Dakar Rally — Международный раллийный марафон
Ралли «Дакар» уверенно можно назвать самым известным и «патриотичным» в России, успехами в котором гордится вся страна, а не только любители автоспорта. Именно в этом марафоне на выживание «КамАЗы» показывают всему миру мощь и надёжность двигателей, заставляя уважать отечественный автопром. Российские грузовики буквально «не замечают» соперников, почти ежегодно забирая «золото» подиума.
История возникновения
Победа особенно престижна из-за многотысячного километража гонки и её условий, когда дороги сменяют направления, песчаные барханы грязевыми лужами, а знойное солнце проливными ливнями. Идейным вдохновителем и организатором “Paris Dakar Rally” стал француз Тьерри Сабин, едва не погибший во время марафона «Ницца-Абиджан» 1977 года. Заблудившийся в пустыне мотогонщик был случайно обнаружен племенем туарегов через трое суток. Это подтолкнуло его проработать маршрут нового ралли по африканскому континенту – опасному и труднопроходимому, с минимальным количеством дорог и максимальным числом природных препятствий.
Дебютный сезон «Париж-Дакар» состоялся в 1978 году, а старт гонки прошёл 26 декабря в Париже, с площади Трокадеро. Финишной точкой выбрали Дакар, столицу Сенегала в Западной Африке, которую пилоты достигли через три недели, проехав через Алжир, Мали, Нигер и Буркина-Фасо. На стартовую черту вышли 182 гонщика (90 на мотоциклах, 80 на легковых автомобилях и 12 на грузовых), но финиша достигли лишь 74. Водители преодолели около 10 тысяч километров, причём более 3-х составили спецучастки.
Разделение техники на классы авто-, мото- и грузовой произошло со второго (январь 1980-го) года проведения, поэтому наградной подиум в 1979-м оказался один. Он целиком достался мотогонщикам, а «золото» и звание первого чемпиона «Дакара» (изначально использовалось как общепринятое сокращённое название ралли-рейда) завоевал француз Сирил Неве, выступавший на Yamaha XT500. Отличились и его соотечественники, «автомобилисты» на Range Rover V8, единственный раз в истории турнира завоевав победу тройкой из пилота, штурмана и механика. В дальнейшем функции последнего взяли на себя другие члены экипажа. «Грузовая» категория получила официального победителя в 80-м. Им стала алжирская команда на Sonacome, грузовике автомонополиста Алжира, созданного как филиал французской Berliet.
Массовые неудачи участников дебютного ралли оказавшегося «марафоном на выживание», не смутили автомир, собрав в следующем году ещё больше желающих попробовать свои силы. Традиционно гонка начиналась в январские дни в Париже и заканчивалась в Дакаре, но с 1995 года (из-за протестов общественности касательно массового скопления техники, создающей транспортный коллапс в городе) французская столица дала только два старта (1998 и 2001). Подменяли её испанские Гранада (1995, 1996, 1999) и Барселона (2005), Аррас (2002), Марсель (2003) и Клермон-Ферран (2004) от Франции, португальский Лиссабон (2006, 2007) и даже сам Дакар (1997 и 2000).
Несколько раз переносилось и место финиша. В 1992 Paris-Dakar пересёк всю Африку, финишировав в ЮАР, в Кейптауне, неподалёку от мыса Доброй Надежды, крайней юго-западной точке африканского континента. В 2000 водители ехали из Дакара в египетский Каир, а в 2003 из Марселя в Шарм-эш-Шейх (Египет). В 1994 гонку «закольцевали», начав и закончив в Париже, в 1997 поступив так и со столицей Сенегала. Всего же, за всё время проведения, этапы приняли 29 стран.
Последним сезоном «классического», западноафриканского «Париж-Дакара» стал 2007 год. Угрозы террористов из «Аль-Каиды», требовавших отмены проведения гонки и убивших четырёх граждан Франции в Мавритании в декабре того же года, организаторы восприняли всерьёз. Они приняли решение о переносе соревнований в Латинскую Америку до «нормализации обстановки» (фактически – на неопределённый срок, учитывая активность различных террористических групп), отказавшись от проведения ралли-2008.
С 2009-го ралли-рейд проходит по Южной Америке, «освоив» вначале Аргентину и Чили, расширив в 2013 географию проведения до Перу и, в 2017, Парагвая с Боливией. При этом, название осталось по-прежнему узнаваемым – ралли «Дакар», потеряв свою «европейскую» часть. Оставшийся в Африке маршрут использует другое «внедорожное» соревнование, Africa Eco Race.
Описание
Rally Dakar отличается от остальных раллийных турниров форматом проведения, где чемпион определяется на финишной черте, на основании самого быстрого прохождения дистанции. Этапы – не растянутые по календарю уик-энды с суммированием баллов, это ежедневные заезды, с перерывами на сон и ремонт в чётко указанных местах. Учитывая то, что проехать требуется до 10 000 км, значительная часть которых «спецучастки», а «трассы» славятся полным бездорожьем, задача для многих водителей и «железных коней» становится непосильной.
В некоторых сезонах на финиш приходит менее половины стартовавших экипажей, поэтому неудивительно, что гонка получила статус «ралли-марафона на выживание». Он привлекает профессиональных гонщиков и «любителей», решившихся проверить силы в спортивном состязании на грани возможностей. Последних, набирается большинство, и зачастую до 80% водителей не имеют никакого отношения к профи. Приятной ежесезонной традицией стало участие женщин-пилотов и известных людей, представителей как спорта в целом, так и шоу-бизнеса, политики.
Технической поддержкой и обеспечением безопасности соревнований занимаются организаторы, следуя впереди заездов, оборудуя места питания, ремонта и отдыха, если требуется, массово-развлекательных мероприятий. Подсчитано, что за день ралли съедается около 1,5 тонн продуктов и выпивается примерно 6 тысяч литров воды. Бензин для техники, порядка 15 тонн на все экипажи-участники, тоже идёт «караваном» по маршруту, а покупка местного топлива запрещена. За безопасность ралли-рейда отвечают порядка 15-20 тысяч человек, в том числе и сотрудники принимающих стран.
За десятилетия «Дакара» не менее 13 тысяч пилотов сумели успешно пройти всю гонку, доказав свой высокий уровень и получив в награду золотую медаль, официально подтверждающую высокое достижение. Отдельно подсчитано, что более 60% стартовавших гонщиков так и не смогли дойти до финиша, сойдя с дистанции.
Главным призом в ралли служит килограммовая статуэтка «Золотой бедуин», стилистически выполненный из золота бюст жителя пустыни, закутанного в традиционные одежды. Подчёркивается важность самой идеи покорения бездорожья, а не финансовая выгода от места в турнирной таблице. Её поддерживают и автолюбители, подавая большое количество заявок на участие в каждом сезоне, в итоге больше тратя чем зарабатывая в гонке.
Техника и категории участников
Ралли «Дакар» проводится для 4-х видов транспортных средств:
- мотоциклы
- квадроциклы (с 2009 года)
- автомобили
- грузовики
Они разделены на внутренние категории с собственной цифровой и литерной нумерации в зависимости от степени доработок транспортного средства, широкий спектр которых разрешён правилами. Таким образом на старт выходят и модифицированные любителями или заводскими командами «болиды», и вполне обычная техника, встречаемая на общественных трассах.
Мотоциклы
Cерийные модели (допущенные к эксплуатации на обыкновенных дорогах) с одним или двумя цилиндрами и объёмом двигателя до 450 кубических сантиметров, разрешены доработки и подготовки к бездорожью. Делятся на категории:
- Elite – участвуют только члены спортивной организации Amaury Sport Organisation
- Super-Production – общая группа мотоциклистов
- Marathon – главное условие, во время ралли нельзя менять ключевые узлы и агрегаты мототехники
Квадроциклы
Отделившись от мото, сформировали две подкатегории:
- Одноцилиндровые, с любым двухколёсным приводом и мотором до 750 куб. см.)
- 3.2 – цилиндров – 1 или 2, привод – допускается и «полный», двигатель – до 900 «кубиков»)
Автомобили
Автотехника до 3,5 тонн по массе соревнуется в трёх классах:
- T1 – «серийные» модели внедорожников, прошедшие модификацию и тюнинг
- T2 – «заводские» машины, без специальных доработок
- Open – «багги» и прочая техника, попадающая под весовые рамки
Грузовики
Наиболее разноплановая группа, а одна из категорий даже не принимает участие в медальном зачёте:
- T4.1 – грузовые авто должны быть «заводского» образца, без изменений и улучшений
- T4.1 – доработанные и модифицированные представители класса
- T4.2 – «технички» служб поддержки, максимально быстрые и улучшенные, но нацеленные не на победу в гонке, а на помощь другим экипажам
- T5 – грузовики технических подразделений команд, «турнирно» не участвующие в ралли-рейде
Регламент и особенности навигации
Согласно регламенту, дистанция ралли «Дакар» разделена на ежедневные этапы в 700-900 километров, включающие в себя «лиазоны» (обычно это дороги и пути общественного пользования), ведущие к или от «спецучастков». Зачётные баллы начисляются за скорость и правильность прохождения последних, подсчитываясь после каждого заезда и корректируя расположение участников в турнирной таблице.
В зависимости от места определяется позиция водителей на старте следующего дня, где используется система временных фор. Гонщики стартуют индивидуально, с 2-минутными интервалами, начиная с категорий мототехники и заканчивая грузовыми классами. С начала второй десятки «турнирки» время между стартующими уменьшается до 1 минуты.
Размеры форы всех этапов неизменны и не могут быть увеличены или уменьшены, в отличии от «зачётного» времени прохождения «спецучастка». Его могут изменить организаторы, наложив штрафные минуты за ошибки на дистанции, «дозаправку» на местных АЗС и помощь в навигации. Время может быть и «вычтено» (компенсировано) в случае форс-мажора. Например, если автогонщик остановился помочь сломавшемуся сопернику, как по правилам, обязан поступить каждый участник.
Имеет свои особенности и навигация в – маршрут всего ралли-рейда держится в тайне. Экипажи перед самой гонкой получают информацию об очередном этапе, причём, только данные ориентиров и контрольных точек (иногда совмещённых с передвижными станциями дозаправок и техпомощи) без указания их GPS-координат.
Движение по маршруту происходит при помощи навигационного прибора Unik II, показывающего направление к очередным контрольным пунктам. Сложности вызывает то, что гонщик должен находиться в определённом радиусе от них, чтобы устройство поймало сигнал. В экстренных случаях, с помощью специального кода, можно открыть GPS-карту с расположением всех «зачётных» точек, но «подсказки» наказываются штрафным временем.
За выполнение участниками навигационных требований организаторы следят с помощью GPS-трекера IriTrack, в режиме реального времени отслеживая их местоположение. Он используется и для экстренной связи с экипажем, в частности, в аварийных и особо опасных ситуациях. Применяются и секретные контрольные точки на «спецучастках», фиксируя появление каждого спортсмена.
Россия в ралли «Дакар»
Российские гонщики начали выступать на «Париж-Дакар» в 1991 году, сразу же завоевав «серебро» и «бронзу» подиума грузовиков. Отличилась команда «КАМАЗ-мастер», созданная в 1988, не имевшая практически никакого опыта международных выступлений и прозванная болельщиками «Синей армадой» за цветовую гамму машин. Первое «золото» ралли-рейда было завоёвано в 1996 Виктором Московских на «КамАЗ-49252», принёсшего ещё две победы, но уже под управлением Владимира Чагина. Пилот из Перми впоследствии стал рекордсменом, завоевав в общей сложности 7 чемпионских титулов в грузовом классе – в 2000, 2002-2004, 2006, 2010-2011 годах.
Всего в копилке команды «КАМАЗ-мастер» 15 золотых медалей «Дакара», 13 из которых добыты после 2002-го. История гонки не знает другого такого тотального доминирования одной марки автомобиля. Соперникам не помогла и реорганизация команды из России, омолодившей состав после завершения карьеры Чагиным. Лидером молодых пилотов проявил себя Эдуард Николаев, ставший 3-кратным чемпионом ралли.
Легенды «Дакара»
Помимо «КаМАЗа», в разные годы на «Париж-Дакар» периодически доминировали несколько автопроизводителей, выпускавших особо удачные авто, доведённые механиками практически до совершенства. Можно отметить 4 чемпионства подряд, с 2012 по 2015 годы, концерна BMW и его британского представителя MINI All4 Racing, выставившей 11 успешно дошедших до финиша автомобилей.
Citroen, спорт-прототипы ZX которого побеждали в 1991 и 1994-1996 годах. Французский Peugeot четыре раза кря
drivecontact.ru
Ралли Дакар 2019, даты проведения, маршрут, состав команды КАМАЗ
В Перу проходит самый экстремальный гоночный турнир. Ралли «Дакар» 2019 пройдёт в период со 2-го по 20-е января.
Ралли «Дакар» – одно из самых зрелищных и самых опасных спортивных мероприятий международного уровня, которое ежегодно проводится на территории Южной Америки. История гоночного марафона на 40-м юбилейном году существования, который состоялся в 2018-ом, не заканчивается. О том, где и когда будет проводиться ралли «Дакар» 2019, а также об участниках самых зрелищных гонок мира, читайте в нашем материале.
Где проходит ралли «Дакар» 2019 в этом году, даты проведения и маршрут
Ежегодный ралли-марафон «Дакар» по традиции начался в начале года и является крупнейшим соревнованием на звание лучшего гонщика в мире. Особенностью данного мероприятия является сложность трасс — гонки по пересеченной местности проходят в экстремальных условиях. В марафоне принимают участие не только профессиональные гонщики, но и любители, которые готовы сразиться за звание лучшего гонщика на планете. Ралли «Дакар» 2019 года по устоявшейся традиции будет проводиться в Южной Америке. В этом году марафон впервые за всю историю соревнований пройдет только в Перу.
На старт выйдут сотни профессионалов и любителей. Ралли в Перу пройдут в следующих защитных категориях:
Мотоциклы, квадроциклы и мотовездеходы. В этих классах примет участие одно- и двух-цилиндровая техника. Категория мотоциклы включает только серийные экземпляры. Общее требование к силовым агрегатам: для мотоциклов 450сс, квадроциклов и мотовездеходов не выше 900сс.
Внедорожники. В этом классе к соревнованиям будут допускаться не только серийные модели, но и спроектированные по индивидуальным чертежам. Требование к массе: не более 3,5 тонны.
Грузовики. К этой категории относятся четырехколесные авто, имеющие массу более 3,5 т. К участию в ралли допускаются как серийные, так и доработанные модели.
Гонщиков ждут 14 этапов, каждый из которых представляет отрезок трассы, проложенный по дорогам общего пользования и по дикой местности, длиной 700–900 км. Задача пилота/экипажа – преодолеть положенный участок за наименьшее время.
Особенность гонки — исключительно перуанский маршрут. Общая протяжённость маршрута со стартом и финишем в Лиме составит около 5 500 километров, из которых половину — 3 000 км — участники проедут в боевом режиме. Причем 70% дистанции пройдёт в песках. При этом, несмотря на кольцевой маршрут, ни один из десяти спецучастков не будет повторяться.
КАМАЗ на ралли «Дакар-2019», состав команды, видео
Всего на «Дакар-2019» заявлено 334 боевых экипажа из 61 страны: 167 мотоциклов/квадроциклов, 126 внедорожников/багги и 41 грузовик. В трёх категориях из четырёх будет представлен российский флаг. В категории мотоциклов выступят Дмитрий Агошков и Анастасия Нифонтова, которая будет одной из 17 участниц женского зачёта. Причём поедут российские мотогонщики в классе Original by Motul, где по регламенту запрещено пользоваться техничкой и помощью механиков.
В категории автомобилей выступят Владимир Васильев и его штурман Константин Жильцов на Mini, а также Денис Кротов и Дмитрий Цыро. В классе мотовездеходов на Can-Am Maverick на старт выйдут два экипажа Snag Racing: Сергей Карякин и Антон Власюк, Александр Доросинский и Олег Уперенко.
Самое большое представительство России будет в категории грузовиков, где команда «КАМАЗ-Мастер» выставит четыре экипажа: Эдуард Николаев (штурман Евгений Яковлев, механик Владимир Рыбаков), Айрат Мардеев (штурман Дмитрий Свистунов, механик Ахмет Галяутдинов), Дмитрий Сотников (штурман Дмитрий Никитин, механик Ильнур Мустафин) и Андрей Каргинов (штурман Андрей Мокеев, механик Игорь Леонов).
Экипажи команды «КАМАЗ-МАСТЕР» на ралли «ДАКАР-2019»
- Пилот Эдуард Николаев; штурман Евгений Яковлев; механик Владимир Рыбаков.
- Пилот Айрат Мардеев; штурман Дмитрий Свистунов; механик Ахмет Галяутдинов.
- Пилот Дмитрий Сотников; штурман Дмитрий Никитин; механик Ильнур Мустафин.
- Пилот Андрей Каргинов; штурман Андрей Мокеев; механик Игорь Леонов.
pronedra.ru
Ралли «Дакар» — Википедия
Ралли-марафон «Дакар» (долгие годы было известно как «Ралли Париж — Дакар») — ежегодный трансконтинентальный ралли-марафон, который был основан французом Тьерри Сабином. Проводится с 1978 года. До 2009 года гонка финишировала или начиналась в столице Сенегала — Дакаре (за исключением 1992 и 2003 годов). С 2009 года ралли проходит в Южной Америке, а по старому африканскому маршруту проводится ралли-марафон Africa Eco Race.
В гонках принимают участие как профессиональные спортсмены (заводские команды), так и любители (их число достигает 80 %). В отличие от классического ралли, где чемпионат мира (WRC) состоит из множества этапов в разных странах, и чемпион выявляется по сумме очков, на «Дакаре» соревнования проходят, как правило, в начале года и заканчиваются с прибытием в конечный пункт. Вся дистанция разбивается на отдельные участки. Побеждает тот, кто преодолеет маршрут за наименьшее время. Кроме того, на «Дакаре» помимо соревнований среди раллийных автомобилей есть ещё зачёты среди мотоциклов, квадроциклов, мотовездеходов «Side-by-side» (UTV) и грузовиков — в каждом зачёте и выявляется победитель ралли-рейда.
История
Страны Старого Света, по которым проходило ралли (оранжевым выделены страны, через которые трасса проходила только в гонке 1992 года, до Кейптауна) Приз за победу в Ралли Дакар 2011 года в классе грузовиков Т4Идея проведения ралли «Париж — Дакар» принадлежит французскому мотогонщику Тьерри Сабину (Thierry Sabine). В 1977 году он заблудился в Ливийской пустыне во время участия в ралли «Абиджан — Ницца». Он был найден только через три дня и чудом остался жив, благодаря тому, что его вовремя нашли туареги. Это опасное приключение вдохновило Тьерри на организацию в 1978 году Первого ралли-марафона «Париж — Дакар»[1]. С того времени ралли «Дакар» проходит ежегодно в январе. Тьерри Сабин, как основатель ралли Дакар, обладал исключительным правом на проведение этого ралли. Данное право перешло к его отцу Ж. Сабину после трагической гибели Тьерри во время падения вертолета 14 января 1986 года во время Дакара-1986.
Старт первому ралли Дакар был дан 26 декабря 1978 года на площади Трокадеро в Париже. В ралли приняло участие 80 экипажей на автомобилях, 90 мотоциклистов и 12 экипажей на грузовиках. На протяжении трёх недель участники преодолели 10 000 километров (включая 3168 км спецучастков) трассы, проходящей по территории Франции, Алжира, Нигера, Мали, Верхней Вольты и Сенегала. Из 182 участников успешно финишировали только 74.
Поскольку на первом ралли Дакар ещё не было разделения по категориям и классам, то автомобили и мотоциклы шли в общем зачёте. Первым победителем ралли Дакар стал француз Сирил Неве на мотоцикле Yamaha XT500[1]. Также примечательно, что все три первых места на пьедестале в первом ралли достались мотоциклистам — наряду с Сирилом победные места на подиуме заняли Жилю Комт на Yamaha и Филиппу Вассар на Honda. Среди экипажей на автомобилях лучшим стал французский экипаж в составе Алена Женестье, Жозефа Тербио и Жана Лемордана на Range Rover V8[1]. Примечательно, что это был единственный случай в истории данного ралли, когда в зачёте автомобилей победу получил экипаж состоящий из трёх человек — пилота, штурмана и механика. Впоследствии практически все автомобильные экипажи состояли из пилота и штурмана, либо только из пилота.
В 1980 году был введён зачет по трем категориям — мотоциклы, автомобили и грузовики. Первым официальным победителем ралли Дакар в зачете грузовиков в этом же году стал алжирский экипаж на грузовике марки Sonacome[1].
В 2004 году права на организацию ралли Дакар перешли к фирме французского медиамагната Филиппа Амори (Philippe Amaury) — «ASO» («Amaury Sport Organisation»), которая по сей день является организатором этого соревнования.
Традиционно старт ралли проходил в Париже, а финиш — в Дакаре. Но с 1995 года из-за постоянных возражений парижской городской власти старт ралли происходил также и в других городах.
После скандала с отменой «Дакара-2008», из-за угрозы террористических актов, решением фирмы-организатора ралли «ASO» соревнования, начиная с «Дакара-2009», на неопределенное время будут происходить на территории стран Южной Америки.
Участники и порядок стартов
Соревнования проходят в трех группах:
Старт участников происходит в следующем порядке: первыми стартуют мотоциклы, потом — автомобили, а за ними грузовики. В каждой группе порядок старта определяется местом, которое занял участник на предыдущем этапе. Первыми стартуют победители с интервалом в две минуты, начиная со второй десятки интервал уменьшается до одной минуты.
Классы и группы транспортных средств
Мотоциклы
По состоянию на 2017 год к участию в данном классе допускаются одноцилиндровые и двухцилиндровые серийно выпускаемые мотоциклы, разрешённые к эксплуатации на дорогах общего пользования с объёмом двигателя не более 450 cc. Все категории допускают определённую доработку и экипировку мотоциклов для бездорожья. Класс разделён на следующие группы[2]:
- 1. Elite — допускаются только спортсмены входящие в специальный список Спортивной организации Амори
- 2 — в эту группу входят все остальные мотоциклисты. Группа подразделяется на две подгруппы:
- 2.1. Super-Production — общие требования к технической части.
- 2.2. Marathon — в отличии от остальных запрещает заменять ключевые компоненты мотоцикла, в частности двигатель, раму, вилку и другие, во время соревнований. До 2009 года группа Marathon к тому же не допускал модификаций основных узлов мотоцикла.[3]
Квадроциклы
До 2009 квадроциклы формально относились к классу мотоциклов, но затем получили собственный равноправный зачёт. На данный момент (2017 год) они разделены на две подгруппы[2]:
- 3.1 — одноцилиндровые квадроциклы с приводом на два колеса и объёмом двигателя до 750 cc
- 3.2 — одноцилиндровые и двухцилиндровые квадроциклы с полным приводом и объёмом двигателя до 900 cc
Автомобили — T1, T2 и Open
К классу «Автомобилей» допускают транспортные средств массой менее 3500 кг, которые подразделяются на несколько категорий или групп[4].
- Т1 — модифицированные и усовершенствованные внедорожники[4].
- Т2 — серийные модели внедорожников[4].
- Open — включает прочие автомобильные транспортные средства с массой до 3500 кг, например такие как SCORE International[4].
Первоначально автомобили европейских автомобильных марок, таких как Renault 4, Land Rover, Range Rover, Mercedes-Benz G, Volkswagen Iltis и Pinzgauer, а также японские — Toyota Land Cruiser, доминировали в ралли. Mitsubishi Pajero и Mitsubishi Montero являются наиболее успешными моделями за всю историю ралли, в том числе на протяжении 7 лет подряд в период 2001—2007 гг. Другие производители также представляли к ралли свои модифицированные серийные модели: Citroen, Peugeot (405 T16 и 205 T16) и Porsche.
Mercedes Benz M, BMW X5 и BMW X3, Hummer h2 и Hummer h4 также были представлены среди участвующих моделей, но не появляются на позициях лидеров.
Грузовики — T4 и T5
Грузовик «КАМАЗ» на последнем этапе ралли Дакар 2004 годаКласс «Грузовиков» представлен транспортными средствами массой более 3500 кг[4]. Он разделен на две группы: Т4 и Т5.
- Т4 — принимают участие в гонке[4].
- Т4-1 — включает серийные заводские модели[4].
- Т4-2 — включает модифицированные и усовершенствованные модели[4].
- Т4-3 — «быстрые технички». Включает модифицированные и усовершенствованные модели, основное назначение которых не победа в гонке, а поддержка «своих» машин запчастями и ремонтом[4].
- Т5 — грузовики этого класса не принимают участие в гонке и являются автомобилями технической поддержки соревнующихся команд[4].
В гонках принимают участие грузовики следующих марок: DAF, GINAF, Hino, IVECO, КАМАЗ, LIAZ, MAN, МАЗ[5], Mercedes-Benz, Renault Kerax, Scania, Tatra, и Unimog. В 1980-х годах, сильная конкуренция между DAF и Mercedes-Benz привела к появлению транспортных средств, которые были оснащены двумя двигателями общей мощностью более 1000 л.с. После 2000 года в зачете грузовиков лидируют КАМАЗ и Tatra.
Навигация и трассы
Трасса через пустынюВ настоящее время, учитывая тот факт, что автодороги на участках проведения «Ралли Дакар» преимущественно являются условным понятием, каждый участник ралли обеспечивается навигационным устройством ERTF Unik II и прибором мониторинга IriTrack. Устройство IriTrack представляет собой GPS-трекер с обратной связью через сеть Iridium, совмещённый со спутниковым телефоном системы Iridium, и используется для постоянного отслеживания положения участника, а также для связи с экипажем в случае чрезвычайной ситуации для организации помощи. Устройство Unik II используется для контроля прохождения дистанции и для навигации при прохождении спецучастков. Однако возможности навигации ограничены показом направления на следующую навигационную точку (в случае нахождения автомобиля участника в радиусе видимости следующей точки). Координаты точек участникам не показываются. Но если участник заблудился, он может ввести специальный код разблокировки и увидеть следующую или сразу все остальные точки маршрута, что может позволить ему сориентироваться. За каждую «открытую» таким кодом точку на участника накладывается временна́я пенализация. Накануне каждого этапа участники получают легенду — ориентировочную схему движения с важнейшими ориентирами и контрольными пунктами. Навигация осуществляется только по «легенде», в случае использования устройства GPS экипаж снимается с гонки.
Трасса ралли «Дакар» прокладывается по дорогам общего пользования (не всегда автомобильным) без применения специальных мер по ограничению передвижения автотранспорта. Этапы проходят ежедневно. Дистанция каждого этапа (дорожные секции в сочетании со скоростным участком) — 700—900 км. Маршруты этапов пролегают через пески, барханы, дюны. Покрытие дорог разнообразное и включает в себя песок, камни, солончаки, твердый каменистый грунт и т. п. Время проведения совпадает с периодом, когда в пустынях нередко случаются песчаные бури или идет дождь, что усложняет прохождение трассы.
Трасса каждого этапа состоит из скоростного участка и одной или двух дорожных секций (называются «лиазонами»), представляющих собой отрезок трассы от места отдыха до места старта или от финиша до места отдыха или старта следующего этапа.
Скоростной участок является отрезком трассы, на котором и происходит соревнование участников. На каждом таком участке имеется несколько контрольных точек — специальных мест на трассе, в которых участники должны обязательно получить отметку судей. Обычно некоторые контрольные пункты совмещены с пунктами дозаправки (только для категорий Moto и Quad). Также на некоторых этапах устанавливаются секретные контрольные пункты, о расположении которых участники не имеют информации. Такие контрольные пункты обеспечивают соблюдение маршрута участниками ралли.
Маршруты
Победители ралли
[11]
* — Из-за международной политической обстановки, убийства 28 декабря 2007 года четырёх французских туристов и новых угроз со стороны мусульманских террористических организаций устроители Дакара из группы A.S.O. приняли решение отменить марафон.
Статистика по числу побед в ралли
Автомобили
wikipedia.green
Маршрут ралли Дакар 2020 года во всех деталях / МОТОГОНКИ.РУ
Сегодня в Париже, на официальной пресс-конференции A.S.O. анонсировала подробности совершенно нового маршрута ралли-марафона «Дакар», который с 2020 года будет проводиться в пустынях Саудовской Аравии.
МОТОГОНКИ.РУ, 20 ноября 2019 — Презентация состоялась в парижском Институте арабского мира. 42-й ралли-марафон Дакар стартует 5 января в Джидде и финиширует 17 января в Киддии, недалеко от столицы Саудовской Аравии, Эр-Рияда. Первый аравийский маршрут будет состоять из 12 спец.участков общей протяженностью 5000 км, за две недели караван преодолеет 7900 км.
Что нового
Особенностью ралли 2020 года станет неожиданность. Тотальная. Участники гонки будут узнавать конечный маршрут и получать роадбуки непосредственно перед стартом каждого дня — это новая концепция «Дакара». Неизвестны многие детали каждого спец.участка. Раньше, для каждого создавалась отдельная карта с подробностями, вплоть до состава грунта по километрам. Теперь все это будет раскрываться за несколько минут до старта.
Маршрут ралли Дакар 2020 в деталях
Маршрут ралли Дакар-2020
5 января: Джедда — Аль-Вадж (752 км / СУ: 319 км)
6 января: Аль-Вадж — Неом (супермарафон — 401 км / СУ: 367 км)
7 января: Неом — Неом (489 км / СУ: 404 км)
8 января: Неом — Аль-Ула (563 км / СУ: 453 км)
9 января: Аль-Ула — Хаиль (563 км / СУ: 353 км)
10 января: Хаиль — Эр-Рияд (830 км / СУ: 478 км)
11 января: день отдыха
12 января: Эр-Рияд — Вади Аль-Давасир (741 км / СУ: 546 км)
13 января: Вади Аль-Давасир — Вади Аль-Давасир (713 км / СУ: 474 км)
14 января: Вади Аль-Давасир — Харадж (891 км / СУ: 415 км)
15 января: Харадж — Шубат (марафон — 608 км / СУ: 534 км)
16 января: Шубат — Харадж (марафон — 744 км / СУ: 379 км)
17 января: Харадж — Киддия (447 км / СУ: 374 км)
Джедда, второй по величине город Саудовской Аравии примет базовый лагерь и станет точкой старта Дакара-2020. В отличие от прежних версий ралли, где нагрузка на участников либо возрастала постепенно, либо наваливалась сразу — полностью, в этот раз основой упор будет сделан на навигационный опыт. Первые 3-4 спец.участка — от Джедды до Хаиля — песчаные и горные маршруты, проложенные вдали от известных туристам и путешественникам дорог.
Аль-Ула — музей природы под открытым небом
Круговой СУ в окрестностях Неома поднимется на высоту в 1400 м над уровнем Красного моря. Та гонщикам предстоит увидеть своими глазами огненно-красные каньоны и горы самой разной формы.
Эр-Рияд — оазис в Аравийской пустыне
От Хаиля до Эр-Рияда начнутся настоящие высокие дюны, это будет настоящее испытание — чистая Сахара! Поэтому день отдыха — 11 января — намечен именно в столице Саудовской Аравии.
Но решающими этапами Дакара-2020 организаторы считают предпоследние два дня маршрута из Шубата — через Харадж — в Киддию. Это место — пустыня Руб-эль-Хали, которую за абсолютное безлюдье прозвали Пустым кварталом. Снова, это будет большое испытание на навигационные навыки, потому что ориентироваться будет не на что.
Хайвей через Пустой Квартал — но сотни километров ни одного человека!
Еще одна особенность Дакара-2020 — ужесточение правил марафонских этапов. Супермарафон (полный день без технического обеспечения) наступит уже на второй день гонки, на пути к Неому, и это день мотоциклистам придется пережить не только без поддержки своих техничек, но и с ограниченным всего в 10 минут пит-стопом на проведение беглого ТО. Марафон в более традиционном виде будет проведен за день до окончания ралли.
Как восприняли новый вызов участники
Судя по утвержденному составу гонщиков и экипажей, постоянные участники гонки приняли этот вызов — им интересно новое испытание.
Андрей Каргинов, КАМАЗ-Мастер
Победитель ралли-марафона Дакар 2014 года, пилот команды «КАМАЗ-Мастер» Андрей Каргинов поделился своими воспоминаниями о Саудовской Аравии: «В начале нашей карьеры пилотов нам удалось поучаствовать в гонке на Аравийском полуострове, не побоюсь этого слова – сложнейшей. Часто вспоминаю эти высокие и непростые дюны, которые были с момента старта и до момента финиша. Мы участвовали тремя экипажами, у нас стояла задача просто преодолеть эти дюны, не стараться выиграть. Для нас было огромной победой каждый день добираться до финиша. Было действительно тяжело, ехали друг за другом, помогали, застревали, вытаскивали, продолжали движение дальше. Но огромный опыт приобрели, с удовольствием посетим еще раз этот регион».
В гонку заявились 351 спортсмена и экипажа, из них 170 индивидуальных участников в классах мотоциклов и квадроциклов, 134 джипа и багги, 47 грузовиков.
Возможность сократить расходы на гонку в Аравии позволило европейцам вернуться на Дакар, и напротив, существенно сократило интерес к гонке со стороны южноамериканских участников. Теперь на старте появятся представители Саудовской Аравии и других стран Ближнего востока. В списке участников их будет 18 (13 гонщиков в разных категориях и 5 штурманов).
Кто поедет за Россию
Россию в мотоциклетном зачете будет представлять Дмитрий Агошков, который вновь поедет штурмовать пески в зачете Original by Motul под стартовым номером «№133». В этом зачете гонщик едет один, без какой-либо технической поддержки. После каждого финиша он самостоятельно может обслуживать свой мотоцикл, но все необходимое он должен везти с собой.
Дмитрий Агошков, TroykaTeam
В категории квадроциклов наших на этот раз не будет, зато в категории Side-by-Side — сразу четыре машины: под флагом Snag Racing Team с номером «443» на борту выйдет на старт Can-Am Алексея Шмотева/Андреа Рудницкого, под флагом команды Forestal Team с номером «444» — экипаж Илиь Роусса/Антона Яращука, Федор Воробьев и Кирилл Шубин выйдут на Can-Am под номером «408» (South Racing Can-Am), наконец, под номером «411» стартует BRP Сергея Карякина и Антона Власюка (Snag Racing Team).
Так выглядит лагерь Original by Motul: помогать пилотам не имеет права никто
Традиционно, в зачете грузовиков очень сильно представлена группировка «КАМАЗ-Мастер» — четыре машины. В зачете легковых авто — три российских экипажа.
Следите за новостями ралли Дакар-2020 на МОТОГОНКИ.РУ, начиная с 3 января 2020 года!
www.motogonki.ru
Ралли Дакар 2020 | дата и место проведения
В 2020 году пройдет очередной авто-марафон ралли «Дакар». В трансконтинентальных соревнованиях примут участие профессионалы и любители со всего мира автоспорта, в том числе и команда из России (которая уже много лет показывает отличный результат). В новом году чемпионат сменит свою дислокацию, переехав из Южной Америки в Евразию. В апреле 2019 года организаторы ралли официально озвучили временные рамки соревнования и представили маршруты, которые необходимо будет преодолеть участникам для получения престижного трофея.
Место проведения
С основания ралли в 1978 году по 2009 год гонки проходили на территории Африки и Европы с обязательным стартом или финишем в Дакаре, столице Сенегала. В те времена гонка имела название «Париж-Дакар» Последующие 10 лет чемпионат проводился в Южной Америке по маршрутам в Перу, Чили, Аргентине и Боливии. В новом сезоне было принято решение об изменении локации.
Очередные гонки «Дакар»-2020 продут на Ближнем Востоке в Саудовской Аравии. Это будет 30-ая страна, принимающая марафон. Королевство занимает большую часть Аравийского полуострова и омывается Красным морем – на западе, и Персидским заливом – на востоке. Здесь расположены два самых главных города для всех мусульман – Мекка и Медина.
Большую часть страны занимают пустыни и полупустыни. Центральная часть территории представляет огромное пустынное плато, площадью около 1 млн км2, исчерченное редкими высохшими реками. Здесь расположены три крупные пустыни – Большой Нефуд, Малый Нефуд и Руб-эль-Хали. Подобный природный ландшафт является идеальным для проведения гонок подобного класса. Участникам предстоит преодолеть большие расстояния под палящим солнцем, проходящие через пустыни, барханы, горы и возвышенности.
Дата
Традиционно соревнования проходят в начале января. В 2020 году старт назначен на 05 января в городе Джидда. Заканчиваться гонка будет 17 января в Аль-Киддие.
В январе в Саудовской Аравии отмечается наиболее благоприятная погода для проведения марафона. Температура воздуха днем составляет 25-30С, а ночью – около 16С. Для сравнения, в летний период температура в пустынных местностях держится выше 50С. Снег здесь редкое явление даже для января. Он иногда выпадает в горах, но не каждый год. Тем не менее, в пустынях часто отмечают песчаные бури, которые значительно усложняют навигацию и движение автотранспорта.
Маршруты
Трасса «Дакар»-2020 проходит практически через всю территорию страны. Участники начинают движение от побережья Красного моря и будут двигаться на север вдоль горной цепи Аль-Хиджаз. Далее трасса поворачивает на восток через пустыню Большой Нефуд, и сворачивает на юг. Проходя через горы Тувайк, делает петлю и заканчивается в центральной части.
Открытие гонок будет проходить в Джидда. Это второй по величине город королевства, считается его экономическим центром и воротами в Мекку. С 02 по 05 января здесь проводится сбор всех участников и проверка транспортных средств.
День отдыха было решено сделать в самом большом городе и столице Саудовской Аравии – Эр-Рияд. С арабского языка его название переводится как «сады». Город расположен в низине, благодаря чему он покрывается растительностью. А вокруг на бескрайних просторах простирается пустыня.
Окончание гонки и оглашение результатов произойдут 17 января в Аль-Киддие. Ралли «Дакар» станет первым событием мирового масштаба, которое пройдет в новом городе. Аль-Киддия – это развлекательный мегапроект, расположенный в 40 км от столицы. Его фундамент был заложен в 2018 году. Согласно генеральному плану, город будет включать множество развлекательных парков и курортов, предназначенных для семейного отдыха. Таким образом, «Дакар» внесет свою лепту в развитие новой жемчужины востока.
Участники
Соревнования будут проходить среди любителей и профессионалов моторных гонок на длительные дистанции в следующих категориях:
- мотоциклы;
- квадроциклы;
- автомобили;
- SxS;
- грузовики.
В ралли «Дакар» принимают участие команды со всего мира. Регистрация для категорий «Мотоциклы» и «Квадроциклы» закончилась 15 июля 2019 года. Для остальных она продлится до 31 октября 2019 включительно.
Стоимость регистрации обойдется автогонщикам в кругленькую сумму — от €14 800 (для «Мотоциклов») до €41 400 (для «Грузовиков»). Также предусмотрена система скидок и даже право на бесплатное участие. Оно предоставляется лучшим пилотам, которые проявили себя на соревнованиях для молодых талантов «Road to Dakar». В 2019 году они проходили в Мексике и Марокко. В этом году победителями с правом бесплатного участия в основной гонке «Дакар» стали Луис Хавьер Палайо («SxS»), Мирко Гритти («Мотоциклы») и Фредерик Питоут («SxS»).
К гонкам допускаются серийные и модифицированные модели автотранспортных средств, определенного веса и объема двигателей. Все транспортные средства проходят обязательную проверку до старта и распределяются в свои категории и подкатегории.Вот уже не первый год отличные результаты показывает команда из России «КАМАЗ-мастер», которая выступает в категории «Грузовики». Команда принимает участие в автомарафоне с 1996 и имеет на своем счету 16 побед, включая выигрыш в 2019 году. «КАМАЗ-мастер» считается сильнейшей командой в мире в классе спортивных грузовиков.
В 2019 году «КАМАЗ-мастер» завоевал 1 и 2 место на ралли «Дакар» в Перу.
Первое место в личном зачете среди пилотов категории «Грузовики» со всего мира занимает Владимир Чагин – на его счету 7 побед. С 2011 года он покинул большой спорт и сейчас является руководителем проекта «Ралли «Шелковый путь» — российского аналога «Дакара».
Третье место в личном зачете занимает заслуженный мастер спорта России – Эдуард Николаев. Он является трехкратным победителем гонки, в том числе выигранной в 2019 году.
В новом сезоне команда с новыми силами будет продолжать отстаивать лидерские позиции, покоряя просторы Саудовской Аравии.
Фото-галерея состязаний Ралли Дакар:
Читайте также:
Загрузка…Заметили опечатку на сайте? Мы будем благодарны вам, если вы выделите ее и нажмете Ctrl + Enter
2020-god.com
Ралли «Дакар» — Википедия. Что такое Ралли «Дакар»
Ралли-марафон «Дакар» (долгие годы было известно как «Ралли Париж — Дакар») — ежегодный трансконтинентальный ралли-марафон, который был основан французом Тьерри Сабином. Проводится с 1978 года. До 2009 года гонка финишировала или начиналась в столице Сенегала — Дакаре (за исключением 1992 и 2003 годов). С 2009 года ралли проходит в Южной Америке, а по старому африканскому маршруту проводится ралли-марафон Africa Eco Race.
В гонках принимают участие как профессиональные спортсмены (заводские команды), так и любители (их число достигает 80 %). В отличие от классического ралли, где чемпионат мира (WRC) состоит из множества этапов в разных странах, и чемпион выявляется по сумме очков, на «Дакаре» соревнования проходят, как правило, в начале года и заканчиваются с прибытием в конечный пункт. Вся дистанция разбивается на отдельные участки. Побеждает тот, кто преодолеет маршрут за наименьшее время. Кроме того, на «Дакаре» помимо соревнований среди раллийных автомобилей есть ещё зачёты среди мотоциклов, квадроциклов, мотовездеходов «Side-by-side» (UTV) и грузовиков — в каждом зачёте и выявляется победитель ралли-рейда.
История
Страны Старого Света, по которым проходило ралли (оранжевым выделены страны, через которые трасса проходила только в гонке 1992 года, до Кейптауна) Приз за победу в Ралли Дакар 2011 года в классе грузовиков Т4Идея проведения ралли «Париж — Дакар» принадлежит французскому мотогонщику Тьерри Сабину (Thierry Sabine). В 1977 году он заблудился в Ливийской пустыне во время участия в ралли «Абиджан — Ницца». Он был найден только через три дня и чудом остался жив, благодаря тому, что его вовремя нашли туареги. Это опасное приключение вдохновило Тьерри на организацию в 1978 году Первого ралли-марафона «Париж — Дакар»[1]. С того времени ралли «Дакар» проходит ежегодно в январе. Тьерри Сабин, как основатель ралли Дакар, обладал исключительным правом на проведение этого ралли. Данное право перешло к его отцу Ж. Сабину после трагической гибели Тьерри во время падения вертолета 14 января 1986 года во время Дакара-1986.
Старт первому ралли Дакар был дан 26 декабря 1978 года на площади Трокадеро в Париже. В ралли приняло участие 80 экипажей на автомобилях, 90 мотоциклистов и 12 экипажей на грузовиках. На протяжении трёх недель участники преодолели 10 000 километров (включая 3168 км спецучастков) трассы, проходящей по территории Франции, Алжира, Нигера, Мали, Верхней Вольты и Сенегала. Из 182 участников успешно финишировали только 74.
Поскольку на первом ралли Дакар ещё не было разделения по категориям и классам, то автомобили и мотоциклы шли в общем зачёте. Первым победителем ралли Дакар стал француз Сирил Неве на мотоцикле Yamaha XT500[1]. Также примечательно, что все три первых места на пьедестале в первом ралли достались мотоциклистам — наряду с Сирилом победные места на подиуме заняли Жилю Комт на Yamaha и Филиппу Вассар на Honda. Среди экипажей на автомобилях лучшим стал французский экипаж в составе Алена Женестье, Жозефа Тербио и Жана Лемордана на Range Rover V8[1]. Примечательно, что это был единственный случай в истории данного ралли, когда в зачёте автомобилей победу получил экипаж состоящий из трёх человек — пилота, штурмана и механика. Впоследствии практически все автомобильные экипажи состояли из пилота и штурмана, либо только из пилота.
В 1980 году был введён зачет по трем категориям — мотоциклы, автомобили и грузовики. Первым официальным победителем ралли Дакар в зачете грузовиков в этом же году стал алжирский экипаж на грузовике марки Sonacome[1].
В 2004 году права на организацию ралли Дакар перешли к фирме французского медиамагната Филиппа Амори (Philippe Amaury) — «ASO» («Amaury Sport Organisation»), которая по сей день является организатором этого соревнования.
Традиционно старт ралли проходил в Париже, а финиш — в Дакаре. Но с 1995 года из-за постоянных возражений парижской городской власти старт ралли происходил также и в других городах.
После скандала с отменой «Дакара-2008», из-за угрозы террористических актов, решением фирмы-организатора ралли «ASO» соревнования, начиная с «Дакара-2009», на неопределенное время будут происходить на территории стран Южной Америки.
Участники и порядок стартов
Соревнования проходят в трех группах:
Старт участников происходит в следующем порядке: первыми стартуют мотоциклы, потом — автомобили, а за ними грузовики. В каждой группе порядок старта определяется местом, которое занял участник на предыдущем этапе. Первыми стартуют победители с интервалом в две минуты, начиная со второй десятки интервал уменьшается до одной минуты.
Классы и группы транспортных средств
Мотоциклы
По состоянию на 2017 год к участию в данном классе допускаются одноцилиндровые и двухцилиндровые серийно выпускаемые мотоциклы, разрешённые к эксплуатации на дорогах общего пользования с объёмом двигателя не более 450 cc. Все категории допускают определённую доработку и экипировку мотоциклов для бездорожья. Класс разделён на следующие группы[2]:
- 1. Elite — допускаются только спортсмены входящие в специальный список Спортивной организации Амори
- 2 — в эту группу входят все остальные мотоциклисты. Группа подразделяется на две подгруппы:
- 2.1. Super-Production — общие требования к технической части.
- 2.2. Marathon — в отличии от остальных запрещает заменять ключевые компоненты мотоцикла, в частности двигатель, раму, вилку и другие, во время соревнований. До 2009 года группа Marathon к тому же не допускал модификаций основных узлов мотоцикла.[3]
Квадроциклы
До 2009 квадроциклы формально относились к классу мотоциклов, но затем получили собственный равноправный зачёт. На данный момент (2017 год) они разделены на две подгруппы[2]:
- 3.1 — одноцилиндровые квадроциклы с приводом на два колеса и объёмом двигателя до 750 cc
- 3.2 — одноцилиндровые и двухцилиндровые квадроциклы с полным приводом и объёмом двигателя до 900 cc
Автомобили — T1, T2 и Open
К классу «Автомобилей» допускают транспортные средств массой менее 3500 кг, которые подразделяются на несколько категорий или групп[4].
- Т1 — модифицированные и усовершенствованные внедорожники[4].
- Т2 — серийные модели внедорожников[4].
- Open — включает прочие автомобильные транспортные средства с массой до 3500 кг, например такие как SCORE International[4].
Первоначально автомобили европейских автомобильных марок, таких как Renault 4, Land Rover, Range Rover, Mercedes-Benz G, Volkswagen Iltis и Pinzgauer, а также японские — Toyota Land Cruiser, доминировали в ралли. Mitsubishi Pajero и Mitsubishi Montero являются наиболее успешными моделями за всю историю ралли, в том числе на протяжении 7 лет подряд в период 2001—2007 гг. Другие производители также представляли к ралли свои модифицированные серийные модели: Citroen, Peugeot (405 T16 и 205 T16) и Porsche.
Mercedes Benz M, BMW X5 и BMW X3, Hummer h2 и Hummer h4 также были представлены среди участвующих моделей, но не появляются на позициях лидеров.
Грузовики — T4 и T5
Грузовик «КАМАЗ» на последнем этапе ралли Дакар 2004 годаКласс «Грузовиков» представлен транспортными средствами массой более 3500 кг[4]. Он разделен на две группы: Т4 и Т5.
- Т4 — принимают участие в гонке[4].
- Т4-1 — включает серийные заводские модели[4].
- Т4-2 — включает модифицированные и усовершенствованные модели[4].
- Т4-3 — «быстрые технички». Включает модифицированные и усовершенствованные модели, основное назначение которых не победа в гонке, а поддержка «своих» машин запчастями и ремонтом[4].
- Т5 — грузовики этого класса не принимают участие в гонке и являются автомобилями технической поддержки соревнующихся команд[4].
В гонках принимают участие грузовики следующих марок: DAF, GINAF, Hino, IVECO, КАМАЗ, LIAZ, MAN, МАЗ[5], Mercedes-Benz, Renault Kerax, Scania, Tatra, и Unimog. В 1980-х годах, сильная конкуренция между DAF и Mercedes-Benz привела к появлению транспортных средств, которые были оснащены двумя двигателями общей мощностью более 1000 л.с. После 2000 года в зачете грузовиков лидируют КАМАЗ и Tatra.
Навигация и трассы
Трасса через пустынюВ настоящее время, учитывая тот факт, что автодороги на участках проведения «Ралли Дакар» преимущественно являются условным понятием, каждый участник ралли обеспечивается навигационным устройством ERTF Unik II и прибором мониторинга IriTrack. Устройство IriTrack представляет собой GPS-трекер с обратной связью через сеть Iridium, совмещённый со спутниковым телефоном системы Iridium, и используется для постоянного отслеживания положения участника, а также для связи с экипажем в случае чрезвычайной ситуации для организации помощи. Устройство Unik II используется для контроля прохождения дистанции и для навигации при прохождении спецучастков. Однако возможности навигации ограничены показом направления на следующую навигационную точку (в случае нахождения автомобиля участника в радиусе видимости следующей точки). Координаты точек участникам не показываются. Но если участник заблудился, он может ввести специальный код разблокировки и увидеть следующую или сразу все остальные точки маршрута, что может позволить ему сориентироваться. За каждую «открытую» таким кодом точку на участника накладывается временна́я пенализация. Накануне каждого этапа участники получают легенду — ориентировочную схему движения с важнейшими ориентирами и контрольными пунктами. Навигация осуществляется только по «легенде», в случае использования устройства GPS экипаж снимается с гонки.
Трасса ралли «Дакар» прокладывается по дорогам общего пользования (не всегда автомобильным) без применения специальных мер по ограничению передвижения автотранспорта. Этапы проходят ежедневно. Дистанция каждого этапа (дорожные секции в сочетании со скоростным участком) — 700—900 км. Маршруты этапов пролегают через пески, барханы, дюны. Покрытие дорог разнообразное и включает в себя песок, камни, солончаки, твердый каменистый грунт и т. п. Время проведения совпадает с периодом, когда в пустынях нередко случаются песчаные бури или идет дождь, что усложняет прохождение трассы.
Трасса каждого этапа состоит из скоростного участка и одной или двух дорожных секций (называются «лиазонами»), представляющих собой отрезок трассы от места отдыха до места старта или от финиша до места отдыха или старта следующего этапа.
Скоростной участок является отрезком трассы, на котором и происходит соревнование участников. На каждом таком участке имеется несколько контрольных точек — специальных мест на трассе, в которых участники должны обязательно получить отметку судей. Обычно некоторые контрольные пункты совмещены с пунктами дозаправки (только для категорий Moto и Quad). Также на некоторых этапах устанавливаются секретные контрольные пункты, о расположении которых участники не имеют информации. Такие контрольные пункты обеспечивают соблюдение маршрута участниками ралли.
Маршруты
Победители ралли
[11]
* — Из-за международной политической обстановки, убийства 28 декабря 2007 года четырёх французских туристов и новых угроз со стороны мусульманских террористических организаций устроители Дакара из группы A.S.O. приняли решение отменить марафон.
Статистика по числу побед в ралли
Автомобили
Личный зачёт (пилоты) |
wiki.sc
История ралли-рейда «Дакар»
Сорок лет побед
Константин Комков, Жан-Клод Морелле,
Александр Еремцов
Фото из архивов авторов и «КАМАЗ-мастер»
На следующий день после празднования Рождества, 26 декабря 1978 года на эспланаде Трокадеро, напротив Эйфелевой башни было шумно. Три сотни искателей приключений приняли безумный вызов Тьерри Сабина и готовились отправиться из промозглого Парижа в Африку. Тогда ещё не было девиза, известного в современной интерпретации как «Вызов для тех, кто решился, мечта для тех, кто остался!» На самом деле этот постулат основателя ралли «Париж – Дакар» появился в регламенте гонки 1982 года.
Изменился ли «Дакар» за 40 лет своей истории? Конечно, и дело не только в том, что в 2009 году он переехал на другой континент. Многие считают, что первый легендарный период закончился в 1986 году, когда погиб его создатель Тьерри Сабин. Другие датой отсчёта новой эры марафона считают 1994 год, после того, как отец Тьерри Жильбер Сабин продал гонку ASO. Но истина где-то посередине и последним доисторическим «Дакаром» можно считать 12-й по счёту, последний без GPS, который изменил суть внедорожного ралли, лишив его настоящей навигации. Заметим, что дебют грузовиков «КАМАЗ» состоялся 25 декабря 1989 года на ралли «Париж–Триполи–Дакар».
Первый заезд
Почти святочная хрестоматийная история о том, как на заблудившегося в январе 1977 года на ралли «Абиджан – Ницца» Тьерри Сабина сошло озарение и он придумал «Дакар», известна всем. В 1977 году он заплутал в Нигере, огибая массив Эми-Феццан, отклонившись на 50 км от правильной трассы. Три дня на маленьком самолете Жан-Мишель Сине облетал пустыню, пока случайно не обнаружил in extremis («При последнем издыхании» – лат.) умиравшего от жажды Тьерри. На следующий день 14 января организатор вернулся за ним на внедорожнике. Тогда Сине сказал ему: «Это чудо, что мы нашли тебя. Вся твоя дальнейшая жизнь – это бонус». Пустыня подарила ему ровно девять лет. И эти годы он потратил на ралли-рейд «Париж – Дакар».
Первым спонсором нового детища Тьерри Сабина стал босс Yamaha-France Жан-Клод Оливье. Успех первого старта «Париж – Дакар» превзошел ожидания Сабина. Накануне Рождества 1978 года в закрытом парке на парижской площади Трокадеро оказалось 167 транспортных средств: мотоциклов, автомобилей и грузовиков.
А ведь «Дакар» мог и не состояться! И в этом случае у Тьерри Сабина, уже получившего 150 000 франков от спонсора Oasis (группа Volvic), не было второго шанса… Паром Сет – Алжир уже был недалеко от африканского берега, когда пришло сообщение о кончине президента Хуари Бумедьена. Объявлен национальный траур и власти под полицейским конвоем отправили всех в объезд столицы по обледеневшим дорогам.
Несмотря на фурор первого «Дакара», никто не мог представить себе его развития. Oasis не торопился возобновлять контракт с Сабином, а тот не мог найти других спонсоров. После второго ралли всё стало иначе.
Тяжеловесы на «Дакаре»
По официальной версии грузовики появились на трассе «Дакара» только в 1980 году. Однако были они и на первом – в 1979 году – ровно дюжина, все состязались с едином общем зачёте. Конечно, за редким исключением, они были заявлены в роли ассистанса или транспорта оргкомитета: что, впрочем, не помешало присвоить им стартовые номера, а некоторым даже попасть в финальную классификацию. Среди них было пять Unimog, включая списанные из бундесвера медико-санитарные, Steyr-Puch Pinzgauer 6х6 № 180 (он занял 44-е место), Renault Saviem SM8 № 181 (грузовик, перевозивший оборудование для прямого радиоэфира Макса Мейнье, уже участвовал в пересечении Сахары с запада на восток), Unic № 187 (72-е место), Unimog № 189, UNIC № 192 (59-е место), Saviem TP3 № 195, Unic № 196. И наконец автопоезд Mercedes-Benz № 199, который не претендовал на победу: ему была отведена роль «подметальщика», чтобы собирать на трассе выбывших из борьбы мотогонщиков.
Премьерой второго «Париж – Дакара», состоявшегося в январе 1980 года, стало официальное появление отдельного грузового зачёта, в стартовых списках которого было 9 грузовиков. Из них три Sonacome M210 – алжирских кузенов GBC8 6х6 Berliet, построенных на заводе в алжирском Руиба.
Серьёзную ставку сделало подразделение Division Défense Équipement компании Renault Véhicules Industriels, заявив два TRM4000 (SM8 4×4), один из них обслуживал команду.
Был на старте второго по счёту ралли и странный грузовик Mercedes-Benz LP913 с изотермическим кузовом. Жорж Груан, сидевший за рулём этого рефрижератора 4×2 под стартовым № 222 заявил, что проехать можно и с одним ведущим мостом и собирался организовать буфет на финише. Уже в сумерках танк АМХ30, с местного военного полигона, вызволял Mercedes-Benz LP913 из карьера. После схода в Гао, от Бамако до Тамбакунда пришлось добираться по железной дороге.
После первого опыта Груан отправился на маршрут третьего «Дакара» в 1981 году за рулём Mercedes 1932 AK 4х4, доверху гружённого запасными частями. Он финишировал третьим в зачёте грузовиков. И всё же, пока ещё к гонке тяжеловесов относились как к курьёзу… В 1982 году завод в Штутгарте подготовил для Жоржа Груана Unimog U 1700 и на нём экипаж Груан – де Солье – Бернар Малфериоль выиграл в своей категории. Но всё же это был не совсем большегруз… На следующий год Груан решил бороться за рулём настоящего грузовика – на Mercedes-Benz 1936 AK – и выиграл «Париж – Алжир – Дакар 1983».
Наша история…
Первое участие команды «КАМАЗ-мастер» в легендарной гонке «Париж – Дакар» состоялось в 1991 году. Выступление оказалось удачным – 2 и 3 места в зачёте грузовиков. В следующем году – 3 место. А первую победу одержал ещё в 1996 году Виктор Московских. Но главный победный прорыв произошёл в команде с приходом Владимира Чагина. С 2000 по 2018 год команда «КАМАЗ-мастер» поднималась на высшую ступень 15 раз. Результатов «Дакара-2018» ждали с нескрываемым нетерпением, ведь это была юбилейная гонка – 30 лет со дня создания команды «КАМАЗ-мастер». Хотя здесь требуется уточнение. Официальной датой создания команды считается 17 июля 1988 года. Первым официальным соревнованием команды было ралли «Ельч» в Польше, и там она заняла вторую ступень из трёх. Потом был ралли-рейд «Обжектив Сюд» (1989 г.), «Ралли фараонов» (1990 г.), где команда не была в числе последних.
Пролог «Дакара-2018» по погодным условиям повторял прошлогодний. Из-за дождей спортивный этап Туписа – Сальта отменён. На трассе техничек-ассистанс на пути к Сальте смыло мост (в прошлом году здесь случился оползень). Дмитрий Сотников, на которого возлагались главные надежды, проявлял себя в общем-то неплохо, но и Федерико Виллагре на IVECO шёл уверенно. И у некоторых закрались сомнения. Юбилейное ралли складывалось сложно, к 10 этапу из 92 автомобилей, изначально зарегистрированных на гонку, на старт спецучастка Сальта – Белен вышли всего 54.
Катамарка – традиционно несчастливый для нашей команды регион. Два года назад здесь лёг на бок экипаж Николаева и застрял в песке экипаж Мардеева. Не стал исключением и сегодняшний этап – поломка переднего редуктора на машине Николаева, потеря времени на замене колеса у Айрата Мардеева и возгорание машины Антона Шибалова – вот неполный список злоключений.
По результатам финиша 11 этапа аргентинец Федерико Виллагра, по прозвищу Койот, перемещается в генеральной классификации на первое место. К противостоянию Николаев – Виллагра приковано внимание сотен тысяч болельщиков. После 12 этапа и 7518 километров пути разница, разделяющая Николаева и Виллагру, составляла 1 секунду.
Решающим можно назвать 13 этап. На 79-м километре трассы аргентинец из-за проблем с КП сходит с дистанции. Но и на машине Николаева отказывает сцепление, экипаж Дмитрия Сотникова приехал на точку сервиса с пробитым радиатором, у Айрата Мардеева оказался пробитым патрубок радиатора.
Последний 14-й этап только всё расставил на свои места: экипаж Эдуарда Николаева по общим результатам стал победителем в грузовом зачёте ралли-марафона «Дакар-2018». Серебро гонки впервые завоевал белорусский гонщик Сергей Вязович (МАЗ). Ещё один российский экипаж – Айрата Мардеева – стал бронзовым призёром.
www.gruzovikpress.ru