«Высокие цены — отражение нашей экономики» Когда перестанут расти цены на бензин?
О расходах на бензин «Белорусский партизан» поговорил с авторитетными белорусскими экономистами.
Борис Желиба: Правительство думает, что автолюбители – люди не бедные
Доктор экономических наук, профессор Борис Желиба говорит, что с точки зрения белорусских нефтеперерабатывающих заводов очередное повышение цены на топливо обосновано.
— Наши НПЗ в убытках из-за дорожающего сырья – российской нефти, — объясняет Борис Желиба. — В России сейчас происходят налоговые маневры, экспортная пошлина замещается налогом на добычу полезных ископаемых. А поскольку в нашем таможенном союзе российская нефть поставляется беспошлинно, увеличивается доля этого налога и сырье дорожает. Отсюда – убытки наших НПЗ.
Не так давно представитель «Белнефтехима» заявил: чтобы выйти на прибыль, нужно повысить цену на топливо на 23 процента, что они, похоже, сейчас и делают. Но «Белнефтехим» решил, как говорится, хвост рубить частями, причем очень мелкими, полагая, что люди просто не заметят повышения цен на копейку. Однако людей этот постоянный процесс уже стал раздражать…
Звучали предложения, чтобы цену на топливо в два-три приема повысили до того уровня, который вывел бы белорусские НПЗ на рентабельную работу. Но решили все-таки действовать медленно и осторожно, по копейке…
Будем надеяться, что до Нового года они выйдут на приемлемую цену и уже с января перестанут нервировать автолюбителей этими копейками.
— Сегодня бензин и так стоит недешево…
— Как ни крути, но в Беларуси бензин один из самых дешевых по сравнению, например, с Польшей, Литвой, Украиной…
— А по отношению к зарплате?
— Тут, конечно, без комментариев. Но правительство думает, что автолюбители – люди не бедные, и как-нибудь выдержат. Но проблема ведь не только в автолюбителях, проблема в том, что бензин дорожает и для предприятий, перевозчиков, которые его много используют.
А значит, помаленьку дорожает и себестоимость всей продукции, потому что транспортные расходы есть практически везде. И это будет подстегивать инфляцию, которую жестко контролирует правительство…
— Борис Николаевич, а вы уверены, что после Нового года цены на бензин остановятся?
— Это мое личное мнение. Мне кажется, люди уже настолько нервно реагируют на эти копейки, что, может быть, правительство, наконец, выйдет на те цены, которые дадут рентабельность нашим НПЗ.
— Может, нужно модернизировать белорусские НПЗ, сделать технологии производства более современными?
— Они давно уже реконструируются, не первый год. И нужно еще примерно около года, чтобы эту реконструкцию довести до конца. Это тоже одна из причин, по которой заводы не могут снизить себестоимость до такого уровня, чтобы не повышать цены на бензин.
Потому что модернизация и реконструкция еще не закончены, и на это идут немалые средства, которые тоже закладываются в цену бензина…
Леонид Злотников: Сейчас уже совершенно другая Россия
Кандидат экономических наук, доцент Леонид Злотников на повышение цен на топливо старается реагировать с юмором. Хотя признает: смешного действительно мало.
— На мировом рынке цены на нефть снизились, а у нас бензин по-прежнему дорожает, — говорит Леонид Злотников. — Ясно, что проблем в белорусской экономике много, и все они почему-то решаются за наш счет…
— В этом году «Белнефтехим» проводил опрос: цены на топливо увеличивать лучше сразу или поэтапно. Подорожание на копейку вроде бы и не так заметно, но когда это происходит в 26-й раз, уже начинает злить…
— Ситуация выглядит смешно. Власть боится людей, народного гнева, поэтому потихонечку, якобы незаметно увеличивает цены…
— На ваш взгляд, насколько экономически обосновано подорожание бензина?
— Есть ряд проблем. Одна из них – низкая эффективность переработки нефти. У нас доля «светлых» нефтепродуктов (а это бензин, керосин, дизель) – все время отставала. Велась модернизация прежде всего Мозырского НПЗ, чтобы больше получить этих ценных продуктов, а меньше дегтя и мазута.
Естественно, чем выше степень переработки, тем дешевле могут быть «светлые» нефтепродукты. Мы отстаем от уровня мирового производства. И получается, что хотя нам нефть достается дешевле, чем другим странам, мы перерабатываем ее так, что потом трудно конкурировать.
Вторая проблема – уровень налогообложения у нас выше, чем в других странах. Низкая технология – это низкий уровень жизни. У нас и в машиностроении, и в других сферах отсталые технологии. Уровень производительности труда ниже, чем в западных странах. Поэтому нищета, неэффективная экономика.
Поэтому высокие цены на бензин – отражение наших дел в экономике.
К тому же некоторые чиновники до сих пор считают, что машина – это роскошь. И эти тоже представления входят в цену бензина!
Если мы не изменим экономику, то так может до бесконечности продолжаться… Эффективная экономика – это рыночная экономика. И, как ни крути, мы не уйдем от этого.
У нас зарплаты растут искусственно, не соответствуя росту производительности экономики. Это зарплата из воздуха…
А сейчас еще такой момент, что Россия может сократить для нас свои субсидии. Потому что российская экономика тоже проблемная. Подавляющее большинство российских регионов – убыточные, они субсидируются из бюджета.
И там все время говорят: количество бедных растет, а финансирование не увеличивается. Российские эксперты подсчитали, что размер субсидий из федерального бюджета на душу населения в среднем по всем регионам составляет 100 долларов на человека.
Но при этом Россия оказывает субсидий белорусам в среднем на 1000 долларов в год. Разница огромная! Россия поневоле будет вынуждена сокращать субсидии для Беларуси…
И сегодняшние недопонимания и выяснения отношений Беларуси с Россией не такие, которые были еще несколько лет назад. Сейчас уже совершенно другая Россия…
Почему дорожает топливо в Беларуси и когда это безобразие закончится. Попытка разобраться
«Белнефтехим» с 30 сентября поднял цену на топливо на 1 копейку. Это произошло в 18 раз с начала года. Посмотрим, почему это происходит и какие будут последствия.
Сообщение «Белнефтехима» о повышении розничных цен никого не удивило. Оно и понятно, ведь цены растут регулярно, да и увеличение цены на 1 копейку не выглядит катастрофическим. Вместо этого автомобилисты хвастаются в соцсетях кто и когда заправился и сколько денег успел сэкономить – 30 или 40 копеек. Предыдущее подорожание было 23 сентября и тоже на 1 копейку.
Объясняя рост цен на топливо, в «Белнефтехиме» ссылаются на целый ряд факторов: изменение цен на нефть и уровни цен в сопредельных государствах, курсов валют, других показателей, а также с учетом финансового состояния НПЗ и налоговой нагрузки.
В 2018 год Беларусь вошла с ценами на бензин, установленными 26 октября 2017 года. Они продержались до февраля 2018 года, а потом копейка за копейкой стали расти, в последнее время практически каждую неделю. При этом с начала года на разные бензины они выросли по-разному.
Топливо / цена в белорусских рублях | 26.10.17 | 30.09.18 | Рост в % |
АИ-92-К5-Евро | 1,19 | 1,37 | 13,14% |
АИ-95-К5-Евро | 1,27 | 1,45 | 12,41% |
АИ-98-К5-Евро | 1,48 | 1,66 | 10,84% |
Как видим, меньше всего выросли цены на самый дорогой бензин, что указывает на человеческое вмешательство в процесс ценообразования, а не действие невидимой руки рынка. Нужно иметь ввиду, что «Белнефтехим» добавлял к цене товара 1 копейку, а не высчитывал рост его себестоимости. В итоге потребители дорогого бензина пострадали от роста цен меньше, чем потребители дешевого.
Чаще всего рост цен на бензин связывают с ростом цен на нефть. Действительно, трейдеры опасаются дефицита сырой нефти на мировом рынке из-за американских санкций против Ирана. При этом, как сообщает Reuters, к настоящему времени с конца июня баррель Brent вырос в цене примерно на 3%, тогда как нефть WTI подешевела на 2,7%.
Беларусь в основном покупает нефть российской экспортной марки Urals, цены на которую рассчитываются как производные от эталонной марки нефти Brent (цена Brent умножается на коэффициент 0,89).
Что касается WTI – это марка нефти, которая добывается в штате Техас (США). Она практически ничем не отличается по составу от Brent. От цен на WTI и Brent прямо или косвенно зависят экспортные цены на 2/3 мировых сортов нефти, при этом добыча нефти сорта WTI составляет менее 1 % от всей мировой добычи нефти.
В любом случае, средние цены на Urals с начала года по сентябрь выросли с 66,49 до 71,72 долларов за баррель или на 7,29%. Этот рост заметно ниже, чем самый малый рост на белорусский бензин за этот же самый период. Инфляция в Беларуси запланирована также не выше 6% и, кстати, курс белорусского рубля к доллару с начала года снизился в пределах тех же 6%.
Почему же чуть ли не в два раза больше растут цены на бензин? Ведь они как раз провоцируют рост цен на все остальные товары, а значит и уровень инфляции – увеличиваются транспортные издержки производителей, розничных сетей, а значит и товаров на полках в магазинах.
Можно попробовать увязать рост цен на топливо в Беларуси с изменением розничных цен на бензин в России. Впрочем, в РФ цены на топливо выросли только в мае 2018 года, но зато сразу на 5,6%. Опять получается неувязочка.
Налоговая нагрузка и состояние НПЗ с начала года не менялись, валютные курсы остаются в коридоре ожидаемых…
В общем, точная причина роста цен на белорусских заправках остается тайной за семью печатями. Можно только гадать, будут они и дальше расти в арифметической прогрессии, как сейчас по копейке от случая к случаю, или план «Белнефтехима» предусматривает увеличение шага на большее число.
Основатель портала Виталий Кистерный
Фото: © Белновости
www.belnovosti.by
когда прекратится рост цен на топливо? — Авторевю
После выборов президента в России началось резкое подорожание бензина и дизельного топлива. И, несмотря на обещания правительства о принятии мер для остановки роста цен, их повышение пока продолжается.
Подорожание объясняют разными факторами. Например, представители Центрального банка РФ главными причинами называют рост цен на нефть на международном рынке и увеличение акцизов. Однако стоит вспомнить, что в период резкого падения цен на «черное золото» топливо в России тоже дорожало. Эксперты Института права и национальной безопасности констатируют, что экспорт сырья для нефтяных компаний значительно более выгоден, чем продажа на российском рынке, и это также приводит к росту внутренних цен.
Есть и другой взгляд на проблему. Президент Московской топливной ассоциации заявил, что ранее рост цен на нефть приводил к тому, что рубль укреплялся. Сегодня же рубль отвязан от нефти, и государство заработало огромные суммы на экспорте в период ослабленного рубля. Главной причиной эксперт считает резкий и ничем не обоснованный рост оптовой цены, который на данный момент составил в среднем около 25%.
Весной Российский топливный союз направил обращение президенту и в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) по поводу цен на топливо. В ответ от руководителей ФАС поступило заявление о том, что предпосылки для повышения цен отсутствуют - и нефтяные компании будут оштрафованы. Тем не менее после того, как цены на бензин пошли вверх, в ФАС посчитали подобный рост обоснованным условиями рынка. В Минэнерго прокомментировали, что ситуация вполне тривиальная и ничем не отличается от прошлогодней.
Однако, по мнению представителей Московской топливной ассоциации, с рыночными факторами повышение цен связать нельзя: себестоимость добычи, логистика и налоги не изменились. По их словам, механизм формирования цен на оптовом рынке привязан к биржевой торговле, а некоторые компании искусственно управляют биржевыми индикаторами за счет совершения сделок через подставные компании. Эту точку зрения подтверждают и представители объединения независимых трейдеров нефтепродуктов. По их информации, наблюдается искусственное ограничение предложения топлива на бирже, за счет которого формируется дефицит и провоцируется рост цен на всех этапах продаж — от биржи до конечного потребителя.
Рост оптовых цен неизбежно приводит к тому, что игроки розничного рынка находятся в условиях жесткой конкуренции, а значит, вынуждены сдерживать цены для конечного покупателя, работая в убыток. Крупные компании могут позволить себе подобное сдерживание, поскольку убытки перекрываются доходами от добычи, переработки и экспорта. Но мелкие фирмы не способны длительное время выдерживать подобную конкуренцию и в скором времени могут уйти. В итоге рынок будет разделен между тремя—четырьмя крупными компаниями.
Ситуация требует глобальных мер для урегулирования — в частности, изменения налоговой политики. Кроме того, остановке роста цен на топливо может способствовать увеличение производства, поставок на внутренний рынок и торговли на нефтяной бирже. Это приведет к выравниванию спроса и предложения.
Несмотря на заявление главы Минэнерго, который во время прямой линии с президентом сказал, что с конца мая цены на топливо для конечных покупателей не растут, простые автовладельцы наблюдают обратную картину. В данный момент Правительство РФ совместно с ФАС и нефтяными компаниями рассматривает пути снижения акциза, что должно стабилизировать цены на горючее. Однако эти меры начнут действовать не ранее чем в середине лета.
А пока бензин и дизтопливо продолжают дорожать. По оптимистичным прогнозам аналитиков, замедление случится, только когда цены на заправках достигнут следующих показателей: АИ-92 — 52 рубля, АИ-95 — 53,4, дизтопливо — 53,2 рубля за литр.
autoreview.ru
Почему в России дорожает бензин | Мнения
Изменения на рынке автобензина влияют как на отношение населения к власти, так и на развитие экономики. Поэтому во всем мире эта сфера находится под постоянным надзором со стороны властей и средств массовой информации. Главные показатели, которые волнуют общество в России, — это цена на автобензин и его качество. Многие хотят знать, почему дорожает бензин и как долго может продолжаться рост цен. Попробуем разобраться в этом вопросе.
Каждый раз, когда в России возникает экономический кризис, правительство страны переходит на ручное управление экономикой. В том числе вводятся административные ограничения максимального роста цен на автобензин и дизельное топливо. В острую фазу кризиса это необходимо, но потом наше правительство «забывает» восстановить рыночные механизмы, что приводит к возникновению кризиса уже на рынке автобензина. Так было в 1996, 2000 и 2008 годах, так происходит и сейчас.
В конце 2014 года, после резкого падения цен на нефть и введения санкций со стороны США и их сателлитов, в России начался очередной экономический кризис. Курс рубля по отношению к евро и доллару резко упал. В январе 2014 года курс был равен 33,8 рубля/доллар и 46,1 рубля/евро, а в декабре 2014 года он достиг значений 55,8 рубля/доллар и 68,8 рубля/евро, то есть евро подорожал на 49%. При этом розничная цена на бензин, например, АИ-92 выросла с 29,4 рубля за литр в январе 2014 года до 32,6 рубля за литр в декабре 2014 года, то есть на 11%.
Благодаря административному давлению правительства России и гражданской позиции таких компаний, как «Роснефть», «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз», удалось избежать катастрофического скачка цен на бензин, который привел бы к росту цен на все товары. При этом в евро цена на бензин АИ-92 в России снизилась с €0,64 за литр в январе 2014 года до €0,47 за литр в декабре 2014 года. Бензин в России стал самым дешевым в Европе.
В острую фазу экономического кризиса, которая пришлась на первую половину 2015 года, дешевый бензин был спасением. Однако административные ограничения цен на бензин действуют и по сей день, что приводит к развитию негативных тенденций на рынке. Во-первых, полностью прекратились поставки бензина в Россию из Белоруссии, Финляндии, государств Юго-Восточной Азии и других стран. Во-вторых, многие нефтяные компании стали сокращать производство бензина как нерентабельное. В-третьих, прекратились инвестиции в реконструкцию части нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и, следовательно, стала деградировать технология производства автобензинов.
Обычно в результате административного регулирования на рынке постепенно нарастает дефицит бензина, что приводит к неконтролируемому скачку цен. В 1996, 2000 и 2008 годах в некоторых регионах за сутки цены поднимались в два раза. Сейчас мы вновь готовимся повторить эту ошибку. Пока ситуацию спасает «Роснефть», которая стала мощным регулятором рынка бензина в России, так как производит более 35% автобензинов в стране.
Ведущая нефтяная компания не допускает появления дефицита, однако следует признать, что уже появились отчетливые признаки деградации рынка бензина. В 2005 году на бензин перерабатывалось 98,2% нефти, поставляемой на НПЗ страны, в 2017 году — только 80,8%. В 2016 году выход автобензинов достиг рекордного для нашей страны уровня — 17,7%, а в 2017 году он впервые с начала кризиса сократился. В результате в 2017 году производство автобензинов упало на 2%. Многие нефтяники перестали делать ставку на этот бизнес.
Традиционный импорт бензина в Ленинградскую область из Финляндии, в ЦФО из Белоруссии и на Дальний Восток из стран ЮВА полностью прекратился из-за низких цен на бензин в России. Например, 20 апреля 2018 года розничные цены на бензин на Украине были выше в 1,62 раза, чем в России, в Польше — в 2,07 раза, в Латвии — в 2,21 раза, в Швеции — в 2,64 раза. В Норвегии, которая является крупнейшим европейским экспортером нефти, бензин АИ-95 в три раза дороже, чем в России.
Потребление бензина после провала 2014 года понемногу растет и в 2017 году по сравнению с 2014 годом выросло на 3,2%. Сегодня рынок бензина нашей страны можем обеспечить только мы сами, однако частные компании сокращают темпы производства. Единственная возможность обеспечения внутреннего рынка — это снижение экспорта. Экспорт как минимум должен сокращаться настолько, насколько растет потребление. Однако следует понимать, что экспорт составляет всего 10% от производства бензина, а значит, и это не панацея.
И, кстати, еще большой вопрос, удастся ли и в дальнейшем удерживать такие показатели. Ведь экспорт бензина контролируется у нас с помощью административных мер, через ФАС. Таможенная пошлина на вывоз бензина из России в марте 2018 года составляла $35,8 за тонну, тогда как в январе 2014 года она превышала $360 за тонну. То есть при нехватке бензина на внутреннем рынке фактически снят таможенный барьер.
Потребление бензина на душу населения у нас в три раза ниже, чем в Канаде и Норвегии, то есть в странах с таким же климатом и большими расстояниями перевозок. Если мы хотим, чтобы наша экономика развивалась, то необходимо сделать бензин более доступным для россиян. Для этого надо или повысить доходы населения, или снизить цену бензина. Одновременно необходимо вернуться к рыночным механизмам ценообразования.
Снизить цену бензина можно только за счет сокращения налогов, так как доля нефтяников в ценообразовании — менее 2%. При этом доля налогов в розничной цене бензина достигла уже 70%, а еще пять лет назад она составляла 65%. С 1 января 2018 года на 10,7% вырос акциз на бензин пятого класса (или «Евро-5»). Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в январе 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017 года вырос на 23%. Для справки: акциз и НДПИ составляют вместе 75% всех налогов, входящих в розничную цену бензина, или половину розничной цены. Вы понимаете теперь, почему растут цены на бензин?
Чтобы вернуться к рыночным механизмам ценообразования на бензин, необходимо снизить налоги. Следовательно, правительству надо действовать против собственных интересов. Найти баланс между интересами госбюджета и населения России — сложная государственная задача, и будем надеяться, что новое правительство сможет с ней справиться.
Автор — член комитета Торгово-промышленной палаты России по энергетической стратегии и развитию ТЭКа
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
iz.ru
Бензин перестанет дорожать
Встреча ведущих нефтяных компаний России с руководителем Минпромэнерго Виктором Христенко завершилась историческим решением — представители «Сургутнефтегаза», «ЛУКОЙЛа», ТНК-ВР, «Татнефти», «Роснефти» и «Сибнефти» пообещали не повышать цен на бензин до конца года.
— Шесть компаний, контролирующих 80 процентов рынка топлива в стране, показали готовность заморозить как оптовые, так и розничные цены, — рассказал присутствовавший на встрече с нефтяниками помощник Христенко Стас НАУМОВ. — Причем принятое решение касается не только данных компаний. Мы рассчитываем, что и все остальные участники рынка нефтепродуктов к нему присоединятся.
Правда, рычагов влияния на все АЗС у правительства нет. Как нам заявили в Московской топливной ассоциации, договоренность носит характер джентльменского соглашения. Аппетиты небольших автозаправочных фирм может обуздать лишь политический подтекст события.
— Даже если бы встреча в Минпромэнерго не состоялась, цены на бензин в любом случае в ближайшие дни остановились и, возможно, даже снизились бы. Поэтому от договоренностей нефтяных олигархов попахивает пиаром: дескать, какие они щедрые, — негодует исполнительный директор Московской топливной ассоциации Григорий СЕРГИЕНКО.
Снижение цен могло произойти из-за стабилизации мировых цен на нефть и введения в октябре новой экспортной пошлины, что должно было привести к увеличению объемов поставок сырой нефти внутри России.
Но на достигнутом правительство останавливаться не собирается.
— Сейчас мы с МЭРТом и Минфином прорабатываем ряд мер, которые в первую очередь позволят увеличить темпы добычи нефти и снизят налоговую нагрузку с производителей бензина, — заверил нас Стас Наумов.
Где цены точно не изменятся
Компания Регион«Сургутнефтегаз» Псковская, Калининградская, Тверская и Новгородская области«ЛУКОЙЛ» Волгоград, Нижний Новгород, Пермь, Ухта, МоскваТНК-ВР Москва и Московская область, Оренбургская область«Татнефть» Татарстан, Москва и Московская область«Роснефть» Краснодарский край, Приморье, Камчатка, Сахалин, Архангельская и Мурманская области«Сибнефть» Кузбасс, Омская область, МоскваПо данным Московской топливной ассоциации.
www.kp.ru