RS — это… Что такое RS?
1. radiation sensor — датчик радиации;
2. radiation source — источник излучения;
3. radio school — школа радиосвязи;
4. radio spectroscopy — радиоспектроскопия;
5. radio star — радиозвезда; дискретный радиоисточник;
6. radio station — радиостанция;
7. radio supervisor — инспектор по радиосвязи;
8. radiological support — радиологическая поддержка;
9. reactor safeguards — меры безопасности для защиты реактора;
10. reactor safety — безопасность реактора;
11. reactor system — реакторная система;
12. ready for service — готовый к эксплуатации;
13. receiving station — приёмная радиостанция;
14. recirculation spray — спринклерная система с замкнутой системой водоснабжения;
15. recommended standard — рекомендованный стандарт; рекомендуемый стандарт;
16. record separator — разделитель записей;
17. redundancy sensitivity — чувствительность резервирования;
18. reference section — справочный раздел;
19. reference sheet — перечень документов по стандартизации;
20. register-store operation — операция «регистр-память»;
21. relay satellite — спутниковый ретранслятор; спутник-ретранслятор;
22. relay selector — релейный искатель; релейный селектор;
23. remote station — дистанционная станция; дистанционный терминал; удаленный (дистанционный) терминал; удаленный абонентский пункт;
24. repair service — служба ремонта;
25. repair shop — ремонтная мастерская;
26. repair state — состояние ремонта;
27. reset key — клавиша возврата в исходное состояние; клавиша сброса; кнопка возврата; кнопка сброса;
28. resolver — динамический регистр; счётно-решающее устройство; синусно-косинусный вращающийся трансформатор;
29. rest system
30. rig skidded — буровая установка, снятая со скважины;
31. ringing set — вызывное устройство;
32. rolled steel — катаная сталь;
33. rotary switch — поворотный переключатель; поворотный выключатель;
34. Royal Signals — войска связи армии Канады;
35. Royal Society — Королевское общество (Великобритания)
Англо-русский словарь технических аббревиатур. 2011.
technical_abbreviations.academic.ru
РС — это
Слово «склероз» у многих на слуху – но почти никто не знает, что оно означает в действительности.
Когда люди узнают о диагнозе «рассеянный склероз», им кажется, что речь идет всего-навсего о шутках про старческую забывчивость. Позже непонимание сменяется на панику и отчаяние: как можно дальше жить с таким заболеванием?
Но более, чем 150 тысяч людей в России живут с рассеянным склерозом, и важно понимать, что современная терапия больше не делает диагноз приговором. При правильном лечении рассеянного склероза можно и нужно продолжать вести максимально полноценную жизнь!
Что такое рассеянный склероз?
Для начала разберемся, что же представляет из себя эта болезнь. Рассеянным склерозом называется аутоиммунное заболевание нервной̆ системы. Слышали такой термин из уст доктора Хауса, но не уверенны что он означает? При таких заболеваниях иммунная система, призванная защищать его от угроз извне, например, бактерий и вирусов, оборачивается против самого организма и начинает атаковать свои же клетки.
При рассеянном склерозе под удар попадают клетки центральной нервной системы, а именно головного и спинного мозга. На пораженных участках мозга образуются бляшки, затрудняющие проход нервных импульсов от мозга к другим частям организма. Из-за этого мозг больше не может эффективно контролировать тело и получать от него ответные сигналы.
Течение рассеянного склероза делит болезнь на нескольких видов. Подробнее об этом можно узнать в соответствующей статье.
Происхождение термина
Слово «склероз» в названии обозначает «рубец», а из-за того, что эти бляшки разбросаны по всей центральной нервной системе, болезнь и получила название «рассеянный».
Не существует единой клинической картины для больных рассеянным склерозом, так как симптомы зависят от того, какая именно часть мозга оказывается поврежденной. Но чаще всего больные теряют способность ходить, видеть, испытывают сложности с речью или онемение на каком-то участке кожи. Часто у больных возникает депрессия, связанная как с поражением мозга, так и с реакцией на диагноз.
Когда и как диагностируют рассеянный склероз?
Рассеянный склероз – «болезнь молодых». Он может возникнуть в возрасте от 10 до 50 лет, но чаще всего диагностируется до 30 лет. Женщины статистически более подвержены рассеянному склерозу, чем мужчины, но и прогрессирует он у них медленнее. Болезнь чаще возникает в северных широтах и у жителей больших городов.
Для того, чтобы поставить диагноз «рассеянный склероз», сначала требуется исключить другие заболевания центральной нервной системы. Основной метод диагностики – магнитно-резонансная томография (МРТ), на снимках которой будут видны бляшки. Кроме того, врач может назначить исследование зрительных вызванных потенциалов (измеряет сигналы, который мозг подает телу) и анализ спинномозговой жидкости. Подробнее о диагностике рассеянного склероза читайте в разделе «Диагностика».
Диагноз поставлен – что дальше?
При рассеянном склерозе жизнь ни в коем случае не заканчивается. Люди с рассеянным склерозом могут учиться, работать, путешествовать, создавать семью. При том, что на данный момент заболевание не излечимо полностью, его можно существенно замедлить, также для облегчения практически каждого симптома рассеянного склероза есть соответствующая терапия. На нашем портале мы рассказываем не только о том, как жить с этим заболеванием, но и об инновационных методах лечения!
RU/OCRE/1904/0038
ПОСОБИЕ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ И ИХ РОДСТВЕННИКОВ: ПЕРВИЧНО-ПРОГРЕССИРУЮЩИЙ
РАССЕЯННЫЙ СКЛЕРОЗ / ОТВ. РЕД. МАРИЯ ЦЫБУЛЬСКАЯ. — М. : 2018. — 62 С
pprs.ru
RS — это… Что такое RS?
- шнек с возвратно-поступательным движением
- участок (секция) регенерации
- служба ремонта
- система ядерного реактора (одна из систем)
- секция регенерации сети СЦИ
- сброс, восстанавливаемый
- ремонтная мастерская
- рекомендуемый стандарт
- резервный останов ядерного реактора
- разделитель записей
- раздел (отчёта), на который делается ссылка
- Радиологическое общество
- радиологическая защита
- радиационный источник
- останов ядерного реактора для перегрузки топлива
- останов ядерного реактора
- одноканальная контрольная точка на компонентном выходе элемента сети CWDM
- необработанные сточные воды
- коэффициент шлакования для золы лигнитного топлива
- контрольная точка одноканального приема
- контрольная точка одиночного канала на потоковом выходе элемента сети DWDM
- код Рида-Соломона
- кнопка сброса или возврата
- исследовательский тренажёр
- выключатель реактора
- вращающаяся система
- впрыск в систему рециркуляции теплоносителя ядерного реактора
- быстрый пуск
- безопасность ядерного реактора
безопасность ядерного реактора
—
[А.С.Гольдберг. Англо-русский энергетический словарь. 2006 г.]
Тематики
- энергетика в целом
EN
быстрый пуск
(напр.
турбины из горячего или неостывшего состояния, оборудования в аварийных ситуациях)
[А.С.Гольдберг. Англо-русский энергетический словарь. 2006 г.]
Тематики
- энергетика в целом
EN
впрыск в систему рециркуляции теплоносителя ядерного реактора
—
[А.С.Гольдберг. Англо-русский энергетический словарь. 2006 г.]
Тематики
- энергетика в целом
EN
- recirculation spout
- recirculation spray
- RS
вращающаяся система
—
[Я.Н.Лугинский, М.С.Фези-Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо-русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.]
Тематики
- электротехника, основные понятия
EN
выключатель реактора
—
[Я.Н.Лугинский, М.С.Фези-Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо-русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.]
Тематики
- электротехника, основные понятия
EN
исследовательский тренажёр
—
[А.С.Гольдберг. Англо-русский энергетический словарь. 2006 г.]
Тематики
- энергетика в целом
EN
кнопка сброса или возврата
—
[А.С.Гольдберг. Англо-русский энергетический словарь. 2006 г.]
Тематики
- энергетика в целом
EN
код Рида-Соломона
Код с упреждающей коррекцией ошибок, располагающийся до перемежения, что позволяет корректировать ошибки, вызванные импульсными помехами. (МСЭ-R F.1499).
[http://www.iks-media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324]
Тематики
- электросвязь, основные понятия
EN
контрольная точка одиночного канала на потоковом выходе элемента сети DWDM
(МСЭ-Т G.698.1).
[http://www.iks-media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324]
Тематики
- электросвязь, основные понятия
EN
- single-channel reference point at the DWDM network element tributary output
- Rs
коэффициент шлакования для золы лигнитного топлива
показатель шлакования для золы лигнитного топлива
(поверхностей нагрева топки котла)
[А.С.Гольдберг. Англо-русский энергетический словарь. 2006 г.]
Тематики
- энергетика в целом
Синонимы
- показатель шлакования для золы лигнитного топлива
EN
- slagging index for lignitic ash
- Rs
необработанные сточные воды
неочищенные сточные воды
—
[А.С.Гольдберг. Англо-русский энергетический словарь. 2006 г.]
Тематики
- энергетика в целом
Синонимы
- неочищенные сточные воды
EN
- untreated waste
- raw sewage
- crude sewage
- RS
одноканальная контрольная точка на компонентном выходе элемента сети CWDM
(МСЭ-Т G.695).
[http://www.iks-media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324]
Тематики
- электросвязь, основные понятия
EN
- single-channel reference point at the CWDM network element tributary output
- Rs
останов ядерного реактора
—
[А.С.Гольдберг. Англо-русский энергетический словарь. 2006 г.]
Тематики
- энергетика в целом
EN
останов ядерного реактора для перегрузки топлива
—
[А.С.Гольдберг. Англо-русский энергетический словарь. 2006 г.]
Тематики
- энергетика в целом
EN
Радиологическое общество
—
[А.С.Гольдберг. Англо-русский энергетический словарь. 2006 г.]
Тематики
- энергетика в целом
EN
радиационный источник
—
[А.С.Гольдберг. Англо-русский энергетический словарь. 2006 г.]
Тематики
- энергетика в целом
EN
радиологическая защита
—
[А.С.Гольдберг. Англо-русский энергетический словарь. 2006 г.]
Тематики
- энергетика в целом
EN
- radiological protection
- RP
- radiological support
- RS
раздел (отчёта), на который делается ссылка
—
[А.С.Гольдберг. Англо-русский энергетический словарь. 2006 г.]
Тематики
- энергетика в целом
EN
разделитель записей
—
[Е.С.Алексеев, А.А.Мячев. Англо-русский толковый словарь по системотехнике ЭВМ. Москва 1993]
Тематики
- информационные технологии в целом
EN
резервный останов ядерного реактора
—
[А.С.Гольдберг. Англо-русский энергетический словарь. 2006 г.]
Тематики
- энергетика в целом
EN
- reserve reactor shutdown
- reserve shutdown
- RS
рекомендуемый стандарт
Термин, обозначающий группу стандартов, разработанных американской ассоциацией EIA для систем передачи данных по физическим линиям связи.
[Е.С.Алексеев, А.А.Мячев. Англо-русский толковый словарь по системотехнике ЭВМ. Москва 1993]
Тематики
- информационные технологии в целом
EN
- recommendational standard
- RS
ремонтная мастерская
—
[А.С.Гольдберг. Англо-русский энергетический словарь. 2006 г.]
Тематики
- энергетика в целом
EN
сброс, восстанавливаемый
—
[ГОСТ Р 54325-2011 (IEC/TS 61850-2:2003)]]
Тематики
- релейная защита
EN
система ядерного реактора (одна из систем)
—
[А.С.Гольдберг. Англо-русский энергетический словарь. 2006 г.]
Тематики
- энергетика в целом
EN
служба ремонта
—
[А.С.Гольдберг. Англо-русский энергетический словарь. 2006 г.]
Тематики
- энергетика в целом
EN
участок (секция) регенерации
Часть трассы между двумя окончаниями участка регенерации, включая эти окончания (МСЭ-R F.750-4, МСЭ-Т G.798).
[http://www.iks-media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324]
Тематики
- электросвязь, основные понятия
EN
шнек с возвратно-поступательным движением
—
[А.С.Гольдберг. Англо-русский энергетический словарь. 2006 г.]
Тематики
- энергетика в целом
EN
Англо-русский словарь нормативно-технической терминологии. academic.ru. 2015.
normative_en_ru.academic.ru
Что такое Th2, Th3, RS1, RS2 или RS3. Сравнение версий Windows
В операционной системе Windows 10 имеются разные редакции (версии) системы для использования на компьютерах, различающиеся по своим функциональным возможностям. В статье мы подробно остановимся на различиях редакций ОС Windows 10.
На большинстве компьютеров, покупаемых в розницу (ноутбуки, нетбуки, моноблоки, гибридные планшеты, системные блоки настольных компьютеров), уже установлена производителем устройства определенная редакция Windows 10. В этом случае, у покупателя нет выбора, приходиться довольствоваться тем, что есть.
Пользователи, покупающие устройство без операционной системы (ноутбук, готовый системный блок, собранный системный блок и т. д.), самостоятельно устанавливают на компьютер какую-либо версию операционной системы Windows. Большинство пользователей выбирают современную операционную систему Windows 10 для установки на компьютер. Перед установкой системы, встает вопрос: какую редакцию Windows 10 выбрать, чем отличаются редакции Windows между собой.
В данной статье мы рассмотрим редакции Windows 10 для ПК и ноутбуков, не затрагивая мобильные и серверные версии Windows. Пользователи, не знающие подробностей о версии Windows 10, установленной на компьютере, могут легко узнать редакцию системы, прочитав статью.
Microsoft с момента выхода Windows 10 в июле 2015 года, время от времени, добавляет новые редакции операционной системы. Помимо разделения на версии, каждая редакция имеет номер сборки, номера сборок меняются после установки обновлений системы.
Основные версии Windows 10 разделены на три категории, отличающиеся друг от друга функциональными возможностями:
- Windows 10 Home (Windows 10 Домашняя).
- Windows 10 Pro (Windows 10 Профессиональная).
- Windows 10 Enterprise (Windows 10 Корпоративная).
От основных категорий Windows 10 отделяются производные категории (подвиды основных версий), в которых основная версия имеет несколько вариантов производных редакций системы. Выбор редакции Windows 10, зависит от потребностей конкретного пользователя. Сравнение редакций Windows 10 между собой в виде таблицы, вы увидите в конце статьи.
Существует программа Windows 10 Insider Preview для предварительной оценки новых выпусков Windows 10. Пользователи, выполняющие функции тестирования, бесплатно получают предварительные версии Windows для использования на своих компьютерах. Взамен получает телеметрию об использовании системы, это позволяет проверить работу системы с новыми функциями, выявить неисправности и устранить неполадки в следующих сборках Виндовс 10.
Для продажи в розницу поступают только 3 версии Windows 10 для установки на новые компьютеры:
Версия Windows 10 Enterprise устанавливается на компьютеры только в качестве обновления с редакции Windows 10 Pro. Остальные версии Microsoft поставляет производителям оборудования (ПК, ноутбуков) для установки на устройства, перед продажей потребителям.
Оригинальную операционную систему Windows 10 можно скачать с официального сайта Майкрософт, способами, описанными в статье.
Редакции Windows 10 Home
Для домашних пользователей выпущена редакция Windows 10, в которой присутствуют все базовые основные возможности операционной системы. Дома не нужны функции системы, применяемые на предпр
innovakon.ru
24 — это… Что такое RS-24?
РС-24 (Ракетная система 24, англ. Rocket System 24, RS-24) — жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) компании Рокетдайн, США. Применялся на планере космической транспортной системы «Спейс шаттл», на каждом из которых было установлено три таких двигателя. Возможно более распространённое название двигателя SSME (англ. Space Shuttle main engine — главный двигатель космического челнока) используется именно из-за его текущего применения. Основными компонентами топлива двигателя являются жидкие кислород и водород. RS-24 использует схему закрытого цикла с дожиганием топливного генераторного газа.
Введение
RS-24 в своём применении на космическом челноке сжигал жидкие кислород и водород, которые поступали из центрального бака транспортной системы. МТКК «Спейс шаттл» использовал три таких двигателя при старте в космос в дополнение к тяге, обеспечиваемой твердотопливными ускорителями. Иногда при старте также использовалась система орбитального маневрирования (OMS). Каждый двигатель обеспечивал до 181,4 тс (1,8 МН) тяги при старте. Удельный импульс RS-24 составляет 453 с в вакууме и 363 с на уровне моря (4440 и 3560 м/с, соответственно). Масса двигателя составляет 3,2 т. Двигатели снимались после каждого полёта и перемещаются в центр проверки SSME (англ. SSME Processing Facility, SSMEPF) для осмотра и замены всех необходимых компонентов.
ЖРД RS-24 работают при экстремальных температурах. Используемый в качестве топлива жидкий водород хранится при −253 °C, в то время как температура в камере сгорания достигает 3300 °C, что выше температуры кипения железа. Во время работы RS-24 потребляют 3917 литров топлива в секунду.
Помимо трёх главных двигателей, челнок имел 44 меньших ЖРД вокруг своей поверхности, которые входили в состав системы орбитального маневрирования и реактивной системы управления (RCS), обеспечивая возможность маневрирования на орбите.
Завершение работы двигателя происходит следующим образом: топливо и окислитель, нагнетаемое по трубопроводам из центрального бака, перестаёт поступать из-за перекрытия доступа остатков топлива в систему; топливная система, включая разветвление к трём SSME, остаётся открытой для выработки остатков топлива из трубопроводов.
Окислительно-кислородный контур
Основные компоненты двигателя.Центробежный насос низкого давления для окислителя (англ. Low Pressure Oxidizer Turbopump, LPOTP) представляет собой шестиступенчатый осевой насос, который приводится в действие кислородом и повышает давление жидкого кислорода от 0,7 до 2,9 MPa (от 7,1 до 29,6 ат). Скорость вращения турбины LPOTP составляет примерно 85,8 об/сек. Поток из LPOTP поставляется в насос высокого давления для окислителя (англ. High-Pressure Oxidizer Turbopump, HPOTP). Во время работы двигателя, повышение давления позволяет турбине насоса HPOTP работать на высоких скоростях без кавитации. HPOTP состоит из двух одноступенчатых центробежных насосов — основного насоса и насоса камеры предварительного сгорания — которые установлены на одном валу и приводятся в действие двухступенчатой турбиной, которая, в свою очередь, приводится в действие генераторным газом.
HPOTP поднимает давление окислителя от 2,9 до 30 MPa (от 29,6 до 306 ат) и вращается со скоростью 468,7 об/с. Основная часть окислителя направляется через главный окислительный клапан в главную камеру сгорания.
Поток из насоса высокого давления частично используется для приведения в действие LPOTP, также небольшая часть используется в окислительном теплообменнике. Жидкий кислород в последнем случае проходит через клапан, который закрывает или регулирует доступ окислителя в зависимости от текущей температуры двигателя, которая используется для превращения окислителя из жидкости в газообразный кислород. Этот газ затем частично отсылается в коллектор, который отводит его обратно в топливный бак для поддержания давления в баке окислителя, а частично отводится во вторую ступень турбины HPOTP камеры предварительного сгорания, которая поднимает давление кислорода от 30 до 51 MPa (от 306 до 520 ат). В камеру предварительного сгорания кислород попадает через соответствующий клапан. Так как турбина и насос HPOTP установлены на общий вал, в данной области создаётся опасное соседство горячего топливного генераторного газа в турбине и жидкого кислорода в главном насосе. По этой причине эти две секции отделены друг от друга полостью за уплотнителями, в которую при работе двигателя подаётся гелий под давлением. Снижение давления гелия приводит к автоматическому отключению двигателя.
Топливно-водородный контур
Основная силовая установка челнокаТопливо поступает в челнок по топливной линии жидкого водорода, начиная от рассоединительного клапана, затем впадает в коллектор, где распределяется по трём топливным трубопроводам двигателей. В каждом ответвлении для жидкого водорода расположен предварительный клапан, который регулирует поступление топлива в турбонасос низкого давления.
Топливный насос низкого давления (англ. Low Pressure Fuel Turbopump, LPFTP) является осевым насосом, приводимым в действие газообразным водородом, который поднимает давление топлива от 0,2 до 1,9 MPa (от 2,0 до 19,4 ат) и направляет его к насосу высокого давления (англ. High-Pressure Fuel Turbopump, HPFTP). Турбина LPFTP вращается со скоростью 269.8 об/сек, HPFTP вращается со скоростью 589,3 об/сек. Топливный трубопровод для жидкого водорода от LPFTP до HPFTP изолирован для того, чтобы избежать сжижения воздуха на его поверхности. HPFTP является трёхступенчатым центробежным насосом, приводимым в действие двухступенчатой основной турбиной и поднимает давление жидкого водорода от 1,9 до 45 MPa (от 19,4 до 458,9 ат). Полученный поток водорода направляется через главный клапан по трём направлениям. Одна часть направляется в рубашку главной камеры сгорания, где водород используется для охлаждения стен камеры и затем направляется к LPFTP для приведения в действие его турбины. Малая часть потока от LPFTP затем направляется к общему коллектору от всех трёх двигателей к топливному баку для поддержания его давления. Оставшаяся часть проходит между внутренней и внешней стенками коллектора генераторного газа для его охлаждения и направляется в главную камеру сгорания. Вторая часть потока водорода из HPFTP направляется в рубашку охлаждения сопла и затем соединяется с потоком от охлаждения камеры сгорания. Объединённый поток затем направляется в камеру газогенератора.
Газогенератор и система управления тягой
RS-24 в процессе установки на космический челнок в Центре подготовки челнока (англ. Orbiter Processing Facilities, OPF)Камера предварительного сгорания или газогенератор (ГГ) приварен к коллектору генераторного газа. ГГ использует электрический воспламенитель в виде камеры, расположенной в центре инжектора газогенератора. ГГ производит обогащённый топливом горячий газ, который проходит через турбину и обеспечивает работу насосов высокого давления. Управление центробежными насосами HPOTP и HPFTP на общем валу осуществляется контроллером двигателя посредством клапанов с целью поддержания массового соотношения компонентов топлива равном 6:1.
Управление системой охлаждения
Клапан управления охлаждением установлен на внешнем контуре охлаждения камеры сгорания (КС). Контроллер двигателя управляет количеством газообразного водорода, который направляется в рубашку охлаждения сопла, таким образом управляя его температурой. Клапан охлаждения КС открыт на 100 % перед запуском двигателя. Далее его положение изменяется в зависимости от степени требуемого охлаждения.
Камера сгорания и сопло
Основная камера сгорания (ОКС) получает обогащённый топливом горячий газ из коллектора рубашки охлаждения. Газообразный водород и жидкий кислород поступают в ОКС через инжектор, смешивающий компоненты топлива. Небольшая форсажная камера электровоспламенителя расположена в центре инжектора. Воспламенитель с двойным резервированием используется в ходе операций запуска двигателя для инициирования процесса горения. Главный инжектор и конус ОКС приварены к коллектору горячего газа. Кроме этого ОКС соединена с коллектором горячего газа при помощи болтовых соединений.
Внутренняя поверхность ОКС и сопла охлаждается жидким водородом, который течёт по сварным внутристенным каналам из нержавеющей стали. Сопло представляет собой колоколообразное расширение тела ОКС, которое соединено с ним болтами. Длина составляет 2,9 м, внешний диаметр у основания равняется 2,4 м. Поддерживающее кольцо, которое приварено к верхнему концу сопла, является точкой крепления внешнего теплового щита орбитера. Тепловая защита необходима для частей двигателя, подвергаемых внешнему разогреву в ходе старта, подъёма на орбиту, во время орбитального полёта и при возвращении с орбиты. Изоляция состоит из четырёх слоев металлической ватины, покрытой металлической фольгой.
Коэффициент расширения сопла в ЖРД RS-24 равный 77, является слишком большим для работы двигателя на уровне моря при давлении в ОКС равном 192,7 ат. В сопле таких размеров должен иметь место срыв потока реактивной струи, который может вызвать проблемы с управлением и даже механические повреждения корабля. Для предотвращения подобного развития событий инженеры Рокетдайна изменили угол расширения сопла, уменьшив его около выхода, что увеличило давление около внешнего кольца до 0,3-0,4 ат и в целом решило проблему.[1]
Главные клапаны
Пять топливных клапанов на RS-24 приводятся в действие гидравлически и управляются электрическими сигналами контроллера. Они могут быть полностью закрыты, используя систему подачи гелия в качестве запасной системы приведения в действие.
Главный клапан окислителя и клапан контроля давления топлива используются после отключения. Они остаются открытыми для того, чтобы сбросить остатки топлива и окислителя в топливной системе за борт челнока. После завершения сброса клапаны закрываются и остаются закрытыми до конца полёта.
Карданная подвеска
Несущий шарнирный подшипник присоединён болтами к сборке главного инжектора и обеспечивает связь между двигателем и челноком. Насосы низкого давления установлены под углом 180° от задней части фюзеляжа челнока, которая предназначена для приёма нагрузки от двигателей при старте. Линии трубопроводов от низконапорных насосов к высоконапорным предоставляют возможность и пространство для изменения положения двигателя в целях управления вектором тяги.
Параметры тяги
Дросселирование тяги SSME может производиться в диапазоне от 67 до 109 % проектной мощности. В ходе осуществляемых запусков используется уровень 104,5 %, а уровни 106—109 % — допустимо использовать в аварийных ситуациях. Тяга может быть специфицирована для уровня моря и вакуума, в котором, как правило, ЖРД имеют лу́чшие показатели по причине отсутствия эффектов от атмосферы:
- Тяга 100,0 % (уровень моря / вакуум): 1670 кН / 2090 кН (170,3 тс / 213,1 тс)
- Тяга 104,5 % (уровень моря / вакуум): 1750 кН / 2170 кН (178,5 тс / 221,3 тс)
- Тяга 109,0 % (уровень моря / вакуум): 1860 кН / 2280 кН (189,7 тс / 232,5 тс)
Спецификация уровней тяги свыше 100 % означает работу двигателя выше нормального уровня, установленного разработчиками. Исследования показывают, что вероятность выхода из строя SSME возрастает при использовании тяги выше 104,5 %, что объясняет, почему дросселирование выше указанного уровня оставлено на случай аварийных ситуаций в полёте МТКК «Спейс шаттл».[2]
RS-24 после космического челнока
Первоначально двигатель предполагалось использовать в качестве основных двигателей на грузовой ракете-носителе Арес-5 и в качестве двигателя второй ступени пилотируемой РН Арес-1. Несмотря на то, что использование RS-24 в данном случае выглядело как развитие технологий МТКК после его предполагаемого ухода в 2010 году, имелись некоторые недостатки такого решения:
- Двигатель не будет повторно используемым, так как будет использоваться на одноразовых ракетах-носителях.
- Двигатель должен будет проходить огневые испытания, которые НАСА проводила для каждого нового челнока до полёта STS-26.
- Преобразование запускающегося на поверхности двигателя в стартующий в воздухе двигатель РН Арес-1 было бы дорогостоящим изменением, которое должно было занять много времени.
После того, как были сделаны некоторые изменения в конструкции Арес-1 и Арес-5, было принято решение использовать модификацию ЖРД J-2X на второй ступени Арес-1 и шесть модифицированных ЖРД RS-68B на первой ступени Арес-5. Таким образом, по состоянию на 2009 год, ЖРД RS-24 или SSME станет историей вместе с флотом космических челноков МТКК «Спейс шаттл».
См. также
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru
RS Кормы — это… Что такое RS Кормы?
Звезда | |||
Наблюдательные данные (Эпоха J2000.0) | |||
---|---|---|---|
Тип | Цефеида | ||
Прямое восхождение | 08ч 13м 04.22с | ||
Склонение | -34° 34′ 42.7″ | ||
Расстояние | 6500 ± 90 св. лет (1993,87±27.60 пк)[1] | ||
Видимая звёздная величина (V) | Vmax = +6.52m, Vmin = +7.67m, P = 41.3876 д[2] | ||
Созвездие | Корма | ||
Астрометрия | |||
Лучевая скорость (Rv) | 19.0[3] км/c | ||
Собственное движение (μ) | RA: -3.23[3] mas в год | ||
Параллакс (π) | 0.49±0.68[3] mas | ||
Абсолютная звёздная величина (V) | Vmax = -5.03m, Vmin = -3.88m, P = 41.3876 д[4] | ||
Характеристики | |||
Спектральный класс | F8Iab [5] | ||
Показатель цвета (B − V) | 1.47 [5] | ||
Показатель цвета (U − B) | 0.89 [3] | ||
Переменность | DCEP | ||
Физические характеристики | |||
Масса | ~10 [1] M☉ | ||
Радиус | ~200 [1] R☉ | ||
Температура | 5 143[3] K | ||
Светимость | 15 000 [1] L☉ | ||
Металличность | 85% [3] | ||
| |||
Информация в базах данных | |||
SIMBAD | данные | ||
Источники: [6] |
Координаты: 08ч 13м 04.22с_-34° 34′ 42.7″
RS Кормы (RS Puppis, RS Pup) является переменной звездой — классической цефеидой в созвездии Корма. RS Кормы меняет яркость почти в пять раз каждые 41,4 дней. Она почти в 10 раз более массивна, чем Солнце, в 200 раз больше, а её яркость в среднем в 15 000 раз больше солнечной[1]. В 1961 году около нее была обнаружена отражательная туманность, которую в 1972 году. детально исследовал Р.Хафлен[7].
Поскольку звезда окружена большой туманностью, астрономам Европейской южной обсерватории (ESO) и обсерватории Ла-Силья, Чили, использовавшим NTT (New Technology Telescope), удалось измерить расстояние до RS Кормы, анализируя световое эхо от частиц в окружающей звезду туманности[1]. Туманность имеет кольцевую структуру, причем яркость колец переменна. По-видимому, туманность состоит из сферических слоев пыли вокруг звезды. Сдвиг фазы изменений яркости деталей колец относительно изменений блеска цефеиды позволяет определить расстояние до RS Кормы чисто геометрическим способом[7].
Расстояние было определено как 6500 ± 90 св. лет от Земли, и это наиболее точные измерения достигнутые для любой цефеиды по состоянию на начало 2008 года[8]. Таким образом, RS Кормы находится на расстоянии около четверти пути между Солнцем и центром Млечного Пути. Звезда лежит в галактической плоскости, в самом густонаселенном регионе нашей Галактики[1]. Точность этого измерения исключительно важна, потому что цефеиды служат в качестве маркера расстояний (стандартная свеча) в пределах нашей Галактики, и для близлежащих галактик.
Ссылки
Примечания
dic.academic.ru
25 — это… Что такое RS-25?
РС-25 (Ракетная система 25, англ. Rocket System 25, RS-25) — жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) компании Рокетдайн, США. Применялся на планере космической транспортной системы «Спейс шаттл», на каждом из которых было установлено три таких двигателя. Возможно более распространённое название двигателя SSME (англ. Space Shuttle main engine — главный двигатель космического челнока) используется именно из-за его текущего применения. Основными компонентами топлива двигателя являются жидкие кислород и водород. RS-25 использует схему закрытого цикла с дожиганием топливного генераторного газа.
Введение
RS-25 в своём применении на космическом челноке сжигал жидкие кислород и водород, которые поступали из центрального бака транспортной системы. МТКК «Спейс шаттл» использовал три таких двигателя при старте в космос в дополнение к тяге, обеспечиваемой твердотопливными ускорителями. Иногда при старте также использовалась система орбитального маневрирования (OMS). Каждый двигатель обеспечивал до 181,4 тс (1,8 МН) тяги при старте. Удельный импульс RS-25 составляет 453 с в вакууме и 363 с на уровне моря (4440 и 3560 м/с, соответственно). Масса двигателя составляет 3,2 т. Двигатели снимались после каждого полёта и перемещались в центр проверки SSME (англ. SSME Processing Facility, SSMEPF) для осмотра и замены всех необходимых компонентов.
ЖРД RS-25 работают при экстремальных температурах. Используемый в качестве топлива жидкий водород хранится при −253 °C, в то время как температура в камере сгорания достигает 3300 °C, что выше температуры кипения железа. Во время работы RS-24 потребляют 3917 литров топлива в секунду.
Помимо трёх главных двигателей, челнок имел 44 меньших ЖРД вокруг своей поверхности, которые входили в состав системы орбитального маневрирования и реактивной системы управления (RCS), обеспечивая возможность маневрирования на орбите.
Завершение работы двигателя происходит следующим образом: топливо и окислитель, нагнетаемое по трубопроводам из центрального бака, перестаёт поступать из-за перекрытия доступа остатков топлива в систему; топливная система, включая разветвление к трём SSME, остаётся открытой для выработки остатков топлива из трубопроводов.
Окислительно-кислородный контур
Основные компоненты двигателя.Центробежный насос низкого давления для окислителя (англ. Low Pressure Oxidizer Turbopump, LPOTP) представляет собой шестиступенчатый осевой насос, который приводится в действие кислородом и повышает давление жидкого кислорода от 0,7 до 2,9 MPa (от 7,1 до 29,6 ат). Скорость вращения турбины LPOTP составляет примерно 85,8 об/сек. Поток из LPOTP поставляется в насос высокого давления для окислителя (англ. High-Pressure Oxidizer Turbopump, HPOTP). Во время работы двигателя, повышение давления позволяет турбине насоса HPOTP работать на высоких скоростях без кавитации. HPOTP состоит из двух одноступенчатых центробежных насосов — основного насоса и насоса камеры предварительного сгорания — которые установлены на одном валу и приводятся в действие двухступенчатой турбиной, которая, в свою очередь, приводится в действие генераторным газом.
HPOTP поднимает давление окислителя от 2,9 до 30 MPa (от 29,6 до 306 ат) и вращается со скоростью 468,7 об/с. Основная часть окислителя направляется через главный окислительный клапан в главную камеру сгорания.
Поток из насоса высокого давления частично используется для приведения в действие LPOTP, также небольшая часть используется в окислительном теплообменнике. Жидкий кислород в последнем случае проходит через клапан, который закрывает или регулирует доступ окислителя в зависимости от текущей температуры двигателя, которая используется для превращения окислителя из жидкости в газообразный кислород. Этот газ затем частично отсылается в коллектор, который отводит его обратно в топливный бак для поддержания давления в баке окислителя, а частично отводится во вторую ступень турбины HPOTP камеры предварительного сгорания, которая поднимает давление кислорода от 30 до 51 MPa (от 306 до 520 ат). В камеру предварительного сгорания кислород попадает через соответствующий клапан. Так как турбина и насос HPOTP установлены на общий вал, в данной области создаётся опасное соседство горячего топливного генераторного газа в турбине и жидкого кислорода в главном насосе. По этой причине эти две секции отделены друг от друга полостью за уплотнителями, в которую при работе двигателя подаётся гелий под давлением. Снижение давления гелия приводит к автоматическому отключению двигателя.
Топливно-водородный контур
Основная силовая установка челнокаТопливо поступает в челнок по топливной линии жидкого водорода, начиная от рассоединительного клапана, затем впадает в коллектор, где распределяется по трём топливным трубопроводам двигателей. В каждом ответвлении для жидкого водорода расположен предварительный клапан, который регулирует поступление топлива в турбонасос низкого давления.
Топливный насос низкого давления (англ. Low Pressure Fuel Turbopump, LPFTP) является осевым насосом, приводимым в действие газообразным водородом, который поднимает давление топлива от 0,2 до 1,9 MPa (от 2,0 до 19,4 ат) и направляет его к насосу высокого давления (англ. High-Pressure Fuel Turbopump, HPFTP). Турбина LPFTP вращается со скоростью 269.8 об/сек, HPFTP вращается со скоростью 589,3 об/сек. Топливный трубопровод для жидкого водорода от LPFTP до HPFTP изолирован для того, чтобы избежать сжижения воздуха на его поверхности. HPFTP является трёхступенчатым центробежным насосом, приводимым в действие двухступенчатой основной турбиной и поднимает давление жидкого водорода от 1,9 до 45 MPa (от 19,4 до 458,9 ат). Полученный поток водорода направляется через главный клапан по трём направлениям. Одна часть направляется в рубашку главной камеры сгорания, где водород используется для охлаждения стен камеры и затем направляется к LPFTP для приведения в действие его турбины. Малая часть потока от LPFTP затем направляется к общему коллектору от всех трёх двигателей к топливному баку для поддержания его давления. Оставшаяся часть проходит между внутренней и внешней стенками коллектора генераторного газа для его охлаждения и направляется в главную камеру сгорания. Вторая часть потока водорода из HPFTP направляется в рубашку охлаждения сопла и затем соединяется с потоком от охлаждения камеры сгорания. Объединённый поток затем направляется в камеру газогенератора.
Газогенератор и система управления тягой
RS-25 в процессе установки на космический челнок в Центре подготовки челнока (англ. Orbiter Processing Facilities, OPF)Камера предварительного сгорания или газогенератор (ГГ) приварен к коллектору генераторного газа. ГГ использует электрический воспламенитель в виде камеры, расположенной в центре инжектора газогенератора. ГГ производит обогащённый топливом горячий газ, который проходит через турбину и обеспечивает работу насосов высокого давления. Управление центробежными насосами HPOTP и HPFTP на общем валу осуществляется контроллером двигателя посредством клапанов с целью поддержания массового соотношения компонентов топлива равном 6:1.
Управление системой охлаждения
Клапан управления охлаждением установлен на внешнем контуре охлаждения камеры сгорания (КС). Контроллер двигателя управляет количеством газообразного водорода, который направляется в рубашку охлаждения сопла, таким образом управляя его температурой. Клапан охлаждения КС открыт на 100 % перед запуском двигателя. Далее его положение изменяется в зависимости от степени требуемого охлаждения.
Камера сгорания и сопло
Основная камера сгорания (ОКС) получает обогащённый топливом горячий газ из коллектора рубашки охлаждения. Газообразный водород и жидкий кислород поступают в ОКС через инжектор, смешивающий компоненты топлива. Небольшая форсажная камера электровоспламенителя расположена в центре инжектора. Воспламенитель с двойным резервированием используется в ходе операций запуска двигателя для инициирования процесса горения. Главный инжектор и конус ОКС приварены к коллектору горячего газа. Кроме этого ОКС соединена с коллектором горячего газа при помощи болтовых соединений.
Внутренняя поверхность ОКС и сопла охлаждается жидким водородом, который течёт по сварным внутристенным каналам из нержавеющей стали. Сопло представляет собой колоколообразное расширение тела ОКС, которое соединено с ним болтами. Длина составляет 2,9 м, внешний диаметр у основания равняется 2,4 м. Поддерживающее кольцо, которое приварено к верхнему концу сопла, является точкой крепления внешнего теплового щита орбитера. Тепловая защита необходима для частей двигателя, подвергаемых внешнему разогреву в ходе старта, подъёма на орбиту, во время орбитального полёта и при возвращении с орбиты. Изоляция состоит из четырёх слоев металлической ватины, покрытой металлической фольгой.
Коэффициент расширения сопла в ЖРД RS-25 равный 77, является слишком большим для работы двигателя на уровне моря при давлении в ОКС равном 192,7 ат. В сопле таких размеров должен иметь место срыв потока реактивной струи, который может вызвать проблемы с управлением и даже механические повреждения корабля. Для предотвращения подобного развития событий инженеры Рокетдайна изменили угол расширения сопла, уменьшив его около выхода, что увеличило давление около внешнего кольца до 0,3-0,4 ат и в целом решило проблему.[1]
Главные клапаны
Пять топливных клапанов на RS-25 приводятся в действие гидравлически и управляются электрическими сигналами контроллера. Они могут быть полностью закрыты, используя систему подачи гелия в качестве запасной системы приведения в действие.
Главный клапан окислителя и клапан контроля давления топлива используются после отключения. Они остаются открытыми для того, чтобы сбросить остатки топлива и окислителя в топливной системе за борт челнока. После завершения сброса клапаны закрываются и остаются закрытыми до конца полёта.
Карданная подвеска
Несущий шарнирный подшипник присоединён болтами к сборке главного инжектора и обеспечивает связь между двигателем и челноком. Насосы низкого давления установлены под углом 180° от задней части фюзеляжа челнока, которая предназначена для приёма нагрузки от двигателей при старте. Линии трубопроводов от низконапорных насосов к высоконапорным предоставляют возможность и пространство для изменения положения двигателя в целях управления вектором тяги.
Параметры тяги
Дросселирование тяги SSME может производиться в диапазоне от 67 до 109 % проектной мощности. В ходе осуществляемых запусков используется уровень 104,5 %, а уровни 106—109 % — допустимо использовать в аварийных ситуациях. Тяга может быть специфицирована для уровня моря и вакуума, в котором, как правило, ЖРД имеют лу́чшие показатели по причине отсутствия эффектов от атмосферы:
- Тяга 100,0 % (уровень моря / вакуум): 1670 кН / 2090 кН (170,3 тс / 213,1 тс)
- Тяга 104,5 % (уровень моря / вакуум): 1750 кН / 2170 кН (178,5 тс / 221,3 тс)
- Тяга 109,0 % (уровень моря / вакуум): 1860 кН / 2280 кН (189,7 тс / 232,5 тс)
Спецификация уровней тяги свыше 100 % означает работу двигателя выше нормального уровня, установленного разработчиками. Исследования показывают, что вероятность выхода из строя SSME возрастает при использовании тяги выше 104,5 %, что объясняет, почему дросселирование выше указанного уровня оставлено на случай аварийных ситуаций в полёте МТКК «Спейс шаттл».[2]
RS-25 после космического челнока
Первоначально двигатель предполагалось использовать в качестве основных двигателей на грузовой ракете-носителе Арес-5 и в качестве двигателя второй ступени пилотируемой РН Арес-1. Несмотря на то, что использование RS-25 в данном случае выглядело как развитие технологий МТКК после его предполагаемого ухода в 2010 году, имелись некоторые недостатки такого решения:
- Двигатель не будет повторно используемым, так как будет использоваться на одноразовых ракетах-носителях.
- Двигатель должен будет проходить огневые испытания, которые НАСА проводила для каждого нового челнока до полёта STS-26.
- Преобразование запускающегося на поверхности двигателя в стартующий в воздухе двигатель РН Арес-1 было бы дорогостоящим изменением, которое должно было занять много времени.
После того, как были сделаны некоторые изменения в конструкции Арес-1 и Арес-5, было принято решение использовать модификацию ЖРД J-2X на второй ступени Арес-1 и шесть модифицированных ЖРД RS-68B на первой ступени Арес-5. Таким образом, по состоянию на 2009 год, ЖРД RS-25 или SSME станет историей вместе с флотом космических челноков МТКК «Спейс шаттл».
См. также
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru