Опытный танк Т-34-100
Несмотря на то, что уже в конце войны велись работы над советским средним танком следующего поколения Т-44, попытки быстро, и с минимальными затратами, получить эффективный истребитель танков вооружённый 100 мм пушкой продолжались. Все-таки, недостатки СУ-100, бывшей в то время самым эффективным истребителем танков, стоявшем на вооружении Советской Армии, связанные с расположением орудия в неподвижной рубке, никуда не делись.Начались эти работы в июле 1944 года с задание на установку 100-мм пушки в штатной башне Т-34-85, которое получили сразу два конструкторских бюро: ОКБ № 9 и отдел 520 завода № 183. Но буквально первые же прикидки показали, что штатного башенного погона серийного Т-34 диаметром 1600 мм для этого недостаточно.
Однако, конструкторы горьковского ОКБ № 92 во главе с А.Савиным всё же смогли вполне корректно установить 100 мм пушку ЗИС-100 в башню Т-34-85. Пушка ЗИС-100 была разработана на основе серийного 85-мм пушки ЗИС-С-53. Но испытания Т-34-100 с этим орудием разочаровали. Отдача у этого мощного орудия была столь велика, что трансмиссия и ходовая часть Т-34-85 её не выдерживались. Попытка решить проблему путём установки щелевого дульного тормоза, не помогла. Требовалась радикальная переделка этих узлов, а это уже практически новая машина.
Другим путём пошёл А.А. Морозов на заводе №183. В это время на этом заводе полным ходом шло проектирование Т-44В (будущего Т-54), и он предложил установить на Т-34 уже готовую башню от перспективного танка. Правда, диаметры погонов башни Т-34 и нового танка, хоть не значительно, но различались 1600 мм был у Т-34, а башня была рассчитана на погон в 1700 мм — у Т-44В. Эту проблему решили путём некоторой переработкой корпуса серийной машины. Эти изменения заключались, в изъятии курсового пулемета, и благодаря этому на сократить экипаж на одного человека, уменьшена толщина днища и крыши над двигателем, в отделение управления были перенесены в топливные баки, пришлось опустить сиденье механика-водителя, подвеска 2-го и 3-го опорных катков выполнена так же, как и подвеска первых катков, поставлены пятироликовыс ведущие колеса. В таком виде эта машина получила обозначение Т-34-100. Масса нового танка поднялась до 33 т.
В феврале — марте 1945 года эта машина прошла испытания на Свердловском и Гороховецком полигонах. Причем по ходу испытаний в Т-354-100 устанавливалась сразу две разных пушки — ЗИС-100 и Д-10, которую использовало от ОКБ № 9. В ходе испытаний выяснилось что кучность стрельбы была невысокой, а нагрузки на трансмиссию при выстреле хоть и заметно снизилась, но всё равно была чрезмерно большой. Но не смотря на это, танк понравился военным и они потребовали продолжения работ над ним. Но устранить эти, казалось бы небольшие недостатки, быстро так и не удалось.
В конце 1944 года в КБ завода № 92 в Горьком было спроектировано новое 100-мм орудие ЛБ-1, которое обладало заметно более низкой отдачей. Естественно, эту пушку также попытались установить на разрабатываемый Т-34-100. По устройству пушка ЛБ-1 была идентичной Д-10. Ствол орудия состоял из трубы моноблока, навинтного казенника и дульного тормоза такой же конструкции, что и у ЗИС-100. Из-за этого длина танка вместе с пушкой выросла до 9150 мм, так как ствол орудия на 3340 мм выходил за габариты машины, что очень плохо сказывалось на проходимости танка.
Но тем не менее, 6 по 14 апреля 1945 года на Гороховецком полигоне прошли испытания танка Т-34-100 с пушкой ЛБ-1. В ходе испытаний было произведено 1000 выстрелов и пройдено 501 км. Скорострельность ЛБ-1 составила 5,2 — 5,8 выстр/мин. Кучность стрельбы у нового орудия оказалась выше, чем у предшественников, и нагрузка на ходовую часть и трансмиссию заметно ниже. Машина полностью превосходила предыдущие варианты танка Т-34-100.
Приёмная комиссия сделала заключение, что «после устранения выявленных недостатков пушка может быть рекомендована к принятию на вооружение». Однако, несмотря на большой интерес военных к танку Т-34-100, серийное его производство так и не было начато. Война подходила к концу, да и Т-44, превосходивший Т-34-100, был на выходе. Смысл производства этой машины просто пропал.
Могла ли такая машина быть запущена в серию? Вполне, если бы сразу на испытаниях она проявила себя так как весной 1945. А так устранения недостатков, просто затянулось.
topwar.ru
Танк Т-34 100, Технические Характеристики ТТХ Т-34 100, Калибр Пушки, Двигатель и Обзор Брони
29.04.2019
Великая Отечественная война уже постепенно шла к завершению. Велась разработка нового танка Т-44, однако армии был необходим танк с новым 100 мм вооружением гораздо раньше. Конечно в войсках уже был эффективный истребитель танков, а именно СУ-100, но особенности неподвижной рубки накладывали свои ограничения. По этим причинам была сделана попытка выпустить новую машину на основе уже имеющегося танка Т-34-85, но с новым орудием.
Разработки начались уже в июле 1944 года. За работу взялись два конструкторских бюро: ОКБ № 92 и КБ завода № 183. Изначально решили пойти по самому короткому пути и просто установить в стандартную башню Т-34-85 новое орудие. Однако с самого же начала стало ясно, что диаметра башенного погона Т-34 было недостаточно.
Конструирование модели в ОКБ № 92
Решение проблем конструкторским бюро завода № 183
На заводе № 183 под руководством А. А. Морозова решили пойти другим путем. Так как они же уже занимались разработкой нового танка Т-44В (в последствии Т-54), было предложено использовать башню от новой машины. И тут не обошлось без трудностей. Во-первых, погоны башни отличались – это 1600 у серийной машины против 1700 у новой башни. Во-вторых, необходимость усилить подвеску. В итоге были внесены изменения в конструкцию корпуса, которые повлекли за собой уменьшение экипажа на одного человека обслуживающего курсовой пулемет, уменьшение толщины днища и надмоторной крыши, а также усиление подвески в районе второго и третьего катка. Машина получила новое обозначение Т-34-100 и возросший до 33 т. вес.
В феврале-марте 1945 года новая машина проходила тестирование на Свердловском и Гороховецком полигонах. Было решено испытать сразу две пушки – ЗИС-100 и Д-10. Испытания желаемого результата не принесли. Было установлено, что кучность неудовлетворительна, а нагрузка на трансмиссию при выстреле слишком велика. Однако военным машина понравилась и работы над новым танком продолжились.
Создание гибрида Т-34 100
Параллельно с испытаниями танка с установленными ЗИС-100 и Д-10 велась разработка еще одного орудия ЛБ-1. Целью проектирования еще одного орудия было заметно снизить отдачу при выстреле. Орудие состояло из трубы моноблока, казенника и уже имеющегося дульного тормоза от ЗИС-100. Конструкцией же пушка была схожа с Д-10. Таким образом получился некий гибрид двух орудий. Ствол значительно выступал за пределы танка, а именно на 3340 мм, что заметно снижало проходимость танка.
Несмотря на конструктивные проблемы, в апреле 1945 года на Гороховецком полигоне проводилось испытания танка с новым орудием ЛБ-1. Во время испытаний суммарный пробег составил 501 км, а количество выстрелов достигло 1000. Скорострельность была на уровне 5,2 – 5,8 выстрелов в минуту. Кучность стрельбы и нагрузки на ходовую были удовлетворительными. Новый танк превосходил предыдущие варианты.
Несмотря на значительный интерес к новой машине со стороны военных и на успех испытаний, машина так и не пошла в серийное производство. Ведь к моменту завершения разработки уже почти был готов новый танк Т-44, который полностью превосходил Т-34-85. Также сказалась и близость к завершению войны, из-за чего отпала необходимость в форсированном выпуске новых танков.
На разработку танка и преодоления неприспособленности конструкции к новым орудиям ушло слишком много времени, и машина просто потеряла свою актуальность. Однако её характеристики были на высоком уровне. Машина смогла бы пойти в серию, если бы удалось решить проблемы немного раньше.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
С друзьями поделились:
militaryarms.ru
ЛБ-1 (100-мм) — War Thunder Wiki
100мм орудие ЛБ-1 в среднем танке Т-34-100Описание
100-мм танковое орудие ЛБ-1 (ЛБ — сокращение от Лаврентий Берия) было разработано ОКБ №92 и СпецКБ наложением 100-мм трубы на 85-мм танковую пушку ЛБ-1, как вариант орудия с пониженной отдачей для установки в средний танк Т-34-100. В феврале-марте 1945 года, вместе с предлагавшимися ранее 100-мм артсистемами ЗИС-100 и Д-10, орудие ЛБ-1 прошло совместные испытания на Свердловском и Гороховецком полигонах, где у конкурентов была отмечена невысокая кучность стрельбы из-за чрезмерной реакции отдачи на трансмиссию. Все попытки улучшить кучность стрельбы ЗИС-100 и Д-10 и уменьшить реакцию отдачи успехом не увенчались. Отличия заключались в конструктивном исполнении. В отличие от Д-10Т, пушка ЛБ-1 имела вертикально-клиновой затвор и дульный тормоз.
Кучность стрельбы орудия ЛБ-1 оказалась намного выше, а качка корпуса при выстрелах — значительно ниже. В основном это достигалось введением в конструкцию пушки высокоэффективного дульного тормоза. После проведения интенсивного отстрела, орудие было рекомендовано для принятия на вооружение, но, несмотря на большой интерес наркомата танковой промышленности к проекту перевооружения танка Т-34 100-мм артсистемой, все мероприятия по продвижению его к серийному производству успехом не увенчались, так как в марте 1945 года на испытания вышел первый прототип танка Т-54.
Тем не менее, испытания 100-мм орудия ЛБ-1 продолжались. В 1945-47 годах оно устанавливалось в экспериментальные образцы танка Т-44 (Т-44-100), вооружение которого в виде 85-мм пушки для послевоенного времени сочли недостаточным, а также в различные модификации опытных Т-54. Однако все эти эксперименты логично закончились в пользу Д-10, так как это орудие не имело дульного тормоза и лучше других подходило для вооружения перспективного среднего танка.
Машины оснащающиеся этим вооружением
Основные характеристики
Параметр | Значение |
---|---|
Калибр | 100 мм |
Скорострельность в/мин | 4-5 |
Доступные снаряды
Для данной пушки доступны следующие снаряды:
- БР-412 — бронебойный остроголовый каморный снаряд
- БР-412Б — бронебойный тупоголовый каморный снаряд
- БР-412Д — бронебойный снаряд с бронебойным наконечником и баллистическим колпачком
- ОФ-412 — осколочно-фугасный снаряд
Технические характеристики снарядов приведены в таблицах ниже:
Снаряд | Тип | Масса, кг | Начальная скорость, м/с | Задержка взрывателя, м | Чувствительность взрывателя, мм | Масса взрывчатого вещества, г | Угол встречи, при котором вероятность рикошета 100% | Угол встречи, при котором вероятность рикошета 50% | Угол встречи, при котором вероятность рикошета 0% |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
БР-412 | БС | 16 | 895 | 1,2 | 15 | 65 | 25 | 30 | 43 |
БР-412Б | БС | 16 | 895 | 1,2 | 15 | 65 | 19 | 27 | 42 |
БР-412Д | БС | 16 | 887 | 1,2 | 15 | 61 | 19 | 27 | 42 |
ОФ-412 | ОФС | 15 | 180 | 0,4 | 0,5 | 1460 | 9 | 10 | 11 |
Шаблон:Пушки 100-128
Применение в бою
Пушка ЛБ-1 — орудие с хорошими характеристиками: имеет высокую скорострельность, хорошую точность и эффективность. Представляет собой золотую середину между калибром 85 и 122мм. Хорошие мощные каморные снаряды в сумме с отличной скорострельностью делает это орудие одним из лучших. Однако против особо толсто бронированных целей своего ранга (например Tiger-2H) пробития пушки на дальних дистанциях (1км и выше) даже топовым снарядом БР-412Д может не хватить, поэтому нужно сблизиться на дистанцию 500-900м. Но самой надёжной тактикой будет стрельба в борт и по уязвимым местам брони врага (особенно это актуально будет пока прокачивается топовый снаряд БР 412Д).
Достоинства и недостатки
Достоинства:
- Хорошая пробиваемость.
- Высокая скорострельность.
- Хорошее заброневое действие каморных снарядов.
- Послевоенный пробивной и мощный каморный снаряд БР-412Д.
- Хорошая точность
Недостатки:
- Порой недостаточная пробиваемость на дальних дистанциях (более 1км) по тяжелобронированным целям.
Историческая справка
Расскажите об истории создания и боевого применения данного образца вооружения. Если историческая справка получится большой, вынесите её в отдельную статью и добавьте сюда ссылку на неё при помощи шаблона main. В конце обязательно укажите ссылки на источники.
Медиа
Т-34-100 с 100мм орудием ЛБ-1
Т-44-100 с 100мм орудием ЛБ-1
См. также
Ссылки на статьи War Thunder Wiki, которые по вашему мнению, будут полезны читателю. Например,
- ссылка на статью о варианте пушки/пулемёта;
- ссылки на приблизительные аналоги в других нациях и ветках.
И подобные.
Ссылки
wiki.warthunder.ru
танк, технические характеристики (ТТХ), расход топлива, история создания, обзор в играх, судьба проекта
Лучшим танком Второй мировой войны заслуженно считается Т-34-85, но в конце войны на вооружении Красной Армии могла появиться боевая машина, обладающая хорошей маневренностью, простотой конструкции и ремонтопригодностью вкупе с орудием достаточно большой мощности.
Таким танком, способным бороться на равных практически со всеми танками и самоходками нацисткой Германии, в 1945 году должен был стать Т-34-100.
История создания проекта
С началом войны в 1941 году советский Т-34, вооружённый 76 мм пушкой, явно превосходил все имеющиеся на вооружении вермахта танки и САУ. Дальнейшее противостояние привело к улучшению немецкой бронетехники в части усиления броневой защиты и установления более мощных орудий.
После проведённой модернизации Т-34 получил 85 мм орудие Д-5Т в новой башне. И хотя пушка была довольно эффективна в боях, но все же уступала по основным характеристикам немецкой 75 мм пушки KwK40 L/70. Для успеха в борьбе с противником требовалось либо модернизировать 85 мм пушку, либо установить более мощную. Ресурс, возможный для модернизации 85мм ствола, был исчерпан, хотя попытки предпринимались.
Осенью 1944 года завод №92 и завод «Большевик» предложили прототипы 85 мм систем ЗиС-1, В-9 и В-9к, обладающие большей мощностью, чем серийные варианты. Так начальная скорость снаряда ствола В-9 составляла 950 м/с, а выстрел из орудия В-9к, имеющий конусообразную форму ствола, позволял добиться начальной скорости до 1150 м/с. Но данные проекты при проведении испытаний были забракованы. Выбор был сделан в пользу артиллерийских систем большего калибра.
Так появилась идея создания танка Т 34 100.
Свой взор советские конструкторы обратили на испытанную в боях пушку Д-10С. Стоявшее на вооружении РККА самоходное орудие СУ-100 хорошо себя зарекомендовало в боях с немецкими панцерваффе. Наличие 100 мм орудия Д-10С позволило самоходке бороться с бронетехникой противника, но неподвижная рубка значительно снижала ее эффективность.
Для улучшения показателей было принято решение о постановке 100мм артиллерийской системы на Т-34-85. Параллельно велись работы по созданию Т-44, который должен прийти на замену тридцатьчетвёрке.
Разработка модернизованного танка, в соответствии с заданием, началось в середине лета 1944 года в двух ОКБ: в отделе №520 завода №183 и ОКБ №9. Первоначально, техническим заданием была определена установка 100 мм артсистемы в Т-34-85, но дальнейшие мероприятия по модернизации, показали, что стандартного погона башни диаметром 1600 мм, явно не хватает.
Поступали предложение и об установки башни танка серии ИС, но диаметр погона, равный 1850 мм, не позволял установить её в имеющийся бронекорпус и требовал существенных изменений самой конструкции танка.
Для безболезненной установки 100 мм пушки необходимо было подвергнуть реконструкции основные элементы танка.
На Уральском танковом заводе №183 были готовы новые башни от проекта Т-44, их и предложили установить на стандартную тридцатьчетвёрку. Но для внесения изменений, необходимо было усилить ходовую часть, а также решить вопрос по погону башни, так как в новой башне он равнялся 1700 мм, что на 100 мм больше чем в серийных машинах.
Для облегчения машины пришлось уменьшать толщину брони дна и защиты двигателя сверху, в итоге масса танка с новой башней составила 33 тонны. Кроме того, был убран курсовой пулемёт.
Для того чтобы усилить подвеску машины был проведён ряд мероприятий: установлены ведущие колеса, на которых были поставлены по пять роликов для гусениц, подвески на втором и третьем балансире опорных катков была усилены. После внесения изменений в конструкцию, экипаж уменьшился до 4 человек. Новый проект Т-34-100 был окончательно готов к середине февраля 1945 года.
Танковые орудия для проекта – ЗИС-100, Д-10Т или ЛБ-1
Главным конструктором ОКБ №92 А. Савиным было внесено предложение по установке артиллерийской системы марки ЗИС-100. За основу была взята хорошо себя зарекомендовавшая ЗИС-С-85 и удлинённый ствол калибра 100 мм. Установленный дульный тормоз со щелевым вариантом должен был служить для снижения отдачи пушки.
В двадцатых числах февраля 1945 года прототип был доставлен в Москву.
При испытаниях машины, проводившихся в период с 28 февраля по 02 марта 1945 года, были опробованы две артиллерийские системы. Танк прошёл порядка 500 км и совершил около 1000 выстрелов.
После проведения стрельб из ЗИС-100 была выявлена неудовлетворительная плотность огня, а колоссальная отдача от выстрела повлияла на состояние агрегатов танка, которые начали разрушаться под её воздействием. Дульный тормоз, установленный на орудие, показателей не улучшил.
Проведение испытаний с использованием артсистемы Д-10Т также не принесли желаемых результатов. При ведении стрельб были отмечены плохие показатели кучности, а высокая отдача пушки способствовала негативному влиянию на состояние трансмиссии машины. Несмотря на выявленные, в ходе испытаний, существенные недостатки, в целом проект получил одобрение комиссией, и было принято решение продолжить работу над танком.
В марте-апреле 1945 года продолжились изыскания по созданию новой пушки, обладающей меньшей отдачей. При разработке новой системы были взяты компоненты из имеющихся двух орудий. Казённая часть, дульный тормоз и моноблок трубы были позаимствованы у ЗИС-100, а сама конструкция была идентична Д-10. Новая артиллерийская система получила название ЛБ-1, в честь наркома внутренних дел СССР Лаврентия Берии.
Изменения в конструкции позволили значительно снизить отдачу орудия. Но появился новый недостаток, а именно большая длина ствола. Длина машины увеличилась и вместе с орудием составила 9150 мм, что способствовало ухудшению ходовых возможностей танка.
В первой декаде апреля 1945 года Т-34 с установленной пушкой ЛБ-1 проходила испытания в окрестностях деревни Мулино на Гороховецком полигоне.
Проведённые испытания показали положительные результаты. Новым танком было пройдено 501 км и произведено порядка тысячи выстрелов. В результате проведённых испытаний была отмечена хорошая кучность стрельбы и высокая скорострельность нового орудия (около 5,8 выстрелов в минуту), а также удовлетворительное состояние трансмиссии и ходовой части.
Комиссией, после проведения испытаний, был поставлен вердикт, что после устранения выявленных недостатков, машина может быть запущена в серию. В период с 13 по 24 апреля орудие ЛБ-1 также было установлено в серийный Т-34-85 для проведения испытаний. Тесты машина выдержала, но размер ЛБ-1 был крупноват для стандартной башни и от дальнейшего использования данных орудий в Т-34-85 пришлось отказаться.
Полученные положительные оценки не повлияли на дальнейшую судьбу машины в части запуска её в серию. К этому моменту завершались работы по запуску совершенно нового танка Т-44, значительно превосходившего тридцатьчетвёрку. Артиллерийская система ЛБ-1, после завершения проекта Т-34-100, проходило испытания и в дальнейших тестах танков Т-44 и Т-54, проводившихся вплоть до 1947 года.
Основные характеристики
Главным отличием от серийной тридцатьчетвёрки была абсолютно новая башня. Погон увеличили до 1700 мм, а высота башни стала меньше. На корпусе топливные баки были перемещены и демонтирован курсовой пулемёт. Броневая защита лба башни достигала 90 мм. Бронирование корпуса составляло 45 мм с углом наклона верхних броневых листов в 60 градусов и нижних броневых листов в 53 градуса.
В ходовой части были произведены небольшие изменения, в части усиления балансиров опорных катков.
Двигатель, устанавливаемый на танк Т-34-100, остался тот же – дизельный В-2-34, мощность которого составляла 500 л.с. Расход топлива на 100 км составлял 160 л., а запас хода 300 км. Трансмиссия также осталась прежней – двухвальная с пятью скоростями.
В ходе проведения испытаний на танк устанавливалось три вида орудий – это ЗИС-100, ЛБ-1 и Д-10Т, все 100 мм. На данных системах ставился дульный тормоз и вертикально-клиновой затвор с прицелом ТШ. В боекомплект входило 100 снарядов для танковой пушки и 1500 патронов для спаренного пулемёта системы ДТ. Демонтаж курсового пулемёта позволил сократить количество членов экипажа до четырёх человек.
Дальнейшая судьба проекта Т-34-100
Идея вооружения Т-34 орудием калибра 100 мм возродилась вновь в 1953 году в Чехословакии, где в начале 50-х годов был организован массовый выпуск Т-34 по лицензии завода №183. Был создан проект, практически повторяющий советский вариант с размещением 100 мм пушки в стандартной башне, переделке подвергалась лобовая часть. Но в итоге проект не был реализован и остался на бумаге.
Кстати, модель Konštrukta Т-34-100 можно протестировать в игре Worldoftanks.
Попытки сделать Т-34 истребителем танков предпринимались в 1941 году, с установкой орудия калибром 57 мм. В конце войны баланс сил поменялся, но необходимость в вооружении мощными пушками броневых машин Красной Армии сохранилась. Ресурс Т-34 для проведения дальнейшей модернизации, был исчерпан, поэтому требовался совершенно новый танк, которым стал Т-44.
Танк Т-34-100 произведённый в одном экземпляре, так и не вышел в серию. Если бы судьба данного проекта сложилась по-другому и машина была бы запущена в массовую серию, то наверняка, приняла бы участие в военных конфликтах 50-60 годов прошлого века, а также в войне в Югославии в 1990-х.
Видео
warbook.club
34-100. — mihalchuk_1974 — LiveJournal
Т-34-100 стал последней попыткой всерьёз усилить огневую мощь танка при сохранении его основных динамических показателей. Уже после поступления на вооружение модификации Т-34-85 стало очевидно, что по сумме показателей немецкий средний танк Pz.V “Panther” превосходит советскую машину. Добиться успеха в противостоянии с немецким “зверинцем” Т-34-85 мог стреляя из засады или с близких дистанций, что было не всегда возможно. В связи с этим наркомат потребовал установить на “тридцатьчетверку” более мощное орудие, по ТТХ аналогичную немецкой 88-мм танковой пушке KwK L/43 сделанной на базе зенитной. В сентябре 1944 г. КБ завода №92 разработало 85-мм пушку ЗиС-85ПМ (вскоре переименованную в ЗиС-1) с начальной скоростью снаряда 980 м\с. Бронепробиваемость действительно повысилась, но полигонных испытаний это орудие не выдержало.Следующей, в начале октября 1944 г., на испытания поступила пушка В-9 аналогичного калибра спроектированная КБ завода “Большевик”. Начальная скорость снаряда у неё составляла 960 м\с, а при использовании конического ствола (проект В-9К) этот показатель возрастал до 1150 м\с. Однако и это не устроило артиллерийское управление. Было принято решение «впихнуть» в Т-34 орудие калибра 100-мм.
Т-34-100 с орудием ЗИС-100
Т-34-100 с орудием ЗИС-100 в штатной башне
ОКБ № 92 первым выдвинуло свой вариант 100-мм пушки для танка Т-34. Указанная пушка представляла собой увеличенный вариант 85-мм орудия ЗИС-С-53 с усиленным тормозом отката, затвором от 100-мм полевого орудия обр. 1943 г. БС-3, пружинным уравновешивающим механизмом и дульным тормозом. Орудие получило индекс ЗИС-100. По основным посадочным местам оно почти полностью соответствовало пушке ЗИС-С-53 и потому могло без ограничений быть установлено в башне Т-34-85. Но реакция отдачи была выше допускаемой для погона Т-34-85 на 25-30%, поэтому осенью 1944 г. указанное орудие не было допущено к испытаниям в башне Т-34-85.
Тем временем по согласованию с отделом 520 завода № 183 100-мм пушку Д-10Т для танка Т-44В подало КБ завода № 9, и совместным распоряжением А. Морозова и нач. ОГК НКТП Берадля испытаний башни нового танка была создана «ездящая лаборатория» на базе шасси Т-34-85. Поскольку диаметр погона указанной башни составлял 1800 мм, для ее размещения на корпусе Т-34-85 последний был подвергнут большим переделками. В частности, сиденье механика-водителя было сдвинуто вперед на 140 мм и опущено на 70 мм, стрелок-радист исключен из состава экипажа, топливные баки были перенесены из боевого отделения в трансмиссионное и отделение управления, а вторая и третья свечи подвески размещены под углом. Все это позволяло установить на корпусе Т-34 зубчатый венец диаметром 1700 мм, на котором и поместился прототип башни Т-44В с бронированием 90 мм в лобовой части и 75 мм в бортах, в котором уже могли свободно разместиться 100-мм орудия Д-10Т или ЗИС-100 при 32 выстрелах БК.
Т-34-100 с орудием ЛБ-1
Этот танк получил собственное имя Т-34-100, так как его реализация давала надежды на возможность значительного усиления вооружения существующих танков Т-34 без значительной перестройки серийного производства. К моменту готовности танка в распоряжение завода № 183 было подано только одно 100-мм орудие – доработанная ЗИС-100, получившая новый индекс ЛБ-1. В орудии было, в частности, изменено расположение противооткатных механизмов относительно ЗИС-100. Пушка показала на испытаниях максимальную скорострельность 4-5 выстр./мин, но дульный тормоз сильно демаскировал танк. Причем длина танка составляла теперь 9150 мм, а сама пушка выступала на 3340 мм за габариты корпуса. Полигонные испытания провели с 6 по 14 апреля 1945 г. на Гороховецком полигоне. Всего провели 1000 выстрелов, установив, что скорострельность пушки доходит до 5,2-5,8 выстр.\мин, а кучность стрельбы оказалась выше, чем у 85-мм ЗиС-С-53.
По окончании испытаний ЛБ-1 в Т-34-100 было установлено 100-мм орудие Д-10Т завода № 9, которое показало сходные результаты по точности, кучности и скорострельности, но при большей реакции отдачи, но которое было сочтено предпочтительным из-за отсутствия у орудия дульного тормоза. Поэтому вопрос о вооружении танка Т-44В был решен в пользу Д-10Т.
Т-34-100 с орудием Д-10Т
Но ОКБ № 92 совместно с КБ завода № 112 в инициативном порядке подготовили вариант танка со 100-мм пушкой ЛБ-1 в башне раннего Т-34-85 вместо 85-мм пушки Д-5Т.
Несмотря на то, что в отчете это орудие называется ЛБ-1, ряд фактов (например размещение противооткатных механизмов) позволяет предположить, что здесь была установлена все-таки пушка ЗИС-100, но с дульным тормозом от ЛБ-1. Проведенные испытания возкой прошли без происшествий. Но при стрельбе отмечались сильное раскачивание танка и заедание в работе поворотного механизма. Кроме того, заряжать танк в тесном отделении Т-34-85 длинным 100-мм выстрелом было крайне тяжело, а командир и наводчик были значительно стеснены в работе.
Параллельно велись также работы по перевооружению готового к серии Т-44Б 100-мм пушкой. Весной-летом 1945 г., в КБ завода № 183 были проведены опытные работы по усилению огневой мощи танка Т-44. Они были вызваны уже проведенными испытаниями танка «ездящей лаборатории» – Т-34-100, вооруженного пушками Д-10, ЗИС-100 и ЛБ-1. Первый опытный Т-44-100 получил орудие Д-10Т КБ Ф. Петрова. Несмотря на отрицательный результат подобного действа с Т-34, Т-44, по мнению военных, мог рассчитывать на успех, так как танк имел более низкую линию огня. Но испытания Т-44-100 с орудием Д-10 также закончилось неудачно. Танк, подобно Т-34-100, раскачивался при выстрелах, сбивая наводку; после интенсивных стрельб башенный погон получил небольшой люфт, не удавалось нормально уравновесить орудие в цапфах. Несколько позднее на испытания вышел Т-44-100, вооруженный орудием ЛБ-1 с зенитной пулеметной турелью для ДШКТ и навесными бортовыми противокумулятивными экранами по типу установленных на немецких танках PzKpfw III и PzKpfw IV. Испытания танка закончились в целом успешно, но впечатление о нем портило наличие на стволе орудия дульного тормоза.
Таким образом, чуда не произошло, и ни один из танков типа Т-34-100 и Т-44-100 допущен до государственных испытаний не был… Но результаты испытаний башни Т-44В на шасси Т-34 очень пригодились при рождении следующей машины.
Источники:
Бронеколлекция №3, 1999
”Средний танк Т-34 1939-1945”. «Экспринт». 2005 г.
М.Коломиец, М.Свирин «Забытые тридцатьчетвёрки» (Танкомастер №1, 1999 г.)
М.Н. Свирин «Стальной кулак Сталина. История советского танка 1943-1955»
mihalchuk-1974.livejournal.com
история создания, устройство, фото :: SYL.ru
Несмотря на запланированное создание танков Т-44, советскими разработчиками было принято решение произвести значительную модернизацию модели Т-34. 100-миллиметровая самоходная артиллерийская установка, используемая Советской Армией в годы Великой Отечественной, зарекомендовала себя как очень эффективный истребитель немецких танков. Единственным ее недостатком было конструкторское решение, в соответствии с которым мощное орудие было размещено в неподвижной рубке. Советские конструкторы решили эту проблему, перенеся орудие из СУ на танк, который запомнился как Т-34-100.
Начало создания
Задача монтировать орудие калибра 100 мм на башню тридцати четверки была поставлена рабочим КБ Завода №183. Работа, начавшаяся в июле 1944 года, выполнялась в двух отделах: №№ 92 и 520. В отделе №92 под руководством А.Савина и была установлена на средний танк 100-миллиметровая пушка ЗИС (Завод имени Сталина), созданная на базе аналогичного орудия 85 мм.
На заводе одновременно с конструкторскими работами по тридцати четверке проектировался и Т-44В. Руководителем в отделе №520 стал А.Морозов. Им было предложено для монтажа орудия в Т-34-100 использовать уже спроектированную башню Т-44В.
С какими трудностями столкнулись во время проектирования?
Рабочими 92-го отдела во время эксплуатации нового орудия была отмечена сильная отдача. Для того чтобы ее снизить, конструкторы пробовали устанавливать в проектируемом танке щелевой дульный тормоз. Но желаемого результата это не принесло. Ходовая часть и трансмиссия нуждались в замене. Но с радикально переделанными узлами танк считался бы уже совершенно новой машиной.
Инженерами в 520-м отделе перед началом монтажа орудия на башне танка было отмечено, что в Т-34 погон башни составлял 160 см, а у Т-44В — 170 см. Следовательно, советский танк Т-34-100 должен быть оснащен совершенно новой башенной конструкцией. Для этого корпус в серийном Т-34 следовало переработать. В результате проведенных изменений из танка изъяли курсовой пулемет, а экипаж был уменьшен на одного человека. Конструкторам пришлось также уменьшить толщину днища и крышки над движком, а баки с топливом пришлось перенести в управленческий отсек. Изменения коснулись и сиденья для водителя-механика: оно было немного приспущено. После всех доработок данная модель стала значиться как танк Т-34-100.
Испытание
В марте 1945 года образцы Т-34-100 были отправлены на Свердловский и Гороховецкий полигоны. Испытуемые машины продемонстрировали низкие показатели кучности стрельбы. Кроме того, было отмечено, что нагрузку на трансмиссию снизить конструкторам-разработчикам удалось не до конца. Военное руководство посчитало эти недостатки незначительными и потребовало от проектировщиков все слабые стороны доработать. Однако в ходе дальнейших доработок исправить невысокую кучность стрельбы и сильную отдачу на трансмиссию так и не удалось. К этому советскому среднему танку требовалось совершенно новое орудие.
Применение танкового ЛБ-1
Под конец 1944 года рабочими ОКБ №92 и Специальным Конструкторским Бюро была разработана 100-миллиметровая пушка ЛБ-1. Для этого конструкторы выполнили наложение трубы диаметром 100 мм на танковую пушку 85 мм. ЛБ-1 содержала в себе трубу моноблока, навинтной казенник и дульный тормоз.
Названное в честь Лаврентия Берии это орудие предполагалось использовать как альтернативный вариант в Т-34-100. Вооружение модели данной пушкой должно было дать существенно сниженную отдачу при стрельбе. Оснащенный ЛБ-1 танк приобрел увеличенную длину – свыше 9 метров. На 3 метра 34 см пушка превышала габариты танка, что отрицательно повлияло на его проходимость.
Результат тестирования нового орудия
ЛБ-1 испытывалась на полигонах в Свердловске и Гороховецке вместе с ЗИС-100 и Д-10. Стрельба из орудия ЛБ-1 показала хороший результат. В отличие от остальных двух пушек, новое танковое орудие обладало высокой кучностью, а в процессе стрельбы качки корпуса были незначительными. В процессе испытания танк прошел 500 км и выполнил 1 тыс. выстрелов.
После удачно проведенного испытания ЛБ-1 была одобрена военным командованием и рекомендована для принятия на вооружение. После создания первого прототипа танка Т-54 и выпуска его для испытания интерес народного комиссариата к перевооружению тридцати четверок немного угас. Все внимание было направлено на модель Т-54. В результате успехом не увенчалось серийное изготовление Т-34-100.
Вооружение
В качестве главного орудия в советском среднем танке Т-34-100 конструкторы использовали 100-миллиметровую нарезную танковую пушку. Она представляла два варианта: Д-10Т и ЛБ-1, баллистические характеристики которых не уступали СУ-100. Конструкторское исполнение отличало друг от друга данные танковые орудия. ЛБ-1 была оснащена вертикально-клиновым затвором и дульным тормозом. Боекомплект танка составлял до ста выстрелов. Машина рассчитана на 5 выстрелов в минуту.
Кроме пушек, модель тридцати четверки была оснащена спаренным пулеметом ДТ, использующим калибр 7,62 мм. Боезапас пулемета рассчитан на 1500 патронов.
Устройство ходовой части
В результате применения орудия с увеличенной мощностью ходовая часть Т-34-100 была подвержена незначительным изменениям. Подвески для первых трех опорных катков были использованы идентичные. В качестве ведущих колес использовались пятироликовые. Вес танка возрос до 33 тонн. Особенностями конструкции силовых передач исключалась стрельба из танкового орудия на ходу.
Заключение
Великая Отечественная война подходила к концу. К этому времени было уже почти завершено создание танка Т-44, который по своим характеристикам намного превосходил тридцати четверку. В результате Т-34-100 так и остался опытным образцом. Его серийное производство так и не было налажено.
www.syl.ru
Т-34-100 Средний танк — aviArmor
Разработчик: КБ завода №183
Год начала работ: 1944
Год выпуска первого прототипа: 1944
Серийно не строился в виду появления танков Т-44 и Т-54.
Т-34-100 стал последней попыткой всерьёз усилить огневую мощь танка при сохранении его основных динамических показателей. Уже после поступления на вооружение модификации Т-34-85 стало очевидно, что по сумме показателей немецкий средний танк Pz.V “Panther” превосходит советскую машину. Добиться успеха в противостоянии с немецким “зверинцем” Т-34-85 мог стреляя из засады или с близких дистанций, что было не всегда возможно. В связи с этим наркомат потребовал установить на “тридцатьчетверку” более мощное орудие, по ТТХ аналогичную немецкой 88-мм танковой пушке KwK L/43 сделанной на базе зенитной. В сентябре 1944 г. КБ завода №92 разработало 85-мм пушку ЗиС-85ПМ (вскоре переименованную в ЗиС-1) с начальной скоростью снаряда 980 м\с. Бронепробиваемость действительно повысилась, но полигонных испытаний это орудие не выдержало.
Следующей, в начале октября 1944 г., на испытания поступила пушка В-9 аналогичного калибра спроектированная КБ завода “Большевик”. Начальная скорость снаряда у неё составляла 960 м\с, а при использовании конического ствола (проект В-9К) этот показатель возрастал до 1150 м\с. Однако и это не устроило артиллерийское управление.
Весной 1945 г. работы по 85-мм танковым пушкам вообще прекратили, как не имеющих перспектив. В связи с этим, ещё летом 1944 г., ОКБ №9 и “отдел 520” завода №183 получили задание установить 100-мм орудие в стандартной башне Т-34-85. Начав прорабатывать эскизный проект инженеры быстро пришли к выводу, что сделать это при сохранении прежнего погона башни в 1600 мм не удастся. В качестве альтернативного варианта был предложен 1850 мм погон башни от танка ИС-2, но тогда потребовалось бы полностью перепроектировать корпус. И все же, конструкторскому коллективу завода №92 во главе с инженером А.Савиным, удалось сделать почти невыполнимое задание. Для установки на Т-34-85 они выбрали пушку ЗиС-100, которая в свою очередь была разработана на основе 85-мм ЗиС-С-53. Это орудие, хотя и с трудом, но все-таки поместилось в стандартную танковую башню, правда при этом пришлось в очередной раз пожертвовать внутренним пространством боевого отделения. На испытаниях, проведенных осенью 1944 г., танк показал удовлетворительные характеристики. Наибольшие нарекания вызывало 100-мм орудие при выстреле из которого создавалась чрезвычайно сильная отдача, отрицательно влиявшая на ходовую часть танка. Проблему попытались решить установкой дульного тормоза, но этот шаг положения на спас.
Танк вернули на завод для доработок, где уже был создан испытательный стенд, состоявший из ходовой части и корпуса Т-34-85 и башни опытного танка Т-44В. Поскольку погон башни составлял 1700 мм корпус все же пришлось переделать. Вместе с тем, в целях экономии массы танка, был изъят курсовой пулемет и на одного человека сокращен экипаж, уменьшена толщина днища и крыши над двигателем, перенесены в отделение управления топливные баки, опущено сиденье механика-водителя, подвеска 2-го и 3-го опорных катков выполнена так же, как и подвеска первых катков, поставлены пятироликовые ведущие колеса. После всех проведенных доработок танк получил обозначение Т-34-100 и в феврале-марте он проходил испытания на Свердловском и Гороховецком полигонах. Кроме ЗиС-100 на новую модификацию “тридцатьчетверки” пробовали установить орудие Д-10, но в обеих случаях танк преследовали те же проблемы, что и ранее перевооруженный Т-34-85.
В конце 1944 г. КБ завода №92 представило новое 100-мм орудие ЛБ-1 с пониженной отдачей. В ходе очередного этапа доработок Т-34-100 оснастили новой артустановкой, причем длина танка составляла теперь 9150 мм, а сама пушка выступала на 3340 мм за габариты корпуса. Полигонные испытания провели с 6 по 14 апреля 1945 г. на Гороховецком полигоне. Всего провели 1000 выстрелов, установив, что скорострельность пушки доходит до 5,2-5,8 выстр.\мин, а кучность стрельбы оказалась выше, чем у 85-мм ЗиС-С-53. Военная комиссия рекомендовала Т-34-100 к серийному производству, но в связи с ожидаемым поступлением танков нового поколения от него быстро отказались. К тому же, шасси среднего танка оказалось явно неприспособленным для установки 100-мм орудия высокой мощности.
Завершив историю со 100-мм пушками на шасси Т-34 в Советском Союзе к этой теме больше не возвращались, однако за рубежом дела обстояли иначе.
Как известно, после завершения войны “тридцатьчетверки” стали активно поставлять новым союзникам, в первую очередь на Ближний Восток. Основная масса Т-34-85 была отправлена в 1950-е гг. в Египет, где ими заменили более старые американские и британские танки. Вместе с ними поставлялась и артиллерия – в частности, противотанковые орудия БС-3. Эта пушка обладала начальной скоростью снаряда 985 м\с и могла посылать снаряды на дальность до 20 км. К началу очередной арабо-израильской войны 1973 г. египтяне создали весьма интересный симбиоз (http://serkoff.narod.ru/photoalbum136.html), использовав для этого устаревшие танки. Ходовая часть и корпус оставались прежними, а вот башню пришлось доработать под установку БС-3. Для этого её передняя и задняя часть были значительно удлинены. Этот танк сейчас известен как Т-34\100 или просто Т-100.
Далее последовала более радикальная модификация – решив не размениваться по мелочам они установили на шасси Т-34-85 122-мм гаубицу Д-30, но на этот раз башню пришлось ставить уже собственной конструкции.
“Улучшенный” танк обозначался как Т-34\122 или Т-122. Во время войны по крайней мере по одной машине каждого типа попало в руки израильтян, которые передали эти САУ американцам.
Аналогичным образом также поступили и сирийцы, использовав для установки Д-30 шасси Т-34-85, но уже в установке открытого типа. О точном количестве переделанных таким образом САУ (сейчас их называют Т-34\Д-30) и их боевом применении сведений не сохранилось.
Источники:
Бронеколлекция №3, 1999
”Средний танк Т-34 1939-1945”. «Экспринт». 2005 г.
М.Коломиец, М.Свирин «Забытые тридцатьчетвёрки» (Танкомастер №1, 1999 г.)
ПРОЕКТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СРЕДНЕГО ТАНКА
Т-34-100 обр.1944 г.
БОЕВАЯ МАССА | 32000 кг |
ЭКИПАЖ, чел. | 5 |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм | 9150 |
Ширина, мм | 3000 |
Высота, мм | 2400 |
Клиренс, мм | 400 |
ВООРУЖЕНИЕ | одна 100-мм пушка ЗИС-100, Д-10 или ЛБ-1 и два 7,62-мм пулемета ДТ |
БОЕКОМПЛЕКТ | |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | прицел ТН-19 смотровой прибор МК-4 |
БРОНИРОВАНИЕ | лоб корпуса — 47 мм борт корпуса — 60 мм корма корпуса — 47 мм лоб башни — 90 мм борт башни — 75 мм крыша — 20 мм днище — 21 мм |
ДВИГАТЕЛЬ | В-2-34, дизельный, мощностью 500 л.с. |
ТРАНСМИССИЯ | механического типа |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | (на один борт) 5 сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, заднее ведущее и переднее направляющее колесо, крупнозвенчатая гусеница из стальных траков |
СКОРОСТЬ | 55 км\ч по шоссе |
ЗАПАС ХОДА | 300 км по шоссе |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | |
Угол подъёма, град. | 36° |
Высота стенки, м | 0,75 |
Глубина брода, м | 1,30 |
Ширина рва, м | 3,40 |
СРЕДСТВА СВЯЗИ | радиостанция 9РС |
aviarmor.net