статьи, истории создания и фотоматериалы ВАЗ, ГАЗ, АЗЛК (МЗМА)
История создания
ВАЗ Э1101 — экспериментальный автомобиль, разработанный на заводе ВАЗ. Серийно не производился. Работы над первой переднеприводной малолитражкой СССР начались в 1968 году. Автомобиль являлся полностью самостоятельной разработкой советских конструкторов и создавался без помощи с чей-либо стороны. В 1969 году появился первый полноразмерный макет, на котором разрабатывался дизайн будущей модели. Интересно, но факт: один макет использовался для разработки двух разных дизайнов кузова. С левой стороны была работа В.А. Ашкина, а с правой Ю.В. Данилова.
В итоге окончательным вариантом была принята «половинка» Данилова. Разработка двигателя началась в начале 1970-х годов, а в 1971 появился первый двигатель. Он имел объем 0,9 литра и мощность 50 л.с. В декабре 1971 года появилась первая опытная модель Э1101. Автомобиль получил оригинальный кузов, переднюю подвеску типа «Мак-Ферсон» и рулевой механизм от «Запорожца». Приборная панель и некоторые детали отделки достались модели от ВАЗ 2101. При этом специально для модели были разработаны оригинальные передние сидения. В последующие годы машина проходила ряд испытаний.
В 1973 году появился прототип второй серии. В нем создатели попытались исправить все недоработки и проблемы, обнаруженные на прототипе первой серии. Машинка получила двигатель увеличенной мощности и новый кузов. В 1976 году появился прототип третьей серии. Он носил собственное название «Ладога» и кардинально отличался по концепции прототипов прошлых серий. Позднее все наработки проекта «Ладога» были переданы на завод в Запорожье, где они послужили основой для создания модели ЗАЗ-1102 «Таврия».
А «Чебурашка», как окрестили прототипы первых двух серий, так и не попал в серийное производство. Тем не менее, данная разработка позволила вазовским конструкторам набраться необходимого опыта в проектировании и разработки переднеприводных моделей. Многие наработки модели Э1101 были использованы при разработке «Нивы» и ВАЗ 2108.
Дизайн
Прототипы всех трех серий имели оригинальный дизайн и были достаточно самобытны. Малолитражка получила трехдверный кузов. В отделке использовались имеющиеся материалы от существующих моделей ВАЗ, но многое в этих машинах было оригинально. Например, специально для модели первой серии были разработаны передние сидения.
Двигатель
Силовой агрегат, использовавшийся в прототипах, являлся собственной разработкой ВАЗ-а. Моторчик имел объем 0,9 литра и мощность 50 л.с. На прототип второй серии устанавливали двигатель увеличенной мощности — 55 л.с.
неизвестный проект ВАЗа — журнал За рулем
Первый переднеприводный автомобиль создали на ВАЗе еще до появления серийных Жигулей. И он стал прообразом ЗАЗ-1102 Таврии.
Концепт экспериментальный, педагогический
Идея разработать необычный для СССР автомобиль родилась в 1968 году у первого главного конструктора ВАЗа Владимира Соловьева.
Проект был скорее педагогическим: Соловьев заметил, что талантливые молодые специалисты скучали без большого нового дела. А чтобы ребята работали в полную силу, руководители ВАЗа создали настоящее техзадание — с жесткими сроками, расчетами стоимости проекта и стоимости производства. Хотя на самом деле о серийном производстве ВАЗ-Э1101 (Э — экспериментальный) никто и не думал.
Полноразмерный макет ВАЗ-Э1101. Левая сторона — дизайн Ашкина, правая — Данилова.Полноразмерный макет ВАЗ-Э1101. Левая сторона — дизайн Ашкина, правая — Данилова.
Половину работы… показывают!
Для экономии материала и времени макет в полную величину сделали… в духе рекламы палочек «Твикс»: правую сторону слепил Юрий Данилов, левую — Владимир Ашкин. Молодые дизайнеры (в те времена их принято было называть художниками) работали независимо друг от друга. Приняли вариант Данилова как более технологичный. Кроме того, для упрощения сборки боковину кузова сделали цельной.
От «копейки» — только мелочь
Чебурашка стал первым тольяттинским автомобилем, появившимся на свет без помощи иностранцев.
Материалы по теме
В экспериментальной модели все было оригинальным. Новый мотор объемом 0,9 л мощностью около 50 л. с. установили поперечно. Впервые в СССР! Группа конструкторов под руководством Михаила Коржова создала семейство из трех опытных двигателей рабочим объемом 0,9–1,1 л. Четырехступенчатую коробку передач спроектировали заново. Передняя подвеска оригинальная — типа McPherson, рулевой механизм взяли от Запорожца, но основательно доработали. Даже сиденья создали свои.
От ВАЗ-2101 остались некоторые детали отделки, колеса, тормоза, панель приборов (и то потому, что новую панель сделать не успели). Уж очень хотелось попробовать машину на ходу!
ВАЗ-Э1101ВАЗ-Э1101
Перед новым, 1972 годом из экспериментального цеха выехало небольшое, немного лупоглазое детище. Назвали Чебурашкой.
ВАЗ-Э1101ВАЗ-Э1101
Научились «как не надо»
Материалы по теме
Разбираясь с огрехами ВАЗ-Э1101, разработчики, сами того не зная, избавили от этих проблем будущие самые популярные автомобили СССР. А проблем, конечно, хватало: в салон попадали выхлопные газы; спидометр из-за тросика, проложенного с крутыми поворотами, не работал (испытателям пришлось поставить справа вторую комбинацию приборов). Из двигателя за смену вытекало чуть ли не все масло.
Передачи включались с огромным трудом. Правда, попутно испытатели выяснили, что машина трогается с места и на четвертой передаче, причем с четырьмя «ездоками»!
В приводах с двойными карданами (ШРУСов в СССР еще не было) ломались центрирующие пальцы. Их меняли едва ли не каждый день, пока не доработали конструкцию. В общем, как вспоминал ведущий вазовский испытатель Вадим Котляров: «Учились, как не надо делать».
Интерьер ВАЗ-Э1101 сделали с использованием готовых деталей.Интерьер ВАЗ-Э1101 сделали с использованием готовых деталей.
«Второй» Чебурашка родил Ниву
Материалы по теме
В 1972-м доработанного Чебурашку не стыдно было выставить на сравнительные испытания с новыми тогда иномарками FIAT 127 и FIAT 128.
А в 1973-м появился второй прототип — ВАЗ-2Э1101 с увеличенной до 55 л.с. мощностью мотора и новым упрощенным кузовом от дизайнеров Владислава Пашко и Игоря Гальчинского. Автомобиль стал немного походить на FIAT 127 и… на Ниву, чьим прототипом он позже стал.
ВАЗ-2Э1101, 1973 г.ВАЗ-2Э1101, 1973 г.
А «третий» — Таврию!
В 1976-м построили третий прототип ВАЗ-Э1101 с кузовом хэтчбек работы Гальчинского и собственным, уже официальным именем Ладога. Именно на эту машину похожа Таврия, появившаяся, правда, еще через десятилетие. И совсем не случайно!
ВАЗ-2Э1101ВАЗ-2Э1101
По распоряжению министерства автопрома специалисты ВАЗа помогали коллегам из Запорожья в создании будущего ЗАЗ-1102. Туда же отправили и Ладогу ВАЗ-3Э1101. Тем более что дизайнер Гальчинский тоже переехал на ЗАЗ и возглавил там Бюро архитектурного оформления — будущий дизайн-центр.
ВАЗ-3Э1101 Ладога дизайнера Гальчинского, 1976 г.ВАЗ-3Э1101 Ладога дизайнера Гальчинского, 1976 г.
Почему же мы не поездили на Чебурашке?
Поездили, ведь «уши» нашего героя «торчат» из самых популярных советских марок. Без ВАЗ-Э1101 Нива, Таврия и даже «восьмерка» вряд ли бы увидели свет. Например, при конструировании кузова ВАЗ-2108, ЗАЗ-1102 и Нивы широко использовали силовые элементы, отработанные на Чебурашке. И в дизайне Таврии легко прослеживаются идеи, заложенные в Ладоге 1976 года.
ВАЗ-3Э1101ВАЗ-3Э1101
Так что, хоть первому переднеприводнику СССР и не суждено было сойти с конвейера, след в истории он оставил.
Ранний ЗАЗ-1102 ТаврияРанний ЗАЗ-1102 Таврия
Фото: из архива «За рулем»
переднеприводный хэтчбек, который должен был стать первым по-настоящему массовым советским автомобилем
В декабре 1966 года в Тольятти началось строительство Волжского автомобильного завода, а уже 19 апреля 1970 года на главном конвейере был собран первый серийный автомобиль марки «Жигули» — ВАЗ 2101. Машина по большей части представляла собой копию итальянского FIAT-124. Но не все знают о том, что первые Жигули могли быть с передним приводом. Еще до запуска производства 2101, у будущего АвтоВАЗа были свои наработки. Еще в декабре 1966 года, когда завод только начал строится, инженеры и дизайнеры уже думали над тем, каким должен быть первый массовый советский автомобиль.
В 1968 году сформировалось небольшое конструкторское бюро, которое придерживалось мнения, что первым по-настоящему массовым советским автомобилем должен быть компактный хэтчбек с передним приводом. Работы над первой переднеприводной малолитражкой СССР начались в том же 1968 году, и тогда уже были готовы эскизы проекта Э1101 «Чебурашка». Автомобиль являлся полностью самостоятельной разработкой советских конструкторов и создавался без помощи с чей-либо стороны.
Как я уже говорил, работы над экспериментальным переднеприводным автомобилем ВАЗ-Э1101 начались в Тольятти еще до начала серийного выпуска первой модели «Жигулей», в 1968 году. Уже в 1969 году перспективному конструкторскому бюро было выделено помещение для создания полноразмерного макета из пластилина, на котором разрабатывался дизайн будущей модели. Там и был воплощен образ ВАЗа Э1101. Автомобиль не имел ничего общего ни с Фиатом, ни с другими автомобильными брендами.
Интересно, но факт: один макет использовался для разработки двух разных дизайнов кузова. Правая часть машины проектировалась Ю. В. Даниловым, левая часть В.А. Ашкиным. Проект Ашкина был более амбициозным, но слишком неоднозначным. В итоге окончательным вариантом была принята «половинка» Данилова.
Готовый «Чебурашка» выехал из ворот экспериментального цеха только в декабре 1971 года (тогда уже ВАЗ наладил выпуск модели 2101). Тогда и начались испытания переднеприводного автомобиля. Это был компактный (длина кузова 3,12 метра) трехдверный автомобиль с оригинальным дизайном. Специально для машины был разработан 0,9-литровый бензиновый мотор мощностью 50 л. с. (он размещался поперечно) и четырехступенчатая механическая коробка передач. Вместо ШРУСов в приводе передних колес были применены двойные карданы. Автомобиль имел оригинальный кузов, переднюю подвеску типа «Мак-Ферсон», рулевой механизм от «Запорожца». Приборная панель и некоторые детали экстерьера достались модели от ВАЗ 2101. При этом специально для модели были разработаны оригинальные передние сидения.
В 1972 году появился экспериментальный вариант Э2121 «Крокодил», который также был создан на ВАЗе. Впоследствии этот автомобиль станет базой для легендарной «Нивы». Так что если бы не пояился «Крокодил» на свет, возможно, не было бы и «Нивы».
В 1973 году появился прототип второй серии — 2Э1101. В нем создатели попытались исправить все недоработки и проблемы, обнаруженные в ходе испытаний на прототипе первой серии. Машинка получила двигатель увеличенной мощности (55 л.с.) и новый кузов.
В 1976 году был построен прототип третьей серии 3Э1101 «Ладога». Автомобиль, носивший собственное название, кардинально отличался по концепции от прототипов прошлых серий. Позднее все наработки проекта «Ладога» были переданы на завод ЗАЗ, где они послужили основой для создания модели ЗАЗ-1102 «Таврия».
В итоге ни один из автомобилей серии Э1101 так и не был запущен в серию.
ВАЗ-Э1101
- Статья опубликована 02.04.2015 01:31
- Последняя правка произведена 17.03.2016 17:12
История отечественного автопрома свидетельствует о том, что абсолютное большинство машин создавалось для широкого круга пользователей, то есть для обычных граждан. Скромность и доступность, — так можно охарактеризовать автомобили, выпускавшиеся в нашей стране. Никаких излишеств, никакой вычурности, только самое необходимое. Даже в самой престижной автомашине «Волга» невозможно найти и намёка на элементы роскоши.
Первым «Жигулёнком» был ВАЗ-2101 (в простонародии «копейка»). Он был почти полностью скопирован с популярного итальянского Фиата-124.
Неужели обеднела земля русская талантами? Оказывается, нет! Имелись у советских конструкторов и свои оригинальные наработки. Ещё тогда, когда автозавод на Волжских берегах только начинал строиться, родилась идея создания небольшой машины для широких слоёв населения.
Разработкой проекта «Чебурашки» (так любовно именовали компактный автомобильчик) основательно занялось конструкторское бюро в 1968 г. Модели присвоили обозначение Э1101. «Чебурашка» планировался переднеприводным, причём исключительно отечественным, без заимствования основных узлов и деталей у «иностранцев». Проект полностью завершили в том же 1968-м.
ВАЗ-Э1101Две половинки полноразмерного макета Э1101 (слева – вариант Ю. Данилова, справа – В. Ашкина)
В следующем году решено было соорудить макет машины, но не уменьшенный, а полномасштабный.
Над разработкой экстерьера трудились две группы. По сути, имелись два проекта разных автомобилей. Для того, чтобы увидеть изобретения «в полной красе» выделили отдельное помещение. Однако его площади для двух полноценных макетов не хватало. Из положения вышли очень просто: машину «поделили» поровну. Правая часть отражала разработку Данилова Ю.В., а противоположная – левая- Ашкина В.А.
После рассмотрений и обсуждений проект Ашкина забраковали как излишне амбициозный и предпочтение отдали «правостороннему» проекту.
Параллельно разработке «Чебурашки» конструировали и другой автомобиль. «Автороллер», так его именовали, имел простенький кузов. Этот экземпляр своим появлением обязан особой популярности «британца» «Austin Mini».
Конструктора ВАЗа в 1969-м воспользовались наличием в НАМИ одной из моделей зарубежного авто (Austin Mini Moke с открытым верхом). Они временно позаимствовали машинку, детально изучили её и сконструировали нечто подобное. Получилась та же самая модель Э1101, только более простая и забавная. За несуразный вид «малыш» получил прозвище «летучая мышь».
ВАЗ-Э1101 АвтороллерВАЗ-Э1101 «Автороллер»
Оценку, поставившую крест на «Автороллере» дал представитель политбюро Кириленко А.П. По его мнению «Автороллер» не был машиной в обычном понимании этого слова. Его можно было считать детской игрушкой. Но для детей Страны Советов иметь столь дорогостоящие игрушки – непозволительная роскошь. После такого заявления высокопоставленного чиновника все работы были свёрнуты. Так бесславно закончилась история простенького Автороллера.
А «Чебурашка» продолжал развиваться. Для него в 1971-м разработали особый оригинальный мотор. Небольшой бензиновый двигатель имел объём всего 0,9 литра. При этом мощность была вполне приличной и равнялась полусотне лошадиных сил. К концу года, в самый канун новогоднего праздника, произошло знаменательное событие – на свет появился новенький аккуратненький ВАЗ-Э1101. Выход автомобиля с конвейера встречали всем коллективом разработчиков.
Коллектив гордился собственным созданием, ведь машина был сконструирована им «с нуля». С появлением в 1971 году на заводе моторного бокса возможности по созданию новых и видоизменению уже имеющихся моторов увеличились. Благодаря этому за короткий промежуток времени для малолитражек разработали ещё два новых двигателя.
ВАЗ-Э1101 ВАЗ-Э1101ВАЗ-2Э1101 1973 г.
Переднеприводный Э1101 имел независимую подвеску типа «Макферсон». От ВАЗ-2101 ему «перепала» комбинация приборов, и только. Дорожные испытания автомобиля пришлись на 1972-й год. К этому времени был разработан прототип будущей «Нивы» – Э2121. А в следующем году (1973-м) в свет вышла вторая серия малолитражки. В обозначении нового ВАЗа появилась цифра «2» — 2Э1101. Эта модель отличалась большей мощностью силового агрегата и совершенно иной формой кузова.
ВАЗ-3Э1101 «Ладога».
Третью серию Э1101 назвали «Ладога» и, как и в предыдущем случае, в маркировку ввели соответствующую номеру модернизации цифру. Получилась модель 3Э1101. Год её рождения – 1976-й.
Серийный выпуск малолитражек так и не был налажен. Документация всех трёх моделей успешно перекочевала на Запорожский завод автомобилей. Там, при использовании полученных технических решений соорудили «Таврию».
Полученный опыт не пропал даром. Часть наработок успешно использовалась при создании «Нивы», часть послужила основой для разработки ВАЗ-2108.
Технические характеристики ВАЗ-Э1101:
Размеры, мм | |
длина х высота | 3122 x 1315 |
база | 2000 |
Компоновка | |
двигатель | спереди |
ведущие колеса | передние |
Кузов | хэтчбек трехдверный |
Двигатель | ВАЗ-1101, бензиновый, карбюраторный, рядный |
число цилиндров | 4 |
рабочий объем | 0,9 л |
число клапанов | 8 |
расположение | верхнее |
мощность, л.с./кВт | 50/36,8 |
Коробка передач | механическая четырехступенчатая |
Подвески | |
передняя | независимая, пружинная |
задняя | зависимая, пружинная |
Тормоза | гидравлические |
спереди | дисковые |
сзади | барабанные |
Электрооборудование | 12 В |
Размер шин | 6.15—13 |
Ъ-Украина-Приложение Авто (7001105) — Плодородная Niva
Ровно 40 лет назад ВАЗ отправил в долгий путь «Ниву», ставшую самым успешным авто Made in USSR на международных рынках и в «больших гонках». Первый в мире кроссовер доказал, что Советы умеют делать не только оружие, но и товары народного потребления. Впрочем, от стереотипа «чего только не придумают эти русские, лишь бы не строить приличные дороги» в силу своей уникальной проходимости «Ниве» уйти не удалось. Как и от славы одного из самых лучших ралли-рейдовых «проходимцев».
Все началось буднично и в соответствии с госпланом. В конце 60-х, когда вне городов проживало 44% населения СССР, минавтопром объявил тендер на «компактный вездеход для удовлетворения нужд населения сельскохозяйственных районов, а также для использования в тяжелых дорожных условиях». Армейские ГАЗ-69 и УАЗ-469 морально устарели, кроме того, для «гражданки» были дорогими, тяжелыми и прожорливыми. Да и продавались обе модели лишь по большому блату, предварительно «отслужив» в милиции, колхозе, лесничестве и т. д. Новинкой планировали загрузить новые мощности Ижевского автозавода. Первым отрапортовали сами ижевчане, построив тесный хетчбэк ИЖ-14 размером с «Таврию». АЗЛК хватило лишь на компактный аналог того же УАЗа. И только тольяттинцы расстарались на полноценный прототип, которому в итоге и дали зеленый свет. Они как раз работали в нужном направлении и буквально слепили вездеход из того, что было. То есть просто выпотрошили компакт ВАЗ-1101, инсталлировав в его 3-дверный кузов-универсал полноприводную трансмиссию от другого прототипа — Э2121 (Э — экспериментальный). Увы, жертвой экономии стала уникальная «раздатка», позволявшая выбирать один из четырех режимов: переднеприводный, заднеприводный и два полноприводных — «обычный» и на пониженной передаче.
Однако ни для кого не являлось секретом, что у тольяттинцев было мощнейшее лобби в лице председателя совета министров Алексея Косыгина, лелеявшего идею довести ежегодный выпуск волжского автогиганта до 1 млн авто, для чего им необходима была принципиально новая модель.
Задолго до кроссоверов
В серию «Нива» пошла в 1977-м, став откровением как с конструкторской точки зрения, так и в плане концепции. Абсолютное большинство внедорожников были рамными, с утилитарными кузовами, спартанскими салонами и почти 3-метровой базой, что весьма затрудняло их эксплуатацию в городах. ВАЗ-2121 был совсем другим. Несущий кузов, 2,2-метровая база, минимальные свесы, 22-сантиметровый клиренс, трансмиссия с раздаточной коробкой, «отнесенной» от КП, и самый мощный на тот момент из вазовских моторов (1600 куб. см, 75 л. с., 116 Н•м) максимально способствовали ее проходимости. Интерьер был максимально унифицирован с жигулевскими салонами и был куда комфортабельнее, чем даже у Range Rover — самого дорого из внедорожников. Одним словом, «Нива» определила формат класса кроссоверов задолго до появления даже самого термина crossover. Ее успех на международных рынках стал для тольяттинцев приятной неожиданностью и, начиная с мая 1978 года, 2/3 тиража вездеходов шли на экспорт. Еще одной причиной популярности «Нивы» стала набирающая обороты как раз в конце 70-х ралли-рейдовая дисциплина, для которой удачное сочетание проходимости, скорости и надежности становилось решающим.
Первым на «Ниву» поставил единственный экспортер советских малолитражек во Францию Жан-Жак Пок, которому тольяттинцы должны больше, чем земля — колхозу. Он не просто устранял огрехи сборки и «подмарафечивал» «лады», но и адаптировал их под потребности рынка. Достаточно сказать, что поковский кабриолет Niva Plein Soleil (1983-1989 годы) со срезанной задней секцией крыши и 2-литровым турбодизелем от Renault 21 разошелся более чем тысячным тиражом.
Жан-Жак и Жан-Клод
Когда было объявлено о проведении марафона из Парижа в Дакар, Пок не колебался ни секунды. За рекордные три месяца успели подготовить две заводские и одну клиентскую Niva Proto, правда, его «прототипы» отличались от «конвейера» лишь каркасом безопасности да дополнительными баками. Даже покрышки и сиденья были стандартными. Тем не менее оба фирменных экипажа добрались до финиша, заняв 13-е и 17-е места среди легковых авто. Впрочем, первоначальному взрыву продаж в большей степени способствовала непривычно снежная для Европы зима 1978/1979, во время которой волжские полноприводники с блеском продемонстрировали свои преимущества, бодро проезжая там, где вязли даже британские и японские вездеходы. В итоге только в январе-феврале 1979 года западные немцы купили в четыре раза больше «Нив», чем за весь сезон 1978 года.
В дальнейшем же динамика продаж «Нив» поддерживалась именно гоночными инициативами Пока. В 1980-м он снарядил в «Дакар» уже 8 внедорожников, год спустя — 13. И один из них едва не выиграл супермарафон! Жан-Клод Бривуан большую часть гонки удерживал лидерство, но перед самым финишем из-за ошибки в навигации повернул не туда, а когда бросился отыгрываться, пробил три колеса. Кроме того, из-за сильной тряски у него потек радиатор. Тем не менее отрыв был столь весомым, что в итоге французы заняли третье место. Правда, в отличие от своих практически стандартных товарок, «бронзовая» Niva Poch 1800 располагала расточенным форсированным мотором (1800 куб. см, 140 л. с.). Зато в том же 1981-м Бривуан выиграл Rallye de Tunisie и марокканское Rallye de l`Atlas, принеся советским автомобилям первые победы в абсолютном зачете действительно «больших гонок».
И это притом, что в рейдах уже вовсю господствовали прототипы, подготовленные непосредственно VW, Mercedes, Citroen, Renault. Впрочем, частично именно этим и объяснялись успехи «Нив» — пустившимся в эксперименты грандам досаждали детские болезни. Так, Бривуан занял в «Дакаре»-1982 уже 2-е место, причем на той же прошлогодней Niva 1800. Окрыленные успехом, два Жана отправились в Москву и Тольятти: по своим каналам они узнали, что по заказу вазовцев Porsche работает над модернизацией «Нивы» и над ее версией с алюминиевым кузовом. «Мол, если бы русские друзья учли наши скромные пожелания, мы были бы безгранично счастливы». Конечно наивность несусветная, но и тогда, и сейчас «у них» автомобили конструировали именно так, с гоночными вкраплениями в ДНК. Разумеется, ничего путного Пок и Бривуан так и не выторговали — дело ограничилось радушным приемом и интервью для журналов. Поэтому французы решили идти своим путем — как раз накануне вояжа в СССР пути Пока пересеклись с владельцем ателье Maurelec Марселем Моралем. Импортер искал подрядчика, который будет перешивать салоны и устанавливать обвес, а нашел не просто единомышленника, а сообщника. На мощностях Maurelec в «Ниву» был инсталлирован PRV — разработанный «заклятыми друзьями» Peugeot, Renault и Volvo 2,5-литровый 270-сильный V6. Причем установили мотор не под капот — туда он просто бы не влез — а внутрь базы. Правда, как и совсем недавно с конкурентом, свежеиспеченный прототип Niva SMM получился весьма сырым, и Бривуан в том же 1982-м на честном слове едва дотянул до нижней ступени подиума в Rallye d`Algerie. Хорошо, что второй номер команды Андре Тросса на старой-доброй Niva 1800 взял золото.
В 1983-м, когда число «Нив» на старте Paris—Dakar перевалило за два десятка, Poch S. А. выставил еще один среднемоторный прототип, на этот раз с дефорсированным турбомотором «Формулы-2» ROC (2445 куб. см, 290 л. с.) и КП от Peugeot 505 Turbo. Дело в том, что «Нивы» стали привлекать акул автоспорта. Первым в двери к Поку постучался будущий победитель всего и вся Пьер Лартиг и пилот Renault F1 Team Жан-Пьер Жабуй. Постепенно компанию им составили самый титулованный и универсальный пилот Жаки Икс, певец Мишель Сарду и актер Клод Брассар, будущие и актуальные звезды классического ралли и ралли-рейдов Жан-Луи Шлессер, Бернар Дарниш, Гастон Райе, Жан-Пьер Жоссо, Бернар Жиру, на счету которых — десятки побед в марафонах. За плечами были щедрые табачные, алкогольные и нефтяные спонсоры (Pastis 51, Marlboro, Ducados, Igol, Antar и Total), поэтому патронов Пок и Мораль особо не жалели. И от серийной «Нивы» постепенно оставались только рожки да ножки — стекла, двери, оптика да всячески ожесточенный и облегченный кузов.
И если очередное третье место Тросса на «Дакаре» можно было назвать дежурным, то весь пьедестал на втором по престижности рейде Rallye des Pharaons (Бривуан—Тросса—Лартиг) говорил сам за себя.
Лебединая песня
И все же время играло против Пока: в «Дакаре» попытки угнаться за заводскими спортпрототипами Porsche, Mercedes и Mitsubishi оборачивались либо авариями, либо поломками. И победы добывались лишь в более коротких гонках и там, где не было равных по силе соперников. Так, в 1984-1985 годах Лартиг первенствовал в Rallye de l`Atlas, Rallye d`Algerie и испанской Baja Montesblanco, а Тросса — в Rallye du Cameroun. К тому времени «Нивы» окончательно лишились стального кузова — отныне их панели выпекались из карбона, а мотор раскочегарили до 3500 куб. см и 310 л. с. На прямых участках 1,1-тонные «Нивы» разгонялись до 230 км/ч, но на фоне конкурентов это были полумеры. Последние громкие успехи внедорожников (победы в 1986-м в Rallye du Tunisie и Raid Languedoc—Roussillon плюс 4-е место в «Дакаре») можно записать на личный счет Лартига. Дело в том, что никто из его напарников, включая куда более опытного и маститого Икса, ничем подобным похвастаться не мог. Все, что удалось наскрести за три сезона тому же Иксу,— бронза на Rallye des Pharaons-1988, причем на пару с самим Поком.
Эра гоночных «Нив», буквально сотканных из серийных и гоночных противоречий, неумолимо заканчивалась. На первые же роли в рейды из WRC устремились болиды т. н. «группы Б» (Porsche 959, Audi quattro, Opel Manta 400, MG 6R4, Peugeot 205T16), то есть скроенные без оглядки на серийных собратьев. Впрочем, и Пок не сидел сложа руки, а вовсю готовил аналогичный болид на базе того же Porsche 959. Но это уже тема для другой увлекательной истории.
Сергей Суховский
Хронология моделей Волжского Автомобильного Завода
1970 — 1988: ВАЗ 2101 «Жигули»
1971 — 1986: ВАЗ 2102 «Жигули»
1972 — 1984: ВАЗ 2103 «Жигули»
1975 — 2005: ВАЗ 2106 «Lada 1600»
1977 — н.в.: ВАЗ 2121 «Нива»
1979 — 2010: ВАЗ 2105 «Жигули»
1982 — н.в.: ВАЗ 2107 «Жигули»
1984 — 2012: ВАЗ 2104 «Жигули»
1984 — 2003: ВАЗ 2108 «Лада Самара (Спутник)»
1987 — 2008: ВАЗ 1111 «Ока»
1987 — 2011: ВАЗ 2109 «Лада Самара (Спутник)»
1990 — 2011: ВАЗ 21099 «Лада Самара (Спутник)»
1993 — н.в.: ВАЗ 2131 «Нива»
1995 — н.в.: ВАЗ 2110 «Lada 110»
1997 — 2012: ВАЗ 2115 «Лада Самара-2»
1998 — 2006: ВАЗ 2120 «Надежда»
1998 — н.в.: ВАЗ 2111 «Lada 111»
1999 — 2008: ВАЗ 2112 «Lada 112»
2001 — 2013: ВАЗ 2114 «Лада Самара-2»
2004 — 2013: ВАЗ 2113 «Лада Самара-2»
2004 — н.в.: ВАЗ 1117/1118/1119 «Лада Калина»
2007 — н.в.: ВАЗ 2170/2171/2172 «Лада Приора»
не производилась: ВАЗ 1121 «ОКА-2»
не производилась: ВАЗ 2151 «Новая Классика»
не производилась: ВАЗ 1101 «Чебурашка»
- ВАЗ-1101
- ВАЗ-1101
- ВАЗ-1101
- ВАЗ-1101
не производилась: ВАЗ 2122
- ВАЗ-2122
- ВАЗ-2122
- ВАЗ-2122
- ВАЗ-2122
не производилась: ВАЗ 1151 «Гном»
- ВАЗ 1151 «Гном»
- ВАЗ 1151 «Гном»
- ВАЗ 1151 «Гном»
- ВАЗ 1151 «Гном»
ВАЗ-1101
В рамках переговоров между СССР и автомобильной фирмой FIAT 04.04.1966 г. издано постановление «О сотрудничестве в области создания конструкции автомобиля, проекта автомобильного завода и его строительства в СССР», а 20.06.1966 г. издано постановление ЦК КПСС «О строительстве завода легковых автомобилей». Проектная мощность будущего завода должна составлять 600 тысяч автомобилей в год, при чем началу 80-ых годов мощность завода должна достигнуть 1 миллион автомобилей в год.
Согласно договору о сотрудничестве с фирмой FIAT объем выпуска автомобилей на 1970 год выглядел следующим образом:
- Автомобиль № 1 седан (FIAT-124) — 300 тысяч автомобилей в год
- Автомобиль № 1 универсал (FIAT-124 «Familliare») — 50 тысяч автомобилей в год
- Автомобиль № 2 седан (FIAT-125) — 250 тысяч автомобилей в год.
В итоге на конвейер в роли автомобиля № 2 встал FIAT-124 «Special».
Очевидно, что для достижения объема производства в 1 миллион автомобилей необходимо создание новых моделей. Увеличить производство уже имеющихся автомобилей почти в два раза не самый лучший вариант. Для успешного выхода на производительность в 1 миллион автомобилей к началу 80-х годов заводу необходимо иметь обкатанный и готовый к серийному производству автомобиль уже к концу девятой пятилетки или, проще говоря, к 1975 году.
Еще в 1966 году по указанию В. С. Соловьева конструктор Л. И. Вихко начинает расчет средств, необходимых для создания микроавтомобиля. Видимо, начальство ВАЗа привлекала высокая популярность в Европе и относительно невысокая стоимость производства автомобилей данного класса.
Курировать работы по микроавтомобилю Соловьев поручил Б. Поспелову. Первоначальную компоновку автомобиля рассчитывали конструкторы бюро кузовов. Позже ведущим проекта был назначен В. Барановский из отдела общей компоновки.
К серьезным работам по созданию микроавтомобиля, получившего индекс ВАЗ-1101, на заводе приступили в 1969 году, хотя к этому времени некоторые наработки по машине уже были. В 1969 году дизайнеры создают двойной макет автомобиля. Правую часть проектировал Ю. В. Данилов, а левую — В. А. Ашкин. Для создания ходового образца выбрали вариант Данилова, как более технологичный.
В то же время конструкторами был создан посадочный макет автомобиля, при помощи которого выбирались оптимальное расположение органов управления автомобилем, сидений, а также рассматривались варианты дизайна салона.
Компоновка автомобиля молодому тольяттинскому коллективу давалась тяжело. В маленьких габаритах подкапотного пространства требовалось уместить силовой агрегат, представляющий из себя двигатель и коробку передач в сборе, детали подвески и рулевую рейку. Для решения этой задачи конструкторы прибегнули к ряду интересных технический решений.
Сборка первого опытного образца под индексом ВАЗ-Э1101 была завершена в декабре 1971 года. К испытаниям автомобиля заводчане приступили уже в новом 1972 году.
Прежде чем выехать на дороги, испытателям пришлось решить ряд проблем. Основной и наиболее сложной проблемой оказалась неудачная конструкция привода переключения передач. Передачи отказывались включаться.
В ходе дорожных испытаний крайне отрицательно показали себя центрирующие пальцы сдвоенных карданных шарниров привода передних колёс, которые выходили из строя чуть ли не каждый день. Привычных нам ШРУСов в те годы ВАЗе не было. Часто рвался тросик спидометра, а мотор истекал маслом. Также испытатели отмечали сильную загазованность салона.
Для сравнительных испытаний заводом были закуплены два иностранных автомобиля: FIAT-127 и FIAT-128. Очевидно, что западным серийным автомобилям опытная «микрушка» проиграла в пух и прах. Поляков берет под собственный контроль работы по проекту 1101. Не приостанавливая работы над созданием прототипа второй серии в рамках сотрудничества с фирмой FIAT, в 20.11.72 Москве был подписан меморандум о желании ВАЗа начать выпуск автомобиля FIAT-127. В марте 1973 года итальянцы предоставили «Ориентировочный проект для включения в продукцию завода ВАЗ в г. Тольятти автомобиля объемом цилиндров до 1000см³». Однако на этом моменте работы в этом направлении остановились. Видимо, руководство посчитало, что тратить деньги на закупку еще одного автомобиля не разумно, тем более, что в Запорожье уже активно преоктировался микроавтомобиль с передними ведущими колесам. Кроме того, в это время уже создавался автомобиль повышенной проходимости под индексом ВАЗ-2121.
Прототип второй серии получил обозначение ВАЗ-2Э1101. Автор дизайна первого опытного образца Данилов к тому времени вел активную работу над ВАЗ-2121. Дизайн микрушки поручили создавать В. Пашко и И. Гальчинскому. Оба дизайнера создали полноразмерный макет автомобиля. У Гальчинского получился более прогрессивный дизайн и его проект приняли для постройки опытного образца, который создали в 1973 году.
С точки зрения конструкции второй прототип заметно превосходил первый, что наглядно продемонстрировали испытания. На этом основная часть работ была закрыта.
Но к наработкам по микроавтомобилю вернулись совсем скоро. Для помощи запорожским коллегам в 1976 году был создан прототип ВАЗ-3Э1101 «Ладога», который можно считать прототипом будущей Таврии. Также к опыту по работе над ВАЗ-1101 обращались во время создания ВАЗ-2108 и ВАЗ-1111.
На основе ВАЗ-1101 в двух экземплярах была создана открытая версия, получившая индекс ВАЗ-Э11011.
Советских автомобилей были странными: нерожденная Лада 1101
Что это?
Пятница, а значит, пора советской машины, которая почему-то интересна. Сегодня речь пойдет о проекте Lada 1101, который так и не дошел до конвейеров. Он считается предшественником Lada Samara и разрабатывался в нескольких различных вариантах.
Где и когда было изготовлено?
У нас нет точной информации о том, сколько прототипов 1101 когда-либо было изготовлено, если мы полагаем, что их было не более пяти экземпляров из первой серии.В середине 1970-х годов российская компания выпустила улучшенную версию машины, которая также осталась в чисто концептуальном виде.
Технические данные:
Мощность обеспечивала 0,9-литровый бензиновый двигатель мощностью 55 лошадиных сил (40 киловатт), который передавался на передние колеса через механическую коробку передач. Рулевое управление позаимствовано от ЗАЗа, а передняя подвеска — на стойках Макферсона.
Почему это особенное?
Что же такого особенного в маленьком трехдверном хэтчбеке, который так и не поступил в производство? По сути, 1101 — это первый крупный проект переднеприводной машины в Советской России.
Все началось в начале 1970-х годов, когда ВАЗ захотел создать совершенно новый продукт как для местного рынка, так и для экспортных рынков Западной Европы. Они начали работу над новым проектом, и вскоре после этого был разработан первый 1101, также известный как «Чебурашка». Сначала он использовал миниатюрный кузов с двумя небольшими дверцами и несколькими деталями, взятыми с других серийных автомобилей Lada, такими как колеса, фары и задние фонари.
В 1973 году было готово второе издание прототипа 1101 с гораздо более изысканным дизайном.Особое внимание инженеры компании уделили автомобилям Renault 9, Volkswagen Golf, Ford Escort, Opel Kadett, Volvo 340, которые считались основными конкурентами новой модели. Когда мы видим 1101 1973 года, наши первые мысли заключаются в том, что он во многом вдохновлен Honda N600, а форма решетки радиатора только подтверждает это.
Спустя почти десять лет проект превратился в то, что сегодня известно как Lada Samara. Вы можете легко увидеть, что некоторые идеи были перенесены из первых прототипов, но связь между серийным автомобилем и концептами не так сильна.
Вот самая симпатичная советская машина, о которой вы никогда не слышали
Я даже не собираюсь притворяться, будто я не любитель симпатичных машин. Да, и мне все равно, кто это знает. Какой бы жалкий набор плохих идей я не крутил в своей голове, которые определяют мое представление о себе, они позволяют мне оценить по-настоящему очаровательный автомобиль, и этот прототип ВАЗ E1101 может быть одним из самых симпатичных чертовых автомобилей, которые я когда-либо видел.
Что действительно делает этот странный, почти забытый советский прототип таким милым, так это то, что его очаровательный или привлекательный вид никогда не входил в план.Дружелюбный, щенячий вид этой вещи совершенно случайен — здесь нет чувства самосознания или нарциссизма. ВАЗ Е1101 милый, как утенок или котенок: по своей сути и неосведомленности.
История ВАЗ E1101 начинается с советских автомобилей начального уровня, компактных экономичных автомобилей, которые строились для массового потребителя; ну, на самом деле был только один, ЗАЗ Запорожец 965.
ЗАЗ 965 был разработан в 1958 году на украинском заводе ЗАЗ и появился на рынке в 1960 году. Это была примерно копия Fiat 600 и, в более общем плане, Volkswagen Beetle.Как и в этих автомобилях, в нем использовался подход с задним расположением двигателя к упаковке и экономичности, с установленным сзади двигателем V4 с воздушным охлаждением.
Хотя этот подход отлично работал не только на ЗАЗ, но и на Fiat и Volkswagen, в мире произошло что-то вроде революции небольших автомобилей: в 1959 году Британская моторная корпорация представила Mini с поперечно расположенным двигателем, приводившим в движение переднюю часть. колеса. Это был продуманный и эффективный пакет, который определит почти все малолитражные автомобили (и, действительно, большинство современных автомобилей) в будущем.
G / O Media может получить комиссию
Это нововведение даже заметили за железным занавесом (в котором, как я полагаю, были установлены удобные окна, чтобы отслеживать подобные вещи), а к 1966 году главный конструктор АвтоВАЗа (известный как ВАЗ, и, возможно, более известный большинству как компания, которая построила Ladas), устал видеть все эти Renault 4, Autobianchi Primulas и другие BMC с передним приводом, и решил, что пришло время разработать один из них.
Началась разработка совершенно новой поперечной платформы FWD, и к 1968 году они были готовы приступить к проектированию кузова для своего советского Mini.Интересно наблюдать за развитием дизайна корпуса, потому что две версии разрабатывались на противоположных сторонах одной и той же модели: правая половина была разработана дизайнером Ю. Данилов, левая часть — конструктор В. Ашкин.
Там, где Данилов использовал довольно чистый, традиционный подход (это вроде как уменьшенная версия того, что Volvo будет строить примерно десять лет спустя), Аскин был своего рода помешанным, со сложными гребнями, складками и деталями поверхности. . Вот, смотри:
Вроде чокнутые, но тоже крутые, правда? В конце концов, однако, менее смелые люди, ответственные за проект, выбрали более сдержанную сторону, и началась работа над прототипом.
По современным меркам темп кажется немного неторопливым, но это была советская эпоха, поэтому не беспокойтесь, когда вы услышите, что строительство прототипа началось только в 1971 году. Если это поможет, тем временем они сделали «разборный» деревянный бак для укладки, что потребовало времени.
В прототипе использовался поперечно-цилиндрический двигатель совершенно новой конструкции, объемом около 900 куб. См. Похоже, что использовалась модифицированная коробка передач Fiat 850, а вместо сложных ШРУСов, которые вы ожидаете найти на автомобиле с передним приводом, использовалась пара более простых универсальных шарниров.
Часть того, что в конечном итоге сделало эту машину чертовски очаровательной, заключалась в том, что невозможно было найти подходящие маленькие колеса, поэтому были использованы полноразмерные колеса от более крупной Lada 2101, производной от Fiat, что придало крошечной машине вид щенка с большими ногами , ключевой компонент того, что делает эту вещь настолько привлекательной.
Наряду с большими колесами, большие круглые фары с закрытым светом оказались самыми простыми, дешевыми и доступными, при этом создавая невинный удивительный вид автомобиля с широко открытыми глазами.Все это, а также высокая, просторная оранжерея и забавно укороченный маленький багажник, прикрепленный к заднице автомобиля, — все вместе образует брутальный образ милого.
Внешний вид автомобиля заставил инженеров, тестирующих E1101, прозвать его «Чебурашка», неизвестное животное из серии детских рассказов советских времен.
Было проведено всестороннее тестирование E1101, в ходе которого автомобиль сравнивался с Fiat 127 и 128. В конце концов, на основе этих тестов, дизайн E1101 был тщательно пересмотрен, в результате чего были потеряны многие из самых очаровательных элементов, таких как забавный маленький багажник и ставшая гораздо более традиционный на вид маленький городской автомобиль.Думаю, в итоге он очень сильно напоминал Honda 600.
Проект простого народного автомобиля / городского автомобиля FWD не сильно продвинулся дальше этих прототипов, по крайней мере, до конца 1980-х годов, когда ВАЗ Ока пошел в производство, наконец достигнув цели создания дешевого автомобиля FWD для советских масс.
И все же ни одна из этих последующих машин не могла сравниться с сырым скетониумом той первой маленькой попытки. Посмотри на этого мертворожденного советского!
1969 ВАЗ Э1101 / ВАЗ-1101 Макет -… — Архив дизайна автомобилей
[L’envers du décor]
Роберт Опрон — Acte 2
—
«Monsieur 10%»
В 1975 году Роберт Опрон прибыл из Renault. Создан для Citroën CX lancée quelques mois auparavant au salon de Paris, le patron de la Régie, Pierre Dreyfus — voulu recruter celui qui en piloté le design. Désormais pour Renault, l’objectif avoué est de donner un second souffle au Centre style de Rueil. Opron ne se fait pas prier: le poste est à la mesure de sa démesure: Renault conçoit non seulement des autos, mais aussi des camions, des bus, des tracteurs, des tondeuses, des Cycle, de l’outillage, et bien d ‘ autres produits à travers une kyrielle de filiales.
Dès son arrivée et sous son impulsion, moyens ,ffectifs, surface et budgets sont duplicés. Перспективный поиск, Opron встретился в номере, расположенном в Нантере и в центре авангардного стиля, и в конфи-ле-ренессе, сыне старого колледжа Citroën, Жака Ноше, снова и снова. Un studio efficace, qui va se révéler un redoutable compétiteur face à Rueil. Ce dernier est chapeauté par Gaston Juchet qu’Opron tente en vain d’évincer (il proposera ce poste en 1975 a Robert Broyer qui déclinera son offre, par респект для сына старого директора).
En parallèle, le nouveau maître des leux choisit d’étoffer les внешние консультации. Elles ne sont pas nouvelles: заместитель председателя правления, Роберт Барто, сын преемника Гастона Жучета, не имеющий отношения к трудоустройству, тур в тур с Луиджи Сегре, после того, как Ghia puis Sergio Coggiola. Дебютировал с годовщиной 70, Ital Design, Роберт Камберфорд или на бис, FTI Lepoix sont консультируется. Quant à la Saviem, elle coopère avec Bertone depuis la fin des années 1960 (le SG puis le Master sont signés Marcello Gandini).Mais Opron принимает участие в консультациях и великих людях, ведущих новый образ жизни Теренса Конрана, Альбрехта фон Герца, Тревора Фиоре или на бис архитекторов Марка Хельда или Марио Беллини.
Au début des années 80, Renault s’offre même l’exclusivité d’un Gandini désormais indépendant.
Mais le ticket d’entrée a un prix: Роберт Опрон совершил exiger durant des années d’être discrètement rétribué par ces mêmes fournisseurs. Un système de rétrocommissions évidemment illégal, d’autant plus choquant au sein d’une entreprise publique, qui finit par le discréditer en interne au point d’être surnommé «Monsieur 10%».
Lorsque Bernard Hanon завершает декорирование горшков с розами, Opron est évidemment remercié. Pour justifier ce départ auprès des médias et éviter un scandale qui serait prejudiciable aux deux party, il sera alors plus commode d’invoquer un départ volontaire. Отказ от проекта студии AMC-Renault в Нью-Йорке sera le prétexte tout Trouvé…
—
Архивы автомобильного дизайна — Связанное сообщение:
• Роберт Опрон — Действие 1> https://bit.ly/CDA2245B
—
#RobertOpron #Opron #PierreDreyfus # CitroënCX #JacquesNocher #Nocher #GastonJuchet #RobertBroyer #RobertBarthaud #LuigiSegre #SergioCoggiola #Italdesign #GiorgettoGiugiaro #Giugiaro #RobertCumberford #Cumberford #FTILepoix #Bertone #MarcelloGandini #Gandini #TrevorFiore #MarcHeld #MarioBellini #Bellini #BernardHanon #Hanon
Кратковременное диетическое вмешательство меняет ландшафт малых некодирующих РНК (sncRNA) в человеческих сперматозоидах
Abstract
Последствия для здоровья потомства часто связаны с эпигенетическими изменениями, вызванными питанием матери и внутриутробной средой.Сильные экспериментальные данные также связывают питание отцов до зачатия с патофизиологией у потомства, но механизм (ы), управляющий воздействием отцовского воздействия, остается неуловимым. Экспериментальные модели на животных выдвинули на первый план небольшие некодирующие РНК (sncRNAs) как потенциальные регуляторы отцовских эффектов, хотя о существовании подобных механизмов в сперме человека известно меньше. Здесь мы сначала охарактеризовали базовый ландшафт sncRNA сперматозоидов человека, а затем изучили влияние 6-недельного диетического вмешательства на профиль их экспрессии.Базовое профилирование выявило, что 5’tRF, miRNA и piRNA являются наиболее распространенными подтипами sncRNA, в основном экспрессируемыми из регуляторных элементов, таких как UTR, CpG-богатые области и промоторы. Экспрессия подмножества этих sncRNA варьировалась в зависимости от возраста, ИМТ и качества спермы донора. Диета, обогащенная витамином D и омега-3 жирными кислотами, показала заметное увеличение количества этих питательных веществ в кровообращении и изменила экспрессию sncRNA сперматозоидов. К ним относятся 3 tRF, 15 miRNA и 112 piRNA, генные мишени которых участвуют в метаболизме жирных кислот, ответе на витамин D (активация LXR / RXR, передача сигналов TGF-бета и Wnt) и мобильные элементы.Эти данные свидетельствуют о том, что человеческие сперматозоиды чувствительны к изменениям в таких воздействиях, как диета, и sncRNA захватывают эпигенетический отпечаток этого изменения. Следовательно, изменения в питании отца в период до зачатия могут улучшить качество спермы и здоровье потомства. Чтобы помочь будущим исследованиям, мы разработали iDad_DB, базу данных с открытым доступом, содержащую базовую и измененную диету sncRNA в мужской зародышевой линии человека.
Заявление о конкурирующих интересах
Нирджа Карнани, Кейт М. Годфри, Карен А. Лилликроп и Яп Сенг Чонг являются частью академического консорциума, получившего финансирование исследований от Abbott Nutrition, Nestec, BenevolentAI Bio Ltd.и Данон. Филип Колдер входит в состав Научно-консультативного совета компании Smartfish, производителя напитков, использованных в исследовании. Филип Колдер получил гонорары за консультации и / или выступление от Fresenius-Kabi, B. Braun, Baxter Healthcare, Abbott Nutrition и Danone / Nutricia, продавцов парентеральных и энтеральных кормов, а также от Pronova BioPharma / BASF AS и Smartfish, продавцов продукты, содержащие омега-3 жирные кислоты. Кейт М. Годфери получил компенсацию за выступления на конференциях, спонсируемых компаниями, продающими продукты питания.Остальные авторы заявляют об отсутствии конкурирующих интересов. Регистрационный номер исследования: ISRCTN50956936 Дата регистрации пробной версии: 02.10.2014
Распространенность кесарева сечения в больнице, доброжелательной к ребенку, на юге Бразилии: текущая ситуация перед лицом COVID-19
Резюме
Цель Анализировать распространенность кесарева сечения в больнице, доброжелательной к ребенку, в южной Бразилии в период с 2017 по 2020 год возможные годовые и ежемесячные изменения в связи с пандемией нового коронавируса (COVID-19).
Методы Описательное поперечное исследование с использованием вторичных данных, полученных из электронной информационной системы больницы доброжелательного отношения к ребенку в муниципалитете Рио-Гранде, РС, Бразилия. Данные были получены для всех госпитализаций в акушерский центр в период с 1 января st 2017 по 31 декабря st 2020. Данные о смертях от COVID-19 были получены с веб-сайта муниципального правительства. Годовые и ежемесячные показатели распространенности кесарева сечения были рассчитаны по сравнению с аналогичными периодами 2017, 2018 и 2019 годов.Различия в показателях распространенности были проверены с помощью критерия хи-квадрат, при уровне значимости менее 5%. Коэффициенты распространенности были оценены для 2018/2017, 2019/2018 и 2020/2019.
Результаты Было включено 7 294 родов. Распространенность кесарева сечения составляла 42,6% в 2017 году, 44,3% в 2018 году, 40,2% в 2019 году и 51,0% в 2020 году. В 2018–2017 годах не было статистически значимой разницы в частоте кесарева сечения (95% ДИ: 0,90–1,20). В период с 2019 по 2018 год произошло снижение распространенности примерно на 20% (95% ДИ: 0.69-0,93). Сценарий меняется в период с 2020 по 2019 год с увеличением числа кесарева сечения на 40% (95% ДИ: 1,20–1,62). Период с июля по декабрь 2020 года был единственным периодом, в котором более половины родов было произведено путем кесарева сечения, а в июле этот показатель превысил 60%.
Заключение Показатели распространенности кесарева сечения в 2020 году увеличились по сравнению с тремя предыдущими годами. Эти данные подчеркивают необходимость более строгого соблюдения протоколов родов, чтобы сократить количество операций кесарева сечения в больницах, доброжелательных к ребенку.
Введение
За последние 30 лет росло беспокойство по поводу увеличения распространенности кесарева сечения и его последствий для здоровья матери и ребенка 1 . В Бразилии распространенность кесарева сечения выросла с 15% в 1970-х годах 2 до 55% в 2016 году, что составляет более половины от числа родов 3 . Исследования показали, что кесарево сечение использовалось неизбирательным образом, без учета медицинских причин, оправдывающих его 7,9 .Кесарево сечение является признанным препятствием для раннего начала грудного вскармливания, и оно также связано с негативными последствиями в краткосрочной и долгосрочной перспективе, в частности с материнской смертностью, послеродовой инфекцией, неонатальной смертностью, респираторными проблемами новорожденных, недоношенностью, низким весом при рождении, риском госпитализации в реанимацию и 8,10-12 .
Инициатива «Больница, доброжелательная к ребенку» (BFHI) — это глобальная инициатива по продвижению, защите и поддержке грудного вскармливания.Для реализации «Десяти шагов к успешному грудному вскармливанию» требуется, чтобы количество операций кесарева сечения не превышало 30% или был разработан план по снижению частоты кесарева сечения до 10% в год. 4-6 . Таким образом, в больнице, доброжелательной к ребенку, кесарево сечение должно быть показано в определенных ситуациях, когда есть акушерский риск, связанный с родами 7,8 .
В марте 2020 года пандемия, вызванная коронавирусом (COVID-19), привела к истощению систем здравоохранения во всем мире, вызвав изменения в распорядке работы в больницах, в том числе в неонатальных и родильных отделениях 13,14 .Протоколы, ранее принятые в родильных домах для содействия уходу при родах и неонатальному уходу, претерпели изменения, чтобы сократить время, проводимое матерями и младенцами в больнице, с целью сведения к минимуму вероятности контакта с вирусом 15,16 .
В начале пандемии статус COVID-19 сам по себе стал обычным показателем для кесарева сечения 17 . Систематический обзор 203 рецензируемых тематических исследований беременных женщин с положительным результатом на SARS-CoV-2 до родов показал, что 68.9% подверглись кесареву сечению, несмотря на отсутствие доказательств передачи инфекции от матери ребенку. В этом исследовании подчеркивается необходимость выполнения текущих рекомендаций надежных организаций по мере публикации новых данных для предотвращения увеличения числа ненужных и незапланированных кесаревых сечений во время пандемии 17 .
Корректировка протоколов родов из-за пандемии COVID-19 наряду с растущей эпидемией кесарева сечения может способствовать серьезному увеличению частоты кесарева сечения во всем мире, особенно в Бразилии.Исследования по этому вопросу в Бразилии пока не проводились. Это исследование было направлено на анализ распространенности кесарева сечения в больнице, доброжелательной к ребенку, в южной Бразилии в период с 2017 по 2020 год, с выявлением возможных ежегодных и ежемесячных изменений из-за пандемии COVID-19.
Методы
Дизайн, целевая группа и выборка
Это описательное перекрестное исследование с использованием данных из электронной информационной системы доктора Мигеля Риета Корреа-младшего, Университетская больница Федерального университета Риу-Гранди (HU-FURG ).Эта больница находится в муниципалитете Риу-Гранди в штате Риу-Гранди-ду-Сул, Бразилия. В муниципалитете проживает около 211005 жителей (2019 г.), а индекс человеческого развития муниципального образования составляет 0,744 (доступен по адресу: https://www.ibge.gov.br/cidades-e-estados/rs/rio-grande.html). В 2019 году в муниципалитете было зарегистрировано 2753 родов, из которых 65% произошли в HU-FURG.
HU-FURG — это государственное учреждение, входящее в состав Бразильской компании по оказанию больничных услуг. Оно предоставляет услуги только Объединенной национальной системе здравоохранения Бразилии.В 2002 году больница была аккредитована как больница доброжелательного отношения к ребенку, предлагая матерям и младенцам все меры поддержки, необходимые для грудного вскармливания матери, рекомендованные BFHI. В настоящее время это единственная больница на крайнем юге Риу-Гранди-ду-Сул, аккредитованная как больница, доброжелательная к ребенку. Во время пандемии эта больница стала эталоном лечения COVID в муниципалитете.
Для настоящего исследования мы выбрали всех беременных, родивших живого ребенка в родильном доме HU-FURG.Критериями исключения были женщины, зарегистрированные как ВИЧ-инфицированные, случаи выкидыша или мертворождения, а также рождение близнецов.
Источник данных
Была получена полная информация обо всех госпитализациях в акушерском центре, зарегистрированных в электронной системе HU-FURG за период с 1 января 2017 года по 31 декабря st 2020. Используемые данные относятся к информации о родах и характеристики живорожденных младенцев и их матерей.
Информация о случаях смерти от COVID-19 в период с 31 января st по 31 декабря st 2020 в муниципалитете Рио-Гранде была получена из ежедневных информационных листов, доступных на веб-сайте городского правительства (доступно по адресу: https: // www.riogrande.rs.gov.br/corona/) 18 . Информация, содержащаяся в информационных бюллетенях, предоставлена эпидемиологическими бюллетенями, публикуемыми Государственными департаментами здравоохранения. Данные обновляются ежедневно при публикации бюллетеней в 23:00. Бразилиа время.
Операционализация переменных
Зависимой переменной было кесарево сечение (нет; да), в зависимости от способа родоразрешения. Для описания выборки учитывались следующие переменные: возраст матери (≤ 19, 20-29, ≥30 лет), пол новорожденного (женский; мужской), гестационный возраст, оцененный по методу Капурро (<37, 37-38 лет). , 39–41 и ≥42 недель), вес при рождении (<2500, 2500–2999, 3000–3500, 3501–4000 и> 4000 грамм) и часы смены родов [(день: с 7 а.м. до 18.59) или в ночное время (с 19.00 до 6.59)]. Переменная года рождения (2017, 2018, 2019 и 2020) была создана на основе даты рождения.
Анализ данных
Для сравнения распространенности кесарева сечения в 2020 г. с предыдущими годами мы извлекли данные с 1 января -го по 31 декабря -го за 2017, 2018 и 2019 годы. хранящиеся в электронной системе HU-FURG, были экспортированы в Excel®, а статистический анализ был выполнен с использованием статистического пакета Stata версии 16.0.
Мы провели описательный анализ независимых и зависимых переменных для описания выборки. Показатели распространенности кесарева сечения оценивались для каждого года и соответствующих месяцев. Различия между годовыми и месячными показателями распространенности были проверены с помощью теста неоднородности хи-квадрат с уровнем значимости менее 5%. Мы также рассчитали коэффициенты распространенности кесарева сечения в период с 2018 по 2017 год; 2019 и 2018; 2020 и 2019 годы. Общие и скорректированные коэффициенты распространенности (PR) и их соответствующие доверительные интервалы были рассчитаны с использованием регрессии Пуассона с надежной поправкой на дисперсию.Корректировки были выполнены, чтобы исключить влияние мешающих факторов. Все переменные были взяты в многомерную модель, и переменные со значением ≤ 0,20 были сохранены.
Этические аспекты
Исследовательский проект был представлен и одобрен Комитетом по этике исследований Федерального университета Пелотаса (утвержденный файл № 4.281.378) и Отделом преподавания и управления исследованиями HU-FURG. База данных была получена с деидентифицированными данными, а анализ проводился в соответствии с принципами Хельсинкской декларации.
Результаты
Всего за период с 2017 по 2020 год произошло 7 744 родов. После применения критериев исключения было включено 7 294 рождения. Демографические характеристики выборки и способ родов показаны в Таблице 1. Пятьдесят два процента женщин были в возрасте 20-29 лет, и 68% родов произошли между 39 -й -й и 41 -й -й неделями беременности. Тридцать восемь процентов новорожденных весили от 3000 до 3500 граммов, и 58% родов происходили в течение дня.
Таблица 1.Характеристики матери, новорожденного и родов в больнице доброжелательного отношения к ребенку. Рио-Гранде, РС, Бразилия (2017-2020).
Что касается годовой распространенности кесарева сечения, то показатель составил 42,6% в 2017 году, 44,3% в 2018 году, 40,2% в 2019 году и 51,0% в 2020 году (p <0,001). С июля по декабрь 2020 года был единственным периодом за четыре года, в течение которого более половины родов было кесаревым сечением, а в июле этот показатель превысил 60% (таблица 2).
Таблица 2.Распространенность кесарева сечения в детских больницах.Рио-Гранде, РС, Бразилия (2017-2020). a
На рисунке 1 показано изменение числа случаев кесарева сечения в зависимости от числа смертей от COVID-19 в 2020 году. В период с января по декабрь можно увидеть рост распространенности кесарева сечения по месяцам. В июле в муниципалитете произошло заметное увеличение числа смертей, сопровождавшееся увеличением числа случаев кесарева сечения. В сентябре и октябре кривая кесарева сечения выросла, а уровень смертности от COVID-19 резко упал.
Рисунок 1.Распространенность кесарева сечения в детской больнице по количеству смертей от COVID-19 в городе Риу-Гранди, РС, Бразилия (2017-2020).
При сравнении коэффициентов распространенности кесарева сечения с 2017 по 2020 годы данные показали, что в 2018/2017 годах не было статистически значимой разницы в коэффициенте распространенности (95% ДИ: 0,95–1,14). В 2019/2018 гг. Произошло снижение примерно на 20% распространенности кесарева сечения (95% ДИ: 0,82–1,00). Сценарий меняется в 2020 году, когда частота кесарева сечения увеличится на 40% по сравнению с 2019 годом (95% ДИ: 1.16-1.42) (таблица 3).
Таблица 3.Общие и скорректированные коэффициенты распространенности кесарева сечения в больнице, доброжелательной к ребенку. Рио-Гранде, РС, Бразилия (2017-2020).
На рисунке 2 в графическом формате представлены данные, представленные в таблице 3. Только коэффициенты распространенности в 2020/2019 годах были выше единицы, что свидетельствует о том, что 2020 год был годом, в котором риск кесарева сечения был выше. Более того, при сравнении по месяцам коэффициенты распространенности за март, июль и сентябрь 2020 года были статистически значимыми по сравнению с тем же периодом предыдущего года.При сравнении 2019 года с 2018 годом и 2018 года с 2017 годом таких различий не наблюдалось.
Рисунок 2.Коэффициенты распространенности кесарева сечения в больнице, доброжелательной к ребенку. Рио-Гранде, РС, Бразилия (2017-2020).
Обсуждение
Результаты этого исследования показывают значительное увеличение распространенности кесарева сечения в 2020 году по сравнению с тремя предыдущими годами. Особенно при сравнении с годом до пандемии распространенность кесарева сечения выросла с 40.2% в 2019 году до 51,0% в 2020 году. Этот рост был отмечен в июле 2020 года, что соответствует первому пику смертности от COVID-19 в муниципалитете.
Увеличение распространенности кесарева сечения, наблюдаемое в настоящем исследовании, возможно, произошло потому, что кесарево сечение можно рассматривать как более быструю процедуру для сокращения времени, которое беременные женщины проводят в ожидании родов, и, таким образом, сокращения времени, которое они проводят в условиях больницы. Плановое кесарево сечение может быть запланировано для определенных данных, и это снижает риск заражения между поступлением в больницу и родами, тогда как роды через естественные родовые пути и экстренное кесарево сечение требуют наличия команды профессионалов и наличия больничных коек.Возможно, что увеличение числа случаев кесарева сечения может быть связано с родами, которые могли быть естественными, независимо от того, было ли это решением матери или медицинской бригады. Тем не менее, кесарево сечение связано с более длительным послеродовым пребыванием в больнице, в отличие от вагинальных родов, при которых выздоровление происходит быстрее.
Важно отметить, что развитие COVID-19 в штате Риу-Гранди-ду-Сул отличалось от такового в других регионах Бразилии, начавшись позже по сравнению с другими штатами и достигнув пика в июле.В случае муниципалитета Рио-Гранде первый случай смерти от COVID-19 был зарегистрирован в мае 2020 года 18 . Более того, поскольку HU-FURG является государственным учреждением, он стал эталонной больницей для лечения COVID-19 в муниципалитете. Кроме того, примечательно, что до 31 декабря 2020 года в информационной системе больницы не было зафиксировано случаев заболевания COVID-19 у беременных.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) 19 обобщила пути передачи COVID-19, указав, что новорожденные могут быть заражены вирусом во время и после рождения либо путем прямой передачи через контакт, либо путем вдыхания выделений из дыхательных путей инфицированных людей ( члены семьи и посетители), или косвенная передача через контакт с загрязненными поверхностями и предметами 19,20 .Исследования сообщают о неуверенности в отношении заражения в результате вертикальной передачи вируса от инфицированной матери к ее ребенку, то есть либо во время беременности через передачу половых клеток или плацентарной крови, либо при рождении во время родов 21-25 . Однако, по данным Центров США по контролю и профилактике заболеваний, нет никаких доказательств того, что SARS-CoV-2 передается таким образом 20,26 . В связи с этим протоколы ухода за беременными и роженицами рекомендуют учитывать нормальные акушерские показания и индивидуальную оценку тяжести состояния матери при выборе формы родов, так что инфекция COVID-19 не должна рассматриваться как повод для указания кесарево сечение 15 .Тем не менее, исследования показали рост распространенности кесарева сечения во всем мире 22,27-29 .
Увеличение распространенности кесарева сечения во время пандемии, наблюдаемое в настоящем исследовании, согласуется с результатами, полученными в других странах 27,29 . В Англии Bhatia et al. (2020) оценили шесть английских больниц, в которых в период с апреля по июль 2020 года было в общей сложности 2480 родов. Авторы обнаружили увеличение распространенности кесарева сечения на 29,7% по сравнению с тем же периодом 2019 года (28.3%) 27 . Однако Malhotra et al. Не сообщили об этой тенденции в распространенности кесарева сечения. (2020) 28 в 11 больницах Нью-Йорка, где в период с 8 марта -го по 20 апреля -го 2020 года было зарегистрировано 1 952 родов. В этом исследовании 31,3% беременных женщин с положительным результатом на COVID-19 были перенесены на кесарево сечение. разделов, а показатель распространенности был близок к общей распространенности кесарева сечения в предыдущие годы, которая составляла около 31%. Авторы также отметили, что распространенность кесарева сечения у женщин, не прошедших тестирование на вирус, составляла 31.4%, а среди получивших отрицательный результат — 33,9%. Таким образом, эти результаты не свидетельствуют о том, что заражение COVID-19 повлияло на решение о том, какая форма родов.
Недавнее исследование Mor et al. (2021) оценили влияние пандемии на неотложную акушерскую помощь и перинатальные исходы у населения с низким уровнем риска в Израиле. Авторы определили, что во время первой волны COVID-19 в Израиле (с февраля по апрель 2020 года) количество госпитализаций при экстренных родах было в среднем ниже по сравнению с тем же периодом в предыдущие годы (2017-2019) 30 .Более того, они обнаружили значительно более высокий уровень (p = 0,037) мертворождений в течение периода исследования. С другой стороны, на распространенность кесарева сечения не повлияли показатели распространенности, обнаруженные в предыдущие годы, которые варьировались в среднем от 17,5% в период с 2017 по 2019 год до 17,7% в 2020 году 30 .
Также важно обсудить частоту кесарева сечения, наблюдавшуюся за годы до пандемии. Несмотря на высокий уровень, показатели аналогичны исследованиям, проведенным в больницах BFHI 31 .В исследовании « Nascer no Brasil » было обследовано 22 035 рожениц и их новорожденных детей, и было обнаружено, что частота кесарева сечения в больницах BFHI составляет 40,6% по сравнению с 58,9% в больницах, не аккредитованных BFHI 29 . В когортных исследованиях новорожденных, проведенных в Пелотасе, муниципалитете, соседнем с Рио-Гранде, общая распространенность кесарева сечения, наблюдаемая в 2015 году, составила 65,1%, что более чем вдвое превышает количество рождений в 1982 году (27,6%) 32 . Таким образом, показатели распространенности кесарева сечения как в Бразилии, так и на крайнем юге штата Риу-Гранди-ду-Сул высоки даже в больницах BFHI, и, следовательно, потребуются дополнительные меры для снижения роста хирургических родов в постпандемический период.
У этого исследования есть сильные стороны, которые следует выделить. В предлагаемом анализе данных использовалась большая выборка, а также данные за четыре года для оценки эволюции результатов. Поскольку это вторичное исследование данных, вероятность погрешности измерения снижается, учитывая, что электронные медицинские карты и формы заполняются обученным персоналом больницы почти сразу после родов. Другим аспектом является отсутствие систематической ошибки отбора, учитывая, что выборка включала все роды, выполненные в больнице, за исключением родов, соответствующих заранее установленным критериям исключения для указания кесарева сечения.
Необходимо учитывать некоторые ограничения. Первый относится к отсутствию информации в электронной системе о показании кесарева сечения, будь то по медицинским показаниям или другим факторам, таким как медицинское удобство или выбор пациента. Еще одно ограничение — внешняя действительность. Представленные данные относятся к муниципалитету на крайнем юге Бразилии и не являются репрезентативными для городов и регионов, где последствия COVID-19 вызывают тревогу.
Результаты этого исследования показывают высокий уровень распространенности кесарева сечения в больнице BFHI в течение первого года пандемии COVID-19, что еще больше усугубило эпидемию кесарева сечения в Бразилии.Способ родов и кесарево сечение — темы, широко обсуждаемые в литературе, поскольку роды — это момент чрезвычайной важности для матерей и их семей, поэтому необходимо учитывать индивидуальный контекст каждой женщины. Последствия пандемии для способов доставки в Бразилии по-прежнему незначительны. Необходимы дальнейшие исследования для изучения возможных изменений в протоколах родов в родильных домах в контексте пандемии COVID-19, особенно в больницах, доброжелательных к ребенку. Мы подчеркиваем необходимость планирования действий по поддержанию распространенности кесарева сечения в пределах рекомендованных BFHI показателей, чтобы свести к минимуму пагубное воздействие пандемии в виде возможного чрезмерного кесарева сечения и будущих последствий для здоровья матери и ребенка.
Доступность данных
Набор данных, подтверждающий выводы этой статьи, не является открытым из-за конфиденциальности информации. Согласие на публикацию необработанных данных получено не было, но полностью анонимный набор данных можно получить у соответствующего автора.
Оценка антител IgG, IgM и IgA к Mycoplasma Penetrans, обнаруженных с помощью ELISA и иммуноблоттинга у ВИЧ-1-инфицированных пациентов и пациентов с ЗППП, в Сан-Паулу, Бразилия
Целью настоящего исследования было определение частоты IgG, Антитела IgA и IgM к Mycoplasma Penetrans у ВИЧ-1-инфицированных пациентов и пациентов с заболеваниями, передающимися половым путем . Мы протестировали образцы сыворотки 106 ВИЧ-1-положительных пациентов и 110 человек с клиническими симптомами уретрита. ELISA и иммуноблот-тест проводили с использованием липид-ассоциированных мембранных белков M.penetrans в качестве антигена. С помощью ELISA мы обнаружили более высокую частоту ( P <0,05) IgG против M. Penetrans у ВИЧ-1-инфицированных пациентов и пациентов с ЗППП (25,5 и 17,3%), чем в контроле (1,2%), а также более высокая частота IgA ( P <0,05) (15.1 и 17,3% по сравнению с 1,2%). Для IgM различий не наблюдалось ( P ≥ 0,05) (3,8, 9,1 и 5,8% соответственно). При сравнении частот антител IgG, IgM и IgA у ВИЧ-1-инфицированных пациентов с учетом соотношения клеток CD4 / CD8 <0,3 и ≥ 0,3 значимых различий между двумя группами не наблюдалось (13,3, 10, и 20% по сравнению с 20, 0 и 5% соответственно) ( P > 0,05), возможно, из-за небольшого количества образцов, на которых мы могли бы выполнить подсчет Т-клеток (53/106).Пептид M. Penetrans массой 38 кДа, считающийся иммунодоминантным, был распознан в иммуноблоттинге 51,8% положительных сывороток с помощью ELISA на IgG, 50,0% на IgM и 75% на IgA в группе пациентов со СПИДом, а также на 47,4, 60,0 , и 75,0%, соответственно, в группе заболеваний, передающихся половым путем. Перекрестные реакции в иммуноблоттинге на IgG наблюдались в сыворотках от лиц, инфицированных Mycoplasma pneumoniae и Mycoplasma hominis , а перекрестные реакции в иммуноблоттинге на IgA наблюдались в сыворотках от лиц, инфицированных M.hominis ; все они дали отрицательный результат ELISA на M. Penetrans .
% PDF-1.2 % 84 0 объект > эндобдж xref 84 91 0000000016 00000 н. 0000002168 00000 п. 0000002341 00000 п. 0000002370 00000 н. 0000002426 00000 н. 0000002813 00000 н. 0000003045 00000 н. 0000003109 00000 п. 0000003252 00000 н. 0000003410 00000 п. 0000003566 00000 н. 0000003704 00000 п. 0000003868 00000 н. 0000004071 00000 н. 0000004310 00000 н. 0000004393 00000 п. 0000004631 00000 н. 0000004805 00000 н. 0000004990 00000 н. 0000005155 00000 н. 0000005341 00000 п. 0000005546 00000 н. 0000005673 00000 п. 0000005788 00000 н. 0000005907 00000 н. 0000006032 00000 н. 0000006205 00000 н. 0000006336 00000 н. 0000006436 00000 н. 0000006567 00000 н. 0000006686 00000 н. 0000006811 00000 н. 0000006984 00000 н. 0000007167 00000 н. 0000007293 00000 н. 0000007435 00000 н. 0000007606 00000 н. 0000007741 00000 н. 0000007898 00000 п. 0000008059 00000 н. 0000008187 00000 н. 0000008395 00000 н. 0000008638 00000 н. 0000008711 00000 н. 0000008952 00000 п. 0000009123 00000 н. 0000009330 00000 н. 0000009436 00000 н. 0000009550 00000 н. 0000009670 00000 н. 0000009796 00000 н. 0000009997 00000 н. 0000010140 00000 п. 0000010241 00000 п. 0000010367 00000 п. 0000010487 00000 п. 0000010613 00000 п. 0000010807 00000 п. 0000010973 00000 п. 0000011046 00000 п. 0000011230 00000 н. 0000011308 00000 п. 0000011500 00000 н. 0000011689 00000 п. 0000011875 00000 п. 0000012055 00000 п. 0000012235 00000 п. 0000012328 00000 п. 0000012420 00000 п. 0000012550 00000 п. 0000012656 00000 п. 0000012768 00000 п. 0000012791 00000 п. 0000012898 00000 п.