Коробка передач т 16 схема переключения – Устройство и работа коробки передач КПП трактора Т-16

Коробка передач трактора т-16

Коробка передач (КП) трактора Т-16 обеспечивает получение семи передач для движения вперед и одной назад. Валы в КП расположены поперек продольной оси шасси, что позволило уменьшить продольные размеры трансмиссии и осуществить передачу вращения к дифференциалу при помощи цилиндрических шестерен.
Крутящий момент передается от двигателя через коническую шестерню вала главного сцепления на ведомую шестерню 3 (рис. 58, а), установленную на шлицевом конце первичного вала коробки передач Т-16.
На шлицах первичного вала находятся подвижные блоки шестерен 6 второй и третьей передач, пятой и шестой передач 5, а также неподвижная шестерня 9 четвертой передачи. Шестерня 10 первой передачи установлена на призматической шпонке. Она находится в постоянном зацеплении с большой шестерней блока 11 заднего хода.
На вторичном валу установлены: неподвижно блоки шестерен 9 (рис. 58, б) пятой и шестой передач, второй передачи и дифференциала 17, третьей передачи 18; подвижно — шестерни четвертой передачи и заднего хода 16, первой и замедленной передач 56.

Рис. 58. Коробка передач трактора Т-16:
1 — корпус манжеты; 2, 14 — манжеты; 3 — коническое трубчатое колесо; 4, 13, 15 — подшипник; 5 — шестерня V и VI передач ведущая; 6 — шестерня II и III передач ведущая; 7 — вал первичный; 8 — колпак; 9 — шестерня IV передачи ведущая; 10 — шестерня I передачи ведущая; 11 — блок шестерен заднего хода; 12 — ось блока шестерен; 16 шестерня IV передачи ведомая и заднего xoдa; 17 — шестерня II передачи и дифференциала; 18 — III передачи ведомая; 19 — зубчатое колесо V u VI передач ведомое; 20 — вилка включения ВОМ; 21 — валик переключения IV передачи и заднего хода; 22 — валик переключения I и дополнительной передачи; 23 — ступица; 24 — ось рычага ВОМ; 25 — рычаг включения ВОМ; 26 — колонка рычага переключения передач; 27 — чехол; 28 — рычаг переключения передач; 29 — пружина; 30 — штифт; 31 — рамка блокировки; 32 — включатель блокировки; 33 — крышка; 34 — пружина стяжки; 35 — валик переключения V и VI передач; 36 — валик переключения II и III передач; 37 — вилка переключения V и VI передач; З8 — вилка переключения II и III передач; 39 — вилка переключения IV передачи и заднего хода; 40 — вилка переключения I и дополнительной передачи; 41 — крышка валиков правая; 42 — втулка распорная; 43 — шпонка; 44, 45, 54 — подшипник; 46 — крышка; 47 — гнездо уплотнения; 48, 66 — стопорные шайбы; 49 — колпак; 50 — вал вторичный; 51, 52 — втулки; 53 — манжеты; 55 — стакан подшипников первичного вала; 56 — шестерня I передачи ведомая; 57 — шарик; 58 — пружина; 59 — винт установочный; 60 — шайба; 61 — валик блокировки; 62 — кольцо; 63 — шайба упорная; 64 — ось промежуточная; 65 — гайка; 67 — подшипник нестандартный; 68 — шестерня дополнительной передачи промежуточная.

 

В нижней части корпуса трансмиссии на двух шариковых подшипниках установлена ось блока 12 шестерни заднего ходи и дополнительной передачи (рис. 58, а). На ней также закреплен блок шестерен 11 заднего хода. Шестерня медленной передачи, изготовленная вместе с осью, находится в постоянном зацеплении с промежуточной шестерней 68 (рис. 58, б).

Передачи трактора Т-16 переключаются рычагом 28, перемещающим валики 21, 22, 35 и 36 с жестко закрепленными на них вилками 37, 38, 39 и 40. Рычаг смонтирован в колонке на сферической опоре и фиксируется от проворачивания вокруг вертикальной оси штифтом 30. Движение рычага 28 ограничивается боковыми поверхностями пазов в крышке корпуса. Расположение и размеры лазов предотвращают одновременное включение двух передач.
Механизм блокировки позволяет переключать передачи только при полностью выключенном сцеплении: при нажатии на педаль сцепления валик 61 перемещается так, что его фрезерованные участки устанавливаются против валиков переключения передач, поэтому последние могут свободно двигаться в осевом направлении; при включенном сцеплении валик 61 входит в выточки валиков переключения и запирает их, не позволяя шестерням перемешаться. Ход валика блокировки ограничивается винтом 59. Валики переключения передач фиксируются в нейтральном положении шариками 57 и пружинами 58.
На верхний конец рычага 28 навернута пластмассовая рукоятка. Нижний конец рычага имеет шаровую головку, входящую в пазы валиков переключения передач. Чтобы нижняя часть рычага перемешалась в только требуемом направлении, в крышке корпуса трансмиссии имеется направляющая кулиса. Резиновый чехол 27, надетый на рычаг и удерживаемый на колонке стяжным хомутом, предохраняет детали механизма переключения передач от влаги и пыли. С целью исключения случаев запуска двигателя при включенной передаче предусмотрен механизм блокировки стартера, смонтированный в колонке переключения передач. Рычаг переключения передач трактора Т-16 28 (рис. 58, б) расположен в прорези рамки 31, жестко соединенной с осью. Из оси имеется сферический паз, куда входит шарик включателя блокировки стартера 32. При включении передачи рычагом рамка поворачивается, отключая электрическую цепь, соединенную со стартером.

См. также: Система охлаждения трактора Т-16. Регулировка ТНВД Т-16.

  • < Назад
  • Вперёд >

www.traktor-t-16.ru

Трактор Т-16. Коробка передач

 

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

Коробка передач (КП) трактора Т-16 обеспечивает получение семи передач для движения вперед и одной назад. Валы в КП расположены поперек продольной оси шасси, что позволило уменьшить продольные размеры трансмиссии и осуществить передачу вращения к дифференциалу при помощи цилиндрических шестерен.
Крутящий момент передается от двигателя через коническую шестерню вала главного сцепления на ведомую шестерню 3 (рис. 58, а), установленную на шлицевом конце первичного вала коробки передач Т-16.
На шлицах первичного вала находятся подвижные блоки шестерен 6 второй и третьей передач, пятой и шестой передач 5, а также неподвижная шестерня 9 четвертой передачи. Шестерня 10 первой передачи установлена на призматической шпонке. Она находится в постоянном зацеплении с большой шестерней блока 11 заднего хода.

На вторичном валу установлены: неподвижно блоки шестерен 9 (рис. 58, б) пятой и шестой передач, второй передачи и дифференциала 17, третьей передачи 18; подвижно — шестерни четвертой передачи и заднего хода 16, первой и замедленной передач 56.

Рис. 58. Коробка передач трактора Т-16:


1 — корпус манжеты; 2, 14 — манжеты; 3 — коническое трубчатое колесо; 4, 13, 15 — подшипник; 5 — шестерня V и VI передач ведущая; 6 — шестерня II и III передач ведущая; 7 — вал первичный; 8 — колпак; 9 — шестерня IV передачи ведущая; 10 — шестерня I передачи ведущая; 11 — блок шестерен заднего хода; 12 — ось блока шестерен; 16 шестерня IV передачи ведомая и заднего xoдa; 17 — шестерня II передачи и дифференциала; 18 — III передачи ведомая; 19 — зубчатое колесо V u VI передач ведомое; 20 — вилка включения ВОМ; 21 — валик переключения IV передачи и заднего хода; 22 — валик переключения I и дополнительной передачи; 23 — ступица; 24 — ось рычага ВОМ; 25 — рычаг включения ВОМ; 26 — колонка рычага переключения передач; 27 — чехол; 28 — рычаг переключения передач; 29 — пружина; 30 — штифт; 31 — рамка блокировки; 32 — включатель блокировки; 33 — крышка; 34 — пружина стяжки; 35 — валик переключения V и VI передач; 36 — валик переключения II и III передач; 37 — вилка переключения V и VI передач; З8 — вилка переключения II и III передач; 39 — вилка переключения IV передачи и заднего хода; 40 — вилка переключения I и дополнительной передачи; 41 — крышка валиков правая; 42 — втулка распорная; 43 — шпонка; 44, 45, 54 — подшипник; 46 — крышка; 47 — гнездо уплотнения; 48, 66 — стопорные шайбы; 49 — колпак; 50 — вал вторичный; 51, 52 — втулки; 53 — манжеты; 55 — стакан подшипников первичного вала; 56 — шестерня I передачи ведомая; 57 — шарик; 58 — пружина; 59 — винт установочный; 60 — шайба; 61 — валик блокировки; 62 — кольцо; 63 — шайба упорная; 64 — ось промежуточная; 65 — гайка; 67 — подшипник нестандартный; 68 — шестерня дополнительной передачи промежуточная.

 

В нижней части корпуса трансмиссии на двух шариковых подшипниках установлена ось блока 12 шестерни заднего ходи и дополнительной передачи (рис. 58, а). На ней также закреплен блок шестерен 11 заднего хода. Шестерня медленной передачи, изготовленная вместе с осью, находится в постоянном зацеплении с промежуточной шестерней 68 (рис. 58, б).

Передачи трактора Т-16 переключаются рычагом 28, перемещающим валики 21, 22, 35 и 36 с жестко закрепленными на них вилками 37, 38, 39 и 40. Рычаг смонтирован в колонке на сферической опоре и фиксируется от проворачивания вокруг вертикальной оси штифтом 30. Движение рычага 28 ограничивается боковыми поверхностями пазов в крышке корпуса. Расположение и размеры лазов предотвращают одновременное включение двух передач.
Механизм блокировки позволяет переключать передачи только при полностью выключенном сцеплении: при нажатии на педаль сцепления валик 61 перемещается так, что его фрезерованные участки устанавливаются против валиков переключения передач, поэтому последние могут свободно двигаться в осевом направлении; при включенном сцеплении валик 61 входит в выточки валиков переключения и запирает их, не позволяя шестерням перемешаться. Ход валика блокировки ограничивается винтом 59. Валики переключения передач фиксируются в нейтральном положении шариками 57 и пружинами 58. 
На верхний конец рычага 28 навернута пластмассовая рукоятка. Нижний конец рычага имеет шаровую головку, входящую в пазы валиков переключения передач. Чтобы нижняя часть рычага перемешалась в только требуемом направлении, в крышке корпуса трансмиссии имеется направляющая кулиса. Резиновый чехол 27, надетый на рычаг и удерживаемый на колонке стяжным хомутом, предохраняет детали механизма переключения передач от влаги и пыли. С целью исключения случаев запуска двигателя при включенной передаче предусмотрен механизм блокировки стартера, смонтированный в колонке переключения передач. Рычаг переключения передач трактора Т-16 28 (рис. 58, б) расположен в прорези рамки 31, жестко соединенной с осью. Из оси имеется сферический паз, куда входит шарик включателя блокировки стартера 32. При включении передачи рычагом рамка поворачивается, отключая электрическую цепь, соединенную со стартером.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

 

sinref.ru

Трактор Т-16. Рабочее место оператора

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

На рабочем месте оператора самоходного шасси Т-16 расположены:

1 и 2 (рис. 99) — печали правого и левого тормозов;

3 — педаль включения стартера;

4 — рычаг фиксации тормозных педалей в нажатом состоянии;

5 — педаль блокировки дифференциала;

6 — педаль сцепления;

7 — ручной топливоподкачивающий насос;

8 — рычаг управления подачей топлива;

9 — рулевое колесо;

10 и 12 — рычаги управления распределителем гидросистемы;

11 — рычаг переключения передач;

13 — рычаг управления ВОМ;

14 — рычаг управления приводом насоса гидросистемы;

15 — рычаг управления декомпрессионным механизмом.

Рис. 99. Органы управления СШ Т-16.

Сиденье двухместное, мягкое (в каркас вложена пружинная подушка, обтянутая дерматином), к задним пружинящим полосам прикреплена спинка. Снизу под спинкой сиденья прикреплен предохраняющий оператора от излучаемого дизелем тепла щиток.

Крылья, установленные по обе стороны сиденья, предохраняют оператора от вращающихся колес, а также механизмы управления от грязи, сбрасываемой колесами при движении шасси. На левом крыле СШ двумя болтами прикреплен инструментальный ящик.

Дня защиты оператора от солнечных лучей предусмотрен легкосъемный тент.

Расположение органов управления и средств информации в кабине СШ Т-16М показано на рис. 100, где:

1 — рычаг управления распределителем гидросистемы;

2 — щиток приборов;

3 — указатель температуры масла; 

4 — амперметр;

5 — указатель давления масла в системе смазки дизеля;

6, 9, 11 — контрольные лампы;

7 — переключатель света фар;

8 — переключатель указателей поворота;

10 — контрольный элемент системы пуска дизеля;

12 — включатель свечи накалывания и стартера;

13 и 23 — рычаг и педаль управления подачей топлива:

14 — включатель габаритных огней;

15 — фонарь;

16- фара;

17 — вентилятор;

18 — стеклоочиститель;

19 — рулевое колесо;

20 — соединительная планки тормозных педалей;

21 и 22 – педали правого и левого тормозов;

24 — педаль блокировки дифференциала;

25 — включатель «массы»;

26 — рычаг фиксации тормозных педалей в нажатом состоянии;

27 — рычаг переключения передач;

28 — рычаг управления ВОМ;

29 — рычаг управления декомпрессионным механизмом;

30 — педали сцепления.

 

Рис. 100. Органы управления и средства информации СШ Т-16М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

 

sinref.ru

Трактор Т-16. Конечные передачи

 

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

Конечные передачи трактора Т-16 увеличивают общее передаточное число трансмиссии. Они представляют собой одноступенчатые шестеренчатые редукторы и крепятся к наружным фланцам тормозных рукавов.
Правая и левая конечные передачи отличаются между собой длиной валов ведущих шестерен, конструкцией осей и расположением заливных и сливных отверстий в корпусах.
В верхней части корпуса 11 (рис. 60) имеются два соосных отверстия, в которых размещены шариковые подшипники 9 и 10 малой шестерни. В нижней части корпуса — два отверстия для роликовых подшипников оси колеса и прямоугольное окно, через которое устанавливают ведомую шестерню. Окно имеет фланец для крепления поддона.

Рис. 60. Конечная передача трактора Т-16:
1 — картер нижний; 2, 21 — пробки; 3, 8 — большая и малая шестерни; 4 — ось колеса; 5, 9, 10, 15 — подшипник; 6, 13, 16 — манжеты; 7, 12 — корпуса манжет; 11 — картер; 14, 19 — кольца; 17 — колпак; 18 — гайка корончатая; 20 — крышка; 22 — стакан подшипника.


Ведущая шестерня 8 изготовлена заодно с валом. Вал имеет на конце шлицы для соединения с конической шестерней дифференциала, а в средней части — два шпоночные паза для крепления шкива тормоза. Со стороны длинного конца вала к корпусу конечной передачи прикреплены корпус с манжетом 13.
В ступице ведомой шестерни 3 нарезаны эвольвентные шлицы для ее установки на валу. Зубья большой и малой шестерен находятся в зацеплении с боковым зазором 0,3-0,6 мм.
Вал ведущего колеса многоступенчатый с диском 4, к которому крепится фланец крепления колеса. На другом конце вала — шейка со шпоночным пазом, где может быть установлен привод ВОМ.
Наружное кольцо коническою подшипника 15 помещено в стакане 22, вставленном в отверстие корпуса конечной передачи. Осевой зазор в конических подшипниках регулируют перемещением стакана 22 с наружной обоймой подшипника, для чего между фланцами стакана и корпуса помещены регулировочные прокладки толщиной 0,05, 0,2 и 0,5 мм.
Наружное кольцо конического подшипника 5 зажато неподвижно между буртом и крышкой 7 манжеты 6.
Конечная передача трактора прикреплена к малому фланцу рукава тормоза восемью шпильками для обеспечения правильного расположения корпуса в его фланец запресованно два установочных штифта.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 

 

sinref.ru

Трактор Т-16 — необычное самоходное шасси передним грузовым отсеком

Более 30 лет, с 1961 по 1995 год, Харьковский завод тракторных самоходных шасси выпускал трактор Т-16. Его и в наши дни активно используют фермеры: применяют как экскаватор, погрузчик, бульдозер, для косьбы, окучивания картофеля и овощей, перевозки грузов и даже вспашки. В отличие от обычных сельскохозяйственных тракторов, на Т-16 двигатель и трансмиссия расположены сзади, а передняя часть представляет собой открытую трубчатую раму, предназначенную для установки навесных орудий. Эта конструкция позволяет трактористу со своего места хорошо видеть междурядья рабочие органы навесных орудий.

Компактность, хорошая проходимость, маневренность и простота конструкции привели к тому, что сегодня владельцы техники продолжают самостоятельно модернизировать эту машину. Например, крепят плуг, пропашной культиватор, сеялку, картофелекопалку. Умельцы устанавливают на Т-16 передний ведущий мост, механическую лебедку, проходимость трактора еще повышается.

Основой конструкции трактора Т-16 послужили самоходные шасси ДСШ-14, которые выпускали на Харьковском заводе тракторных самоходных шасси (Украина) с 1961 по 1967 год, здесь же стали производить и трактор. Таких машин было выпущено почти 600 тысяч. До сих пор сельские жители применяют Т-16 для заготовительных и приусадебных работ, и он пользуется большим спросом.

Технические подробности

Трактор оснащен дизельным двигателем внутреннего сгорания, с воспламенением от сжатия, марки Д21, четырехтактным, двухцилиндровым, мощностью 16 л. с., с 7-ступенчатой коробкой передач. На дизеле применен топливный насос распределительного типа НД-21/2 с неравномерным чередованием рабочих ходов (через 180° и 540°), что необходимо для двухцилиндровых двигателей с однорядным расположением цилиндров и с кривошипами коленчатого вала, расположенными под углом 180°.

На топливном насосе высокого давления установлены: топливоподкачивающий насос с ручным насосом и малогабаритный центробежный всережимный регулятор с корректором подачи топлива. Фильтрация топлива обеспечена фильтрами предварительной очистки пластинчатощелевого типа и тонкой очистки со сменными бумажными фильтрующими элементами. На дизеле использован воздухоочиститель с инерционным элементом и автоматическим удалением пыли (первая ступень) и с контактно-масляным элементом (вторая ступень).

Фильтрация масла производится полнопоточной реактивной масляной центрифугой. Охлаждение осуществляется воздухом, подаваемым осевым вентилятором. Пуск двигателя происходит с помощью электростартера мощностью 2,8 л. с., который питается от аккумуляторной батареи напряжением 12 В и емкостью 135 а. ч. Для облегчения пуска применены свечи накаливания СН-150.

Коробка передач трехвальная, с поперечно расположенными валами, но не имеет полного реверсирования передач. Обеспечивает семь передач переднего (из которых одна замедленная) и одну — заднего хода. Находится в общем картере трансмиссии. Изолированная от проникновения масла внутренняя полость корпуса трансмиссии является картером муфты сцепления, к которому консульно прикрепляется двигатель самоходного шасси.

Конструкция рамы ходовой части

Рама шасси Т-16 состоит из переднего и заднего брусьев и боковых труб, к которым снизу приварены планки с отверстиями. Вместе со специальными площадками при ходовой части трактора и отверстиями переднего бруса рамы планки используют для крепления навесных машин и орудий.

Внутри литой полости заднего бруса две перегородки. В их отверстия запрессованы втулки поперечного вала рулевого управления. Внутренняя полость заднего бруса используется и в качестве масляной емкости гидросистемы. К левой трубе рамы приварены кронштейны крепления гидрораспределителя и опоры аккумуляторных батарей. Передний брус имеет вилкообразный прилив для соединения с балансиром переднего моста.

Шасси трактора Т-16

Универсальное самоходное шасси является разновидностью колесного пропашного трактора. От обыкновенного трактора самоходное шасси отличается компоновкой: мотор компактно расположен позади кабины, а перед ней находится открытая рама и передний мост. Рама обычно двухбалочная, реже однобалочная. На нее крепится различное навесное сельскохозяйственное или специальное оборудование, в базовой комплектации — кузов-самосвал.

Благодаря тому что оборудование находится перед кабиной, оно хорошо видно и его работой легко управлять. Как правило, его можно быстро смонтировать и снять. Управление навесными орудиями производится с помощью гидравлической системы. Обычно значительная часть узлов и деталей самоходного шасси унифицирована с близким по характеристикам колесным универсально-пропашным трактором.

Фильтрация масла производится полнопоточной реактивной масляной центрифугой. Охлаждение осуществляется воздухом, подаваемым осевым вентилятором. Пуск двигателя происходит с помощью электростартера мощностью 2,8 л. с., который питается от аккумуляторной батареи напряжением 12 В и емкостью 135 а.ч.

Для облегчения пуска применены свечи накаливания СН-150. Коробка передач трехвальная, с поперечно расположенными валами, но не имеет полного реверсирования передач. Обеспечивает семь передач переднего (из которых одна замедленная) и одну — заднего хода. Находится в общем картере трансмиссии. Изолированная от проникновения масла внутренняя полость корпуса трансмиссии является картером муфты сцепления, к которому консульно прикрепляется двигатель самоходного шасси.

Возможности Т-16

Открытое, без кабины и навеса, рабочее место тракториста расположено сзади, впереди на раме — крепление для дополнительного оборудования. Благодаря нестандартной компоновке самоходное шасси Т-16 может работать с разнообразнейшими сельскохозяйственными приспособлениями и агрегатами: плугом, пропашным культиватором, сеялкой, картофелекопалкой, окучником, грузовой самосвальной платформой, погрузчиками различных типов, мотопилой, грейдерной лопатой, щеткой для чистки дорог (устанавливается под рамой), экскаватором, компрессорной станциеи, стогометателем, сенокосилкой, опрыскивателем и др. На самоходных шасси Т-16 крепят передний ведущий мост и устанавливают механическую лебедку, тем самым увеличивая проходимость машины.

Модернизированный вариант Т-16М

В 1967 году провели модернизацию самоходного шасси, которое получило дизельный двигатель воздушного охлаждения мощностью 25 л. с., новую коробку передач и обозначение Т-16М, на нем уже устанавливалась каркасная кабина.

На тракторе Т-16М применена двойная муфта сцепления с совмещенным управлением. Муфта сцепления самоходного шасси имеет особенность, в ней накладки ведомого диска главной муфты сцепления имеют большую площадь и больший радиус трения, чем накладки ведомого диска муфты привода ВОМ (вала отбора мощности). Поэтому муфта привода ВОМ обладает повышенными предохранительными функциями против воздействия динамических нагрузок.

Центральная передача трактора Т-16М состоит из ведущей цилиндрической шестерни, закрепленной на вторичном валу коробки передач, и ведомой шестерни, напрессованной на корпус дифференциала. Корпус дифференциала вращается в двух подшипниках, закрепленных в стаканах, установленных в боковых расточках корпуса трансмиссии. Дифференциал самоходного шасси Т-16М -закрытого типа. Блокировка производится зубчатой торцовой муфтой.

Конечная передача трактора представляет собой одноступенчатые передачи, смонтированные в двух отдельных литых картерах, которые посредством промежуточных рукавов тормозов соединяются с корпусом заднего моста. Основные детали этих конечных передач взаимозаменяемы, за исключением картера и его штампованного поддона.

Тормоза трактора простые, ленточные, установлены в рукавах полуосей дифференциала. Полурамный остов самоходного шасси Т-16М образован литым корпусом центральной сварной трубчатой полурамой. На самоходном шасси двигатель в сборе с муфтой сцепления крепится к корпусу главной передачи, а полурама остается открытой грузовой самосвальной платформы. За счет применения колес увеличенного типоразмера возросла грузоподъемность.

Усовершенствованная модель Т-16МГ

С 1986 года приступили к выпуску модернизированного самоходного шасси Т-16МГ, на котором установлена полноценная кабина и улучшенный дизельный двигатель Д-21 А1, мощность оставили прежнюю — 25 л. с. Улучшения коснулись многих узлов и механизмов, выросла надежность трактора. Серьезное преимущество этого колесного трактора — его универсальность при использовании на различных грунтах, так как колеса не наносят больших повреждений земляному покрытию сельскохозяйственных угодий, в отличие от металлических гусениц. В 1995 году выпуск трактора Т-16 был прекращен.

Модификации

Кроме базового Т-16М, завод производил его специализированные модификации: Т-16ММЧ — для работы на чайных плантациях, Т-16МТ — низкоклиренсный, для работы в теплицах, Т-16МГ — с грузовой самосвальной платформой. Шасси Т-16М и его модификации предприятие выпускало вплоть до начала 1990-х годов.

Универсальный и неприхотливый

Многие фермеры и сельские жители признают, что трактор Т-16 — самый универсальный и полезный из всех тракторов небольшой мощности. Неприхотливый в использовании, удобный в ремонте и весьма надежный, трактор Т-16 завоевал всенародное признание и ласковые прозвища — «шассик», «дашечка», «попрошайка», «шайтан», «официант».

Сначала машину использовали для работы в овощеводстве, опрыскивания деревьев, перевозки небольших грузов в труднопроходимых местах. Также его применяли в малых строительных бригадах, для перевозки камней, песка, древесины, лебедок, пилорам, сварочных аппаратов и т. д. Затем он завоевал популярность и в других сферах: его стали применять автодорожные, коммунальные предприятия и организации, фермеры и сельские жители (в индивидуальном хозяйстве).

 

 

carakoom.com

Рабочее место оператора Т-16

На рабочем месте оператора самоходного шасси Т-16 расположены:

1 и 2 (рис. 99) — печали правого и левого тормозов;

3 — педаль включения стартера;

4 — рычаг фиксации тормозных педалей в нажатом состоянии;

5 — педаль блокировки дифференциала;

6 — педаль сцепления;

7 — ручной топливоподкачивающий насос;

8 — рычаг управления подачей топлива;

9 — рулевое колесо;

10 и 12 — рычаги управления распределителем гидросистемы;

11 — рычаг переключения передач;

13 — рычаг управления ВОМ;

14 — рычаг управления приводом насоса гидросистемы;

15 — рычаг управления декомпрессионным механизмом.

Рис. 99. Органы управления СШ Т-16.

Сиденье двухместное, мягкое (в каркас вложена пружинная подушка, обтянутая дерматином), к задним пружинящим полосам прикреплена спинка. Снизу под спинкой сиденья прикреплен предохраняющий оператора от излучаемого дизелем тепла щиток.

Крылья, установленные по обе стороны сиденья, предохраняют оператора от вращающихся колес, а также механизмы управления от грязи, сбрасываемой колесами при движении шасси. На левом крыле СШ двумя болтами прикреплен инструментальный ящик.

Дня защиты оператора от солнечных лучей предусмотрен легкосъемный тент.

Расположение органов управления и средств информации в кабине СШ Т-16М показано на рис. 100, где:

1 — рычаг управления распределителем гидросистемы;

2 — щиток приборов;

3 — указатель температуры масла; 

4 — амперметр;

5 — указатель давления масла в системе смазки дизеля;

6, 9, 11 — контрольные лампы;

7 — переключатель света фар;

8 — переключатель указателей поворота;

10 — контрольный элемент системы пуска дизеля;

12 — включатель свечи накалывания и стартера;

13 и 23 — рычаг и педаль управления подачей топлива:

14 — включатель габаритных огней;

15 — фонарь;

16- фара;

17 — вентилятор;

18 — стеклоочиститель;

19 — рулевое колесо;

20 — соединительная планки тормозных педалей;

21 и 22 – педали правого и левого тормозов;

24 — педаль блокировки дифференциала;

25 — включатель «массы»;

26 — рычаг фиксации тормозных педалей в нажатом состоянии;

27 — рычаг переключения передач;

28 — рычаг управления ВОМ;

29 — рычаг управления декомпрессионным механизмом;

30 — педали сцепления.

 

Рис. 100. Органы управления и средства информации СШ Т-16М.

См. также:  Неисправности гидросистемы трактора. ВОМ трактора Т-16.

www.traktor-t-16.ru

Технические характеристики трактора Т-16:устройство, модификация

Наверное, многие из нас, увидев устройство трактора Т-16, думали бы, что машина едет задом-наперёд. Детище тракторостроителей разработали на территории современной Украины, его производитель Харьковский тракторный завод. Машина изначально задумывалась, как самоходная, и предназначалась для проведения сельскохозяйственных работ, перевозки небольшого оборудования, а также, в качестве помощника коммунальным службам.

Трактор Т-16 с дополнительным оборудованием

На встроенном шасси, согласно руководству по эксплуатации трактора Т-16, можно было установить дополнительное оборудование для проведения междурядной обработки пахотных земель, в частности опрыскиватель и модифицированный культиватор. Технику можно использовать, в качестве оборудования для заготовки сена, кормов, с использованием косилки, бокового ВОМ и стогомета. Часто применяется, как небольшой самосвал и погрузочная техника.

Несмотря на небольшие габариты и заявленные технические характеристики трактор Т-16 был настоящим помощником крестьян, строителей и коммунальщиков. Из-за своей необычной формы, спецтехника получила второе наименование среди трактористов «Попрошайка», иногда можно встретить и название «Шассик».

История машины

В середине прошлого столетия, в 50-х годах, когда страна выходит из тяжёлого экономического состояния, пытаясь восстановить довоенный уровень производства, начинается изготовление и последующий выпуск серии ДСШ-14 на Харьковском тракторном заводе.

В 1956 году с конвейера сошёл первый пробный образец, но уже через 2 года было принято решение о запуске облегчённой версии ДСШ-14, которая имела модификацию ДСШ – 16. Вес машины уменьшился на 200 кг, и общая масса стала 1,47 тонн. Увеличился скоростной режим с 13,7 км/час до 17 км. Только в 1967 году произошло полное перевооружение старой модели, которой присвоили новый маркер Т-16.

Появился новый двигатель трактора Т-16, был внедрен двухцилиндровый дизель из расчёта 16 л.с. Масса стала 1, 43 тонны, грузоподъёмность техники 750 кг. Вырос скоростной режим до 19,5 км\час.

Общие технические параметры Т-16

Общие данные техпараметров машины, которые сохранились до настоящего времени:

НаименованиеЗначение
Применение марки двигателяД-16
Мощность16 л.с.
Транспортная скорость передвиженияОт 3,75 до 19,5 км.час
Габаритные данные (Д*Ш*В)3280*2500*2600 мм
Регулировка колеи передвиженияОт 1550 мм до 2000 мм
Общая масса1685 кг
Вес для платформы0,75 т
Просвет агротехнический560 мм
ВОМ, независимыйОт 533 мм

Обзор двигателя трактора

Комплектация характеризуется четырёхтактным четырёхцилиндровым мотором серии Д-16 с охлаждённым (воздушного типа) принципом функционирования. Главной его особенностью является применение предкамерного смесеобразования. Камера полностью запрессована в головку цилиндра, в форме специальной вставки. Сам цилиндр имеет отливку из чугуна и насчитывает порядка 17 рёбер. Для этого используется высококачественный чугун из специально разработанных легированных марок. Для фиксированного монтажа всех цилиндров на корпусе мотора применяется центровочный пояс.

Материалом для изготовления основной головки цилиндра служит серый чугун. Крепление к основой части производится при помощи 4- х шпилек. В качестве прокладки между головкой цилиндра и основным корпусом цилиндра служит медное кольцо.

Все поршни выполнены из высококачественной марки алюминиевого комплексного состава. Для того, чтобы увеличить объем камеры сгорания, а также для улучшения характеристик смесеобразования в корпусе цилиндра предусмотрено специальное технологическое углубление.

В комплектации имеется комбинированная система рабочей смазки деталей. К мотылевым и поршневым механизмам коленвала, рабочая масса ГСМ поступает под определенным давлением. Все оставшиеся части корпуса обрабатываются маслом методом разбрызгивания.

НазваниеЗначение
Общая мощность мотора16 л.с.
Номинальный оборот1750 об/мин
Диаметр цилиндра95 мм
Диаметр поршня хода125 мм
Расходная часть топлива272 г/ КВт.ч
Тип охлаждениявоздушный
Тяговая группа (класс)0,6 Т

Пусковой режим осуществляется электростартёрным методом прямо из кабины оператора. Для облегчения пуска установлен модифицированный декомпрессор.

О коробке передачи для серии Т-16

Как работает и устроена коробка передач трактора Т-16? Техника имеет восьмиступенчатую коробку, т.е. 7 скоростей в режиме вперёд, 1 скорость для обратного хода. Общая схема коробки передач трактора Т-16 имеет механический принцип. Она признана наиболее компактной при комплектации машины, и позволяет использовать встроенные цилиндрические конструкционные шестерни при осуществлении передачи вращения по дифференциалу.

Рабочий крутящий момент осуществляет передачу на КПП от установленной силовой установки и при помощи встроенной конической шестерни на главном валу сцепления. Специальный встроенный рабочий и многофункциональный механизм блокировки, с учетом схемы электропроводки трактора Т-16, исключает любое переключение скоростей, при этом допускается использование при не выключенном сцеплении.

Машина имеет автономный независимый вал отбора мощностей (ВОМ), который закреплен в левой части на корпусе главной передачи. Фиксированная регулировка сцепления трактора Т-16 заставляет вращаться вал с предустановленной скоростью – около 533 об/мин. Работа ВОМ, согласно техрегламента, осуществляется от встроенного вала, который одновременно приводит в движение и муфту сцепления трактора Т-16.

Ходовая часть и режим управления машиной

В принципиальной схеме по руководству можно узнать, не только как регулировать сцепление в тракторе Т-16, но и подробное описание всей ходовой части машины. В комплектацию входят – рама, конструкционные части мостов переднего и заднего колеса. Рама служит для монтажных целей, для крепления различного рабочего навесного оборудования. Жёсткая конструкционная сварная часть из труб несёт на себе определённую нагрузку при монтаже оборудования. На раме установлены продольные трубы, а также поперечные элементы передних и задних брусьев, предназначенные для соединения трубной части рамы.

Т-16 на сельхозработах

В переднем брусе предусмотрено специальное отверстие, которое используют для запрессовки двух втулок, применяемых в качестве опоры для оси качения моста. Конструкция переднего моста состоит из балансира и двух кулачковых поворотных деталей, встроенных в конструкцию. Задняя конструкция моста является ведущей.

Колеса для механизма заднего ведущего моста и диск сцепления трактора Т-16 изготовлены из качественного профилированного металлического обода, а также используются шины, работающие в режиме низкого давления. По внутренней части обода равномерно приварены надежные стойки, к которым при помощи 6 болтов крепятся дисковые фрагменты колес. На установленную ступицу, при помощи болтов, фиксируются как передние, так и задние колёса.

Техническое обслуживание машины несложно. Самой проблемной частью является обеспечение хорошего сцепления протектора с поверхностью грунта. В данном случае необходимо строго соблюдать последовательность монтажных работ. Стрелка на рабочих покрышках трактора должна быть установлена строго вперёд по ходу перемещения ТС, иначе сцепление с грунтом будет плохим.

Дополнительно о тракторе

Машина имеет уникальные характеристики рулевого управления, системы гидравлики и комплектации навесным оборудованием. В технической части руководства по эксплуатации уделяется внимание данным параметрам. Это помогает облегчить рабочий процесс при проведения сельскохозяйственных или иных работ.

Работа системы гидравлики Т-16

Модификации

Выпуск трактора осуществлялся с 1961 по 1967 год. На рынке были предложены две модификации:

  • Т-16М. Модифицированный и улучшенный мотор 25 л.с. Увеличена скорость передвижения до 23 км/час. Масса машины – 1810 кг. Появилась обновлённая каркасная и тентованная кабина с дверьми.
  • Т-16МГ. Выпуск этой серии начался в 1986 году. Пришлось снова вернуться к прежнему внешнему виду техники. При этом была увеличена транспортная скорость до 40 км\час. производство прекратилось в 1995 году после экономического кризиса.
Вывод

Благодаря небольшой манёвренности и малогабаритности, машина получила высокую оценку сельхозпроизводителей. Большой выбор навесного оборудования позволяет использовать технику для различных сельскохозяйственных работ. Техническое обслуживание простое, ремонтопригодность доступная. После того, как прекратился выпуск машины, многие заводы до сих пор продолжают изготавливать запчасти для Т-16.

Т-16 на весенне-полевых работах

Марина

Дата публикации:

Февраль 25, 2018

Рейтинг статьи:

Загрузка…

Понравилась статья?

Поделиться статьей


похожие статьи

ospetstehniki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *