Советские мопеды Рижского завода «Саркана Звайгзне» (Односкоростные серийные модели)
Загадочное не для латыша Саркана Звайгзне переводится очень даже просто — Красная звчезда. А все началось с велосипедов. Завод выпускавший велосипеды решил попробывать поставить на свою продукцию двигатель внутреннего сгорания, врезультате чего получился мотовелосипед. Хотя первая модель была не столь удачной (как последующие), но идея прижелась, дабы спрос на такие изделия был огромный и завод полностью переключился на производство мопедов с последующей модерницации их моделей.
Здесь представлены фотографии мопедов времен СССР разных модификаций и годов производства выпущенных Рижским заводом Саркана Звайгзне, приятного просмотра!
Первые серийные односкоростные модели Рига 16 (1958)
Рига 16 (1958 год)
Первый мопед рижского завода предстовлял собой обычный велосепед для взросчлых с мужской рамой, а отличался установленным на него двигателем и большай звездочкой на заднем колесе соедененные цепной цепью. Двигатель производился на Ленинградском заводе «Красная звезда».
Первые серийные односкоростные модели Рига 18 (1958-1961)
Рига 18
Все тот же мотовелосипед, но уже с пружинными амортизаторами и маятниковой вилкой.
Источник: http://ussrvopros.ru/my-pomnim-sssr/foto-sssr
Мотовелосипеды Рига-2 «Гауя» (1961-1965)
Рига-2 «Гауя»
Легкий мопед «Рига-5» (1966-1971)
Рига 5
Советский тюнинг. Вместо штатного зажигания многие ставили «Магнето» от тракторного пускача. Как говориться «пер» как танк, реально мощи добовлялось. Искра чуть ли не пол метра была!
Легкий мопед «Рига-7» (1969-1975)
Рига-7
Легкий мопед «Рига-11» (1976-1981)
Легкий мопед «Рига-11» РМЗ-1.411
Легкий мопед «Рига-11» (1981-1983)
Легкий мопед «Рига-11» РМЗ-1.411-02
Рига-11
Легкий мопед «Рига-13» (1983)
Легкий мопед «Рига-13» РМЗ-1.413
Источник: http://ussrvopros.ru/dostizheniya-sssr/sovetskaya-avto-tekhnika/645-istoriya-sovetskikh-mopedov-lyubitelyam-mototsiklov
Легкий мопед «Рига-13» РМЗ-1.413-02 (1983-1998)
Рига-13
ussrvopros.ru
Спортивные мопеды «Рига»
Про серийные мопеды Рига и экспериментальные модели Рижского Завода я уже писал. Теперь пришло время поговорить про гоночное прошлое Рижского завода. Представляю вашему вниманию обзор гоночных мопедов «Рига».Завод «Саркана Звайгзне» выпускал и спортивные мопеды, как для кросса, так и для кольцевых гонок.
Мопеды для кроссовых гонок
Рига-6К (1973)
Экспериментальная модель кроссового мопеда. Считается самой первой кроссовой моделью завода.
Рига-14 Юниор РМЗ 2.714 (1981)
Рига 14 «Юниор» спортивный мопед для кружков СЮТ и секций мотокросса
Рига-20 Юниор (1984)
Рижский мотозавод «Саркана Звайгзне» в течение ряда лет выпускает кроссовые машины класса 50 см для тренировок и соревнований подростков 12-16 лет. На них проводится немало спортивных встреч, в том числе первенство СССР среди ДЮСТШ. С этого года предприятие приступает к производству нового кроссового мокика «Рига-20Ю». Эта спортивная машина унифицирована по ряду узлов с дорожным мокиком РМЗ-2.122-01 («Рига-22»). У нее отличающиеся от соответствующих узлов дорожной модели рама, глушитель, гидравлическая передняя вилка и амортизаторы, переднее колесо увеличенного диаметра и ножное переключение передач.
Рига-22 Юниор Спорт (1986)
В 1986 году на смену Риге-22 Юниор пришла новая модель Рига-22 Юниор Спорт.
Мопеды для шоссейно-кольцевых гонок
SZ-1 (1963)
SZ-1 стал первым гоночным мопедом завода для шоссейно-кольцевых мотогонок.
SZ-50 (1964)
Немного доработав конструкцию, сотрудники завода «Саркана Звайгзне» представили гоночный мопед второго поколения SZ-50. Он использует узлы и агрегаты серийного мопеда Рига-1, правда с некоторой доработкой. Но трубчатая сварная рама, топливный бак емкостью 10 л‚ рулевое управление, седло, передний и задний щитки были оригинальными. Двигатель мопеда SZ-50 сделан на базе двухтактного мопедного мотора Ш-50. Ему усовершенствовали шатунно-поршневую группу и добавили встроенную пятиступенчатую коробку передач. Сравнительно высокая мощность — 6,8 л.с. достигнута повышением степени сжатия, изменением фаз газораспределения, применением карбюратора К-55 с диаметром диффузора 20 мм и тщательным подбором выпускной системы. По сравнению с серийным у цилиндра двигателя SZ-50 увеличено оребрение. Степень сжатия — 12; зажигание — от маховичногомагдино. Передняя вилка мотоцикла, как и у мопеда «Рига», телескопическая, а задняя подвеска — маятникового типа с пружинными амортизаторами. На СЗ-50 установлены тормоза колодочного типа. Диаметр тормозного барабана 120 мм, размер шин 2‚25-19. Габаритные размеры: длина мотоцикла — 1800 мм, ширина по рулю — 525 мм, высота — 850 мм, вес — 42 кг. SZ-50 развивает максимальную скорость 105 км/час.
Рига-6С (1966)
С 1966 года начали выпускать целую серию гоночных мопедов С (Спортивный) с Серпуховскими моторами. Первым был Рига-6С, фотографий которого найти не удалось.
Рига-7С (1968)
Рига-7С получила двигатель СМ-51.
Рига-9С (1969)
Следующая модель отличалась аэродинамическим обвесом (как у SZ-50). Его 1-цилиндровый 2-тактный двигатель объемом 49.8 см3 выдавал 9 л.с. и разгонял мопед весом 57 кг до 120 км/ч.
Рига-11С (1970)
Этот мопед получил Серпуховский двигатель СМ-51К.
Рига-12С (1972)
Ригу-12С можно отличить по оригинальномумонообтекателю, закрывающему всю переднюю часть и двигатель мопеда.
Рига-15С (1975)
Мопед был очень похож на Ригу-12С, но оснащался двигателем ШК-54.
Рига-17С (1976)
В 1976 году на смену Рига-15С пришла обновленная модель. Общие данные: сухая масса— 62,3 кг, максимальная скорость — 150 км/ч; тормозной путь со скорости 60 км/ч — 14 м. со 100 км/ч — 48 м; запас топлива — 8 л. Размеры: длина — 1848 мм; ширина (по рулю) — 450 мм; высота (по обтекателю) — 885 мм; база — 1280 мм; Двигатель: одноцилиндровый, двухтактный, с жидкостным охлаждением; рабочий объем — 49,8 см3; диаметр цилиндра — 40 мм; ход поршня — 39,6 мм; степень сжатия — 13; мощность — 13,5 л. с./10 кВт при 12 000 об/мин.
Рига-19С (1979)
Очередной гоночной моделью завода стала Рига-19С с двигателем мощностью 16 л.с. при 15000 об/мин. Мопед весил всего 60 кг и разгонялся до умопомрачительных 165 км/ч.
Рига-21С (1982)
В 1982 году представили новую кольцевую модель Рига-21С.
Рига-23С (1983)
Рига-23С, показанная в 1983 году, получила совершенно новый аэродинамический обвес и стала последней гоночной моделью завода.
Рига-125
Модель для кольцевых гонок с позаимствованным у Минска мотором в 125 кубиков. История создания не ясна.
Riga-Junior
Этот мопед базировался на модели Рига-15С, но оснащался более простыми тормозами, тюнингованным двигателем Vairas и 2-ступенчатой трансмиссией.
Шоссейно-кольцевые мопеды «Рига» стали неоднократными победителями и призерами чемпионатов СССР и международных соревнований. А где они сечас…
carakoom.com
Экспериментальные модели Рижского завода
Рассказ о серийных мопедах Рижского завода, который был в предыдущем блоге, был бы не полным без обзора экспериментальных моделей, которых завод за время своего существования создал немало.Микромотороллер «Вента» (1962)
О нем известно совсем немного. Можно с уверенностью сказать только то, что на него планировалось устанавливать новый шауляйский двигатель Ш50.
Рига-6 (1968)
Экспериментальная «Рига-6» с 4-ступенчатой коробкой передач и мощностью мотора около 3,5 л.с.
Рига-8 (1969)
В конце 60х был создан еще один экспериментальный мопед – Рига-8.
Римото (1970)
Мопед «Римото» весит всего 38 кг и имеет одноцилиндровьпй двухтактный двигатель с воздушным охлаждением, который разгоняет мопед до 40 км/ч с грузом на багажнике до 15 кг. Расположение топливного бака в задней части рамы оставляет свободным глубокий проем, делающий мопед удобным как для мужчин, так и для женщин. По результатам конкурса на лучшую конструкцию мопеда, проведенного в 1970 году Центральным советом ВОИР и Министерством автомобильной промышленности СССР, за разработку мопеда «Римото» коллектив завода «Саркана Звайгзне» получил вторую премию. Серийно мопед не выпускался.
Прототип Рига-Мини (1971)
За 10 лет до начала серийного производства мокика Рига-Мини, завод показал прототип микромопеда с одноименным названием. Его создали дизайнер Гунар Глудиньш (Gunārs Glūdiņš) и конструктор Погайнис (Valdis Pogainis). Он был отмечен призами на международных выставках в Брюсселе (1973) и Штутгарде (1976). Он отличался очень необычным и прогрессивным дизайном, но в производство его в таком виде не пустили.
Микромотороллер Мини-Спорт (1971)
Микромотороллер Мини-Спорт впервые показали в 1971 году на стендах одной оптовой ярмарки. Он весил всего 38 кг. В серию он не пошел по ряду странных причин, которые завод объяснял однозначно «… было выяснено, что спрос на него невелик». (Огонек 17/1973).
Рига-14 (1973)
В 1973 дизайнер Глудиньш создал Ригу-14, который был очень похож на Honda Dax 1969 года. Он имел штампованную раму, состоящую из двух половинок, 10-дюймовые колеса, длинное прямоугольное сиденье и руль, состоящий из 2х частей. Прототип получил шауляйский 2-скоростной мотор объемом 50 см3, который на тот момент был отвратительным. Еще в 1978 году мопед Рига 14 рекламировали в журналах для подростков, но производить в массовом порядке так и не стали.
Рига-18 (1977-1978)
В середине 70х дизайнеры Глудиньш и Васильев (Anatolijs Vasiļjevs) и конструктор Нитишь (Edmunds Nitišs) создали серию экспериментальных мокиков с двигателями Ш-58 и Ш-62М, которые получили общее название Рига-18. Самым интересным из них была модель 1977 года, которую показали на выставке дизайна в Риге «Среда, дизайн, качество». Он имел необычный выгнутый руль, хребтовую раму с ящиком для инструментов под ней и длинное сиденье.
В версии 1978 года бензобак, раму и ящик для инструментов объединили в один монокорпус. В 1981 году на 6ой выставке дизайна в Риге показали мокик Рига-18Л (Riga 18l) или СЗ18 (SZ18). Он выглядел почти как мотоцикл и имел ножное переключение передач, монолитный силуэт, звуковой сигнал и набор приборов и датчиков. Это были очень достойные модели, но руководство завода продолжало выпускать устаревшие «Рига-16» и «Рига-22».
Складной минимокик Mini RMZ2 / Рига-20 (1984-1986)
Спасти ситуацию с устаревшей продукцией смог минимокик Рига-26. А конструкторы завода подготовили еще более компактный минимокик Mini RMZ2, который показали в 1984 году. У него была складная рама, как у велосипеда «Десна», а бензобак располагался на багажнике над задним колесом. В серию такой не пошел.
РМЗ-1.415 (1984)
Этот прототип был сделан как перспективная замена устаревшему Рига-13 (который, по сути, практически не отличался от Рига-7). Выгнутая рама центральной трубы, косой бензобак, Ленинградский мотор Д (49 cm3), автоматическое сцепление, — но опять старт производства затормозили до начала 90-ых, но тогда уже не до мопедов…
SZ/MX-80 (1984)
В 1983 году рижский завод приобрел лицензию на двигатель Simson M531/541 KG-40, а в 1984 году создал с ним прототип SZ/MX-80. Как и другие прототипы завода, эту модельразработали конструктор Валдис Клейнберг (Valdis Kleinbergs) и дизайнеры Гунар Глудиньш (Gunars Gludinš) и Янис Карклиньш (Janis Karklinš).
В 1988 году этот мокик показали на выставке «Автодизайн-88» в Москве. Он отличался невиданными ранее решениями: двухместным сиденьем, литыми разборными колесными дисками, гидравлическими амортизаторами спереди и центральным моноамортизатором Pro-Link. Максимальная скорость достигала 100 км/ч. Мокик в серию не пошел, а лицензионный двигатель в варианте 50 см3 выпускался впоследствии под именем ВП-50 на заводе «Молот» в Вятских полянах.
Mini-Delta (1989)
Этот мокик представлял собой прототип внедорожной модели с двигателем Д-16. В серию не пошел.
Delta RMZ2 (1989)
В том же году создана еще одна версия мокика Delta, не отличающаяся перспективностью конструкции и не получившая дальнейшего развития.
Рига-15 «Vega» RMR-15 (1990)
РМЗ 1.415, показанный еще в 1984 году стал базой для экспериментов для студентов из академий художеств. Например, этот мопед Vega Рига-15, созданный студентом Копейкиным (Mihails Kopeikins) выглядел превосходно. В нем даже появились итальянские нотки. Но на том история «Риги 15» и кончается — проект почему то отдали Ленинградскому Северному заводу, который с 1994 года пустил в производство последнюю модификацию этого мопеда под названием «Пегас ЛСЗ — 1.415» (c мотором Д 14) — «Пегасы» и сейчас производят, но с Ригой они уже никакого отношения не имеют.
Грузовой трицикл «Pony» (1991)
В 1991 году Латвия обрела независимость. Для сохранения объемов выпуска мопедов, завод придумывал новые образцы, пытаясь занять различные ниши. Так в 1991 году появился грузовой мопед Pony, который можно было водить без прав, ведь на нем стоял двигатель объемом всего 50 см3. Был выпущен всего один прототип, который находится в Рижском Мотормузее.
Мокик «Fora Sprint» RMR-2.155 (1993)
В 80х годах Рижский Завод купил лицензию на производство двигателя «Simson M531/541 KG-40». Это развязало руки дизайнерам и конструкторам, которые начали выдавать очень интересные модели. Одной из них стал мокик For Sprint, который сами конструкторы назвали одним из лучших за всю историю завода. Но пока думали как наладить производство, дизайн его уже устарел. Правда, их все-таки начали собирать в 1997 году, но на Ленинградском заводе «Красный октябрь».
Кроссовый мокик Фора (1998)
Около 1996 года «Рыжский моторный завод» начал сомнительное сотрудничество с британской компанией «Offroad Leisure UK» — по их заказу создали несколько новых прототипов мокиков с 50 cm3 моторами. Но британцы рижан просто кинули. Это вместе с приватизацией поставило точку мотопроизводству в Риге.
Вот такая вот немного печальная история Рижского Завода. Было, действительно немало прекрасных разработок, но сейчас все они — история.
carakoom.com
Советские мопеды Рижского завода «Саркана Звайгзне» (Двухскорстные модели)
Мопед «Рига-1» (1961-1965)
В далеком 1958 году завод рижский завода «Саркана Звайгзне» выпустил первый мопед, назывался он «Spriditis». Както этот момед не пошол, «первый блин получился комом». Заводские конструкторы за опытом производства малокубатурной мототехники отправились в Чехию на завод «Jawa» , в результате чего в 1960 году был выпущен первый мопед «Рига-1» с явовским двигателям, правда всего 11 экземпляров, все они должны были пройти испытания. Новые мобеды гоняли около двух месяцев, они проехали более чем по10 тысяч км, и по окончании всех тестов было принято решение запускать изделие на поток.
Первые «Риги-1» были оснащены чешскими моторами завода «Jawa» с объёмом цилиндра более 50 куб.см, а это уже, по советским ПДД того времени, считается полноценным мотоциклом, значит нужны водительские права категории А и регистрация в ГАИ. Это было весьма неудобно, да и на спрос могло повлиять отрицательно, но эти беды исчезли с момента установки шауляйского мотора Š-50 , у которого объем был меньше неудобных 50 куб.см. А, в принципе он был аналогом явовской силовой установке.
Источник: http://ussrvopros.ru/my-pomnim-sssr/foto-sssr
Мопед «Рига-3» (1965-1968)
Мопед «Рига-4» (1968-1973)
Мопед «Рига-12» (1973-1979)
Мокик «Рига-16» (1977-1981)
Мокик «Рига-22» (1981-1986)
Мокик «Рига-22» («USMA») РМЗ-2.122
Мокик «Дельта»
Мокик «Дельта» RMR-24 РМЗ-2.124
Мини-мокик «Мини» (1985-…)
Мини-мокик «Мини» РМЗ-2.130
Мини-мокик «Стелла»
Мини-мокик «Стелла» с вариатором
«Стелла» производство с 80-х до середины 90-х. Этот мини мокик оборудовавлся и своим двигателем V-501M (с ножным переключением передач) Шауляйского велосипедно-моторного завода «Вайрас», так и различными импортными: чехословацкими Jawa, французскими Peugeot и польскими Dezamet.
Мини-мокик «Стелла»
ussrvopros.ru
» Мопед «Рига-1» (1961-1965)
Двигатели Jawa-552 или Š-50
В 1958 году на заводе был выпущен первый мопед «Spriditis». Опыт оказался не совсем удачным, и конструкторы завода отправились на чешский завод «Jawa» для детального ознакомления с производством малокубатурной мототехники. После этого в 1960 году было выпущено 11 экземпляров мопеда «Рига-1» с чешскими двигателями, которые были направлены на тест. За 50 дней мопеды успешно прошли более 10000 км, после чего было принято решение о начале производства. Мопеды первых партий оснащались моторами «Jawa-552» с рабочим объёмом более 50 ссм, что по ПДД делало из «Риги-1» полноценный мотоцикл со всеми сопутствующими обязательствами типа регистрации в ГАИ и управления с правами категории «А». После начала установки шауляйских Š-50 эта проблема ушла.
Габаритные размеры: длина — 1800 мм; ширина — 610 мм; высота — 900 мм; база — 1175 мм; дорожный просвет при горизонтальном положении шатунов — 133 мм. Общие данные: масса (сухая) — 45 кг; максимальная скорость — 40 км/ч; емкость топливного бака — 6 л.; контрольный расход топлива при движении со скоростью 25 км/ч — 1,6 л/100км. Двигатель: модель — Š-50; тип — бензиновый, двухтактный, с охлаждением встречным потоком воздуха; рабочий объем двигателя — 49,8 куб.см.; число тактов — 2; количество цилиндров — 1. Силовая передача: сцепление — двухдисковое, масляное; коробка передач — двухступенчатая; первичная передача — с косозубыми шестернями; главная передача — роликовой цепью; привод заднего колеса — цепной. Электрооборудование и приборы: зажигание и освещение — от маховичного магдино переменного тока мощностью 18 ватт, напряжением 6 вольт; свеча — А8У; фара — с двухнитевой лампой 15-15 ватт типа А44; сигнал — С-34; задний фонарь — с лампой типа А19. Ходовая часть: рама — трубчатая сварная; передняя подвеска — телескопическая с пружинами; задняя подвеска — маятникового типа с пружинными амортизаторами; сиденье — с подушкой из губчатой резины; колеса — взаимозаменяемые; размер шин — 19″x2,25″; передний тормоз — колодочного типа; задний тормоз — колодочного типа; диаметр тормозных барабанов — 120.
Мопедный двигатель Š-50. Техническое описание и инструкция по эксплуатации.
Создаются первые мопеды «Саркана Звайгзне»
Рассказ о готовящемся к выпуску мопеде «Рига-1»
«Голос Риги», 07/1959
Советский мопед
Описание конструкции мопеда «Рига-1»
«За рулем», 12/1959
Мопеды на улицах Риги
Заметка о начале продаж мопеда «Рига-1» завода «Саркана Звайгзне»
«За рулем», 04/1961
Получай, Родина, новые мотоциклы!
Рассказ о перспективах унификации мотоциклетной промышленности СССР
«За рулем», 10/1961
Мотоциклы ближайших лет
Описание новинок мотопромышленности СССР
«За рулем», 12/1961
Мопедный двигатель Ш-50
Описание конструкции двигателя Ш-50 для мопеда «Рига-1»
«За рулем», 07/1962
Легкие, красивые, удобные
Рассказ о новинках рижского мотозавода «Саркана Звайгзне»
«За рулем», 01/1963
Мерный стаканчик для масла
Заметка о доработке мопеда «Рига-1»
«За рулем», 02/1963
Верьте мопедам, туристы!
Заметка о путешествии на мотовелосипедах «Гауя» и мопедах «Рига-1» по Карпатам
«За рулем», 06/1965
Музей Мопедов примет в дар или купит в коллекцию мопед «Рига-1», запчасти и документы от него.
Комментарии
mopedmuseum.ru