Технические характеристики тракторов МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л. Общие данные
Тип трактора – колёсный универсальный класса 1,4 т;
Марка трактора – «Беларусь»;
Модель трактора — МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л;
Скорости и тяговые усилия (рассчитаны без учёта буксования на стерне при радиусе качения заднего колеса 730 мм):
Передача
|
Скорость (км/ч) | Тяговое усилие (кгс) |
I | 1,56 | 1400 |
II | 2,65 | 1400 |
III | 5,60 | 1400 |
IV | 6,85 | 1400 |
V | 8,15 | 1150 |
VI | 9,55 | 950 |
VII | 11,70 | 750 |
VIII | 13,85 | 600 |
IX | 25,80 | 250 |
3XI | 3,31 | — |
3XII | 5,62 | — |
Габаритные размеры трактора (номинальные), мм:
|
5*
Похожие материалы:
Трактор МТЗ-50: технические характеристики, двигатель, коробка
Автор Червоненко Александр Викторович На чтение 4 мин. Просмотров 1.3k. Опубликовано
Трактор МТЗ 50 является колесным трактором общего назначения, который разработан в начале шестидесятых годов.
В 1961 году трактор прошел полевые испытания (тест драйв) и поставлен на конвейер для серийного производства. Беларусь 50 на МТЗ (Минском тракторном заводе) выпускался с 1962 по 1985 год.
Продолжительный срок производства сельхозмашины обеспечили заложенные в конструкции технические характеристики трактора МТЗ 50.
За время было выпущено более 1 млн. 250 тыс. экземпляров модели МТЗ 50 (52 модификация с полным приводом).
Удачная конструкция, которой обладал трактор МТЗ 50 и качественный двигатель позволили создать на его базе большое количество модификаций для различных сельскохозяйственных работ. Среди них выделяются:
- МТЗ 60, 62 — экспортные варианты трактора;
- МТЗ 50К — для работы на крутых склонах;
- Т50В, Т54В — гусеничные модели для работ на виноградниках;
- МТЗ 50X — модификация с высоким клиренсом для работы на хлопковых полях, выпускалась с одним передним колесом;
- МТЗ 50Р — имел полугусеничную ходовую часть и использовалась при возделывании рисовых полей.
Минский завод выпускает схожие по характеристикам и назначению модели на базе трактора МТЗ 920.
За период производства неоднократно изменялся внешний вид или по-современному выполнялся тюнинг кабины, но при этом индексацию трактор не менял:
- в самом начале 60-х годов имел полукруглую решетку радиатора и бескаркасную основу с брезентовой крышей;
- в конце 60-х годов установлена прямоугольная решетка радиатора;
- в середине 70-х изменена конструкция и внешний вид капота;
- в конце 70-х годов году трактор получил каркасную кабину увеличенного размера и стеклопластиковую крышу.
Технические характеристики агрегатов
Двигатель
На Беларусь 50 устанавливался четырехцилиндровый четырехтактный дизельный силовой агрегат модели Д-50.
Обладает объемом в 4,75л и поршневой разделенной камерой сгорания. Такая техническая конструкция мотора развивала мощность в 55 л. с., при этом вес составляет 0,410 т и расход топлива не превышает 8,0 л/ч. Д-50 имел высокий технический моторесурс. До капитального ремонта характеристика определялась в 5000 моточасов.
Ходовая часть
На тракторе МТЗ применен механический тип трансмиссии. Оснащена коробкой передач со следующей схемой переключения передач: девять передних и две для движения задним ходом.
Для перехода на пониженные передачи использовался шестеренчатый вал. Картер заднего моста комплектовался дифференциалом блокировки.
Блокировка осуществлялась из кабины механизатора с помощью специальной педали. На экземплярах позднего выпуска предусмотрен технический монтаж ходоуменьшителя.
Муфта сцепления имеет сухое исполнение в однодисковом постоянно замкнутом варианте. Такая конструкция требовала частой регулировки сцепления.
Вал отбора мощности (ВОМ) обладает синхронным и независимым приводом. На передних колесах трактора использован полужесткий тип подвески, подвеска задних колес выполнена в жестком варианте.
Электрооборудование
В состав электрической системы Беларусь 50, согласно описанию по каталогу, входят следующие основные агрегаты и элементы:
- стартер;
- генератор;
- стартер для пускового двигателя на постоянном токе, с номинальным напряжением на выходе в 12 В;
- свеча накаливания со следующими техническими характеристиками;
- сила рабочего тока – 50А,
- напряжение – 1,40А;
- сопротивление – 0,02 Ом.
Гидравлическая система
Устройство гидросистемы трактора выполнено в раздельно-агрегатном варианте, с применением шестеренчатого насоса НШ-32 (на поздних экземплярах осуществлялась установка НШ-50, обладающего большей производительностью,) который приводится в действие приводом от двигателя Д-50.
Также система включает гидроцилиндр для управления навесным оборудованием и гидрораспределитель в трехсекционном исполнение, с золотниково-клапанным рабочим механизмом.
Общие технические характеристики
Универсальный колесный трактор обладает следующими техническими характеристиками, которые обеспечивают выполнение сельскохозяйственных и других смежных работ:
- Тяговый класс – 1,4
- Масса – 3,60 т.
- Длина – 3,85 м.
- Высота – 2,78 м.
- Ширина – 1,97 м.
- База – 2,37м.
- Дорожный просвет – 0,47 м.
- Наибольшая скорость – 33 км/ч.
- Объем гидросистемы – 21,0 л.
- Объем топливного бака – 130 л.
- Колея (изменяемая) – от 1,2 до 2,1 м.
- Радиус поворота – 2,5 м.
Преимущества и недостатки МТЗ 50
По многочисленным отзывам владельцев трактора Беларусь 50:
- надежный экономичный двигатель;
- многофункциональность и универсальность, позволяющая эксплуатировать трактор круглый год;
- простая и надежная конструкция;
- ремонтопригодность;
- высокая проходимость;
- хорошие технические и эксплуатационные характеристики;
- оптимальные обороты ВОМ;
- совместная работа с дополнительным оборудованием.
К недостаткам возможно причислить:
- жесткая подвеска;
- возможный прогар поршневой группы двигателя при использовании некачественного топлива;
- недостаток мощности при работах на тяжелых почвах;
- трудность запуска пускового двигателя в зимнее время;
- низкий уровень комфорта для механизатора в кабине;
- необходимость проведение частой настройки рычагов в корзине сцепления и регулировки клапанов мотора;
- небольшая производительность трактора на больших площадях (от 70 га).
Несмотря на присущие трактору недостатки, пользовался большой и заслуженной популярностью в агрохозяйствах страны за универсальность, надежность, простоту обслуживания и ремонта в сельских условиях. Преемником МТЗ 50 считают широкоуниверсальный колесный трактор МТЗ 2022.
Трактор МТЗ 52 технические характеристи и особенности конструкции
Модель трактора МТЗ 50 и его полноприводная версия МТЗ 52 начала выходить с производственных линий Минского Тракторного Завода с 1961 года и массово выпускалась до 1985 . За этот период было выпущено более 1 млн. 265 тысяч единиц техники данных модификаций. Разработка стала основой для выпуска трактора МТЗ 80(82) и впоследствии целой серии модифицированных машин, выпускаемых по сегодняшний день. Данная модель является одним из первых тракторов, выпускаемых в СССР, который по своему применению и функциональным возможностям характеризуется как универсально-пропашная машина. Технические возможности трактора дают высокий коэффициент применения в различных областях народного хозяйства, что определило высокий спрос на данную технику и её популярность на долгие годы.
На сегодня трактора модели МТЗ 50(52) до сих пор встречаются в использовании. Техническая живучесть данной техники объясняется высоким процентом унификации и взаимозаменяемости деталей и узлов машины со своими младшими братьями — тракторами семейства МТЗ.
Характеристики трактора
Основой машины является полурамный остов, состоящий из боковых параллельных брусов и литой передней поперечной части. Остальную часть остова выполняют соединённые между собой литые корпуса механизмов трансмиссии: корпус сцепления, картер КПП и картер заднего моста. На полураме размещён силовой агрегат, соединённый через корпус сцепления с трансмиссией трактора.
Общие параметры
Основные характеристики | МТЗ 50 | МТЗ 52 |
Тяговый класс | 1. | |
Размер (ширина Х высота Х длина )мм | 1970х2485х3815 | 1970х2485х3930 |
Продольная база мм | 2370 | 2450 |
Дорожный просвет под рукавами полуосей заднего моста мм | 645 | |
Просвет под задним мостом мм | 465 | |
Просвет под передней осью мм | 645 | — |
Просвет под картером переднего моста мм | — | 590 |
Радиус поворота с подтормаживанием м | 2,5 | 2,7 |
Ширина колеи мм | 1200-1800 | |
Вес трактора кг | 3040 | 3120 |
Характеристики силового агрегата
Двигатель Д-50 в сборе
Марка | Д-50 (со стартером) Д-50Л (с пусковым двигателем) |
Тип | Четырёхтактный, четырёхцилиндровый дизельный |
Мощность номинальная л. | 55 |
Максимальная мощность л.с | 60 |
Рабочий ресурс до капитального ремонта мото-часов | 5000 |
Номинальная частота вращения об/мин | 1700 |
Диаметр цилиндра мм | 110 |
Ход поршня мм | 125 |
Степень сжатия | 16 |
Общий рабочий объём цилиндров л. | 4,75 |
Удельный расход топлива г/л.с в час | 195 |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Топливный насос | УТН-5 |
Регулятор ТНВД | Всережимный центробежного типа |
Форсунки | ФШ-6-2-25˚ штифтовая закрытого типа |
Давление впрыска кгс/см² | 130+5 |
Электростартер Д-50 | СТ-212 |
Пусковой двигатель Д-50Л | ПД-10У |
Генератор | Г 304-А1 |
Вес сухого дизеля Д-50 кг | 410 |
Вес сухого дизеля Д-50Л кг | 470 |
Давление масла в дизеле кгс/см² | 2-3,5 |
Дизель Д-50 в сборе
Заправки систем и узлов трактора
Наименование | Объём л |
Топливный бак трактора | 100 |
Топливный бак пускового двигателя ПД-10У | 1,9 |
Система охлаждения МТЗ 50 | 20 |
Система охлаждения МТЗ 50Л | 22 |
Система смазки дизеля | 12 |
Корпуса трансмиссии | 40 |
Корпус переднего моста | 1,7 |
Корпус переднего бортового редуктора | 1,7 |
Корпус верхней конической пары ПВМ | 0,3 |
Промежуточная опора привода ПВМ | 0,15 |
Корпус гидроусилителя руля | 6 |
Гидросистема трактора | 20,5 |
Картер ТНВД | 0,2 |
Электрическая система
Электропроводка трактора – однопроводная с напряжением в сети 12 вольт, отрицательный полюс соединён с массой трактора. Аккумуляторная батарея МТЗ 50(52) -3СТ 195 с напряжением 6 вольт и ёмкостью 195 А/ч расположены в отсеках под сиденьем водителя. В МТЗ 50Л(52Л) аккумуляторы 6-ТСТ 45 с напряжением 12 вольт и ёмкостью 45 А/ч.
Гидросистема
Раздельно-агрегатная гидравлическая система трактора включает в себя:
- Шестерёнчатый гидронасос НШ 32 установленный на корпусе гидробака получает привод через промежуточную шестерню от ведущей шестерни привода ВОМ в промежуточной части трансмиссии. Включение привода осуществляется рычагом при введении в зацепление скользящей шестерни привода. Узел обеспечивает давление в системе 100 кгс/см² с производительностью 40 л/мин.
- Распределитель Р75-В3А золотниково-клапанный с фиксацией в рабочих и плавающем положениях. Узел установлен на корпусе гидроузлов одновременно выполняющего функцию гидробака. Предохранительный клапан распределителя ограничивает давление в системе до 130 кгс/². Крайний правый рычаг устройства предназначен для управления гидроцилиндром навески трактора остальные два для работы с выносными цилиндрами в составе навесного или прицепного оборудования.
- Гидроцилиндр навески двухстороннего действия с ходом штока 200мм, диаметром штока 75 мм и диаметром поршня 100 мм.
- Гидроувеличитель сцепного веса – гидростатический с автоматическим поддержанием заданного давления оборудованный в своей системе пружинным гидроаккумулятором.
Схема управление гидронавесной системой
Исправная работа системы обеспечивает грузоподъёмность в 800 кг на вылете центра тяжести относительно оси задних колёс не более 1,5 м.
Рулевое управление и гидровлическое усиление
Управление осуществляется передачей вращения от рулевого колеса на червяк, взаимодействующий с косозубым сектором. Передача осуществляется с передаточным числом 17,5. Механическая передача данной пары усиляется гидроусилителем. В состав отдельной гидросистемы усилителя руля входит:
- Шестерёнчатый насос НШ-10Е левого вращения и производительностью 14 л/мин.,
- Гидроцилиндр двухстороннего действия с диаметром поршня 90 мм с ходом от среднего положения 19,5мм,
- Распределитель однозолотниковый следящего типа – размещённый на одной оси с червяком рулевого механизма, с рабочим ходом от нейтрального положения до полного перекрытия 6 мм.
- Давление в системе ограничивается предохранительным клапаном в пределах 75 -80 кгс/смᶾ
Трансмиссия
Силовая передача состоит из механизмов сцепления, коробки передач, заднего ведущего моста и интегрированного в него привода вала отбора мощности с редуктором включения планетарного типа. Все механизмы трансмиссии объединены своими корпусами в единую масляную ванную и смазываются разбрызгиванием , за исключением сухого отсека муфты сцепления, изолированного сальниками. В полноприводной версии трактор дополнительно оснащён раздаточной коробкой, передним ведущим мостом и передающим вращение карданным приводом.
Кинематическая схема трактора МТЗ 50
Муфта сцепления
Сцепление МТЗ 50 однодисковое, фрикционное сухое постоянно замкнутого типа с диаметром ведомого диска 325 мм. Механизм размещён в сухом отсеке промежуточной части трансмиссии и присоединён своим корпусом к задней плите дизеля.
КПП
Двухступенчатый редуктор механического типа с прямозубыми скользящими шестернями. Компоновка коробки обеспечивает девять передач переднего хода (с обеспечением прямой передачи) и две заднего хода. За счёт дополнительной ступени в конструкции КПП, находящегося в задней части картера узла, происходит удваивание числа передач. Предварительно перед началом движения водитель выбирает ступень – «пониженную или повышенную», а затем нужную передачу переключением одного рычага.
Передачи | Выдаваемая скорость трактором км./ч |
I | 1,56 |
II | 2,65 |
III | 5,60 |
IV | 6,85 |
V | 8,15 |
VI | 9,55 |
VII | 11,70 |
VIII | 13,85 |
IX | 25,80 |
Задняя пониженная | 3,31 |
Задняя повышенная | 5,62 |
Схема переключения передач МТЗ 50
Задний мост
Механизм размещён в отдельном чугунном корпусе соединённый воедино с корпусами КПП и сцепления. Вращение от КПП передаётся через коническую пару шестерён главной передачи со спиральными зубьями. Далее через конический дифференциал с четырьмя шестернями закрытого типа вращение передаётся на ведущие полуоси конечной передачи, выполненные за одно целое с цилиндрическими прямозубыми ведущими шестернями. Ведомые, цилиндрические, прямозубые шестерни конечной передачи расположены непосредственно на полуосях ходовой трактора — передают вращение на задние колёса.
Трансмиссия МТЗ-50 в сборе
- Количество зубьев шестерён конической пары главной передачи 13 и 41, передаточное число 3,42
- Количество зубьев шестерён цилиндрической пары конечной передачи 13 и 69, передаточное число 5,038.
Тормоза
Фрикционные дисковые тормоза установлены на ведущих шестернях конечной передачи заднего моста с правой и левой стороны трактора.
ВОМ
Основной планетарный редуктор ВОМ размещён в задней части корпуса ведущего заднего моста. Конструкция обеспечивает работу отбора мощности в двух режимах:
- синхронный — со скоростью вращения вала 3,5 об/ на метр пути
- независимый — со скоростью 562 об/мин при номинальных оборотах дизеля
Смена режимов осуществляется переключением положения кулачковой муфты в соединении привода. Дополнительно может устанавливаться редуктор бокового ВОМ на корпус КПП трактора.
Передний мост МТЗ 52
Привод моста осуществляется от раздаточной коробки, установленной в правом люке КПП трактора через пару карданных валов с промежуточной опорой. Раздатка представляет собой редуктор с цилиндрическими прямозубыми шестернями и муфтой свободного хода в отдельном корпусе. Привод узел получает через промежуточную шестерню от вторичного вала КПП. ПВМ в своей конструкции принимает вращение на главную коническую пару со спиральными зубьями и передаёт вращение через самоблокирующийся с фрикционными муфтами дифференциал на полуоси с ведущими коническими шестернями конечной передачи. Далее, вращение передаётся на бортовые редукторы с нижними коническими парами шестерён, которые осуществляют непосредственный привод передних колёс.
Ходовая часть
Трактора МТЗ 52(50) имеют жёсткую подвеску задней части и подрессоренную спереди на колёсах с пневматическими шинами низкого давления. Передняя балка МТЗ 50 выполнена в виде литой трубчатой детали телескопического типа с клеммовым зажимом, смонтирована, как и балка ПВМ МТЗ 52 через соединительный шарнирный палец в проушины литого переднего бруса полурамы, с возможностью поперечного качения движению до 10˚.
Характеристики шин
Назначение шин | Размеры шин мм | Давление кгс/см² |
Передние колёса МТЗ 50 | 200-508 | 1,7-2,5 |
Передние колёса МТЗ 52 | 210-508 | 1,4-2,5 |
Задние МТЗ 50 и МТЗ 52 | 330-965 | 1-1,4 |
Для повышения ходовых качеств трактор может оснащаться полугусеничным ходом для работ на грунтах с повышенной влажностью. Резино-металлические гусеницы устанавливаются на задние и дополнительные натяжные колёса.