирового бума на скутеры. Н.Хрущев принял решение переориентировать отечественные военные заводы на производство товаров для народного хозяйства, в число которых попали и мотороллеры. Вятско-Полянскому машиностроительному заводу (ВПМЗ) совместно с конструкторами ЦЭКБ Серпухова было поручено в сжатые сроки, до 1957-го года, разработать и освоить выпуск мотороллеров с двухтактным одноцилиндровым двигателем объемом 150 куб. см. За основу была взят скутер «Веспа» 1955-го года выпуска, так как опыта и времени на разработку собственного мотороллера на тот момент катастрофически не хватало. Кстати сказать, рассматривался и другой вариант – знаменитый мотороллер «Ламбретта» компании «Инноченти», однако предпочтение было отдано скутеру Vespa. Переход Вятско-Полянского завода, ранее специализировавшегося на производстве оборонной продукции, на выпуск мотороллеров сопровождался большими сложностями. От разработчиков требовалось, по сути, копирование скутера Vespa, но и это требовало определенного опыта и знаний в сфере мотоциклетостроения. Разработка опытных образцов нового мотороллера прошла сравнительно гладко, но из-за заводов-смежников, которые должны были поставлять комплектующие, сроки запуска «Вятки» в массовое производство оказались под угрозой срыва. Несмотря на все сложности, в 1957-ом году заводу ВПМЗ все-таки удалось выпустить серийные ВП-150 «Вятка» — неприхотливые, недорогие и довольно тихие мотороллеры, способные работать на низкосортном топливе. Первый мотороллер «Вятка», разгоняющийся до 70 км/час, не отличался впечатляющими динамическими характеристиками, но при этом он был очень надежен и удобен для поездок, в том числе и для женщин. Можно было ездить, не боясь запачкаться дорожной грязью из-под колес, а для переключения скоростей достаточно было покрутить левую ручку на руле. Мотороллер «Вятка» однозначно уступал по скорости и мощности скутеру «Веспа», однако это не помешало ему завоевать большую популярность. Правда, вызывали нарекания управляемость и устойчивость мотороллера «Вятка» на сложных участках, но это была «вина» итальянских конструкторов, которые проектировали свою «Осу» для европейских дорог. Спустя пять лет с конвейера завода сошел 100-тысячный мотороллер «Вятка», и к тому времени у ВП-150 уже был экономичный двигатель мощностью 5.5 л.с и закрывающийся на ключ багажный отсек. В 1965-м в продажу поступил новый мотороллер В-150М, впоследствии названный «Электрон». В некоторых источниках указывается, что в этот период времени ВПМЗ занимался также разработкой более мощных дорожных мотороллеров В-175, однако в серийное производство была запущена только модель В-150М. К прежнему цифровому обозначению добавили лишь одну букву, но отличия в техническом плане были достаточно существенными. С целью улучшить поведение мотороллера на плохой дороге у «Вятки-Электрона» В-150М, в первую очередь, усовершенствовали ходовую часть, благодаря чему можно было уверенно чувствовать себя на скорости 50 км/час. Однако последующие изменения особого вдохновения не вызвали: фару жестко зафиксировали на корпусе, а вместительный багажник мотороллера «Вятка» заменили неудобным пеналом под рулем. Проем для ног у мотороллера «Электрон» также сузился, так как двигатель был перенесен ближе к центру, а по качеству заводской покраски эта модель стала одной из худших в индустрии мотоциклетостроения того времени. Кроме этого, мотороллер «Вятка-Электрон» оказался тяжелее, чем ВП-150, что уже говорило не в его пользу. Однако подвергать «Электрон» экзекуции не совсем справедливо, так как были и заметные положительные нововведения. Главным достоинством мотороллера «Электрон» стала, как уже было отмечено, его ходовая часть и использование нового двигателя, мощность которого была увеличена за счет повышения степени сжатия. Кроме этого, модель оснастили съемным седлом и новым карбюратором, который обеспечивал экономию топлива и увеличение мощности двигателя до 6 л.с. Сигналы поворота разместили по бокам (раньше они были на рукоятках руля), а фару подняли выше благодаря измененной форме кожуха. Надо сказать, что недостатки модели были адекватно оценены разработчиками ВПМЗ, и в обновленной версии «Вятки-Электрона», появившейся в 1974-м году, некоторые недочеты были исправлены. У нового мотороллера «Электрон» расширили багажник и вместо контактной системы зажигания применили электронную систему, что явилось техническим прорывом в отечественном серийном мотостроении. Электронное зажигание мотороллера «Электрона» составило достойную конкуренцию системам японских мотоциклов, мощность его двигателя возросла до 7-7.5 л.с, скорость – до 80 км/час, а крутящийся момент увеличился на 10%. При этом цена мотороллера «Вятка-Электрон» оказалась ниже, чем у «Вятки», которая считалась самой дешевой моделью мотороллеров в те годы. К середине 60-х спрос на мотороллеры «Вятка» ВП-150 заметно снизился, и несмотря на все усилия по их популяризации, в 1966-м производство мотороллеров на ВПМЗ пришлось свернуть. Спустя чуть более 10 лет, в самом конце 70-х, перестал сходить с конвейера и мотороллер «Электрон». За все время заводом было выпущено около 1,7 млн. мотороллеров, среди которых – 350 тысяч мотороллеров «Вятка» ВП-150. Вятско-Полянский завод перешел исключительно на выпуск запчастей, но в конце 90-х предпринял попытку возрождения, выпустив мотороллер «Стриж» ВМЗ-2.503 с двигателем немецкой фирмы Simson. Однако у нового мотороллера оказалось слишком низкое сиденье, странная конструкция передней вилки, длинный глушитель и полное отсутствие бардачков. Догнать итальянскую «Осу» нашему «Стрижу» не удалось, и пока ВПМЗ подводил неутешительные итоги, победное шествие по миру скутера «Веспа» продолжалось. В 2006-м году Vespa, ставший одним из символов Италии, почетно отметил свое 60-летие и по сей день бороздит просторы Европы, тогда как мотороллер «Вятка» давно перешел в категорию раритетов. Возвращаясь к «родственным отношениям» скутера Vespa и «Вятки» следует отметить, что наш мотороллер — это, конечно же, аналог итальянской модели, но говорить о стопроцентном сходстве было бы несправедливо. Сохранив в неизменном виде характерные объемные бока и техническую комплектацию, мотороллер «Вятка» обрел и свои собственные черты. В частности, на переднем крыле примостился красный флаг с пятиконечной звездой, фары и центральная часть руля стали более крупными, спидометр «Вятки» заметно округлился, замок зажигания переместился на руль, а наличие крючка для подвешивания авоськи – это наше, родное! Кстати, после того, как этот крючок исчез с первого мотороллера «Электрон», стало заметно, что он все-таки вносил определенную лепту в комфортную езду. Что касается более существенных отличий, то мотороллер «Вятка» оказался крупнее и тяжелее на 16 кг, чем Vespa GS 150, к тому же у итальянского скутера было четыре передачи, а «Вятке» пришлось довольствоваться тремя. Конечно, трудно поспорить с тем, что скутер «Веспа» был мощнее, легче и быстрее, но мотороллер «Вятка» — это отдельная глава в истории отечественного мотоциклетостроения, которая до сих пор вызывает неподдельный интерес. |
jawnoe.ru