Последний ВАЗ 2109 выпустят 31 марта
31 марта 2004 года с главного конвейера «АвтоВАЗа» сойдет последний автомобиль ВАЗ-21093 «Самара». Вместо «девятки» будут выпускать ее рестайлинговый вариант – ВАЗ-2114, он же «Самара-2».
На автозаводе полное прекращение выпуска «девяток» называют плановым мероприятием: завод постепенно обновляет свой модельный ряд. Так, прошлой осенью было прекращено производство «восьмерки» – ВАЗ-21083.
Вазовцы утверждают, что покупатели все больше предпочитают именно рестайлинговые хетчбэки Lada-114 (на базе «девятки») и седаны Lada-115 (аналог ВАЗ-21099). От обычных «девяток» их отличает «европанель» в салоне, другой дизайн передней и задней части кузова, окрашенные в цвет кузова бамперы, руль от «десятки», новый отопитель и, конечно же, цена.
Сейчас обычную «девятку» в самой простенькой комплектации с карбюраторным двигателем в Москве можно купить за $5820. Самая простая Lada-2114, но уже с инжектором, стоит минимум $6290. C февраля этого года на главном конвейере АвтоВАЗа выпускают Lada-114 и Lada-115 в комплектации «люкс», включающей электростеклоподъемники, изотермические стекла, электроподогрев передних сидений и другое оснащение. Такие автомобили в столице стоят от $6700 за хетчбэк и от $7200 за седан. В 2004 году завод планирует выпустить более 190 тыс. машин семейства «Самара-2».
После прекращения производства «девятки» на главном конвейере АвтоВАЗа, помимо рестайлинговых машин, сохранится производство седанов ВАЗ-21099. Судя по намерениям АвтоВАЗа «обновлять модельный ряд», можно предположить, что теперь и они продержатся там недолго, ведь более востребованная замена у нее есть – Lada-115. Но АвтоВАЗ по-прежнему будет производить машинокомплекты для сборочной линии на украинском АвтоЗАЗе.
По данным пресс-центра ОАО АвтоВАЗ, после 31 марта Запорожский завод останется единственным предприятием, выпускающим «девятку». С начала этого года выпуск ВАЗ-21093 прекратила «РосЛада». Таким образом, одна из самых популярных в народе вазовских моделей внезапно оказалась машиной иностранного производства.
Наша справка: Хетчбэк ВАЗ-21093 «Самара» начал выпускаться на главном конвейере автозавода в 1987 году. За 17 лет АвтоВАЗ изготовил около 1,5 млн «девяток». В 2003 году – 200 тыс. С этой модели началось производство тольяттинских автомобилей на зарубежных предприятиях. В феврале 1996 года были отправлены первые машинокомплекты «девяток» в Финляндию на фирму Valmet. Всего за время действия соглашения с этой фирмой с 1996 по 1998 год в Финляндии было выпущено 14048 «Самар». В дальнейшем их выпуск был налажен на «РосЛаде» в Сызрани, а также на Украине на Луцком автозаводе и предприятии «Анто-Рус» в Херсоне. В конце 2003 года началось производство хэтчбеков и седанов семейства «Лада Самара» на Запорожском автозаводе. Проектная мощность этого предприятия – около 20 тыс. автомобилей в год.
www.autonavigator.ru
2109 — это… Что такое ВАЗ-2109?
У этого термина существуют и другие значения, см. Девятка.ВАЗ-2109
Общие данные
Иные обозначения: | Lada Samara |
ВАЗ-21081 (1.1 8V) | |
---|---|
Марка: | ВАЗ-21081 (1.1 8V) |
Тип: | бензиновый, карбюраторный |
Объём: | 1099 см3 |
Максимальная мощность: | 40 кВт (54 л.с.), при 5600 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 79 Н·м, при 3600 об/мин |
Конфигурация: | рядный, 4-цилиндр. |
Цилиндров: | 4 |
Клапанов: | 8 |
Диаметр цилиндра: | 76 мм |
Ход поршня: | 60,6 мм |
Материал блока цилиндров: | чугун |
Материал ГБЦ (англ.)русск.: | алюминий |
Порядок работы цилиндров: | 1-3-4-2 |
Рекомендованное топливо: | АИ-93 |
ВАЗ-2108 (1.3 8V) | |
---|---|
Марка: | ВАЗ-2108 (1.3 8V) |
Тип: | четырехтактный, бензиновый, карбюраторный |
Объём: | 1289 см3 |
Максимальная мощность: | 63,7 л.с. (47,0 кВт ), при 5600 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 94 Н·м, при 3400 об/мин |
Конфигурация: | рядный, 4-цилиндр. |
Цилиндров: | 4 |
Клапанов: | 8 |
Макс. скорость: | 148 км/час |
Разгон до 100 км/ч: | 16 с |
Расход топлива при городском цикле: | 8,7 л/100 км |
Расход топлива на трассе: | 5,7 л/100 км |
Диаметр цилиндра: | 76 мм |
Ход поршня: | 71 мм |
Cтепень сжатия: | 9,9 |
Клапанной механизм: | SOHC |
Материал блока цилиндров: | чугун |
Материал ГБЦ (англ.)русск.: | алюминий |
Порядок работы цилиндров: | 1-3-4-2 |
Рекомендованное топливо: | АИ-93 |
ВАЗ-21083 (1.5 8V) | |
---|---|
Марка: | ВАЗ-21083 (1.5 8V) |
Тип: | четырехтактный, бензиновый, карбюраторный |
Объём: | 1499,8 см3 |
Максимальная мощность: | 73,4 л.с. (53,9 кВт ), при 5600 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 105,9 Н·м, при 3400 об/мин |
Конфигурация: | рядный, 4-цилиндр. |
Цилиндров: | 4 |
Клапанов: | 8 |
Макс. скорость: | 155 км/час |
Разгон до 100 км/ч: | 15 с |
Расход топлива при городском цикле: | 8,6 л/100 км |
Расход топлива на трассе: | 5,9 л/100 км |
Диаметр цилиндра: | 82 мм |
Ход поршня: | 71 мм |
Cтепень сжатия: | 9,8 |
Клапанной механизм: | SOHC |
Материал блока цилиндров: | чугун |
Материал ГБЦ (англ.)русск.: | алюминий |
Порядок работы цилиндров: | 1-3-4-2 |
Рекомендованное топливо: | АИ-93 |
ВАЗ-2111-80 (1.5i 8V) | |
---|---|
Марка: | ВАЗ-2111-80 (1.5i 8V) |
Тип: | бензиновый, инжекторный |
Объём: | 1499,8 см3 |
Максимальная мощность: | 72 л.с. (55,9 кВт ), при 5600 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 118 Н·м, при 2800 об/мин |
Конфигурация: | рядный, 4-цилиндр. |
Цилиндров: | 4 |
Клапанов: | 8 |
Диаметр цилиндра: | 82 мм |
Ход поршня: | 71 мм |
Клапанной механизм: | SOHC |
Материал блока цилиндров: | чугун |
Материал ГБЦ (англ.)русск.: | алюминий |
Порядок работы цилиндров: | 1-3-4-2 |
Рекомендованное топливо: | АИ-95 |
ВАЗ-11183-20 (1.6i 8V) | |
---|---|
Марка: | ВАЗ-11183-20 (1.6i 8V) |
Тип: | бензиновый, инжекторный |
Объём: | 1596 см3 |
Максимальная мощность: | 59,5 кВт , при 5600 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 120 Н·м, при 2700 об/мин |
Конфигурация: | рядный, 4-цилиндр. |
Цилиндров: | 4 |
Клапанов: | 8 |
Диаметр цилиндра: | 82 мм |
Ход поршня: | 75,6 мм |
Клапанной механизм: | SOHC |
Материал блока цилиндров: | чугун |
Материал ГБЦ (англ.)русск.: | алюминий |
Порядок работы цилиндров: | 1-3-4-2 |
Рекомендованное топливо: | АИ-95 |
Характеристики
Массово-габаритные
Колея задняя: | 1370 мм |
Колея передняя: | 1400 мм |
Динамические
Макс. скорость: | 155 км/ч |
На рынке
Другое
Грузоподъёмность: | 425 кг |
Расход топлива: | 6,7-9,6 л/100 км |
Объём бака: | 43 л |
ВАЗ-2109 «Спутник»/Samara (другое неоф. название «Девятка») — легковой переднеприводный автомобиль с кузовом типа хэтчбек. Разработан и серийно выпускался на Волжском автомобильном заводе в 1987 — 2006 годах. С 2007 до конца 2011 г. вариант ВАЗ-21093 собирался из машинокомплектов на Украине на заводе «ЗАЗ». Представляет собой 5-дверную модификацию ВАЗ-2108 в семействе моделей Лада «Спутник».
История
ВАЗ-2109 ранней серии с коротким передним крылом ВАЗ-2109 1990 года выпускаАвтомобиль начали выпускать в 1987 году. Первоначально автомобиль оснащался рядными 4-цилиндровыми 8-клапанными карбюраторными бензиновыми двигателями объёмом 1100, 1300 и 1500 см³.
В 1991 году был разработан новый дизайн «передка» машины. Автомобили с таким передним оформлением начали выпускать сразу после начала выпуска седана ВАЗ-21099. С 1994 года на эти машины также стали устанавливаться 4-цилиндровые 8-клапанные бензиновые двигатели ВАЗ-2111 1500 см³, в которых применялась инжекторная система подачи топлива с распределённым впрыском топлива.
Модификации
На протяжении выпуска ВАЗ 2109 было выпущено несколько модификаций:
ВАЗ-2109 — базовая модель, карбюраторный двигатель 1,3 литра (1987—1997)
ВАЗ-21091 — модификация с карбюраторным двигателем 1,1 литра (1987—1997)
ВАЗ-21093 — модификация с карбюраторным двигателем 1,5 литра (1988—2006)
ВАЗ-21093i — модификация с инжекторным двигателем 1,5 литра (опытное производство с 1994, постоянное — с ноября 1998)
В кино
В выпусках киножурнала «Ералаш»
- Выпуск 94. Место встречи изменить нельзя (машина ОПГ)
- Выпуск 139. Знаток (личный автомобиль героя Александра Панкратова-Чёрного)
В культуре
- Известная поп-группа Комбинация в 1990-е годы исполнила песню «Вишнёвая девятка».
- У российского барда Тимура Шаова есть «Романс-посвящение автомобилю ВАЗ-2109» — альбом «От Бодлера до борделя» 1997 г.
- В песне группы Сектор газа «Самые лучшие тачки!».
- Песня у Александра Каштанова «Хэтчбэк».
- В честь этой модели названа санкт-петербуржская инди-группа Red Samara Automobile Club, в их репертуаре присутствует песня «Красная девятка».
- В известной песне певицы Ирины Аллегровой — «…угнала, как чужую машину девятку я…».
- В песне «Галда» группы «Красное Дерево» — «Сижу в девятке, все по-порядку»
- У исполнителя Bizaro целый ряд песен посвящённый «Пацанскому тазику» девятке
В игровой и сувенирной индустрии
Масштабная модель ВАЗ-2109 в масштабе 1:43 производится на саратовском заводе «Тантал», ныне «Моссар». Когда модель только начинала выпускаться на «Тантале», модель имела короткие крыло и капот иные узкие покрышки и диски, ближе к середине 90-х модель уже выпускалась как ВАЗ-21093 и комплектовалась длинными крыльями и капотом, колеса стали шире и увеличился ассортимент дисков, их стало три типа. Так же ранние модели имели прозрачные стопы и передние поворотники. Сегодня же фары как правило непрозрачные из мутного красного пластика.
27 сентября 2011 г. в рамках проекта Автолегенды СССР издательства DeAgostini вышел в свет выпуск № 69, посвященный автомобилю ВАЗ-2109. Выпуск содержит модель автомобиля тёмно-вишнёвого цвета в масштабе 1:43.
В Харькове завод Хартрон в конце 80-х выпускал радиоуправляемые девятки с ПДУ ГНОМ.
См. также
Оформление «передка» ВАЗ-2109 после 1991 года, длинное крылоПримечания
dic.academic.ru
ВАЗ-2109 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Девятка.ВАЗ-2109 «Спутник»
Общие данные
Иные обозначения | Lada Samara |
ВАЗ-21081 (1,1 8V)
Марка: | ВАЗ-21081 (1,1 8V) |
Тип: | бензиновый, карбюраторный |
Объём: | 1099 см3 |
Максимальная мощность: | 40 кВт (54 л. с.), при 5600 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 79 Н·м, при 3600 об/мин |
Конфигурация: | рядный, 4-цилиндр. |
Цилиндров: | 4 |
Клапанов: | 8 |
Макс. скорость: | 155 км/ч |
Диаметр цилиндра: | 76 мм |
Ход поршня: | 60,6 мм |
Материал блока цилиндров: | чугун |
Материал ГБЦ: | алюминий |
Порядок работы цилиндров: | 1-3-4-2 |
Рекомендованное топливо: | АИ-93 |
ВАЗ-2108 (1,3 8V)
Марка: | ВАЗ-2108 (1,3 8V) |
Тип: | бензиновый, карбюраторный |
Объём: | 1289 см3 |
Максимальная мощность: | 63,7 л. с. (47,0 кВт ), при 5600 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 94 Н·м, при 3400 об/мин |
Конфигурация: | рядный, 4-цилиндр. |
Цилиндров: | 4 |
Клапанов: | 8 |
Макс. скорость: | 148 км/ч |
Разгон до 100 км/ч: | 16 с |
Расход топлива при городском цикле: | 8,7 л/100 км |
Расход топлива на трассе: | 5,7 л/100 км |
Диаметр цилиндра: | 76 мм |
Ход поршня: | 71 мм |
Степень сжатия: | 9,9 |
Клапанной механизм: | SOHC |
Материал блока цилиндров: | чугун |
Материал ГБЦ: | алюминий |
Тактность (число тактов): | 4 |
Порядок работы цилиндров: | 1-3-4-2 |
Рекомендованное топливо: | АИ-93 |
ВАЗ-21083 (1,5 8V)
Марка: | ВАЗ-21083 (1,5 8V) |
Тип: | бензиновый, карбюраторный |
Объём: | 1499,8 см3 |
Максимальная мощность: | 69,1 л. с. (50,8 кВт ), при 5600 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 106,4 Н·м, при 3500 об/мин |
Конфигурация: | рядный, 4-цилиндр. |
Цилиндров: | 4 |
Клапанов: | 8 |
Макс. скорость: | 155 км/ч |
Разгон до 100 км/ч: | 15 с |
Расход топлива при городском цикле: | 8,6 л/100 км |
Расход топлива на трассе: | 5,9 л/100 км |
Диаметр цилиндра: | 82 мм |
Ход поршня: | 71 мм |
Степень сжатия: | 9,9 |
Клапанной механизм: | SOHC |
Материал блока цилиндров: | чугун |
Материал ГБЦ: | алюминий |
Ресурс: | 200 тыс. км. |
Тактность (число тактов): | 4 |
Порядок работы цилиндров: | 1-3-4-2 |
Рекомендованное топливо: | АИ-93 |
ВАЗ-2111-80 (1,5i 8V)
Марка: | ВАЗ-2111-80 (1,5i 8V) |
Тип: | бензиновый, инжекторный |
Объём: | 1499,8 см3 |
Максимальная мощность: | 72 л. с. (55,9 кВт ), при 5600 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 118 Н·м, при 2800 об/мин |
Конфигурация: | рядный, 4-цилиндр. |
Цилиндров: | 4 |
Клапанов: | 8 |
Диаметр цилиндра: | 82 мм |
Ход поршня: | 71 мм |
Клапанной механизм: | SOHC |
Материал блока цилиндров: | чугун |
Материал ГБЦ: | алюминий |
Ресурс: | 200 тыс. км. |
Порядок работы цилиндров: | 1-3-4-2 |
Рекомендованное топливо: | АИ-95 |
ВАЗ-11183-20 (1,6i 8V)
Марка: | ВАЗ-11183-20 (1,6i 8V) |
Тип: | бензиновый, инжекторный |
Объём: | 1596 см3 |
Максимальная мощность: | 81 л. с., при 5600 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 120 Н·м, при 2700 об/мин |
Конфигурация: | рядный, 4-цилиндр. |
Цилиндров: | 4 |
Клапанов: | 8 |
Диаметр цилиндра: | 82 мм |
Ход поршня: | 75,6 мм |
Клапанной механизм: | SOHC |
Материал блока цилиндров: | чугун |
Материал ГБЦ: | алюминий |
Ресурс: | 200 тыс. км. |
Порядок работы цилиндров: | 1-3-4-2 |
Рекомендованное топливо: | АИ-95 |
Характеристики
Массово-габаритные
Колея задняя | 1370 мм |
Колея передняя | 1400 мм |
На рынке
Предшественник Предшественник | Преемник Преемник |
Другое
Грузоподъёмность | 425 кг |
Объём бака | 43 л |
ВАЗ-2109 «Спутник»/Samara (неоф. название «Девятка»[1]) — советский и российский переднеприводный автомобиль II группы малого класса с кузовом типа хэтчбек. Разработан и серийно выпускался на Волжском автомобильном заводе в 1987—2004 годах. С 2004 до конца 2011 года вариант ВАЗ-21093 собирался из машинокомплектов на Украине на заводе «ЗАЗ». Представляет собой пятидверную модификацию ВАЗ-2108 в семействе моделей Лада «Спутник».
История
ВАЗ-2109 в Польше, ранней серии с коротким передним крылом ВАЗ-2109 1990 года выпускаАвтомобиль начали выпускать в 1987 году. Первоначально автомобиль оснащался рядными 4-цилиндровыми 8-клапанными карбюраторными бензиновыми двигателями объёмом 1100, 1300 и 1500 см³.
В 1991 году был разработан новый дизайн «передка» машины. Автомобили с таким передним оформлением начали выпускать сразу после начала выпуска седана ВАЗ-21099. С 1994 года на эти машины также стали устанавливаться 4-цилиндровые 8-клапанные бензиновые двигатели ВАЗ-21083 1500 см³, в которых применялась инжекторная система подачи топлива с распределённым впрыском топлива. В финской версии ВАЗ-2109 так же возможно было опционально установить кондиционер, электростеклоподьёмники, ГУР, люк.
Описание конструкции
Кузов
Кузов ВАЗ-2109 — двухобъёмный, типа хэтчбэк[2].
Трансмиссия
ВАЗ-2109 оснащался механической трансмиссией, в состав которой входили:
- однодисковое простое сцепление;
- пятиступенчатая коробка передач;
- цилиндрическая главная передача;
- конический дифференциал;
- приводные валы со ШРУСами[2].
Ходовая часть
Передняя подвеска у ВАЗ-2109 полностью независимая, типа Мак-Ферсон, так называемая «плавающая свеча»[2].
Задняя подвеска полунезависимая с поперечной балкой, работающей на кручение, по конструкции схожая со многими другими переднеприводными автомобилями тех лет.
Модификации
На протяжении выпуска ВАЗ—2109 было выпущено несколько модификаций:
- ВАЗ-2109 — базовая модель, карбюраторный двигатель 1,3 литра (1987—1997)
- ВАЗ-21091 — модификация с карбюраторным двигателем 1,1 литра (1987—1997)
- ВАЗ-21093 — модификация с карбюраторным двигателем 1,5 литра (1988—2006)
- ВАЗ-21093i — модификация с инжекторным двигателем 1,5 литра (опытное производство с 1994, постоянное — с ноября 1998)
- ВАЗ-2109-90 — модификация с РПД ВАЗ-415
- ВАЗ-2109 Carlota — модификация бельгийской фирмы Scaldia-Volga (1991—1996?). Стоимость единицы в 1991 году составляла 9100 долл. США[3].
См. также
Примечания
| ||||||||||||
| ||||||||||||
|
wikipedia.green
1988 ВАЗ 2109 — как новый, пробег 16000 км
ВАЗ-2109 «Спутник»/Samara (неоф. название «Девятка») — советский и российский переднеприводный автомобиль II группы малого класса с кузовом типа хэтчбек. Разработан и серийно выпускался на Волжском автомобильном заводе в 1987—2006 годах. С 2007 до конца 2011 года вариант ВАЗ-21093 собирался из машинокомплектов на Украине на заводе «ЗАЗ». Представляет собой 5-дверную модификацию ВАЗ-2108 в семействе моделей Лада «Спутник».
ИСТОРИЯ
Автомобиль начали выпускать в 1987 году. Первоначально автомобиль оснащался рядными 4-цилиндровыми 8-клапанными карбюраторными бензиновыми двигателями объёмом 1100, 1300 и 1500 см³.
В 1991 году был разработан новый дизайн «передка» машины. Автомобили с таким передним оформлением начали выпускать сразу после начала выпуска седана ВАЗ-21099. С 1994 года на эти машины также стали устанавливаться 4-цилиндровые 8-клапанные бензиновые двигатели ВАЗ-2111 1500 см³, в которых применялась инжекторная система подачи топлива с распределённым впрыском топлива. В финской версии ВАЗ-2109 так же возможно было опционально установить кондиционер, электростеклоподьёмники, ГУР, люк.
ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ
КУЗОВ
Кузов ВАЗ-2109 — двухобъёмный, типа хетчбэк.
ТРАНСМИССИЯ
ВАЗ-2109 оснащался механической трансмиссией, в состав которой входили:
- однодисковое простое сцепление;
- пятиступенчатая коробка передач;
- цилиндрическая главная передача;
- конический дифференциал;
- приводные валы со ШРУСами.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Передняя подвеска у ВАЗ-2109 полностью независимая, типа Мак-Ферсон, т. н. «плавающая свеча»[1]. Задняя подвеска полунезависимая с поперечной балкой, работающей на кручение, по конструкции схожая со многими другими переднеприводными автомобилями тех лет.
МОДИФИКАЦИИ
На протяжении выпуска ВАЗ—2109 было выпущено несколько модификаций:
ВАЗ-2109 — базовая модель, карбюраторный двигатель 1,3 литра (1987—1997)
ВАЗ-21091 — модификация с карбюраторным двигателем 1,1 литра (1987—1997)
ВАЗ-21093 — модификация с карбюраторным двигателем 1,5 литра (1988—2006)
ВАЗ-21093i — модификация с инжекторным двигателем 1,5 литра (опытное производство с 1994, постоянное — с ноября 1998)
ВАЗ-2109 Carlota — модификация бельгийской фирмы Scaldia-Volga (1991—1996?). Стоимость единицы в 1991 году составляла 9100 долл. США.
ВАЗ-2109 Baltic GL (L) — финская модификация с инжекторным двигателем 1,5 литра (1995—1998)
1988 ВАЗ 2109
Пробег – 16000 км
Продам короткокрылую 9ку красного цвета с коричневым салоном.
Состояние НОВОГО автомобиля, пробег ОРИГИНАЛЬНЫЙ, машина всю жизнь у одного хозяина.
Гаражное хранение, зимы не видела, никогда не билась и не красилась.
К сожалению не сохранилось родных колёс, остальное все оригинал.
Сделано то – замена масла, фильтров, свечей и сцепления.
Заводится с пол оборота.
Сейчас стоит в тёплом гараже, ждёт нового хозяина.
За 100тысяч покупайте гнилую и плохо покрашенную 9ку начала 2000х, с такими предложениями даже не звоните.
Машину в таком состоянии почти невозможно найти.
Торг возможен.
Цена: 215 000
https://auto.ru/cars/used/sale/vaz/2109/1082239138-1eec/?sort=price-desc
Вконтакте
Одноклассники
Мой мир
xn--80aafe9bhdrpm.com
|
wikiredia.ru
Какой последний год выпуска ВАЗ 2109?
2005 — Это точно!!!!
на украине до сих пор выпускают
В России — 2005, Самары 21093 инжекторные собирали в Сызрани.
Почему ВАЗ 2109 2005г. идет со старой торпедой?
31 марта 2004г. Сошла последняя девятка…
touch.otvet.mail.ru
Матч ЧССР – СССР: сравниваем ВАЗ-2109 и Skoda Favorit
Немного истории
Чешский автомобиль, как и отечественные переднеприводники, создавали на замену устаревшей линейке прежних моделей, только у Шкоды они были не просто заднеприводными, а ещё и заднемоторными. Работы начались практически в одно и то же время – в середине семидесятых годов, и каждая из компаний поступила по-своему нестандартно. В случае с Ладой дизайн был собственным, а техническим консультантом и помощником по доводке конструкции и ходовых качеств выступила именитая немецкая компания из Штутгарта. Чехи, напротив, техническую часть проработали своими силами, а дизайн заказали в туринском ателье Stile Bertone.
Представлены машины были в одно и то же время – в 1987 году. Но «девятка» задержалась на конвейере на порядок дольше «чеха»: если Favorit после вхождения Skoda в концерн Volkswagen Group сняли с производства ещё в 1994-м, то пятидверная Самара в России выпускалась дольше на целых десять лет, а затем вплоть до 2011-го её собирали на украинском АвтоЗАЗе. Неудивительно, что Фаворитов с учётом разницы по длительности производства собрали вдвое меньше – 780 тысяч хэтчбеков против полутора миллионов «девяток», выпущенных только самим АвтоВАЗом, без учёта украинских машин (CKD-сборка ВАЗ-21093 на АвтоЗАЗ со сваркой и покраской — 127 933 шт).
Снаружи: итальянский стиль против советской смелости
Рука итальянского мастера не касалась кузова советского «зубила», но от этого он не стал менее рубленным и агрессивным, что особенно подчёркивает короткое крыло с маской-«лыжей» вокруг фар.
«Клюв» и «лыжа» – именно такими далёкими от автомобилей терминами оперировали для описания решения передней части первых Спутников
ВАЗ-2109 смотрелся даже гармоничнее «восьмерки» из-за пары более коротких дверей на боковинах. Но при этом машина сохранила «жесткий» дизайн в стиле folded paper (резаная бумага)
1 / 4
ВАЗ-2109 смотрелся даже гармоничнее «восьмерки» из-за пары более коротких дверей на боковинах. Но при этом машина сохранила «жесткий» дизайн в стиле folded paper (резаная бумага)
2 / 4
ВАЗ-2109 смотрелся даже гармоничнее «восьмерки» из-за пары более коротких дверей на боковинах. Но при этом машина сохранила «жесткий» дизайн в стиле folded paper (резаная бумага)
3 / 4
ВАЗ-2109 смотрелся даже гармоничнее «восьмерки» из-за пары более коротких дверей на боковинах. Но при этом машина сохранила «жесткий» дизайн в стиле folded paper (резаная бумага)
4 / 4
Впрочем, в 1991 году пятидверный Спутник получил и вариант передка с капотом и крыльями, доходящими прямо до оптики. Прямые линии, обилие острых углов, минимум декора, клиновидный профиль – всё это есть в дизайне «девятки».
Длинное крыло несколько смягчило внешность «зубила»
Решётка радиатора ранних «длиннокрылок» со временем неизбежно провисалаРешётка более поздних «девяносто третьих» смотрелась более гармонично
И не только её: внешность Favorit от Нуччо Бертоне выполнена в том же ключе! Углов и граней не меньше, но вот мелочи проработаны куда детальнее – ощущается, что дизайном занимались не где-нибудь, а в знаменитом итальянском ателье.
Вместо клюва: примета Favorit первых выпусков – ассиметричное расположение эмблемы на решетке радиатора
1 / 3
Вместо клюва: примета Favorit первых выпусков – ассиметричное расположение эмблемы на решетке радиатора
2 / 3
Вместо клюва: примета Favorit первых выпусков – ассиметричное расположение эмблемы на решетке радиатора
3 / 3
Stile Bertone: благодаря итальянцам Фаворит получился не только угловатым и агрессивным, но и более цельным, чем советский хэтчбек
1 / 5
Stile Bertone: благодаря итальянцам Фаворит получился не только угловатым и агрессивным, но и более цельным, чем советский хэтчбек
2 / 5
Stile Bertone: благодаря итальянцам Фаворит получился не только угловатым и агрессивным, но и более цельным, чем советский хэтчбек
3 / 5
Stile Bertone: благодаря итальянцам Фаворит получился не только угловатым и агрессивным, но и более цельным, чем советский хэтчбек
4 / 5
Stile Bertone: благодаря итальянцам Фаворит получился не только угловатым и агрессивным, но и более цельным, чем советский хэтчбек
5 / 5
Обратите внимание, насколько оптика вписана в поверхность боковины!Переходы между кузовными элементами на Фаворите были выполнены лучшеВозможно, именно поэтому при общей угловатости и отсутствии колёсных колпаков на обеих машинах Фаворит получился заметно более обтекаемым: коэффициент лобового сопротивления (Cх) у него составлял 0,36, а у Спутника – 0,463. Кроме того, в общих чертах «девятка» ощущается какой-то более «неряшливой»: окрашенные в чёрный цвет пороги, провисающие вскоре бамперы и неровный «клюв» никогда не добавляли этой машине привлекательности.
Так-то лучше: в «дилерском» исполнении Спутник получил различные варианты обвесов, благодаря котором машина смотрелась явно выигрышнее не только самой себя «в стоке», но и Фаворита
1 / 6
Так-то лучше: в «дилерском» исполнении Спутник получил различные варианты обвесов, благодаря котором машина смотрелась явно выигрышнее не только самой себя «в стоке», но и Фаворита
2 / 6
Так-то лучше: в «дилерском» исполнении Спутник получил различные варианты обвесов, благодаря котором машина смотрелась явно выигрышнее не только самой себя «в стоке», но и Фаворита
3 / 6
Так-то лучше: в «дилерском» исполнении Спутник получил различные варианты обвесов, благодаря котором машина смотрелась явно выигрышнее не только самой себя «в стоке», но и Фаворита
4 / 6
Так-то лучше: в «дилерском» исполнении Спутник получил различные варианты обвесов, благодаря котором машина смотрелась явно выигрышнее не только самой себя «в стоке», но и Фаворита
5 / 6
Так-то лучше: в «дилерском» исполнении Спутник получил различные варианты обвесов, благодаря котором машина смотрелась явно выигрышнее не только самой себя «в стоке», но и Фаворита
6 / 6
Однако за стремительность силуэта с короткой кормой приходилось платить практичностью: почти вся разница в длине «девятки» (4 006 мм) и Фаворита (3 815 мм) приходилась на задний свес – то есть багажное отделение.
При близких с советской машиной колёсной базе и переднем свесе Фаворит заметно короче
Красота требует жертв: за динамичный профиль чешской машине пришлось заплатить литрами багажного отделения
Всего 251 литр полезного объёма под пятой дверью Skoda компенсировался, впрочем, широким проёмом, который доходил до заднего бампера.
Небольшой, но продуманный: по организации доступа в багажник Skoda была на голову выше ЛадыКак тут не вспомнить высоченный борт Самары, через который тяжёлый груз в 330-литровый багажник приходилось буквально переваливать.
Комментарии излишни, правда?
Внутри: коричневое царство
Интерьеры ранних ВАЗ-2109 и первых Favorit объединял коричневый оттенок интерьера – популярное в то время цветовое решение.
До 1989 года интерьер «девяток» был коричневым. У Skoda – аналогичное цветовое решение, но панель приборов по стилю больше напоминает «высокое торпедо» Самары
1 / 5
До 1989 года интерьер «девяток» был коричневым. У Skoda – аналогичное цветовое решение, но панель приборов по стилю больше напоминает «высокое торпедо» Самары
2 / 5
До 1989 года интерьер «девяток» был коричневым. У Skoda – аналогичное цветовое решение, но панель приборов по стилю больше напоминает «высокое торпедо» Самары
3 / 5
До 1989 года интерьер «девяток» был коричневым. У Skoda – аналогичное цветовое решение, но панель приборов по стилю больше напоминает «высокое торпедо» Самары
4 / 5
До 1989 года интерьер «девяток» был коричневым. У Skoda – аналогичное цветовое решение, но панель приборов по стилю больше напоминает «высокое торпедо» Самары
5 / 5
А вот посадка в чешскую машину была чуть удобнее из-за того, что сиденье водителя разместили ближе к двери. Качество пластика и подгонка панелей опять же на близком уровне. Правда, у Skoda вместо тахометра по западной моде тех лет разместили огромные часы, что было явно не самым рациональным использованием пространства комбинации приборов.
Привлекательные внешне передние сиденья Лады на деле плохо держали и спину, и ноги. Сзади тесно во всех направлениях
Бесхитростные внешне «стульчики» Favorit были удобнее советских «рекаро»Кто познал жизнь, тот не торопится: вместо оборотов двигателя водителю Шкоды полагалось контролировать времяВпрочем, у Лады часов не было вообще… Зато у советской машины по крайней мере был прерывистый режим работы стеклоочистителей, а обивка закрывала дверь полностью, а не оставляла голый металл по периметру, как на первой модели Жигулей.
Плоская обивка Skoda (первое фото) не закрывала металлическую поверхность двери полностью, как на Спутнике
Что до комплектации в целом, то эти машины были одинаково далеки от любой современной малолитражки аналогичного класса: никаких электроприводов зеркал, замков или стёкол, не говоря уже о гидроусилителе или кондиционере. Впрочем, у «одноклассников» вроде Volkswagen Golf или Opel Kadett дела в то время обстояли ничуть не лучше.
Конструктив: верхний вал против нижнего
Оба завода при разработке принципиально новой модели вели активное сотрудничество с десятками специализированных фирм и приобретали лицензии на многие узлы и технические решения – такие, например, как задняя балка, реечный рулевой механизм, ШРУСы и зубчатый ремень ГРМ.
Английские, итальянские, немецкие и французские компании помогали «узникам соцлагеря» в создании действительно современной малолитражки гольф-класса.
На уровне конструкции и компоновки и советская, и чехословацкая машины вполне соответствовали духу времени: привод на передние колёса с поперечным расположением силового агрегата (у Шкоды – с наклоном на 20 градусов вперёд), Макферсон спереди и задняя полузависимая П-образная балка, рулевая рейка, двухконтурные тормоза с вакуумным усилителем (дисковые спереди и барабаны сзади). Правда, Favorit получил спереди классический подрамник, в то время как подвеска «девятки» довольствовалась лишь набором продольных и поперечных рычагов.
Трансмиссии также очень близки по набору технических решений: двухвальные коробки с пятью синхронизированными передачами переднего хода и цилиндрическая главная передача с косозубыми шестернями. Никаких откровений, но и без анахронизмов, ведь подобная схема в этом классе впоследствии продержалась не одно десятилетие.
Под капотом – четыре цилиндра, восемь клапанов и один карбюратор (двухкамерный Pierburg в исполнении Jikov 28-30 LEKR на Шкоде либо же лицензионный Solex производства ДААЗ на Спутнике).
Отсюда и близкие технические характеристики двигателей, которые и для Skoda и для Lada предлагались с двумя вариантами рабочего объёма. Правда, «младший» мотор Фаворита по литражу (1 150 «кубиков») был скорее близок к советскому «даунсайзинговому» двигателю ВАЗ-21081 объёмом 1,1 литра, а «старшая» версия и по объёму (1 289 куб. см), и по максимальной мощности (63 л.с.) один в один повторяла параметры базового двигателя ВАЗ-2108. А ведь у «девятки» был ещё и 1 500-кубовый мотор 21083, развивавший целые 70 л.с.!
Нижневальные моторы Skoda были чуть слабее «зубильных»
«Девятка» и «девяносто третья»: отличить заметно более тяговитый полуторалитровый мотор ВАЗ (второе фото) от 1,3-литрового можно было лишь на ходу
Возможно, по нынешним меркам это звучит немного смешно, но при снаряжённой массе в районе тонны каждые 100–200 «кубиков» рабочего объёма и 5–8 лошадиных сил давали куда более заметную прибавку в динамике, чем сегодня. Ведь ни «фольксвагеновский» Pierburg-2Е3 на Шкоде, ни Солекс на Спутнике не были задушены в угоду экологии, поэтому и реакции на педаль газа были моментальными. Правда, в системе питания имелось одно важное отличие – автоматическая воздушная заслонка на европейском изделии, в то время как на Спутниках нужно было по старинке дергать туда-сюда рукоятку подсоса.
Но кое в чём Favorit 136L с точки зрения техники заметно уступал Самаре! Невзирая на верхнее расположение клапанов, распределительный вал чешской машины находился не в головке, а блоке цилиндров (схема OHV). В Тольятти же никогда не выпускали автомобили с подобным типом двигателей, выиграв своё сражение с итальянцами за верхний вал ещё при «переводе Fiat 124 на русский».
Впрочем, для пользователя принципиальная схема двигателя не имела особого значения – в отличие от, к примеру, того же автоподсоса… Тем более что Favorit 136, несмотря на меньший объём двигателя и нижний вал, разгонялся с места до 100 км/ч ненамного медленнее (14,2 с.), чем 70-сильный ВАЗ-21093 (13,5 с.)! Впрочем, ловить десятые секунд – дело неблагодарное, но советская машина могла добраться до скоростного рубежа в 155 км/ч, положив при этом в реальности стрелку на шкале спидометра на все 180, а Фаворит разгонялся до вполне достаточных и приличных 150. И был заметно экономичнее: ему требовалось от 5,2 до 7,4 л бензина в зависимости от условий эксплуатации, в то время как Спутник потреблял за городом 5,9 л, а в городе – все 8,6–8,8 л. Видимо, всё же сказывался карбюратор Pierburg, пусть и сделанный на чешском карбюраторном заводе Йиков.
Птицы одного полёта, но в разных направлениях
Эти машины были очень близки технически и даже внешне, поскольку создавались в одно время и по схожей схеме – с активным привлечением западных специалистов и прямым участием в проекте таких грандов, как Bertone и Porsche. Превосходила ли при этом «девятка» Favorit? Нет, поскольку чешская машина была и экономичной, и резвой – пусть и менее просторной. Да и наоборот нельзя сказать, поскольку у Спутника были более вместительный багажник и мощный мотор. Но между этими хэтчбеками есть два важных отличия. Во-первых, чехословацкие конструкторы знали, что их автомобиль «обречён» ездить по хорошим европейским дорогам, в то время как их советские коллеги не просто так были уверены, что «девятке» придётся покорять не только автобаны в направлении Лиссабона.
Мощные чашки передних стоек кузова ВАЗ-2109 (первое фото) примыкали прямо к моторному щиту, а конструкция Фаворита с усилителями-косынками выглядела более хлипкой
Отсюда и заметная разница в дорожном просвете: скромные даже по нынешним меркам 120 мм клиренса у Фаворита и вполне «кроссоверные» 160 мм – у Спутника.
Во-вторых, хоть инженеры Porsche доводили не только управляемость «девятки», но и опоры подрамника Шкоды, снижая уровень вибраций, а для проверки ходовых качеств прототипы Favorit, как и Спутника, проверяли на тестовом полигоне в Вайсахе, немцы при этом сумели вживить в простую до невозможности ходовую часть ВАЗ-2109 свой геном.
«Порше для нищих» – такое прозвище заслужили вазовские переднеприводники благодаря не самым плохим ходовым качествам по меркам своего времени и класса
Управляемость трёх- и пятидверного Спутников проверяли на полигоне Porsche. Там же испытывали и прототипы Фаворита
Skoda Favorit ехала неплохо, но управлялась «без огонька» и явно была заточена под хорошие дороги
И три оборота «зубильного» руля «от упора до упора» против пяти «фаворитовских» красноречиво подтверждают, что приоритеты в этих, казалось бы, столь похожих машинах были расставлены по-разному. А «у советских была-таки собственная гордость» – пусть и с заметным немецким акцентом…
Опрос
Какой из этих двух автомобилей вам нравится больше?
Всего голосов:
www.kolesa.ru